Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
18 мая 2018, 13:23 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: "Нет и не может быть согласия между Христом и Велиаром". Доктор филологических наук монахиня Александра (Спектор) (Леснинский монастырь) о новом романе Евгения Водолазкина "Авиатор"


Очень благодарна за молитвы! Выступление на конференции в Кракове "Знаковые имена русской литературы: Евгений Водолазкин" прошло удачно: задавали много вопросов и подходили выразить согласие.

Название моего сообщения - «Тема национального гражданского примирения в Авиаторе: христианский подход».

Текст: Усилия автора создать христианский подтекст очевидны, и мне остаётся только прокомментировать их. Другое дело - тема национального гражданского примирения, её наличие в романе нужно доказать, и я приведу свои аргументы. Имеет ли эта тема в Авиаторе христианское решение? Ответ на этот вопрос – цель моего сообщения.

Назову некоторые способы создания христианского подтекста в романе. Главный герой не однажды заявляет о своей любви к Церкви и оперирует терминами православного богослужения (напрестольное Евангелие, Покаянный канон), терминами церковного быта (целую икону, стояла у Спаса) и терминами богословия (воскресение, искушение, целомудрие). Дневник своих воспоминаний главный герой ведёт не по числам, а по дням недели, что соответствует церковному богослужебному кругу; а во второй части романа этот дневник ведут уже три героя, как бы три «евангелиста». Вообще евангельских аллюзий в романе много; из них самой важной для темы национального примирения является оппозиция закона и благодати.

Эта оппозиция, помимо собственно церковных текстов (Послания Ап. Павла), известна в русской православной традиции в произведениях русских церковных писателей, например, святителя Илариона (+1055), митрополита Киевского. Судя по терминам - справедливость vs. милость/любовь, - которыми Водолазкин пользуется в разработке этой оппозиции, он опирается на самое известное произведение святителя - Слово о Законе и Благодати (между 1037 и 1050), где речь идёт о предпочтении милосердия закону, что отличает новозаветный мир от ветхозаветного. Именно в этом, евангельском, смысле, решается главная духовная проблема романа – вопрос о личном покаянии и прощении личных врагов. Тут надо, видимо, напомнить сюжет.

Иннокентий Петрович Платонов, ровесник ХХ века, замороженный в секретной лаборатории на Соловках в начале 1930-х, разморожен в 1999 году. На Соловки он попал по двум обвинениям: за участие в контрреволюционном заговоре и за убийство соседа по коммунальной квартире, пролетария Зарецкого. Новизна сюжета состоит в том, что соседа Платонов действительно убил. Убил он Зарецкого за то, что тот выдал НКВД профессора Петербургской Духовной Академии, Сергея Никифоровича Воронина, отца возлюбленной Платонова, тоже соседей. Почти сразу по разморозке Платонов требует Покаянный канон преп. Андрея Критского, несколько раз читает этот Канон, кается в содеянном на исповеди и даже ходит на могилу Зарецкого просить у него прощения. Всё это вполне по-христиански, но есть вещь, которая обескураживает православного читателя, – изначальный толчок к убийству: «Но ведь не общественные условия на профессора стучали, а Зарецкий. Значит, он совершил преступление, и то, что его тюкнули по голове, оказалось наказанием. Справедливым, подчеркиваю, наказанием злодея» (С. 343). Перед нами один из многих в романе примеров смешения христианской нравственности с безнравственностью в характере Платонова. Приведу ещё один пример – понятие о целомудрии. Иннокентий гордится своим целомудрием потому, что не вступает в брачные отношения со своей возлюбленной до церковного освящения брака. Тем не менее, себя он с удивительной лёгкостью лишает девственности в обществе эмансипатки, а позже без всяких угрызений совести отправляется в квартал продажной любви. На мой взгляд, о целомудрии тут не может быть и речи. А «справедливое наказание злодея» – это проявление не христианской, а революционной, большевицкой «морали», которая гласит: советский гражданин вправе и даже должен убить всякого, кого он сочтёт предателем (например, Михаил Шолохов. Судьба человека. 1956-57). Тем не менее, в дальнейшем процесс личного покаяния Платонова проходит вполне достойно. Водолазкин находит здесь убедительный символ Господней награды за покаяние – к Платонову возвращается его творческий дар, и он пишет портрет жертвы в её истинном облике, глубоком и вдохновенном, задуманном Провидением. Возвращение таланта – награда и за прощение врага, каковым Платонов считает Зарецкого.

Помимо предателя Зарецкого, Платонов прощает и другого своего врага тех лет – соловецкого палача Дмитрия Валентиновича Воронина, при встрече с ним, дожившим до 1999 года. Прощает, несмотря на отказ Воронина покаяться в содеянных преступлениях. Нет никаких претензий к этому поступку Платонова, пока речь идёт о его личных отношениях с Ворониным, которые завершились бы на этой достойной ноте, если бы на сцену не вышел Авиатор Платонов. А он берёт на себя в романе добровольные функции широкого охвата действительности сверху, из иных сфер, и объявляет палача Воронина «не столько преступником, сколько свидетелем»: «И нет между нами ненависти. Появляется – да-да! – что-то вроде солидарности. ... Из нашего времени – только мы вдвоём» (С. 364). То есть – дело давнее, вы, нынешние, нас не поймёте, так что оставьте споры - нет больше разницы между палачом и жертвой. Мысль о том, что палачи и жертвы времён большевизма не были столь различны до революции, а стали таковыми в процессе террора, выражена в сравнении Платоновым двух фотографических портретов: палача Дмитрия Воронина и жертвы – профессора Сергея Воронина. Платонов не находит в портретах той разницы, какая проявилась в жизни, и говорит о палаче: «Хотелось бы, чтобы он был со скошенным лбом и изо рта – клыки. ... Так нет же: лоб высок, черты правильные» (С. 360) Здесь автор подтверждает то, о чём читатель уже догадывался: одна и та же фамилия дана «столь разным сущностям», по словам Платонова, чтобы сделать вывод: «Получается, что Воронин может быть и таким, и таким» (Там же). То есть «широк человек», особенно русский, любой из нас объединяет в себе противоположные полюсы человеческой натуры, так что в гражданской войне виноваты обе стороны, давайте уже наконец мириться.

Настойчивые призывы к национальному гражданскому примирению нередки в заявлениях и поступках нынешних российских правителей, что совершенно не удивляет – им совсем не нужна память народа о преступлениях тех лет. Удивляет и даже поражает другое – эти призывы мы слышим и от представителей белой эмиграции. Широко известно, например, заявление недавно скончавшегося князя Димитрия Романовича Романова: «Мой брат князь Николай Романович очень точно назвал прощание с царской семьей актом "взаимного покаяния и прощения". ... Россия может поставить точку в драме, разделившей почти столетие назад общество на белых и красных. Прошлое нельзя переменить, и петербургская церемония предназначена не для того, чтобы судить "за" и "против". Она поможет объединить всех россиян, чтобы идти вперед».

То, что я обращаюсь тут к белой эмиграции, – не уход от анализа Авиатора. В романе Водолазкина белая эмиграция, причём непримиримая белая эмиграция, присутствует весьма заметно. Речь Платонова отличается от современной русской примерно тем же, чем отличается речь старых эмигрантов: интонацией, произношением и употреблением некоторых слов. «Аэроплан», «автомобиль» и «инфлюэнца» - это и сегодня можно услышать в среде старой эмиграции. Есть и другие намёки, на которые у меня, к сожалению, нет времени. Скажу о главном. Оредежь и Сиверская – эти названия навсегда связаны в нашем сознании с «хроникой утраченного рая» Владимира Набокова (1899-1977), например, в его романе Другие берега (1953) и некоторых стихах: «Прелестная пора» (1926), «С серого севера...» (1967) и «К кн. Качурину» (1947). Набоков, один из наиболее известных русских беженцев от большевиков, рассказал нам, пережившим пионерские лагеря, о счастье детства в царской России. Иннокентий Платонов вспоминает то же самое: солнечные пятна на дорожке, покой и тишину, чтение вслух, семейные чаепития и беседы. Тот факт, что Платонов, выходец из семьи среднего достатка, рассказывает точно о том же, что и выросший в роскоши Набоков, - замечательная находка Водолазкина, ибо свидетельствует, вопреки советской пропаганде, о счастливой жизни разных слоёв общества в дореволюционной России. Кроме того, слова Оредежь и Сиверская – напоминание об особой форме патриотизма Набокова – о его полном неприятии советской власти и невозможности примириться с ней.

И вот сегодня Авиатор Платонов и видные представители белой эмиграции говорят о необходимости примирения бывших врагов, потому что считают, что борьба белых с красными - дела давно минувших дней. А это не так. Борьба не кончена. Отечество наше по-прежнему в руках врага. Тут надо принять во внимание, что понятие «враг» в христианстве существует в разных формах. Святитель Филарет Московский (+1867), например, учил: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших». Враги нашего Отечества - это захватившие власть в 1917 году большевики и нынешние их последователи. У нас есть герои, которые противостоят этим врагам. Патриоты Борис Немцов, Анна Политковская и Александр Литвиненко стали жертвами нынешних палачей, потому что разоблачали их преступления. Патриот Юрий Дмитриев едва не стал такой жертвой. И у врага есть свои герои: убийцы и мучители Моторола и Гиви; Игорь Гиркин, приказавший сбить пассажирский лайнер в небе Украины; авиатор Роман Филиппов, поднявшийся в чужое небо бомбить чужих детей.

Главная же неправда идеи примирения белых с красными – это отказ от евангельского различения добра и зла. «Что общего у света и тьмы? Какое согласие между Христом и Велиаром?» - говорит Апостол Павел во 2 Послании Коринфянам (6:14,15). Иероним Стридонский (+419 или 420) комментирует эти строчки так: «Не могут быть в одном человеке две любви, противоречащие друг другу. Как нет и не может быть согласия между Христом и Велиаром, так не может быть, чтобы одна душа любила и добро, и зло ... Не можете вы любить добро, если вы не ненавидите зло».

Столетнее противостояние белых и красных – это противостояние добра и зла. На протяжении романа Водолазкин последовательно противопоставлял старый, дореволюционный мир миру новому, революционному в чётких оппозициях: гармония - хаос, счастье – горе, любовь – ненависть, нежность - насилие, исцеление – убийство. А это и есть противопоставление добра злу. Но ближе к финалу автор, как он не раз поступал в романе, сменил свою позицию с христианской на иную: речь зашла о примирении представителей старого и нового мира, то есть о примирении добра со злом. А это не христианство.

Благодарю за внимание.

БЛОГ МОНАХИНИ АЛЕКСАНДРЫ СПЕКТОР, 17 мая 2018 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит видео информацию23 июня 2018, 23:33  
ВИДЕО: Последняя попытка. Начало и итоги встречи 4 митрополитов УПЦ МП и миллиардера Вадима Новинского с Патриархом Варфоломеем. Стамбул, 23 июня
Материал содержит иллюстрации23 июня 2018, 15:12  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Що таке Українська Помісна Церква і які процеси зараз відбуваються задля її створення
23 июня 2018, 14:18  
На заседании 25-й генассамблеи МАП в Афинах делегация Госдумы РФ будет обсуждать "проблемы единства православного мира и противостояния попыткам его раскола"
23 июня 2018, 13:39  
Глава одного из комитетов Госдумы РФ выдвинут кандидатом на пост президента генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 июня 2018, 20:28  
МЫСЛИ: Епископ Иов (Коновалюк). БЛАГОДАТЬ «РАСКОЛА». Как Сербский патриархат признал апостольское преемство «сербских раскольников», полученное ими от «украинских раскольников»
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 июня 2018, 20:10  
ФОТО ДНЯ: "Национальная идея" в лицах
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 18:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Первая пресс-конференция митрополита Псковского Тихона – главное
22 июня 2018, 18:22  
Полиция Баку расследует изнасилование девочки в местном храме РПЦ МП
22 июня 2018, 17:53  
Представители РПЦ МП в Орловской области ополчились на "неоязыческую" песочницу в парке и его создателя-"славянина"
22 июня 2018, 17:21  
Жители Элекмонара на Алтае протестуют против строительства храма РПЦ МП в парке бывшего санатория
22 июня 2018, 16:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: Экс-директор ЦРУ рассказал о ситуации в Украине. "Так могла бы называться провокационная статья, посвящённая отчету Госдепартамента США о религиозной свободе в мире"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 16:30  
К 100-летию расстрела царской семьи пройдет фотовыставка в Новой Зеландии
22 июня 2018, 16:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Украинская автокефалия: активность украинской дипломатии
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 16:00  
«Украина не должна церковно подчиняться первому иерарху страны-завоевателя», - член Синода Грузинской патриархии поддержал независимость Украинской Церкви от Москвы
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 15:42  
Ради обсуждения "украинского церковного вопроса" делегация Константинопольского патриархата посетила Антиохийского Патриарха
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 14:58  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кай и Герда: русская версия. "Сегодня ни одна антология русской духовной поэзии не выходит без стихотворений Александра Солодовникова"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 14:39  
Сотрудник государственного предприятия в Пензе рассказал, что их заставляют "жертвовать" на строительство храма РПЦ МП
22 июня 2018, 14:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Слова Путина и реальность не сходятся». "Если в каждом вузе откроют кафедры теологии, как раньше везде были кафедры научного коммунизма, - вред начнет ощущаться"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 13:49  
На руководителей общины баптистов в Зауралье заведены административные дела
22 июня 2018, 13:36  
ДОКУМЕНТ: "Мир вновь оказался на пороге глобальной войны". Поздравление Патриарха РПЦ МП Кирилла (Гундяева) Всемирному совету Церквей с 70-летием со дня основания, 21 июня 2018 г.
22 июня 2018, 12:57  
РПЦ МП не станет принимать участия в дискуссии по изменению пенсионного законодательства в РФ, заявил пресс-секретарь Патриарха
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации21 июня 2018, 21:58  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Архиєпископ УАПЦ (Соборноправної) Григорій (Огійчук) на сербському святі в Нью-Йорку, 1966 р.
21 июня 2018, 18:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пропагандистская война против получения Украиной Томоса. Профессор Олександр Саган разбивает пять московских тезисов
21 июня 2018, 18:13  
Папа Римский вновь раскритиковал миграционную политику Трампа
21 июня 2018, 17:52  
Официальное православие объединяет во Франции 273 прихода - свежая церковная статистика
21 июня 2018, 17:39  
Католический священник из Онтарио утверждает, что Папа Франциск приносит украинских греко-католиков в жертву ради сближения с РПЦ МП
21 июня 2018, 15:53  
Должницу из Прикамья, не оплатившую вовремя штраф, отправили отбывать наказание в местный храм РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:26  
Девять зданий, входящих в ансамбль Зачатьевского монастыря в Москве, переданы в собственность Московского патриархата
21 июня 2018, 15:16  
К 100-летию убийства царской семьи на месте ее гибели в Екатеринбурге реконструирован мемориальный алтарь
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ростислав Павленко: «Справедливость в отношении православия в Украине будет восстановлена». Интервью со спецпредставителем президента Украины по религиозным вопросам
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 13:26  
"Болгарский Патриарх не выступал против украинской автокефалии", - посетивший Патриарха Неофита представитель президента Украины опроверг сообщение УНИАН
21 июня 2018, 13:12  
"Болгарская Православная Церковь не поддержала создание автокефальной Украинской Церкви", - утверждает одно из крупнейших украинских информагентств
21 июня 2018, 12:41  
"Эта позиция полностью соответствует Закону Божьему и Конституции", - секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины раскритиковал нападки ЛГБТ-сообщества на его супругу
21 июня 2018, 12:01  
"Ситуация вызывает ассоциации с советским периодом", - СПЧ обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность уголовного преследования в России Свидетелей Иеговы


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования