Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
15 мая 2018, 23:30 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Исламский богослов и публицист, член ОП РТ РУСТАМ БАТРОВ: «Я не реформатор, я фундаменталист». Диалог «коранита» и «авраамического монотеиста» о «реформе ислама» и Традиции в религии


«Портал-Credo.Ru»: Рустам-хазрат, Ваша деятельность, как деятельность и выступления ряда Ваших единомышленников, некоторыми официальными представителями мусульманского духовенства России характеризуется как появление некоей «секты коранитов». Что Вы можете на это ответить?

Рустам Батров: Ну, вообще-то я себя так не позиционирую. Этот вопрос, скорее, надо задать тем, кто использует подобную терминологию и применяет ее по отношению ко мне и моим коллегам. Насколько мне известно, в совместном «антисектантском» заявлении мусульманских религиозных деятелей понятия «коранизма» не было, а раз понятия не определены, то вести какую-либо беседу или дискуссию сложно. В моем представлении «кораниты» - это «ахль-уль-Куран» («люди Корана»). В этом смысле все мусульмане – «люди Корана», поскольку следуют ему, и поэтому подобная «борьба с коранитами» представляет собой оскорбление всех мусульман. Если же они понимают под «коранитами» тех, кто отрицает Сунну (мусульманское "священное предание", содержащее высказывания Пророка и повествования о его поступках), то я ее не отрицаю. Они, видимо, плохо читают мои статьи и работы. Я веду речь о том, чтобы избавить ислам и наше наследие от ложно приписываемых Пророку идей, от псевдохадисов и псевдосунны.

- Но некоторые Ваши публикации воспринимались именно как шаги к отказу от Сунны…

- Это старый прием – навешивать ярлыки. Давайте вспомним Абу Ханифу (702-767) (мусульманский ученый, автор сборников хадисов и разрабочик методики использования их как источника права. Положил основу первого мазхаба - богословско-правовой системы, получившей впоследствии его имя). Его обвиняли в том, что он заявлял о сотворенности Корана и т.д. Это удобный способ нейтрализации оппонента – навесить на него ярлык, вместе с этим ярлыком приписать ему некие понятия, концепцию, а потом бороться с этой концепцией. Но гораздо сложнее прислушаться, о чем мы говорим, на какие проблемы обращаем внимание. Наши оппоненты не вдумываются и не вчитываются в то, что мы говорим. Они навесили на нас ярлык, а потом говорят: «Давайте будем с ними бороться». Но проблема не так проста, как они хотят ее видеть.

- Тогда что в Вашем понимании есть Сунна? Какой Вы ее видите?

- Пророк нам рассказывал и показывал, как нужно воплощать Коран в свою жизнь. Это невозможно отрицать, невозможно ставить под сомнение. В то же самое время, поскольку Коран фиксировался сразу во времена Пророка, не все люди были готовы принять ту величайшую революцию гуманизма, которую ознаменовал собой приход Мухаммада. Не все были готовы к работе над собой и к изменениям общества. Поэтому, если Пророк был реформатором арабского джахилийского (языческого) общества, то позднее наступила контрреформация, и в итоге часть людей пытается вернуть в ислам то, от чего он отказался. Как это сделать? Они попытались сделать это, приписав Пророку те или иные дела или поступки. Под прикрытием хадисов они частично возвращают в ислам то, от чего он отказался. Ярчайший пример – отказ от смертной казни. В Коране ничего не сказано о ней, нет ни слова о том, что нужно казнить вероотступников и инакомыслящих. Точно так же ничего не сказано о казни блудников и прелюбодеев. Тем не менее, в шариате существует смертная казнь минимум за три вида преступлений.

- В Сунне можно, что называется, «отделить мух от котлет» - те хадисы, что соответствуют Корану, и те, что ему не соответствует. Кстати, соответствие предания Корану является главным критерием достоверности сунны у шиитов, но не у суннитов. У последних существует цепочка передатчиков хадиса, критерий доверия к ним - в общем, все достаточно субъективно.

- Да, это вопрос методологический, и здесь можно наговорить на целую монографию. Главный же критерий простой: ну не может Пророк противоречить Корану, а исламское право - противоречить Пророку. Значит, если нам в Коране Аллах Всевышний говорит прямо и четко «прелюбодейку и прелюбодея секите сотней ударов», то получается, что когда за такое преступление убивают, Коран являет нам пример величайшего милосердия даже к таким великим грешникам. Почему же появляется норма побивать их камнями? В Сунне подобное положение «шито белыми нитками». Говорится, что в городе Пророка Медине никто подобных вещей не совершал, но вот приехали некие люди и совершили «зинА» (прелюбодеяние), и Пророк их наказал. Но ведь тогдашняя Медина была большой деревней, где все на виду, и если кто-то из жителей был обвинен в подобном, то сразу же встал бы его родственник и сказал: «Почему вы черните мой род?» А разве не смешны утверждения о том, что, дескать, сахабы (сподвижники Пророка) «потеряли» аят, в котором говорилось о каре за прелюбодеяние. Ведь это были люди, знавшие Коран наизусть. Или что коза или другое животное съело этот текст. Смешно, но ведь и такое мы встречаем в хадисах. То есть источника нет, но правовая норма сохранилась. И когда нам в «сахихах» (сборниках хадисов) говорят, что побивание камнями есть у обезьян, значит и мы так должны делать?

Мы видим и противоречия хадисов с другими аятами Корана. Например, в Коране говорится о том, что рабу полагается половина наказания свободного. Значит если свободному полагается, скажем 100 ударов, то рабу – 50. А от смертной казни, какая может быть половина? То есть уже пошли нестыковки. Поэтому кажется, что любому здравомыслящему понятно: Сунна никак не может противоречить Корану. Это первый критерий.

Или вот такой пример. Во всех мазхабах (богословско-правовых сводах) написано, что вероотступника или инакомыслящего нужно убивать. Извините, а Пророк кого-нибудь убил? А ведь говорят, что так называемые «кораниты» будто бы отрицают пример личности Пророка. В жизни Пророк никого не казнил за вероотступничество. Были, конечно, случаи, когда вероотступничество сопровождалось уголовным преступлением. Например, один человек совершил убийство, и его казнили за это. А вот, например, некий старик принял ислам, в ту же ночь заболел и решил, что его старые божества на него разгневались. Утром он пришел к Пророку и сказал, что отказывается от ислама. А Пророк… отпускает его с миром.

Итак, если Пророк никогда ничего подобного не делал, откуда в исламе, в хадисах появляются определенные нормы?

- А кто-нибудь исследовал исторический путь появления хадисов? Какую часть их составляет, скажем так, не совсем аутентичное предание?

- Дело не в аутентичности. Я не призываю бороться с историческими формами ислама. Есть, например, «кораниты», жестко отвергающие все то, чего нет в Коране. Например, в нем нет упоминания о хиджабе. Значит, мы должны от этого отказаться? Я не думаю, что надо отказываться от того, что уже стало органичной частью нашей традиции. Будучи заместителем муфтия Татарстана и членом Общественной палаты Республики, я добился того, чтобы у нас не было тех проблем, которые были, например, у мордовских татар (в Мордовии в сельских школах пытались запретить ношение хиджаба). Все, что касается хиджаба, пятикратной молитвы – неприкосновенно, даже если что-то было привнесено позднее «бабайскими» (дедовскими) сказками или недостоверными хадисами, но органично вошло в нашу культуру и наш менталитет. Поэтому моя задача не отделять «неаутентичную» Сунну от «аутентичной», это не самоцель. Ведь когда мы делаем пятикратный намаз, мы поступаем так потому, что это делали наши предки и гордимся этим. Традиция – это ведь способ поддержания религиозной веры и религиозной практики.

Проблема начинается тогда, когда позднее привнесенные в ислам вещи начинают вредить мусульманам. Например, когда говорят, что за несовершение намаза надо убивать. А ведь и у нас в России выходят подобные книги. И тогда мы протестуем: «На основании чего делаются такие выводы?» И показываем, что хадис неаутнетичен. Здесь мы применяем методологию отсечения достоверных хадисов от недостоверных. Но это не является самоцелью. Не надо разрушать ислам, его традицию. Однако если в эту традицию оказывается «вмонтированным» нечто, оборачивающееся против нас, например, оправдание терроризма, экстремизма, то здесь мы должны быть принципиальными и сказать: «В Коране этого нет, в подлинной Сунне этого нет. И этого не должно быть в нашей жизни».

- Тем не менее, в ходе прошлогодней дискуссии, которую во многом Вы инициировали, молодой подмосковный имам Арслан Садриев «оспорил» такие столпы ислама как закят и пятикратный намаз. Как Вы можете это прокомментировать?

- К сожалению, люди не всегда внимательно читают интернет. Арслан Садриев не оспорил пятикратный намаз. По факту, среди татар регулярно читают намаз три, максимум пять процентов верующих, это общеизвестный факт. И Арслан задумался над вопросом: а как нам привлечь оставшиеся 95-97 % людей к религиозной практике с тем, чтобы они обрели в своей жизни Бога через практику. У него ведь кандидатская диссертация написана на тему что-то типа «Влияние Сунны на культуру мусульман Поволжья». И он утверждает, что у ранних мусульман, как и у других традиционных обществу, жизнь была построена по движению солнца. Электричества не было, и жизни в темное время суток - тоже. Вставали с восходом солнца, затем, когда светило было в зените, становилось невозможным работать - уходили домой, затем опять возвращались к работе. Словом, жизнь их строилась в ритме солнца. И Арслан задался вопросом: естественно ли, что намазы «вмонтированы» не в движение солнца, в естественный человеческий ритм жизни? И он сказал, что не надо отказываться от пяти намазов, кто их так читал, пусть читает и дальше. А что делать остальным, которые, скажем откровенно, намаза не читают? Пусть они как встали с постели, предположим, в семь утра (а не в три ночи), прочитают первый намаз, в обеденный перерыв - другой и перед сном – последний. То есть он поступил бы, как делал Пророк, вставляя намаз в свой реальный, жизненный график. Ведь у арабов жизненный график был жестко привязан к солнцу, а мы, благодаря новым технологиям, от солнца свободны, можем вести активную жизнь в любое время суток. И Арслан честно искал то, как привлечь как можно больше людей читать намаз, пусть они даже будут делать не в то время, которое жестко предписано. Кто от этого проиграет? А в мечети, как принято, пусть и дальше продолжают читать намаз по движению солнца. Говорю Вам, его слова просто исковеркали.

Я повторю, что я не против традиции, традицию надо беречь, даже если она кажется в чем-то иррациональной, она несет в себе позитивный заряд. Мой любимый пример в этом смысле – рукопожатие. Когда ты подаешь открытую ладонь, то тем самым демонстрируешь, что в руке у тебя нет оружия, что не держишь камня за пазухой или кинжала за спиной. Да, может сегодня кто-то назовет это атавизмом, но в этом ничего плохого нет. Но если в традицию привнесены страшные вещи, например, оправдание браков даже не с половозрелыми детьми, зачем надо это тащить из средневековья в современность? Но, тем не менее, я вижу подобные утверждения в современных учебниках по фикху (исламскому праву).

У любой нации есть этнические интересы. И помимо главных идей – связь с Богом и т.д. - есть вещи более частные. Но если в Традицию с большой буквы привносится мракобесие - не важно, арабское, персидское или какое-либо еще, - мы должны давать этому отпор. 

Какое место в Ваших воззрениях занимает сугубо тюрко-татарская «джадидская» традиция, в частности идеи о всеобщем спасении, которые проповедовал известный татарский мыслитель Муса Бигиев (1873-1949)?

- Для меня главное, чтобы те, кто считает эту идею еретической, как и другие люди, не брали на себя прерогативу Аллаха Всевышнего обвинять других людей в ереси - тем более, убивать. Если ты не считаешь , что все спасутся - ради Бога, это твое личное дело. Проблема не в том, что мы верим во всеобщее спасение, а в том, что есть люди, считающие, что верящих во всеобщее спасение нужно изгнать из исламской уммы, и даже убить. 

- Но давайте рассуждать логически. Если существует всеобщее спасение, зачем нам тогда конфессиональная религия – ислам, христианство и далее по списку? 

- Лично мне близка идея всеобщего спасения, потому что я следую Корану и Сунне, а она из них вытекает. Я могу это доказать.

Попробуйте это сделать хотя бы схематично, в рамках интервью.

Коран не делает различия между пророками, он обязывает нас верить и в то, что было ниспослано Мухаммаду, и в то, что было ниспослано до него. В хадисах говорится: «Может ли мать бросить дитя в огонь? Нет. Так вот, Аллах еще более милостив, чем эта мать».

Есть и рациональные аргументы. В исламе нет христианской концепции изначальной трансформации природы человека. Люди рождаются чистыми и благими, и лишь потом совершают прегрешения, которые прилипают к человеку. Для мусульман ад - это место, где с тебя лишь соскабливают накипь греха. Человек все равно изначально чист. А идея первородного греха выражает субстанциональность зла. То есть, сколько ты это зло хоть огнем ни выжигай, все равно не получится.

В Коране есть упоминания о верующих, но согрешивших и вечно пребывающих в аду. Как это толковать? Говорят, что это «педагогический прием» Аллаха, подобно тому, как иногда стращают непослушных детей. 

Аргументов много, но я не хочу навязывать своего мнения. Если Вы считаете, что никто за пределами моей веры не спасется - что ж, считайте. Это ваша вера. Но если вы так считаете, у вас нет никакого права силой оружия и под страхом смерти заставлять других людей поступать и думать так, как вы. Допустите, что другие могут думать иначе. Вот почему я вижу одной из главных своих задач вернуть плюрализм в ислам. Пророк говорил о том, что в разнообразии мнений - благословение. Посмотрите, даже в рамках канонического суннитского ислама четыре мазхаба. 

Одна из причин сегодняшней стагнации исламского мира состоит в том, что мы в корне задушили плюрализм мнений, обвиняя всех подряд в неверии, запугивая и убивая. Ислам не нуждается в том, чтобы держать людей в страхе. Что это за религия такая, за отход от которой следует убивать? 

Я абсолютно уверен, что ислам - это тот светоч, на который люди сами слетятся как мотыльки. Не надо никого запугивать. Нужен плюрализм. Договоримся о минимуме, а в остальном пусть будет свобода мнений. Разве всеобщее спасение относится к столпам веры? Тогда почему мы называем верующих в это еретиками и безбожниками.

- Мне приходилось беседовать и брать интервью у Вашего коллеги и учителя д-ра Тауфика Ибрагима. Из его мыслей и высказываний у меня сложилась такая картина, что Пророк изначально не хотел создавать какую-то новую религию, его призванием было вернуть арабов из джахилийи к изначальному Единобожию, и лишь исторические обстоятельства привели к созданию отдельной религиозной культуры ислама. Что Вы об этом думаете? 

- Вообще-то Вы описали общеизвестную исламскую концепцию. Весь исламский мир говорит о том, что все пророки учили одной вере. Позднее это теоретическое положение перешло в практическую плоскость. Мы можем жениться на женщинах из других единобожных религий, есть их пищу и т.д. Они не приравниваются к кяфирам (неверующим в единого Бога). И даже хотя в Средние века произошел определенный отход от этой идеи, но особое отношение к «ахль уль-китаб» (людям Писания - иудеям и христианам) сохранилось на протяжении всей истории ислама. Единство веры иудеев, христиан и мусульман – это еще в начальных медресе проходят. Не надо здесь открывать что-либо новое или реформировать. 

Это исконное учение нашей религии, но люди часто забывают о таких достижениях исламской мысли.

Сейчас Вы уже не религиозный деятель, а научный сотрудник академии наук. Какие академические изыскания Вы планируете? Будут ли они связаны с реформационными процессами в исламе? 

- Повторюсь, я не реформатор, я, если хотите, фундаменталист. Многие преподносят нас как стремящихся подстроить ислам под западно-либеральные ценности. Мы говорим об исконном исламе, до которого западно-либеральному миру еще тянуться и тянуться в ценностном отношении. Надо вернуться к началам, вместо «реформ» вернуться к тому, что было раньше. Я думаю, что надо изучать жизнь и деятельность имама Абу Ханифы, жизнь и деятельность которого я давно изучаю, перевел с арабского многие его трактаты. Уже в его времена шли дискуссии о реформах, это, видимо, в природе людей - обсуждать подобные вопросы. Есть люди, живущие по духу закона, а есть живущие по его букве. Но и те, и другие нужны. Не нужно ни от чего отказываться. В каких-то вопросах лучше быть формальным. Ведь, когда ты людям объясняешь смысл закона, здесь надо быть больше философом, а когда справки для суда собираешь, то на первый план в человеке выходит формалист. Так и в исламе. Так и в исламе были две группы последователей Пророка, одна - «асхаб ур-райя» (последователи Мохаммада, бывшие сторонниками независимого недогматичного суждения), другая - «асхаб уль-хадис» (сторонники опоры на исламское "предание"), одни «хадисты» - традиционалисты, вторые -  рационалисты. Потом, к сожалению, победили «хадиситы», и в исламе, вместо гармоничного баланса произошел перекос в их сторону. Но все равно нужны какие-то формальные «столбики» для того, чтобы ислам не превратился в некое аморфное, иррациональное учение. 

То, что светские ученые видят в наших текстах что-то близкое им, меня радует. Но я не светский, а религиозный человек, выросший в семье верующих. Я занимаюсь религиозной деятельностью, я был имамом, проректором Казанского исламского университета, заместителем муфтия, поэтому когда мои оппоненты меня обвиняют в «светском» подходе к исламу, я категорически возражаю. Также возражаю, когда говорят, что «там-то и там-то» не надо ничего менять. Такая «музеефикация» ислама и есть, на самом деле, «светский подход», поскольку человек оказывается в чуждой ему духовной культуре и начинает сверхосторожничать. Я же, что называется, на «своей территории» и могу сформулировать идею о том, как «оно должно быть». Светский же человек этим не живет, он лишь пытается что-то для истории сохранить. Так он все воспринимает. Поэтому «как оно должно быть» - это утверждение верующего человека, наука так вопрос не ставит, это богословский вопрос.  

Сейчас я занимаюсь переводом сборника хадисов, восходящего к Абу Ханифе. Должен сказать, что хотя Абу Ханифа известен прежде всего как правовед (хотя за свою жизнь он не написал ни одного правоведческого трактата), он был также известен как богослов. И ему принадлежит идея насирджа, смысл которой – оставить наши разногласия на суд Божий. Он, конечно, имел в виду внутриисламские разногласия, но эту мысль вполне можно экстраполировать на межрелигиозную сферу.

- Намерены ли Вы продолжить Ваши изыскания и размышления в сравнительном ключе авраамических религий? Мы все веруем в единого Бога, но сегодня консерваторы и значительная часть обычных верующих это отрицает, считая, что у каждого свой отдельный Бог. Но чисто логически это означает, что либо единого Бога нет, либо большинство последователей всех трех «монотеистических» религий – непролазные еретики. Поэтому сегодня вопрос о внутреннем духовном единстве «авраамической триады» остро актуален. 

- Лично я за дружбу всех конфессий, но меня все же больше беспокоит будущее исламской уммы. Я хочу, чтобы все религии были дружны, и тем самым, вера сохранилась бы в нашей жизни. Но меня заботит, прежде всего, чтобы к исламу вернулось как можно больше моих соплеменников-татар и других мусульман, которые сейчас являются таковыми лишь формально. Но если такие проекты будут, я это, конечно, поддержу, хотя их локомотивом быть не собираюсь. 

Я считаю, что не надо сращивать религии в некую суперрелигию, я против этого. То, что мы разные, не значит, что мы не единое целое пред Аллахом. Ведь в священном Коране сказано: "О люди, Мы создали вас мужчинами и женщинами, народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга» (Коран 49:13).

Беседовал Валерий Емельянов,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 мая 2018, 21:17  
ФОТО ДНЯ: Юные ленинцы под Христом
22 мая 2018, 20:16  
Главного раввина Сибири депортируют из России
Материал содержит иллюстрации22 мая 2018, 18:33  
«Стахановские способы не помогли УПЦ МП собрать сотни тысяч писем против автокефалии», – заявил спикер УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря)
Материал содержит иллюстрации22 мая 2018, 18:15  
В Пензенской области главу исламской общины оштрафовали за хранение запрещенной в РФ книги "Слово о единстве"
Материал содержит иллюстрации22 мая 2018, 18:08  
БИБЛИОТЕКА: Владимир Мосс. Cергианство как экклесиологическая ересь. [богословие, история Церкви]
Материал содержит иллюстрации22 мая 2018, 17:38  
Наместник Псково-Печорского монастыря подал прошение об отставке в первый же день пребывания Тихона (Шевкунова) на новом месте
Материал содержит иллюстрации22 мая 2018, 17:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Почему я не в РПЦ [МП]? Да потому! Простые ответы на сложные вопросы: об экуменизме и другие. Часть 2.
22 мая 2018, 16:58  
Анкеты-протесты Патриарху Варфоломею против украинской автокефалии мог заполнять от имени мирян УПЦ МП любой человек в неограниченном количестве, свидетельствует "Религиозная правда"
Материал содержит иллюстрации22 мая 2018, 16:37  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Бродский не помещался в синагогу». В недавний юбилей Бродского было много дискуссий о его конфессиональной ориентации
22 мая 2018, 15:49  
"У Украины свой путь к Богу и он проходит не через Москву", - заявил Петр Порошенко на акции памяти жертв сталинских репрессий
22 мая 2018, 15:47  
Против задержанных в Оренбурге Свидетелей Иеговы возбуждено уголовное дело
22 мая 2018, 15:25  
Межрелигиозный совет России, возглавляемый главой РПЦ МП, принял заявление в связи с нападением на церковь в Грозном
Материал содержит иллюстрации22 мая 2018, 14:33  
РФ начинает консультации с США о возвращении библиотеки Любавичского ребе Шнеерсона
Материал содержит видео информацию22 мая 2018, 12:53  
ВИДЕО: "О прощании Самого Господа...". Прощальная проповедь Тихона (Шевкунова) в Сретенском монастыре на Лубянке, 20 мая
Материал содержит видео информацию22 мая 2018, 12:48  
ВИДЕО: "Трудности преодолеем!" Вступление митрополита Тихона (Шевкунова) на Псковскую кафедру, 21 мая
22 мая 2018, 12:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: Иностранных студентов высылают из России за участие в богослужении. Протест протестантского епископа Константина Бендаса
22 мая 2018, 12:29  
В Ханты-Мансийском автономном округе Росгвардия задержала около 50 мусульман, после чего к ним были применены пытки
22 мая 2018, 12:21  
Владимир Легойда поддержал исключение науки и высшего образования из ведения "православного министра-сергианина" Ольги Васильевой
Материал содержит видео информацию22 мая 2018, 12:12  
ВИДЕО: "Грудью на Содом". Полицейские растаскивают православных во главе со священниками Московского патриархата, которые пытаются воспрепятствовать маршу ЛГБТ в Кишиневе
21 мая 2018, 21:19  
Украинский профессор-религиовед заявила о возможности убийства Патриарха Варфоломея чтобы не допустить автокефалии Украинской Церкви
21 мая 2018, 20:08  
Настоятеля храма РПЦ МП в Калуге, избившего жену за отказ накормить его, оштрафовали на 5 тысяч рублей
21 мая 2018, 18:33  
Архиепископ УПЦ КП призвал президента РФ освободить украинских политзаключеннных, находящихся в российских тюрьмах и в Крыму
21 мая 2018, 18:19  
Секретарь Совета безопасности России призвал "жестко пресекать" вовлечение подростков в не одобренные государством религиозные группы и организации
Материал содержит иллюстрации21 мая 2018, 18:15  
В Москве по благословению первоиерарха РПЦЗ МП вышел 4-томник «Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв.»
21 мая 2018, 18:02  
УГКЦ и Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ(о) на месте Полтавской битвы освятили краеугольный камень будущего совместного храма
Материал содержит иллюстрации21 мая 2018, 17:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Почему я не в РПЦ [МП]? Да потому! Простые ответы на сложные вопросы: о сергианстве и другие. Часть 1.
21 мая 2018, 16:26  
Архиепископ УПЦ КП заявил о грубом нарушении в Крыму прав политзаключенного Владимира Балуха
21 мая 2018, 16:17  
Епархию Иерусалимского патриархата в Иордании впервые возглавит архиепископ палестинского происхождения
21 мая 2018, 14:48  
Бывший наместник Сретенского монастыря митрополит Тихон (Шевкунов) надеется на то, что ему позволят служить в нем "хотя бы раз в год"
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации21 мая 2018, 13:36  
Во Псков прибыл митрополит Тихон (Шевкунов)
Эксклюзивный материал21 мая 2018, 01:06  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): От кого (не) вознесся Христос. Слово на Вознесение Господне (04/17.05.2018)


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования