Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 апреля 2018, 18:08 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: «Кораниты» против «чалмоносцев». Для чего мусульманам нужна Сунна - анализ Валерия Емельянова


Прошлогодняя, потрясшая в информационном смысле российскую умму битва «коранитов» с «традиционалистами», вроде бы как немного поутихла и сейчас, если и продолжается, то в вялотекущем формате, хотя мы все и не застрахованы от ее новой вспышки. Сейчас, по прошествии некоторого времени, уже можно сделать некоторые выводы из этого сюжета.

Если бы автора этих строк спросили, за кого ты – за «коранитов», или за «традиционалистов» (они же в глазах «коранитов» «ваххабиты»), - то ответом было бы: я за позитивное решение возникшей проблемы. В самом деле «кораниты» и «традиционалисты» оказались весьма условными. «Кораниты» говорят, что никакие они не не «прогрессисты-нововведенцы», а очень даже традиционалисты и даже фундаменталисты, а из заявления, подписанного 67 «муфтиями», «имамами» и просто «религиозными деятелями», следует, что главная мотивация этих граждан состоит в том, чтобы из-за начавшейся дискуссии под ними не зашатались их «теплые» и насиженные места.

Что не понравилось? Прежде всего то, что так называемые «кораниты» повели дискуссию по серьезнейшему вопросу в медиа-формате, и она скоро просто перешла на «личности» и полемику типа «сам дурак!» Ну а очень многие «имамы» и «муфтии» в свете этой политики показали, что являются просто чалмоносными и зеленохалатными бюрократами от религии. Уже давно, кстати, подмечено, что многие отечественные «муфтии» за весь период своей деятельности не издали ни одной научно мотивированной фетвы. Возможно, многие из них даже слабо представляют, что это такое.

Тем не менее, состоявшаяся дискуссия представляется крайне важной. Ибо свидетельствует о том, что после советско-атеистического застоя российская умма динамично развивается и сталкивается порой с теми же ключевыми проблемами, что другие религии Единобожия пережили в различные исторические периоды. «Битва коранитов и традиционалистов» высветила наличие у нас архиважной проблема соотношения Писания и Предания и соотношения религиозной веры и философии.

Все религии Единобожия, идущие от Пророка Ибрагима, имеют Священное Писание и Священное Предание. Под первым следует понимать текст, который не просто является источником нашей веры, но и сакрален сам по себе, и сам процесс его чтения является частью богослужения, или, если брать ближе к исламским понятиям, богопоклонения. Предание же, как правило, возникает позже Откровения, зафиксированного в Писании, и содержит его историю и интепретации применительно к духовной практике и жизни людей в различные исторические эпохи. Правда, существует и существенная разница между исламом и предшествующими авраамическими религиями. У иудеев и христиан Писание и Предание частично собраны под обложкой одной книги. Места, аналогичные тому, что занимает в исламе Коран, у иудеев отданы Торе (Таурату), а у христиан - Евангелию (Инджилю), но эти книги наряду с аутентичным словом Бога содержат и элементы исторического повествования, то есть Предание.

Если посмотреть чуть шире, то в «еврейской» Библии мы увидим целые книги, посвященные исключительно историческим событиям, или такие, где рассказывается об историях пророков и одновременно записано слово Всевышнего, данное через них (эта Библия или Ветхий Завет по-еврейски обозначается аббревиатурой Танах, означающей Тору, «Небувим» (книги пророков) и «Хтубим» (исторические книги-хроники). В своде христианского Евангелия к чистому Преданию можно отнести «деяния» и «послания» апостолов. И только в исламе Писание и Предание четко разделены. Священный Коран содержит исключительно Слово Аллаха, а исторические, правовые и этические предписания собраны в Сунне, к которой можно отнести не только сборники хадисов, но Сиру (жизнеописание) Пророка. Более того, в исламе есть уникальная, детально разработанная наука о хадисах, которая включает в себя такие предметы, как «мусталах» – классификация хадисов по степени их достоверности, «ильм ар-риджаль» (биографии лиц, выступающих передатчиками хадисов), «иснад» (цепочки передач) и т.д. Примечательно, что схожую методологию впоследствии взяли на вооружение разведки, которые стараются опираться только на проверенные источники информации и обязательно перепроверяют один и тот же факт по разным независящем друг от друга каналам (как правило не менее трех).

Часто думается: наверное, неслучайно, по замыслу Аллаха Всевышнего уже во времена Пророка и праведных халифов Писание и Предание были четко разделены. Ведь тем самым указывалось на самостоятельную важность, а значит и необходимость для мусульман и Корана, и Сунны. Проблема соотношения Писания и Предания в истории религии всегда была причиной реформ и революции. Неприятие частью иудеев законнического Предания в виде Талмуда привело в IX веке к образованию секты караимов, отвергающих Талмуд и признающих только Ветхий Завет. Кстати, обратившиеся к иудаизму в те времена отдельные тюркские народы принимали его именно в караимском варианте. В христианстве этот вопрос чуть более 500 лет назад привел к реформации, ставшей настоящей религиозной революцией. Реформаторы в Европе, от Германии до Англии, выступили под лозунгом Solo Scriptura (Только Писание), отвергнув Предание в виде решений церковных соборов (аналог маджлис аш-шура для священнослужителей) и суждения пап и патриархов. Это существенно повлияло на нынешнюю религиозную карту мира. Сегодня среди двух миллиардов христиан около 50 % – католики, всего 12 % православных и целых 37 % – протестанты. Да что далеко ходить. В смысле историческом, в VII веке бесконечные дискуссии среди христиан, часто навязанные их патриархами и императорами, о соотношении божественного и человеческого в личности Исы бин Мириам, а среди иудеев - попытки выдать толкования Писания за само слово Божие, стали причиной глобальной «революции» в Единобожии, имя которой-Ислам…

Попробую теперь сформулировать собственную точку зрения, как историк и юрист по профессии и мусульманин по вероисповеданию. Сунну Пророка нужно сохранить в том виде, как она существует. Ведь ее задача широка, примеры из Сунны и более широко понятой религиозной традиции Ислама должны демонстрировать не только, как надо поступать и действовать, но так же и как поступать не следует, либо это невозможно в наше время. Как система права мусульманский фикх имеет «прецедентный характер» (подобно английскому праву), то есть решения в нем выносятся на основе ранее происшедших полностью или частично схожих случаев и юридических решений по ним. А для этого иметь под рукой нужно как можно больше информации, в том числе и практику «темного средневековье», сегодня многим кажущегося либо страшным, либо смешным. Например, всем известен хадис о том, как в мечеть Пророка зашел бедуин и помочился на ковер, а Пророк взял ведро воды и самолично смыл продукты жизнедеятельности злополучного кочевника. Если рассматривать этот хадис, как делают многие наши богословы, с точки зрения буквально логического подхода, то можно, например, прийти к выводам типа «какой был Пророк великий, что даже смог снизойти до такого» или «братья, мочиться в мечети можно, придет имам и по примеру Пророка, за нами уберет». Подобные выводы, равно как и буквалистский подход в чем-то имеют право на существование, но, как представляется, настоящие уроки Сунны могут быть получены только тогда, когда верующий пропускает ее содержание через всю глубину своего мышления, окружающую реальность и собственный жизненный опыт. И тогда даже из приведенного, весьма специфического хадиса, следует весьма серьезный и важный вывод – о том, что для мусульманина «тахарат» и соблюдение гигиены не просто «хорошая манера», но часть его поклонения Всевышнему, богослужения, если говорить языком, близким к христианскому.

О соотношении религии и философии мы поговорим в заключительной статье нашего мини-цикла. Там же сделаем и некоторые выводы.

Исмаил Валерий Емельянов,
"ИСЛАМНЬЮС", 10 апреля 2018 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации25 апреля 2018, 08:06  
АРХИВ: Схиигумения Евфимия: «Свобода веры в России закончилась». Интервью настоятельницы Ризоположенского монастыря РПАЦ в Суздале (+ 24 апреля 2018 г.), 2009 г.
Эксклюзивный материал24 апреля 2018, 22:15  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Демонтаж. Будущее РПЦ МП в свете последних украинских церковных событий
24 апреля 2018, 21:35  
Первым из иерархов УПЦ МП в поддержку провозглашения автокефалии единой Поместной Церкви в Украине высказался митрополит Александр (Драбинко)
24 апреля 2018, 21:23  
Правозащитный совет Петербурга выступил против религиозного неравенства, особенно заметного в РФ после принятия "законов Яровой"
24 апреля 2018, 21:16  
Кадыров назвал ЗАГС первым шагом к разрушению семьи и обосновал возможность многожёнства установлениями ислама
24 апреля 2018, 21:08  
Активист религии Свидетелей Иеговы арестован в Уфе
Эксклюзивный материал24 апреля 2018, 15:43  
МЫСЛИ: Сергей Бычков. СТРАСТИ ПО АВТОКЕФАЛИИ. Украинская Церковь получит автокефалию довольно скоро, но это не приведет к катастрофическим последствиям
24 апреля 2018, 15:24  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь единства и борьбы противоположностей. Борьба за автокефалию как фактор предвыборной борьбы в Украине
24 апреля 2018, 14:59  
Протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что Украинская Церковь получит автокефалию "в ураганном темпе"
24 апреля 2018, 14:55  
"Они пугаются, и это означает, что мы все правильно делаем", - президент Украины о "реакции России" на автокефалию Украинской Церкви
24 апреля 2018, 14:16  
Украинские Церкви при объединении могут воспользоваться опытом присоединения к Московскому патриархату Русской Зарубежной Церкви, считает религиовед Александр Саган
24 апреля 2018, 13:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Автокефальная УПЦ: кто против? "Проблема автокефалии – не сугубо церковная, хотя это утверждают митрополит Илларион, Патриарх Кирилл, митрополит Киевский Онуфрий"
Материал содержит иллюстрации24 апреля 2018, 13:08  
Священник РПЦ МП в Таганроге требует признать сказку о Буратино экстремистским произведением, оскорбляющим "чувства православных верующих"
24 апреля 2018, 12:30  
В Ватикане проходит очередное заседание Совета кардиналов, который рассмотрит принцип "отбора кандидатов на епископскую хиротонию"
24 апреля 2018, 11:12  
В Краснодаре прекращено уголовное дело в отношении поэта, написавшего стихотворение с "троллингом" атеистов
Материал является переводом24 апреля 2018, 11:07  
Президент Украины утверждает, что Патриарх Кирилл (Гундяев) не сможет наложить вето на решение Константинопольского патриархата об автокефалии Украинской Церкви
24 апреля 2018, 10:26  
ВИДЕО: Порошенко ставит на автокефалию. В двухчасовом ток-шоу президент Украины, его помощники и представители Церквей Украины обсудили все аспекты проблемы автокефалии Украинской Церкви


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования