Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
06 апреля 2018, 22:06 Распечатать

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Хлеб насущный. Слово на Великий Четверг (23.03/05.04.2018)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание Тайной Вечери – это главное из воспоминаний Великого Четверга, того самого дня, когда была установлена Евхаристия. Зачем была установлена Евхаристия? В Евангелии мы читаем: «Сие творите в Мое воспоминание». Что такое воспоминание?

Очень многие люди сегодня, даже некоторые из тех, кто именуют себя православными, считают, что воспоминание – это просто вспомнили. Вспомнили, поели символически – это такие поминки получаются. Конечно, православная Церковь никогда это не понимала как поминки. Но как же тогда понимала? — Как истинные Тело и Кровь Христовы.

Да, можно сказать, что Тело и Кровь Христовы являются символами, но только в особом смысле этого слова. В литургии Василия Великого как раз и называются святые Дары символами —вместообразными Тела и Крови, — потому что если в подлинном виде Плоть Христова была бы как тело и кровь, мы бы тогда не могли ее есть, и в некоторых чудесах тело Христово так и являлось для того, чтобы преодолеть чье-то неверие. Но обычно в Евхаристии Тело Христово является не в Своем природном виде, а в виде хлеба и вина. В этом смысле это символ.

Но, как сказал Максим Исповедник, тут Господь Бог Сам благоволил стать Своим символом. То есть Бог Сам с помощью Самого Себя, как в данном случае, когда речь идет о Евхаристии, Себя изображает в символе, поэтому это сама реальность Плоти Христовой.

Но зачем ради воспоминания этого нам причащаться Тела и Крови Христовой? На это отвечает православное Предание, и даже был целый Собор в ΧΙΙ веке, который говорит, что мы в литургии не просто повторяем и вспоминаем какие-то моменты, связанные с жертвой Христовой, как это могло бы быть в театре, символическом представлении – многие именно так понимают литургию, — а мы оказываемся реально в тот самый один единственный раз. Мы его не повторяем, потому что повторить его невозможно, мы его не изображаем символически, потому что это как раз возможно, но бессмысленно, потому что это не даст нам реального участия в Теле Христовом, а если здесь реально приносится Жертва Тела Христова, значит, мы в ней участвуем. Она совершена была один раз и навсегда, как сказано в Послании к Евреям, и мы именно в том самом единственном жертвоприношении участвуем.

Но тогда остается один последний и, может быть, самый главный вопрос: для чего это мне, для чего в моей жизни это нужно? Ведь для того, чтобы исправляться, мне нужно только мое собственное желание, подражать хорошим примерам, избегать плохих. А некоторые говорят нам, что это помогает сверхъестественно. Конечно, помогает, но не так, как могла бы помогать какая-нибудь магическая таблетка.

К сожалению, еще распространено мнение о причастии, что это магическое средство, волшебное лекарство, которое меняет нас помимо нашей воли или просто по нашему желанию, но без нашего усилия приводя нас ко спасению. Вот некоторые считают, что если они причащаются, то они уже точно спасаются. Конечно, святые отцы многократно обличают такое понимание и обличали его неправильность, потому что в Евхаристии мы должны участвовать еще и сами своей всей жизнью.

А почему причащаться надо больше одного раза? Ну, причастился ты как-то один раз, участвуешь своей собственной волей, хочешь соединиться со Христом – и хорошо. А зачем надо причащаться постоянно? Действительно, бывает, что люди причащаются только один раз, а потом принимают мученическую кончину – и больше не успевают. Бывает, что и одного раза они не причащаются, а сразу принимают мученическую кончину, только исповедовав себя христианами, даже не крестившись. Но тогда надо считать, что это крещение кровью, и они принесли Евхаристию не на хлебе и вине, а на своих собственных телах.

Для того, чтобы та Евхаристия, которая приносится на хлебе и вине, была для нас действенной, мы должны тоже принести, как говорит апостол Павел как раз о такой Евхаристии, «тела наши в жертву живу, святу, благоугодно Господеви». То есть мы должны все равно принести самих себя в жертву со Христом, чтобы участвовать в этом жертвоприношении, чтобы нам быть участниками Евхаристии, мы должны участвовать в Жертве Христа.

Это все логично – если мы хотим, чтобы в нашем богослужении была та самая жертва, то мы и в своей жизни тоже стремимся идти со Христом, включая Его смерть. Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам, что мы, во Христа Иисуса крестившиеся, в смерть Его крестились.

Но почему же все-таки одного раза для обычной ситуации недостаточно? Бывает, что достаточно, когда человек потом преставляется от временной жизни к вечной, но, как правило, нет. Вот зачем надо регулярно причащаться? Сколько нужно причащаться? Ответ дает молитва Господня: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Необычное слово «насущный» не только по-церковнославянски необычно, но и по-гречески. Оно толкуется только двумя способами у святых отцов, и оба этих разных толкования дают один и тот же смысл, оба они верны. Первое – это хлеб над-сущный, то есть сверхъестественный хлеб дай нам каждый день. А другое толкование по-церковнославянски не объяснить, а по-гречески легко понятен – тот хлеб, который собирается прийти, то есть хлеб будущего века.

Евхаристия – это Хлеб сверхъестественный, и сверхъестественный именно тем, что является Хлебом будущего века и Телом Христовым, которое есть Царство Небесное и жизнь будущего века.

Поэтому в молитве Господней, вопреки некоторым ее неправославным толкованиям, говорится, прежде всего, о Евхаристии, и говорится о том, когда нам ее надо получать, – каждый день. А почему каждый день? Потому что каждый день мы должны принимать пищу, чтобы жить.

И вот как мы должны вспоминать Бога каждый день, потому что без памяти Божией мы умираем в качестве христиан – в качестве биологических организмов еще какое-то время продолжаем жить, но в качестве христиан мы умираем, как только теряем память Божию. А для того, чтобы ее иметь, мы должны питаться Евхаристией.

Иметь память Божию – это не просто помнить, что есть какой-то бог, предположим, очень симпатичный. Это не память Божия – это светское, доступное даже почти неверующим людям знание о Бытии Божием. Очень хорошо, если оно есть, но оно нас не спасает. Память Божия, когда мы говорим о православии – это молитва к Богу, это обращение к Богу, постоянное с Ним взаимодействие.

И тогда, конечно, Бог к нам приходит, и приходит каждый день в Евхаристии. Поэтому нормой является причастие каждый день. Так и причащались древние христиане, для этого у них дома были Святые Дары, чтобы причащаться в те дни, когда не совершалось общественное богослужение. По возможности и мы сейчас тоже вполне  можем к этому стремиться, к этому приходить. Особенно это касается тех, кто живет по-монашески или стремится жить по-монашески – им точно уже не на что отвлекаться и можно причащаться почти каждый день.

И конечно, я хочу напомнить: является грубым нарушением присутствие за Евхаристией человека, который не причащается, даже если это мирянин. Он должен иметь или серьезные уважительные причины не участвовать в Евхаристии, либо он отлучен от причастия – но это тоже уважительная причина, что пока ему еще нельзя, или он еще не присоединился к Церкви. А просто стоять и не причащаться, если ты христианин, присоединившийся к Церкви, нельзя. Это наказывается по соборным правилам, так же, как и в случае клирика, если он присутствует при совершении Евхаристии, но не служит, — отлучением от причастия, пока не явит плодов достойных покаяния. То есть на усмотрение того, кто отлучает, должны быть достойные плоды покаяния, и тогда он может разрешить приступать к Святым Тайнам.

Если мы каждый день обращаемся к Богу, потому что у нас есть память Божия, то мы питаемся пищей божественной, которой является Сам Бог, по возможности каждый день, насколько это от нас зависит. Вот это смысл нашего отношения к Евхаристии. Вот для этого она была установлена.

Аминь.

епископ Григорий

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
20 апреля 2018, 20:42  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: «Велика кількість єпархій Московського патріархату перейде до канонічної української православної Церкви». Коментар історика та релігієзнавця щодо автокефалії УПЦ
20 апреля 2018, 18:18  
Последователь Свидетелей Иеговы задержан во Владивостоке
20 апреля 2018, 17:55  
В Ивановской области возбуждено дело об участии в запрещенной в РФ религиозной организации Свидетелей Иеговы
20 апреля 2018, 17:49  
В Константинополе действует комиссия по изучению вопроса о создании единой Украинской Церкви, сообщил спикер Верховной Рады Украины
20 апреля 2018, 17:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Вопреки Кремлю: Киев просит об автокефалии для православной Церкви
Материал содержит иллюстрации20 апреля 2018, 16:51  
В Бурятии пройдут выборы главы буддистов России
20 апреля 2018, 16:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сделать сверхчеловеческое. Есть ли у Порошенко стратегия создания поместной Церкви
20 апреля 2018, 16:20  
Представитель президента Украины отправился в Стамбул, чтобы передать Патриарху Варфоломею обращения об автокефалии Украинской Церкви
20 апреля 2018, 16:04  
Следственный комитет РФ отрапортовал о "ликвидации ячейки" Свидетелей Иеговы в Заполярье
20 апреля 2018, 14:28  
В день 70-летия Израиля президент ФЕОР выступил против попыток "демонизировать" еврейское государство
20 апреля 2018, 14:16  
Депутаты "Оппозиционного блока" Верховной Рады Украины направили обращение к Патриарху Варфоломею с просьбой не давать автокефалию Украинской Церкви
20 апреля 2018, 13:53  
Бурятский губернатор приехал разбираться в один из районов Республики, главу которого "изгоняли" шаманы
20 апреля 2018, 13:49  
Строительство Крымского моста РПЦ МП намерена увенчать строительством грандиозного храма рядом с ним
20 апреля 2018, 13:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ядерный удар по РПЦ. Первые комментарии на сообщения об украинской автокефалии
20 апреля 2018, 13:40  
Глава юротдела УПЦ МП подозревает Патриарха Варфоломея в попытке обмануть руководство Украины, говоря при этом о готовности УПЦ МП принять Томос об автокефвлии
20 апреля 2018, 12:57  
МОНИТОРИНГ СМИ: Порошенко и автокефалия: последний бой, он важный самый. В автокефальную Украинскую Церковь может войти до половины приходов нынешней УПЦ МП
Материал содержит иллюстрации20 апреля 2018, 12:37  
Скончался предстоятель Эстонской Церкви Московского патриархата митрополит Корнилий (Якобс)
20 апреля 2018, 12:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Назад в ГУЛАГ? Клирик "меневского" храма в центре Москвы поддерживает создание "народных дружин" для борьбы со свободой слова в Интернете
Материал содержит видео информацию20 апреля 2018, 11:38  
Объединенная Украинская Православная Церковь может стать крупнейшей в православном мире, полагает президент Украины
Материал содержит видео информацию20 апреля 2018, 11:11  
ВИДЕО: Совместная молитва Кирилла (Гундяева) и российских баптистов: будущий Патриарх РПЦ МП читает "Отче наш" с христианами, которые отвергают почитание Божией Матери, святых и икон...
Материал содержит иллюстрации20 апреля 2018, 01:01  
У управляющего Аланской епархией ИПЦ Греции изъяли паспорт Южной Осетии и запретили въезд в Республику
Эксклюзивный материал19 апреля 2018, 23:24  
МЫСЛИ: Александр Зорин. ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСХА В ДЮССЕЛЬДОРФЕ. Маленький русско-немецкий опыт «преодоления перегородок»
19 апреля 2018, 23:12  
Адвокаты лидера петербургских саентологов не смогли обжаловать в суде его перевод из «Крестов» в СИЗО № 3
19 апреля 2018, 19:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Парад автокефалий. Войдёт ли Патриарх Варфоломей в историю второй раз. Один с виду маленький, но крайне важный момент встречи Президента с Вселенским патриархом
19 апреля 2018, 16:37  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: "Константинопольська Церква для нас була, є й буде Церквою-Матір’ю". Виступ президента України у Верховній Раді України щодо звернення до Вселенського Патріарха
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 16:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Антитеррористический «удар Яровой» по свободе совести: два года спустя. Итоги применения «пакета Яровой» по данным статистики Верховного суда РФ
19 апреля 2018, 16:04  
Пропагандируемый Московским патриархатом "русский мир" - "опасная политическая ересь", заявил президент Украины, выступая в Верховной Раде
19 апреля 2018, 15:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Неожиданные досрочные перевыборы в Турции и судьбы УПЦ. По мнению Кураева, 10 лет назад только давление Москвы на Стамбул не позволило Константинопольскому патриархату предоставить автокефалию УПЦ
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 15:20  
Глава ОВЦС МП уверен, что Константинопольский патриархат никогда не предоставит автокефалию Украинской Церкви
19 апреля 2018, 14:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Власть опасается влияния извне». Омского раввина снова пытаются депортировать из РФ
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 14:10  
Личные вещи семьи императора Николая II представят в новом музее Романовых в Тобольске
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 13:35  
Пресс-секретарь Путина выступил против отделения православной Церкви в Украине от Московского патриархата
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 12:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: "За пряник мы стали рабами". Признания офицера ФСБ. "РПЦ – это почти наш филиал. Назначение на крупные посты согласуется"
19 апреля 2018, 12:10  
Порошенко назвал автокефалию Украинской Церкви вопросом национальной безопасности страны
19 апреля 2018, 11:51  
МОНИТОРИНГ СМИ: Так будет у нас своя автокефальная церковь? Дмитро Горевой оценивает степень реалистичности нынешнего проекта Порошенко и Варфоломея
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 09:35  
Мещанский суд назначил "православному активисту" Энтео 100 часов обязательных работ за акцию в защиту "Telegram"
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 09:28  
Путь к автокефалии Украинской Церкви обсудили на встрече в Киеве президент Украины и предстоятель УПЦ МП


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования