Чадца моя, грядущие во Имя Господне!
Пасхальная ночь врывается в нашу плоскую обыденность, сияя на литургии евангельским текстом, написанным апостолом Иоанном. Свет первых стихов этой книги не может объять ни тьма вокруг храма, ни мгла непонимания священных страниц, которая царит внутри многих из нас и связана не только с тем, что мы разморены богослужебным торжеством, но и с невозможностью вообще постичь происходящее с нами в сей жизни, нашим предназначением и места в ней,
нашей соотнесенностью с религией или безразличием к главному.
Как сквозь сон, доносятся до слуха читаемые пастырем непонятные, порой горькие фразы: "В начале было Слово... И Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал..." Но, тем не менее, "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца..."
О каком Слове беспокоится автор в данном фрагменте? Почему Слово было у Бога? Как чрез Него сотворен весь мир и мы?
Выражение "Слово" и Евангелии от Иоанна является переводом с греческого языка на русский термина "Логос".
Под "Логосом" уже много столетий подразумевают некий высший смысл. Однако сперва греки называли "логосом" не речь, не дело, благодаря которым можно говорить о смысле чего-либо. Этот глагол означал собирание , например, хвороста, стада, целебных трав, спелого винограда. Но как созревший виноград становится после переработки отличным напитком, так и налитый зрелостью "логос" постепенно, после тщательного размышления и отстоя в душе лучших мастеров виноделия мысли превратился в слово, став пьянительным языком. Ведь именно для языка и его инструмента слова характерно, в первую очередь, собирать, стягивать, концентрировать воедино все вещи, все явления. Чтобы выстоять среди хаоса стихий человек должен разобраться, что творится внутри и вокруг него. Все вещи, живые и мертвые, ластятся к нему, как звери к первозданному Адаму, и человек, нарекая их, именуя, дает им тем самым своим словом подлинное существование. Ибо любое событие наличествует воистину, если у него есть определение, закрепленное в слове.
Чего хочет от нас Бог, так это, прежде всего, порядка.
О том, кто не утратил в себе образ и подобие Божие, говорят как о порядочном , всячески собранном человеке. От собранности каждого члена Церкви идет соборность Церкви, исповедуемая нами в Символе веры. "Где двое или трое собраны во Имя Мое, - учит Христос, - там и Я посреди них". Евангелисты сообщают, что слово Христа было "со властию", Христос собирает нас властным словом, как птица птенцов под свои крылья. Ему Одному "дана всякая власть на небе и на земле". Он - глас Бога в рассогласованном мире, Его непобедимое Слово. На крестчатом нимбе икон Спасителя начертано по-гречески слово "Сущий". Предметы нашего окружения, их сущность уясняются, доступны нам лишь через слово, ибо, скажем вновь, только через слово и вносимый словом порядок в анархию мира, человек и все вещи начинают существовать осмысленно, наделяются рангом, статусом , возникает чинопоследование бытия, где звезда от звезды разнствует в славе, одно положение у печного горшка другое - у того, кто его делает.
Падший мир бесчинствует, живет не собранно, расхристанно, сонлив, будто неразумные девы, у коих нет в полночь масла для встречи грядущего жениха, будто апостолы, почившие не только на горе Фавор незадолго перед наступлением славы Божией, но даже и в Гефсиманском саду, когда чернь с дрекольем ополчилась на Христа.
Люди ежедневно копошатся, собирая себе сокровища на земле , а не на небе , стремясь к наведению порядка в своем хозяйстве - душевном, домашнем, производственном, общественно-политическом - не замечая, что повернуты спиной к Подлинному Порядку, где властвует свет Тихой Истины, Свободы от рабства человекам, обузданной от похоти потребления красоты. Те, кто не со Христом, не собирают, а расточают.
Но тот, кто с достоинством несет крест Христов, того не заглатывает тьма разобщения с Сущим. И, встречая Воскресшего Жениха в пасхальную ночь, он чует, как с его сердца, будто с рук возлюбленной из "Песни песней", каплет благовонное миро неиссякаемой благодарности к Богу Слову, собезначальному Отцу и Святому Духу.
С праздником Пасхи! Христос Воскресе, дорогие мои!
+Мартин, архиепископ Севастопольский и Крымский
Пасха Христова,
2018
Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!
|