Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 марта 2018, 18:12 Распечатать

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Между Григорием Паламой и свиньями. Слово во Вторую Неделю святых постов (19.02/04.03.2018)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святителя Григория Паламы не потому, что он умер во вторую седмицу Великого поста или неделю, а потому что в ΧV веке, по-видимому, было решено в честь этого святого составить особый праздник, продолжающий Торжество Православия прошлого воскресного дня. Святой Григорий Палама, как о нем говорится сегодня в службе, является «печатью святых отцов», то есть завершителем их богословия, хотя, конечно, оно не завершается никогда, пока существует мир.

И для нашего времени значение этого праздника скорее больше, чем меньше, нежели в ΧΙV и ΧV веках. В чем самая главная догматическая истина, защищавшаяся Григорием Паламой, если свести это буквально к одному тезису? Она заключается в том, что Бог, хотя и абсолютно и неприступный и непознаваемый, в то же время присутствует и познавается, оставаясь неприступным и непознаваемым в нашей жизни, и абсолютно доступен каждому человеку, но особенным образом доступен христианам изнутри них самих.

Поэтому христианская жизнь с Богом предполагает участие Божие непосредственно – здесь и сейчас. Но мало того, что многие в это не верят, хотя по каким-то причинам считают себя христианами, но, главное, и не хотят в это верить, потому что есть определенный барьер. И, если уж называть вещи своими именами, то барьер этот надо назвать по Евангелию. Это именно та причина, по которой жители страны Гадаринской, когда Господь изгнал бесов из бесноватого и дозволил им вселиться в свиней, попросили Христа, чтоб Он оставил их в покое и ушел, потому что они терпели ущерб в своих свиньях.

И вот люди к свиньям привязаны гораздо больше, потому что они имеют от них благосостояние – во всех смыслах этого слова. И поэтому Бог тяжел в общении, когда близко. Хочется, чтоб Он был, предположим, и время от времени помогал, но где-то подальше, а с нами здесь не надо – с нами здесь пусть будут наши свиньи.

И это главная причина, по которой не принимается учение святого Григория Паламы. Вторая причина, может быть, кажется отдельной, но она с ней тоже связана. Это необходимость такого мышления, когда одновременно — как говорит Григорий Палама, в этом как раз и есть мЕрило благочестия, то есть весы благочестия, если перевести с церковно-славянского на русский, которые должны быть в равновесии – Бог и непознаваем, и познаваем; Бог непричаствуем и причаствуем.

Если мы берем только что-то одно из этого, или говорим, что Он в какой-то момент так, а в какой-то эдак, а это и значит, что обязательно будет в какой-то момент ересь. А православие заключается, или, как говорит Григорий Палама, мерило благочестия заключается в том, чтобы было одновременно и так, и так.

Но человек не может одновременно это представить. Это не значит, что он не может так помыслить. Если он так говорит, то, значит, он уже так мыслит. Помыслить так можно, но представить это нельзя. Но можно представить, как это нельзя представить — представить, что это представить нельзя. Таким образом, мы  можем мыслить и иметь некое смирение, понимая, что мысль наша не охватывает того, что нам наиболее важно и нужно для жизни.

Но человек, слава Богу и милостью Божией, живет не только своей мыслью, а Бог в нас действует, и вера – это действие Божие в нас. И поэтому совершенно естественно, что предмет веры, которым является  Бог, не вмещается в нашу мысль. Это как раз правильно. А вот если бы Он вмещался, то это надо было бы принимать, как совершенно точное  свидетельство того, что мы верим во что-то не то – это не Бог.

Поэтому, если человек тут так готов смиряться, то ему от этого как раз хорошо. И, наоборот, он еще начинает понимать, что многие менее важные вещи в тварном отношении, то, что касается нашей жизни в мире, тоже надо зачастую одновременно отрицать и утверждать.

И вот поэтому так важно учение святого Григория Паламы. А почему в наше время оно становится еще важнее? Потому что в наше время в целом в мире торжествует безбожие в разных его формах – более откровенных и менее откровенных. Во всяком случае, почти все эти формы безбожия связаны с тем, что Бога в нашей современной жизни – в моей повседневной жизни – быть не должно. Пусть это будет какой-то моральный принцип, пусть это будет какое-то сверхъестественное вмешательство в мою жизни иногда, но то, что оно есть постоянно и всегда в моей жизни, и это даже не вмешательство, а как раз из этого и состоит моя жизнь, а вмешательством является грех, — это, конечно, труднопереносимо. Это с точки зрения житейской воспринимается как «меня хотят лишить моих свиней».

Поэтому многие люди, которые хотят называть себя православными в силу того, что они привыкли к этой православной культуре, которая сформирована Православием – предположим, это русские или греки, сербы, болгары; или они так работают, их неплохо кормят за то, что они при так называемом «православии»; или еще по какой-то причине, — они все считают себя православными более или менее искренне, но чаще более. Но при этом они ни во что православное не верят.

Тогда им хочется как-то под себя изменить Православие. Им начинает казаться, что вот были такие исторические закидоны там или сям, но как необязательно верить в каике-то естественно-научные представления, которые высказывали святые отцы, так и вот это тоже является сиюминутной шелухой временных представлений.

Конечно, Григорий Палама говорит иначе. Поэтому, если эти люди достаточно образованы в Православии, и знают учение Григория Паламы, то, конечно, они тогда говорят, что паламизм – это была ошибка Православия, и надо было идти путем Запада. Тогда и разрыв православия  с католичеством — это тоже ошибка, потому что именно по поводу учения Григория Паламы удалось выяснить отношения с Западом, что все-таки вера разная, и что это и есть главное препятствие для объединения в вере православных и римских католиков.

Вот такие люди могут быть скрытыми сторонниками католичества, которые почему-то считают, что они находятся в Православии (хотя это обычно бывает не настоящее Православие, а мировое, но тем не менее). Или они считают, что можно быть в какой-то церковной организации, которая себя называет православной, в разных постановлениях которой написано, что там вот такая-то вера, а не другая, но они по каким-то причинам держатся своей веры.

Конечно, такие люди, когда речь идет о защитниках православия уже в наше время, а я напомню, что с начала ХХ века главным догматическим вопросом является вопрос о почитании Имени Божия и ереси имяборчества, которая была принята русским Синодом накануне революции, то, конечно, те, кто и так противники Григория Паламы, становятся на сторону имяборцев и в этих догматических конфликтах, которые и сейчас продолжаются в современном православии с предреволюционного времени.

Но есть еще другие люди, которых просто можно пожалеть. Они искренне стремятся быть верными православию и не могут ставить под вопрос святоотеческое православие, поэтому они не могут ставить под вопрос и богословие Григория Паламы. Им тогда нужно объяснить самим себе, что Григорий Палама был прав, а вот современные последователи его учений неправы. И я уж не знаю, как для этого приходится извиваться, потому что кто-то начинает пристрастно относиться к их произведениям и выискивать всякие недостатки, преувеличивая реальные недостатки, которые есть в любых человеческих сочинениях, и выдавать их за догматические, а кто-то иначе, но, боюсь, что за этим стоит тоже нежелание в наше время жить по-православному. Потому что если по-православному, то аскетически. Особенно это касается, конечно, монахов, которые в основном и думают над этими проблемами.

Но также это касается и мирян, тем более что миряне в наше время более сознательные. Если человек пришел в православие и хочет там быть именно православным, то, наверное, это не в силу каких-то принуждений общественных, которые у нас сейчас не действуют, а в силу его какого-то внутреннего развития.

И вот если приходить в православие, то надо принимать богословие Григория Паламы, и тогда получается, что надо все время быть перед Богом. А мы можем легко заметить, как это тяжело, потому что если мы находимся в одной комнате с человеком, который нам, предположим, очень приятен, то даже это тяжело, если постоянно. Может быть, есть исключительные люди, которым это нравится, но, как правило, это тяжело. А от Бога, получается, совсем не отойти.

Поэтому должно быть другое отношение: я перестану этим тяготиться тогда, когда у меня во внутренней моей жизни будет Бог, когда жизнь Бога и будет моей жизнью, а другая жизнь, которая могла бы быть моей, без Бога мне самому будет совершенно неинтересна, я захочу избавиться от нее. Но пока я хочу жить своей жизнью, а не жизнью Бога, так не получится.

Поэтому все время нас Григорий Палама и его учение, даже если мы не знаем, что это учение Григория Паламы, – строго говоря, какое может быть учение одного человека, если все у нас учение Божие, и все святые в той или иной форме, в том или ином количестве его просто излагали и давали нам понять, указывая нам на целостность нашей веры, — учит жить с Богом, и если я хочу так жить, то я перестаю жить собой.

Но, хоть жизнь собой не ахти какая и получается, но люди за нее держатся и цепляются, потому что она им знакома и понятна – это даже и по себе мы можем понять. Но все-таки если довериться Богу и начать жить с Богом – конечно, это может быть не раньше, чем ты поймешь, что Бог есть и в твоей жизни действует, — то тогда все-таки лучше. Поэтому именно с Григорием Паламой мы оказываемся в настоящем Православии, а с настоящим Православием мы оказываемся в настоящей Церкви. И так мы идем ко спасению не только в будущей жизни, но уже и в этой жизни получаем предвкушение будущих благ.

Аминь.

епископ Григорий

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

19 марта 2018, 23:04  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Когда с верой все плохо. Слово в Неделю четвертую святых постов, преп. Иоанна Лествичника (05/18.03.2018)
16 марта 2018, 23:54  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 8. О тщеславии (01/14.03.2018)
13 марта 2018, 20:19  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Скорби в качестве отдыха. Слово в Неделю Крестопоклонную (26.02/11.03.2018)
11 марта 2018, 22:36  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 7. О терпении (24.02/09.03.2018)
10 марта 2018, 21:38  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 6. О нестяжании (23.02/08.03.2018)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 18:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Прораб» Псковской митрополии. Митрополит Тихон (Шевкунов): "Лубянка меня не отпускает..."
Материал содержит видео информацию25 июня 2018, 17:59  
ВИДЕО: "Патриаршество: мечты и реальность". Открытый разговор проф. протод. Андрея Кураева, проф. прот. Георгия Митрофанова и историка Льва Лурье
25 июня 2018, 17:55  
ДОКУМЕНТ: "По отношению ко Мне Вы позволяете себе неслыханные дерзости". Обиженное послание игумена монастыря Ватопед игумену монастыря Дохиар (Святая Гора Афон)
25 июня 2018, 17:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Пока мы будем молчать, они будут пытать". Дело саентологов-"экстремистов" в Санкт-Петербурге комментирует специалист по связям с общественностью Саентологической церкви в СНГ
25 июня 2018, 17:31  
Популярный московский протоиерей считает, что "пенсионная реформа" в РФ вызовет рост безработицы и падение доходов оставшихся пенсионеров
25 июня 2018, 17:23  
Клирик Белгородской епархии РПЦ МП назвал "пенсионную реформу", проводимую властями РФ, "наказанием за грехи" россиян
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 17:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Архимандрит Дорофей: «Перед Грузинской церковью теперь вопрос ставится ребром». От отношения к украинской автокефалии во многом зависит будущее Грузинской Церкви
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 16:00  
Жительница Башкортостана привлечена к ответственности за ввоз в РФ запрещенного сборника молитв
25 июня 2018, 15:53  
МОНИТОРИНГ СМИ: Белинский был прав. Кураев о реакции в РПЦ МП на пенсионную реформу в РФ: "Жонглирование православными словами способно оправдать любые садизм и бесчеловечность"
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 15:22  
Верховный суд Украины отказал УПЦ МП в удовлетворении исковых требований по спорному храму в Донецкой области, перешедшему в УПЦ КП
25 июня 2018, 15:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: Наркополитика, демографический кризис и автокефалия УПЦ — итоги заседания Священного Синода Грузинской патриархии
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 14:48  
Председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ МП высказался против автокефалии своей Церкви
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 14:19  
"Никто ещё не знает, как вопрос может решиться", - на встрече с Константинопольским Патриархом Варфоломеем официальная делегация УПЦ МП добивалась непредоставления автокефалии Украине
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 13:21  
МОНИТОРИНГ СМИ: Отворотись от нас, наш Третий Рим. Еретические мысли о суверенитете России и национальной идее
25 июня 2018, 13:06  
Митрополит Иларион (Алфеев) рассказал, что между архиереями его Церкви "есть конкуренция и зависть", а также им присуща "подлость"
25 июня 2018, 12:59  
БИБЛИОТЕКА: Константин Обозный. Церковный тыл белых. Православное духовенство в годы Гражданской войны [история Церкви]
25 июня 2018, 12:10  
Митрополит Тихон (Шевкунов) уверяет, что "патриарших амбиций" у него нет
Материал содержит видео информацию23 июня 2018, 23:33  
ВИДЕО: Последняя попытка. Начало и итоги встречи 4 митрополитов УПЦ МП и миллиардера Вадима Новинского с Патриархом Варфоломеем. Стамбул, 23 июня
Материал содержит иллюстрации23 июня 2018, 15:12  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Що таке Українська Помісна Церква і які процеси зараз відбуваються задля її створення
23 июня 2018, 14:18  
На заседании 25-й генассамблеи МАП в Афинах делегация Госдумы РФ будет обсуждать "проблемы единства православного мира и противостояния попыткам его раскола"
23 июня 2018, 13:39  
Глава одного из комитетов Госдумы РФ выдвинут кандидатом на пост президента генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 июня 2018, 20:28  
МЫСЛИ: Епископ Иов (Коновалюк). БЛАГОДАТЬ «РАСКОЛА». Как Сербский патриархат признал апостольское преемство «сербских раскольников», полученное ими от «украинских раскольников»
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 июня 2018, 20:10  
ФОТО ДНЯ: "Национальная идея" в лицах
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 18:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Первая пресс-конференция митрополита Псковского Тихона – главное
22 июня 2018, 18:22  
Полиция Баку расследует изнасилование девочки в местном храме РПЦ МП
22 июня 2018, 17:53  
Представители РПЦ МП в Орловской области ополчились на "неоязыческую" песочницу в парке и его создателя-"славянина"
22 июня 2018, 17:21  
Жители Элекмонара на Алтае протестуют против строительства храма РПЦ МП в парке бывшего санатория
22 июня 2018, 16:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: Экс-директор ЦРУ рассказал о ситуации в Украине. "Так могла бы называться провокационная статья, посвящённая отчету Госдепартамента США о религиозной свободе в мире"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 16:30  
К 100-летию расстрела царской семьи пройдет фотовыставка в Новой Зеландии
22 июня 2018, 16:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Украинская автокефалия: активность украинской дипломатии
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 16:00  
«Украина не должна церковно подчиняться первому иерарху страны-завоевателя», - член Синода Грузинской патриархии поддержал независимость Украинской Церкви от Москвы
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 15:42  
Ради обсуждения "украинского церковного вопроса" делегация Константинопольского патриархата посетила Антиохийского Патриарха
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 14:58  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кай и Герда: русская версия. "Сегодня ни одна антология русской духовной поэзии не выходит без стихотворений Александра Солодовникова"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 14:39  
Сотрудник государственного предприятия в Пензе рассказал, что их заставляют "жертвовать" на строительство храма РПЦ МП
22 июня 2018, 14:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Слова Путина и реальность не сходятся». "Если в каждом вузе откроют кафедры теологии, как раньше везде были кафедры научного коммунизма, - вред начнет ощущаться"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 13:49  
На руководителей общины баптистов в Зауралье заведены административные дела
22 июня 2018, 13:36  
ДОКУМЕНТ: "Мир вновь оказался на пороге глобальной войны". Поздравление Патриарха РПЦ МП Кирилла (Гундяева) Всемирному совету Церквей с 70-летием со дня основания, 21 июня 2018 г.
22 июня 2018, 12:57  
РПЦ МП не станет принимать участия в дискуссии по изменению пенсионного законодательства в РФ, заявил пресс-секретарь Патриарха


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования