Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
07 марта 2018, 22:16 Распечатать

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 4. О воздержании (18.02/03.03.2018)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы продолжаем наши беседы на изречения святых отцов, и сейчас у нас на очереди четвертая глава, которая называется «О воздержании». В полном названии этой главы подчеркивается, что воздержание относится не только к пище, но ко всему.

Воздержание – это такая тема, которой невозможно не касаться, и о чем бы мы ни говорили в христианстве. Получается, что все, так или иначе, относится к воздержанию. Недаром эта глава одна из самых длинных. Надо различать то, что мы говорим о воздержании применительно вообще к любому делу, потому что если ты хочешь в чем-то достигнуть какого-то результата, то ты должен от чего-то воздержаться – это даже для атеиста так: надо в чем-то себе отказывать для того, чтобы получить то, что тебе важнее.

Если же мы говорим о христианстве, то тут тоже есть разные градации, и прежде всего две, которые очень сильно отличаются. Первая – это когда мы хотим по возможности жить по-христиански, не особо понимая, в чем это заключается, но мы хотим. И вот тут уже необходимо определенное воздержание. Это то, что содержится и в поучениях святых отцов, и то, что относится ко всем и всегда.

А есть и другое – когда ты уже понимаешь, имеешь этот  внутренний страх Божий, некий внутренний призыв, за которым надо следовать, и ты идешь. И тогда, конечно, требуются другие степени воздержания. Тогда может быть все очень по-разному, и наши патерики говорят в основном об этих степенях воздержания, и поэтому мирянам зачастую их так страшно читать.

Но как бы то ни было, а общий принцип одинаков для подвизающихся монахов и им подобных людей. Он заключается в том, что формулирует в заключение этой главы одна из анонимных апофтегм, где сказано, что воздержание – это наше сокровище, и оно хранится смиренномудрием. Поэтому надо особо избегать тщеславия, которое расточает это сокровище.

Можно это перевести и так, что воздержание в нашей современной жизни имеет значение денег. Сами по себе деньги не нужны. Если тебе деньги нужны сами по себе, то это патология.  Если воздержание тебе нужно само по себе, просто, что бы какие-то фокусы над собой делать, то это патология. А деньги нужны для того, чтобы их правильно расходовать. Но их можно растранжирить, их могут украсть, их можно потерять. Такое происходит с помощью тщеславия: когда ты тщеславишься своим воздержанием – оно теряется. А через смиренномудрие оно не теряется и может расходоваться на то, ради чего ты его собирал, если ты с христианскими целями это делал.

Общий принцип немножко жесткий, поэтому я его сформулирую чуть позже, но есть такие вещи, которые касаются буквально всех. Начинается эта глава рассказом о святом Антонии и о паломниках, которые к нему ехали. Это была группа молодых монахов, которые хотели получить назидание от старца, и еще какой-то старец там был, который всю дорогу молчал и молчал. Оказалось, что они все направляются к одному и тому же святому Антонию. Антоний сказал старцу, что вот какая хорошая у тебя компания, а он ему ответил, что они хорошие, конечно, только ничего в них не держится, потому что они все время болтают.

И много в этой главе говорится и вообще в монашеской литературе, что просто так болтать не надо, что от этого только вред, и приведет это обязательно к еще более худшему, хотя само по себе это и так плохо. Поэтому если ты хочешь, чтобы в тебе что-то оставалось внутри, то не болтай. Мы легко можем понять и применить этот рассказ и к мирянской жизни, но когда мы слышим, что авва Агафон три года носил во рту камень, чтобы научиться не болтать, то понятно, что это уже немножко чересчур. Но это потому, что цели разные: для одних целей чересчур, для других — в самый раз.

Для того чтобы элементарно перестать болтать, конечно, не нужно носить камень. А вот для того чтобы контролировать все свои движения, в частности то, что относится к болтовне, может быть такое и нужно.

Теперь можно сказать, в чем заключается принцип любого воздержания, почему это так важно. Авва Иоанн Колов об этом говорит так: когда царские войска хотят взять неприятельский град, то они отсекают доступ продовольствия и воды, и тогда град не выдерживает и сдается. Вот если мы хотим взять собственную крепость страстей, то тоже должны блокировать подступы – буквально убавить еду и питье. Какой за этим принцип?

Для того, чтобы что-то получить, ты должен делать это все под расписку – понимать, подо что ты это берешь. Ты берешь какое-то количество еды, а что ты собираешься с ней сделать, когда ты ее съешь? Зачем тебе эта энергия? Для чего? Вот сколько ты можешь оправдать, вот столько и ешь, а не можешь — так и не ешь.

Конечно, когда мы говорим о жизни с сокрушением (о котором была предыдущая глава), и именно с внутренним смыслом, который дает личная вера в Бога, тогда это становится понятно. А часто бывает иначе, когда люди начитаются таких книг, а сами в лучшем случае просто симпатизируют монашеству или хотят походить на таковых, и они вместо того, чтобы подражать внутренне, — а еще нужно понять, в чем это заключается, а это трудно, — начинают подражать по-обезьяньи. И тогда они доходят до того, что разрушают свое здоровье, и с ними вообще происходит неизвестно что без малейшей духовной пользы.

Духовная польза будет тогда, когда ты понимаешь, для чего ты отсекаешь то, что тебе мешает. Тогда можно предпринимать такие подвиги, которые заведомо портят здоровье или оказываются немилосердными по отношению к окружающим, в том числе это связано с тем, чтобы избегать тщеславия.

Вот про авву Макария Египетского, Великого, как раз есть рассказ, что когда ему предлагали в собрании братий выпить вина, что считалось огромнейшей роскошью, он всегда соглашался. Хотя на юге все, кроме нищих – не бедных, а нищих, — пьют вино, потому что чистая вода там гораздо реже встречается. А человек, который не пьет вино, он должен быть или нищий, или сумасшедший, или страшно великий подвижник.

И вот Макарий Великий,  который был великим подвижником, всегда пил вино, когда ему предлагали. Но при этом сам себя наказывал: потом, когда он оставался один, он соответствующее количество времени не пил даже воду — специально чтобы страдать от жажды. Его ученик, который об этом знал, сказал всем братьям, чтобы ему никто не предлагал вина, потому что он себя мучает. И в результате они и не стали ему предлагать больше, поэтому это недолго продолжалось, по-видимому. Но это достоверный эпизод.

И про другого авву, Агафона, рассказывают – и это тоже истинный случай, — что когда он впал в болезнь, то он мало что мог есть, но у него был ученик, который за ним ухаживал, и который мог сделать для него какую-то кашу полезную. Ученик сделал эту кашу, уговорил его принять, но он перепутал две одинаковые посуды – в одной было что-то хорошее и полезное, а в другой держали какое-то техническое масло, которое нельзя было использовать в пищу, а использовалось оно только для освещения. Фактически это было уровня отравы, и вот ученик эти сосуды перепутал, подал авве.

Авва Агафон съел это, вида не показывая, а ученик обрадовался, что он ест такую полезную кашу, уговорил его принять еще. Тот еще съел, тоже вида не показывая. Ученик еще больше обрадовался, и опять предложил. И тут авва Агафон говорит, что вот знаешь, я совсем уже не могу. Тогда ученик успокоился, решил, что, в самом деле, уже много съел авва, и решил попробовать сам эту кашу, ужаснулся и решил, что он вообще уже убил его, и сказал, что вот теперь на тебе будет этот грех, что ты мне не сказал. Оставил такой упрек своему авве. Но в итоге там все мирно обошлось вроде бы, но вот такие подвиги, которые вредят своему здоровью, там вполне в порядке вещей.

Что касается гуманизма – тоже есть известный рассказ про авву Пимена и его брата. Они ушли монашествовать, оставили свою семью — они были из египетских крестьян. Довольно долго подвизались, и уже старенькая мама потом решила их найти, предприняла далекий путь. Она очень просила, чтобы они вышли к ней, а они не выходили, заперлись в келье, не хотели ее видеть. Но она подняла шум, вся братия встала на ее сторону, и он подошел к двери, не выходя, и спросил ее: ты хочешь меня в этой жизни увидеть или в жизни будущей? Она спросила его: если я тебя сейчас не буду видеть, то увижу ли тебя в будущей жизни? – Тогда увидишь. – И она ответила, что тогда я не хочу тебя видеть в жизни сей, и спокойно пошла.

Можно сказать, что здесь воздержание относительно женского пола, потому что кроме матери могут быть ассоциации с другими женщинами, но здесь еще и другое. Ну, увидела бы она — только что в этом полезного было бы? Как это соответствует целям монашества даже для спасения собственной души? Оказалось, что так для нее гораздо полезнее, чем если бы она их увидела. Но с точки зрения мирских отношений это все не очень привлекательно.

Расскажу еще одну историю, которая, одна из многих других историй, показывает грань. Авва Агафон шел со своими учениками, и один из них увидел зеленый стручок чечевицы на земле. И спросил он авву, можно ли его поднять. А авва ответил, что не ты же его здесь положил, что же ты будешь поднимать? Целый стручок – это для них было большое количество еды, и на дороге она обычно не валяется, но авва сказал, что так вот брать нельзя.

Здесь я позволю себе небольшой мемуар. Когда я знакомился с православием, у меня тоже была похожая история. Мы там с довольно молодым — но мне он казался не очень молодым, — человеком, который уже имел некоторый опыт монашеской жизни, хотя, надо сказать, крайне неудачный, но, тем не менее, он меня тут наставил, — шли по улице и нашли 20 копеек. Это был 1982 год, и это была огромная сумма в суточном бюджете. Конечно, очень хотелось взять эти двадцать копеек. На что он сказал, что не ты же их положил, что ты будешь брать? И действительно, я так и решил, что не я ее ведь положил, эту монетку, что же я ее буду брать. И не взял, и с тех пор я не поднимаю деньги никогда.

Потому что если Господь хочет послать, то Он пошлет как-то более адресно. А поднимать то, что уже точно не имеет своего законного владельца, — неправильно. Пусть нищие подбирают, которым Бог таким образом посылает, или еще какие-то люди. Если ты полагаешь свою надежду на Бога по-христиански, то это ни к чему.

Это вот такое неочевидное поведение, потому что, я повторю,  нет никакого греха в том, чтобы заведомо никому не принадлежащую вещь, которая тебе может пригодиться, взять себе. Это не воровство, греха в этом нет, но в этом есть некое неупование на Бога, ненадеяние. Для монахов так нельзя. Для мирянина это можно, а для того, кто сам не знает, кто он, к какому полюсу ему прибиться, тот вот решай сам для себя в каждом отдельном случае.

Так получается, что воздержание, если говорить о нем как о монашеской добродетели, заключается в том, чтобы очень дозировать каждую долю нашего соучастия, взаимодействия с миром. Будь то еда, будь то общение с людьми, разговор. И дозировать, исходя из того, какие у нас в жизни цели, сколько нам этого нужно на самом деле.

И уж Боже упаси заниматься какими-то бесконтрольными потреблениями еды, особенно, алкогольных напитков – там об этом тоже много сказано, я просто не стал пересказывать за недостатком времени, — или общением с людьми. У нас есть цель – крепость, которую мы осадили и которую мы должны взять.

Аминь.

епископ Григорий

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

19 марта 2018, 23:04  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Когда с верой все плохо. Слово в Неделю четвертую святых постов, преп. Иоанна Лествичника (05/18.03.2018)
16 марта 2018, 23:54  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 8. О тщеславии (01/14.03.2018)
13 марта 2018, 20:19  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Скорби в качестве отдыха. Слово в Неделю Крестопоклонную (26.02/11.03.2018)
11 марта 2018, 22:36  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 7. О терпении (24.02/09.03.2018)
10 марта 2018, 21:38  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 6. О нестяжании (23.02/08.03.2018)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 18:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Прораб» Псковской митрополии. Митрополит Тихон (Шевкунов): "Лубянка меня не отпускает..."
Материал содержит видео информацию25 июня 2018, 17:59  
ВИДЕО: "Патриаршество: мечты и реальность". Открытый разговор проф. протод. Андрея Кураева, проф. прот. Георгия Митрофанова и историка Льва Лурье
25 июня 2018, 17:55  
ДОКУМЕНТ: "По отношению ко Мне Вы позволяете себе неслыханные дерзости". Обиженное послание игумена монастыря Ватопед игумену монастыря Дохиар (Святая Гора Афон)
25 июня 2018, 17:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Пока мы будем молчать, они будут пытать". Дело саентологов-"экстремистов" в Санкт-Петербурге комментирует специалист по связям с общественностью Саентологической церкви в СНГ
25 июня 2018, 17:31  
Популярный московский протоиерей считает, что "пенсионная реформа" в РФ вызовет рост безработицы и падение доходов оставшихся пенсионеров
25 июня 2018, 17:23  
Клирик Белгородской епархии РПЦ МП назвал "пенсионную реформу", проводимую властями РФ, "наказанием за грехи" россиян
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 17:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Архимандрит Дорофей: «Перед Грузинской церковью теперь вопрос ставится ребром». От отношения к украинской автокефалии во многом зависит будущее Грузинской Церкви
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 16:00  
Жительница Башкортостана привлечена к ответственности за ввоз в РФ запрещенного сборника молитв
25 июня 2018, 15:53  
МОНИТОРИНГ СМИ: Белинский был прав. Кураев о реакции в РПЦ МП на пенсионную реформу в РФ: "Жонглирование православными словами способно оправдать любые садизм и бесчеловечность"
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 15:22  
Верховный суд Украины отказал УПЦ МП в удовлетворении исковых требований по спорному храму в Донецкой области, перешедшему в УПЦ КП
25 июня 2018, 15:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: Наркополитика, демографический кризис и автокефалия УПЦ — итоги заседания Священного Синода Грузинской патриархии
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 14:48  
Председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ МП высказался против автокефалии своей Церкви
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 14:19  
"Никто ещё не знает, как вопрос может решиться", - на встрече с Константинопольским Патриархом Варфоломеем официальная делегация УПЦ МП добивалась непредоставления автокефалии Украине
Материал содержит иллюстрации25 июня 2018, 13:21  
МОНИТОРИНГ СМИ: Отворотись от нас, наш Третий Рим. Еретические мысли о суверенитете России и национальной идее
25 июня 2018, 13:06  
Митрополит Иларион (Алфеев) рассказал, что между архиереями его Церкви "есть конкуренция и зависть", а также им присуща "подлость"
25 июня 2018, 12:59  
БИБЛИОТЕКА: Константин Обозный. Церковный тыл белых. Православное духовенство в годы Гражданской войны [история Церкви]
25 июня 2018, 12:10  
Митрополит Тихон (Шевкунов) уверяет, что "патриарших амбиций" у него нет
Материал содержит видео информацию23 июня 2018, 23:33  
ВИДЕО: Последняя попытка. Начало и итоги встречи 4 митрополитов УПЦ МП и миллиардера Вадима Новинского с Патриархом Варфоломеем. Стамбул, 23 июня
Материал содержит иллюстрации23 июня 2018, 15:12  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Що таке Українська Помісна Церква і які процеси зараз відбуваються задля її створення
23 июня 2018, 14:18  
На заседании 25-й генассамблеи МАП в Афинах делегация Госдумы РФ будет обсуждать "проблемы единства православного мира и противостояния попыткам его раскола"
23 июня 2018, 13:39  
Глава одного из комитетов Госдумы РФ выдвинут кандидатом на пост президента генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 июня 2018, 20:28  
МЫСЛИ: Епископ Иов (Коновалюк). БЛАГОДАТЬ «РАСКОЛА». Как Сербский патриархат признал апостольское преемство «сербских раскольников», полученное ими от «украинских раскольников»
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 июня 2018, 20:10  
ФОТО ДНЯ: "Национальная идея" в лицах
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 18:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Первая пресс-конференция митрополита Псковского Тихона – главное
22 июня 2018, 18:22  
Полиция Баку расследует изнасилование девочки в местном храме РПЦ МП
22 июня 2018, 17:53  
Представители РПЦ МП в Орловской области ополчились на "неоязыческую" песочницу в парке и его создателя-"славянина"
22 июня 2018, 17:21  
Жители Элекмонара на Алтае протестуют против строительства храма РПЦ МП в парке бывшего санатория
22 июня 2018, 16:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: Экс-директор ЦРУ рассказал о ситуации в Украине. "Так могла бы называться провокационная статья, посвящённая отчету Госдепартамента США о религиозной свободе в мире"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 16:30  
К 100-летию расстрела царской семьи пройдет фотовыставка в Новой Зеландии
22 июня 2018, 16:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Украинская автокефалия: активность украинской дипломатии
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 16:00  
«Украина не должна церковно подчиняться первому иерарху страны-завоевателя», - член Синода Грузинской патриархии поддержал независимость Украинской Церкви от Москвы
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 15:42  
Ради обсуждения "украинского церковного вопроса" делегация Константинопольского патриархата посетила Антиохийского Патриарха
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 14:58  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кай и Герда: русская версия. "Сегодня ни одна антология русской духовной поэзии не выходит без стихотворений Александра Солодовникова"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 14:39  
Сотрудник государственного предприятия в Пензе рассказал, что их заставляют "жертвовать" на строительство храма РПЦ МП
22 июня 2018, 14:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Слова Путина и реальность не сходятся». "Если в каждом вузе откроют кафедры теологии, как раньше везде были кафедры научного коммунизма, - вред начнет ощущаться"
Материал содержит иллюстрации22 июня 2018, 13:49  
На руководителей общины баптистов в Зауралье заведены административные дела
22 июня 2018, 13:36  
ДОКУМЕНТ: "Мир вновь оказался на пороге глобальной войны". Поздравление Патриарха РПЦ МП Кирилла (Гундяева) Всемирному совету Церквей с 70-летием со дня основания, 21 июня 2018 г.
22 июня 2018, 12:57  
РПЦ МП не станет принимать участия в дискуссии по изменению пенсионного законодательства в РФ, заявил пресс-секретарь Патриарха


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования