Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
01 марта 2018, 23:11 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Александр Слесарев. Участие архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в работе Всеправославного Конгресса 1923 г. [история Церкви]


Одним из наиболее актуальных вопросов межправославных отношений ХХ – начала ХХI вв. является подготовка Всеправославного Собора. Первым практическим шагом на пути к реализации этой идеи явилось проведение в 1923 г. так называемого Всеправославного Конгресса в Константинополе. Изучение материалов и обстоятельств работы названного форума актуально не только в контексте современных тенденций межправославных отношений, но и в рамках осмысления исторического пути русской церковной эмиграции. Подтверждением тому является участие в Конгрессе таких примечательных русских церковных иерархов, как архиепископ Анастасий (Грибановский), в 1936-1964 гг. являвшийся Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), и архиепископ Александр (Немоловский), в 1936-1960 гг. возглавлявший Брюссельскую епархию. Следует отметить, что в современной историографии крайне недостаточно отражена и осмыслена роль русских архиереев в процессе работы и подготовки решений Всеправославного Конгресса 1923 г. [1] На восполнение этого пробела и ориентировано настоящее сообщение.

Основным источником информации, позволяющим сформировать представление об участии архиереев РПЦЗ в работе Всеправославного Конгресса 1923 г., является грекоязычный документальный сборник «Протоколы и решения Всеправославного Конгресса в Константинополе (10 мая – 8 июня 1923)». Изданный Константинопольской Патриаршей типографией в 1923 г., сборник включает в себя не только тексты официальных решений Конгресса, но и протоколы заседаний, отражающие позицию русских иерархов по обсуждавшимся вопросам [2].

Важнейшим мотивом подготовки Всеправославного Конгресса стало стремление Константинопольской Патриархии форсировать сближение с Англиканской Церковью в условиях завершившейся греко-турецкой войны 1919–1922 гг. и подготовки к подписанию Лозаннского мирного договора (24 июля 1923 г.). Развитие православно-англиканского диалога воспринималось греческой стороной как средство привлечения политической поддержки Великобритании в ходе послевоенного переустройства и утверждения греко-турецкой границы[3].

В это время патриарх Константинопольский Мелетий IV предпринял усилия по реализации пожеланий, высказанных в Окружном Послании (Энциклике) «К церквам христианским, во всем мире обретающимся» («Пρ?ςτ?ς ?απαντ?χου ’Εκκλησ?ας του? Χριστου?»), опубликованной в январе 1920 г. Священным Синодом Константинопольского Патриархата под председательством митрополита Брусского Дорофея (Маммелиса) [4]. Изданное в период разгара греко-турецкой войны, Послание ориентировалось на православно-англиканское сближение. В нем выражалась особая надежда на продуктивный экуменический диалог, имеющий своей целью снятие противоречий в отношениях разрозненных христианских деноминаций для «подготовления и облегчения дела полного, со временем, при помощи Божией, благословенного воссоединения всех Церквей» [5]. Одним из средств достижения межхристианского единства Энциклика называла «принятие общего календаря ради единовременного празднования великих христианских праздников всеми Церквями» («δια? τη?ς παραδοχη?ς ?ενια?ου ?ημερολογ?ου πρ?ος ταυ?τ?χρονον ?εορτασμο?ν τω?ν μεγ?λων χριστιανικω?ν ?εορτω?ν ?υπ?ο πασω?ντω?ν ?Εκκλησιω?ν»). Окружное Послание было издано на греческом, английском, французском и русском языках и разослано всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей и главам инославных исповеданий[6]. Вся дальнейшая деятельность Константинопольской Патриархии многие годы обусловливалась экуменическими предпосылками Энциклики.

Преследуя цель реализации высказанного в Энциклике пожелания, патриарх Константинопольский Мелетий IV опубликовал 3 февраля 1923 г. Послание № 872/467 «К Благословенным и Честным Предстоятелям Святых Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Эллады и Румынии» («Πρ?ςτο?ς Μακαριωτ?τους κα? Σεβασμιωτ?τους Προ?δρουςτ?ν ?γ?ων ?ρθοδ?ξων ?κκλησι?ν ?λεξανδρε?ας, ?ντιοχε?ας, ?εροσολ?μον, Σερβ?ας, Κ?πρου, ?λλ?δος κα? Ρουμαν?ας»). Констатировав наличие множества актуальных вопросов современной церковной жизни, требующих всеправославного обсуждения и разрешения, патриарх Мелетий в своем послании акцентировал особое внимание на необходимости приведения церковного времяисчисления в соответствие с григорианским календарем, принятым в европейских странах и Америке. Более того, необходимость проведения реформирования православного календаря объяснялась важностью достижения всехристианского единства в совершении празднований Рождества Христова и Воскресения [7]. Для обсуждения имеющихся вопросов Константинопольский патриарх предлагал организовать в Стамбуле после пасхальных праздников работу Комитета (или Комиссии – ?πιτροπ?), в котором бы приняли участие один или два представителя означенных выше Поместных Церквей [8].

Ко времени созыва Константинопольского Комитета у Архиерейского Синода РПЦЗ сложились добрые и конструктивные отношения со Вселенской Патриархией, выражавшиеся во взаимной поддержке в политических и церковных вопросах. Примером тому могут быть совместные действия патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса) и Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого) в сфере противодействия обновленческому расколу в Русской Православной Церкви. Так, 5 мая 1922 г. Синод Константинопольской Патриархии принял Меморандум в защиту гонимых христиан в Азии и России, осуждавший проводившуюся большевиками кампанию по изъятию церковных ценностей и арест патриарха Московского Тихона (Беллавина)[9]. Текст Меморандума, направленный руководству всех Христианских Церквей, был выслан также и митрополиту Антонию (Храповицкому) с просьбой передать его патриарху Тихону[10]. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии признании митрополита Антония со стороны Константинопольского Патриархата как представителя и выразителя интересов Предстоятеля Русской Православной Церкви в эмиграции.

Рассчитывая на поддержку Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в том числе и патриарха Константинопольского, митрополит Антоний (Храповицкий) направил 18 февраля 1923 г. обращенное к ним Послание, содержавшее призыв не признавать действительности таинств в обновленческом и украинском автокефальном расколах[11]. Спустя немногим более месяца, 24 апреля 1923 г. Священный Синод и Смешанный Совет Константинопольского Патриархата приняли постановление, запрещавшее представителю Вселенского патриарха в Москве участвовать в суде над патриархом Московским и всея России Тихоном (Беллавины)[12]. Следует отметить, что в это время готовился к открытию обновленческий «Второй Поместный Всероссийский Собор» (29 апреля – 9 мая 1923 г.), на котором предполагалось извержение из сана находившегося под арестом патриарха. Кроме того, принятое Вселенской Патриархией постановление рекомендовало русским иерархам воздержаться от участия в этом осуждении, поскольку «все Православие (ha pasai ortodoxia) смотрит на Патриарха Московского и всея России как на исповедника (homologitin)»[13]. Данное постановление явилось основанием для Архиерейского Синода РПЦЗ к опровержению принятого на обновленческом Соборе решения[14].

Важной составляющей взаимоотношений Архиерейского Синода РПЦЗ с Вселенской Патриархией явилась внешнеполитическая поддержка последней со стороны русских иерархов. Так, 4 января 1923 г. митрополит Антоний (Храповицкий) направил официальное обращение президенту Лозаннской конференции, в котором выражал обеспокоенность в связи с возможным удалением Константинопольской патриархии из Стамбула. Невозможность переселения Вселенского патриарха объяснялась следующим образом: «Константинопольский Патриарх для православных христиан всех стран является верховным судией, а упразднение или унижение сей Апостольской кафедры явилось бы глубоким оскорблением и унижением всей Православной Церкви»[15].

Сложившееся конструктивное взаимодействие между Вселенской Патриархией и Архиерейским Синодом РПЦЗ обусловило первоначально позитивное отношение русских иерархов в эмиграции к инициативе патриарха Мелетия (Метаксакиса) по созыву Комитета представителей Поместных Церквей. Первое сообщение о готовящемся форуме в журнале «Церковные ведомости», являвшемся официальным органом Архиерейского Синода РПЦЗ, было опубликовано в № 5–6 за 14–28 марта 1923 г. В приложении к официальной части редакция журнала разместила краткую заметку «Совещание о новом стиле», из которого следовало, что в ближайшее время патриарх Мелетий (Метаксакис) предполагал провести в Константинополе совещание представителей Восточных Патриархатов и Автокефальных Церквей для обсуждения вопроса о реформе церковного календаря[16].

Весьма примечательно, что в официальной хронике Архиерейского Синода РПЦЗ не содержится информации относительно направления представителя в Комитет Поместных Церквей. Можно предположить, что данное обстоятельство явилось следствием отсутствия имени Предстоятеля Русской Православной Церкви в Послании патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса) «К Благословенным и Честным Предстоятелям Святых Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Эллады и Румынии» от 3 февраля 1923 г.[17]. Однако в работе форума приняли участие Управляющий русскими православными церквями Константинопольского округа архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) и проживавший в Стамбуле архиепископ Александр (Немоловский), до 1922 г. являвшийся управляющим Северо-Американской епархией Русской Православной Церкви.

(...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации21 июня 2018, 21:58  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Архиєпископ УАПЦ (Соборноправної) Григорій (Огійчук) на сербському святі в Нью-Йорку, 1966 р.
21 июня 2018, 18:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пропагандистская война против получения Украиной Томоса. Профессор Олександр Саган разбивает пять московских тезисов
21 июня 2018, 18:13  
Папа Римский вновь раскритиковал миграционную политику Трампа
21 июня 2018, 17:52  
Официальное православие объединяет во Франции 273 прихода - свежая церковная статистика
21 июня 2018, 17:39  
Католический священник из Онтарио утверждает, что Папа Франциск приносит украинских греко-католиков в жертву ради сближения с РПЦ МП
21 июня 2018, 15:53  
Должницу из Прикамья, не оплатившую вовремя штраф, отправили отбывать наказание в местный храм РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:26  
Девять зданий, входящих в ансамбль Зачатьевского монастыря в Москве, переданы в собственность Московского патриархата
21 июня 2018, 15:16  
К 100-летию убийства царской семьи на месте ее гибели в Екатеринбурге реконструирован мемориальный алтарь
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ростислав Павленко: «Справедливость в отношении православия в Украине будет восстановлена». Интервью со спецпредставителем президента Украины по религиозным вопросам
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 13:26  
"Болгарский Патриарх не выступал против украинской автокефалии", - посетивший Патриарха Неофита представитель президента Украины опроверг сообщение УНИАН
21 июня 2018, 13:12  
"Болгарская Православная Церковь не поддержала создание автокефальной Украинской Церкви", - утверждает одно из крупнейших украинских информагентств
21 июня 2018, 12:41  
"Эта позиция полностью соответствует Закону Божьему и Конституции", - секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины раскритиковал нападки ЛГБТ-сообщества на его супругу
21 июня 2018, 12:01  
"Ситуация вызывает ассоциации с советским периодом", - СПЧ обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность уголовного преследования в России Свидетелей Иеговы


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования