Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
26 февраля 2018, 19:54 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Епископ Диомид (Дзюбан), архиепископ Мартин (Лапковский). Исповедание веры: имяславие, монархия, глобализм, экуменизм и другие вопросы [богословие]


Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей».

(Пс. 113, 9)

«Молю же вы, братие, Именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли».

(Кор. 1, 10)

«Отче Святый, соблюди их во Имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы».

(Ин. 17, 11)

«Паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас овещаета на земли о всяцей вещи, ея же аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех: идеже бо еста два или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их».

 (Мф. 18, 15-20)

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри,

возлюбленные о Христе братья и сестры!

Действуя, дабы святилось Имя Господне;

неизменно руководствуясь источниками Божественного откровения — Священным Писанием, каноническими Правилами святых Апостол, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов, а также соборными постановлениями Русской Православной Церкви;

желая сохранить в неприкосновенности догматы, каноны, уставы и обряды Православной Церкви;

полагая, что конечным итогом объединения православных русских людей должно стать преодоление раскола, допущенного в нашей Церкви в XVII веке;

стремясь к всестороннему возрождению нашей Поместной Церкви и к возрождению православного царства во главе с богоизбранным помазанником Божиим ради спасения и единства православного народа,

мы, православные русские архиереи, обращаемся к вам со следующим словом.

Уже целый век русские люди, относящие себя к духовным наследникам и чадам Православной Российской Церкви [1], пребывают в состоянии пагубного разделения. Так, в разных русских церковных юрисдикциях, которые теперь существуют на месте некогда единой Поместной Церкви (далее – «русские юрисдикции»), по-разному, едва ли ни диаметрально противоположно, трактуется свержение в России богоустановленной власти Царей – помазанников Божиих. Различно трактуются исторические события, являющиеся прямыми следствиями антимонархического февральского бунта 1917 года. Используются различные варианты богослужебных чинов и молитвословий. Проводятся канонизации, вносящие разделение среди верующих. Существует ряд иных вопросов, вызывающих разногласия. Все это препятствует русским людям пребывать в молитвенном единстве, а год от года усугубляющийся раздор делает русских людей всё более ослабленными перед лицом углубляющегося в мире всеобщего отступления от Христа.

Однако желанием Господа нашего Иисуса Христа является молитвенное единство членов Его Церкви. Именно молитвенного единства ждет Господь от Своих последователей. Такова воля нашего Спасителя, явленная Им перед смертью и Воскресением. Заканчивая тайную вечерю, Христос молился к Богу Отцу о единстве во Имя Божие Апостолов-архиереев и всех чад Своей Церкви: «Отче Святый, соблюди их во Имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдал их во Имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание. (…) Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах Им: да будут едино, якоже Мы едино есма: Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси» (Ин. 17, 11-23).

Церковное единство, как свидетельствует Христос в Евангелии (Ин. 15, 3-4), должно быть в Нем Самом, в Истине, проповеданной Им. Отчего не будет угодным Богу механическое объединение «всех и вся» без рассуждения как именно веруют желающие молитвенного единства. Посему восстановление утраченного единства должно непременно включать как устранение самих причин допущенного разделения, так и совместное провозглашение единства в вере.

Причинами всех церковных разделений являются различные нововведения и канонические отступления. Основные причины допущенного русскими людьми церковного разделения следующие.

1. Разногласие в исповедании Имени Божия

Почин разделениям в Православной Российской Церкви документально положен посланием Святейшего Правительствующего Синода «Всечестным братиям во иночестве подвизающимся» [2], опубликованным 18 мая 1913 года на основании синодального Определения № 4183 от 16-17 мая 1913 года [3]. Это послание составил член Святейшего Синода – архиепископ Сергий (Страгородский) (впоследствии митрополит и патриарх). В указанном послании, содержащим множество противоречий, Синод проповедует анафематствованную Православной Церковью варлаамитскую ересь, а также вводит новое богохульное учение об Имени Божием. Это учение Синод объявил «верой православной, верой отеческой и апостольской», несмотря на то, что оно противоречит Священному Писанию, святым отцам и, естественно, не имеет утверждения ни одним из Поместных соборов Православной Церкви.

Ересь Варлаама Калабрийского [4] состояла в том, что он объявил, что энергия Божия, то есть действие (благодать) Бога, якобы не есть Бог. Эта ересь содержится в следующем поучении синодального послания: «Св. Григорий [Палама] учил прилагать название "Божество" не только к существу Божию, но и к Его "энергии" или энергиям, т. е. Божественным свойствам: премудрости, благости, всеведению, всемогуществу и проч., которыми Бог открывает Себя вовне, и, таким образом, учил употреблять слово "Божество" несколько в более широком смысле, чем обыкновенно. В этом многоразличном употреблении слова и состоит все сходство учения св. Григория с новым учением, по существу же между ними различие полное. Прежде всего, святитель нигде не называет энергий "Богом", а учит называть их "Божеством" (не Фeoc, а Феотис). Различие же между этими названиями легко видеть из такого примера. Говорится: "Христос на Фаворе явил Свое Божество", но никто не скажет: "Христос на Фаворе явил Своего Бога": это была бы или бессмыслица или хула. Слово "Бог" указывает на Личность; "Божество" же на свойство, качество, на природу. Таким образом, если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим"».

Но в творениях святителя Григория Паламы содержится учение, явно противоположное проповеданному в послании. Святитель Григорий, в отличие от членов Синода, учит наоборот, что энергии Божии есть Бог и даже «Сам Бог»:

– «Ведь имя "Бог" (θε?ς) есть имя энергии, [производимое] от "бежать" (θ?ε?ν) и "окружать все заботой" или от "палить" (α?θε?ν), что означает "жечь", или от "созерцать (θε?σθαι) все"» [5];

– «Каждая [божественная] сила или каждая энергия есть Сам Бог (εκ?στη δ?ναμνς ? εν?ργεια αυτ?ς εστ?ν ο Θε?ς)» [6];

– «Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы (πρ?νοιαι) и благости Бога, и они суть Сам Бог» [7].

Поэтому, рассмотрев пример, приведенный Синодом в послании, правильней будет сказать: «Христос на Фаворе явил Себя Богом». Однако впавшие в варлаамитство члены Синода этого не видели. И всякий, кто принимает учение будто бы энергии Божии не есть Сам Бог, что проповедано Синодом, тот подпадает под отлучение от Церкви, провозглашенное Константинопольским Поместным собором 1351 года: «Тем, которые мудрствуют и говорят, что имя Бог выражает только существо Божественное и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованию святых, что именем Бог обозначаются равным образом и Божественные действия [то есть энергии Божии], – анафема» [8].

Новое же богохульное учение об Имени Божием, введенное Синодом в послании, обнаруживается при рассмотрении вопроса как понимали Имя Божие Божьи Пророки, Христовы Апостолы и отцы Церкви. В Священном Писании, а также в творениях отцов Церкви и православных богословов Имя Божие понимают в двух значениях.

В своем главном богословском значении словосочетание «Имя Божие» означает То же Самое, что и слово «Бог». Так, слова Священного Писания о пребывании Имени Божия в храме – «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на месте о немже рекл еси: будет Имя Мое тамо на услышание молитвы» (3 Цар. 8, 29), означают пребывание в храме никого иного, как Самого Бога. То же понимается и в Псалтири: «Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша Имя Твое» (Пс. 73, 18); и у Пророка Исайи: «Се, Имя Господне идет временем многим, горящая ярость Его: со славою слово устен Его, слово гнева полно, и гнев ярости яко огнь пояст» (Ис. 30, 27). Также в молитве святителя Амвросия Медиоланского для пресвитеров, готовящихся к служению святой литургии: «Просим, Владыко, щедроты Твоя, да Лицем светлым на достояние Твое, имени Твоему святому служения ожидающе, воззрети благоволиши, и да ни единаго же молитва, ни единаго прошение отриновенно будет». Здесь, Имени Твоему святому служение есть служение Самому Богу, а отнюдь не служение определенной последовательности слогов, которой человек именует Бога. И преподобный Максим Исповедник в толковании на молитву Господню учит о понимании Имени Бога как Бога: «Имя бо Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающе, есть единородный Сын» [9]. А единородный Сын Божий (Вторая Ипостась Пресвятой Троицы) есть не тварь, но истинный Бог.

В другом богословском значении под именем Божиим понимают тварное человеческое слово, которым человек именует Бога, когда произносит, пишет или мысленно воспроизводит его. Так, когда святитель Григорий Нисский пишет, что «Божество получает имя чрез человека» [10], он рассуждает о человеческих словах-именах, коими человек именует Бога. И отец Иоанн Кронштадтский так учит о имени Божием в значении человеческого слова: «По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению: например (…) к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков…» [11]. Основываясь на этом учении необходимо сразу уяснить что, говоря о всяком слове-имени, которым человек именует Бога, следует помнить, что слово это, хоть и тварное (вещественное), но отнюдь не простое, так как Господь ради нашего спасения Сам привязывает к нему Свое присутствие благодатью Своей.

Итак, оба значения Имени Божия имеют место в православном богословии. При этом понимание Имени Божия как Самого Бога имеет всецерковное соборное утверждение. Святые отцы VII Вселенского собора в самом конце книги Деяний Вселенских соборов знаменательно разместили завершающее поучение, озаглавленное: «Как следует понимать, что имени Божия нельзя ни смешивать, ни обобщать ни с чем, и как должно смотреть на всякое пророческое изречение, порицающее идолов». В этом поучении сказано о «служении Богу живому и истинному, имя Которого не имеет ничего общего с тварями», а также утверждено учение Православной Церкви, что «Бог находится вне всякой сотворенной твари и потому имя Его не имеет ничего общего ни с чем» [12]. То есть по учению святых отцов Имя Божие не имеет ничего общего ни с какой тварью – ни со звуками и буквами, ни с тварными человеческими мыслями, и не подлежит ни смешиванию, ни обобщению ни с какими символами и, вообще, ни с чем. А такой сверхсущественностью и нетварностью обладает никто иной, как только Сам Бог, или, как говорят Пророки и святые отцы – Имя Божие.

Тем не менее, Синод Российской Церкви в завершение послания от 18 мая 1913 года в трех пунктах изложил свое особое учение об Имени Божием и, подменяя собой Церковь, приказал «выразить подчинение голосу Церкви», то есть себе. На практике это подчинение заключалось в подписании иноками по приходам и монастырям послания Синода. А тех, которые откажутся согласиться с синодальным учением об Имени Божием, Синод в послании определил «немедленно устранив от священнослужения тех из таковых, которые имеют посвящение, всех упорствующих, по увещании, предать установленному церковному суду, который, при дальнейшем их упорстве и нераскаянности, лишит их сана и монашества…». Богохульная суть трех пунктов учения Синода об Имени Божием заключается в следующем.

В пункте 1. Синод утверждал что «в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть ТОЛЬКО имя, а не Сам Бог и не Его свойства, название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом (что было бы бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия». Этим, вразрез со Священным Писанием и учением святых отцов, Синод богохульно постановил понимать Имя Божие ТОЛЬКО как тварь (то есть как слово-имя, которым человек именует Бога), отметая пророческое, апостольское и святоотеческое понимание Имени Божия как Самого Бога.

Но так как Имя Божие в главном богословском значении есть Бог, то пункт 1. учения Синода равнозначен утверждению что Бог «есть ТОЛЬКО имя, (…) название предмета, а не сам предмет». Если следовать пункту 1., исключая из богословия понимание Имени Божия как Самого Бога, непременно придешь к богохульству. Например, каждый, кто крещен по повелению Христа, данному Апостолам: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28, 19-20), в соответствии с п. 1. вероучения Синода крещен ТОЛЬКО в тварь – в звуки имени Отца и Сына и Святаго Духа, то есть в «название предмета», но отнюдь не в Самого Бога – Святую Троицу. А первое и главнейшее прошение молитвы Господней – «Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое» (Мф. 6, 9) означает в соответствии с п. 1. синодального послания, что Сам Христос якобы учит нас, христиан, молиться и желать прославления и освящения ТОЛЬКО твари – слов, которыми мы именуем Бога, но отнюдь не Самого Бога, превращая тем христиан в идолослужителей.

Подобных примеров из Священного Писания Священного Предания можно привести множество, и все они доказывают, что утвержденное Синодом богохульное учение что «Имя Божие есть ТОЛЬКО имя, а не Сам Бог» входит в непреодолимое противоречие с самыми основами православной веры. Ибо если признать вероучение, проповеданное Синодом в послании правильным, то получается, что полнота веры во Имя Христово, есть вера ТОЛЬКО в тварь – в звуки и буквы имени Христова и мысли человека о Христе. Но святитель Григорий Нисский учит: «Если же кто Имя Сына [Божия] придает [то есть причисляет] твари, то да будет он причислен к идолослужителям» [13]. Тем самым святитель Григорий исключает Имя Сына Божия из разряда тварей, потому что Имя Сына Божия есть Бог.

(...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

07 июня 2018, 17:09  
Священник, против которого в РФ возбуждено уголовное дело по статье "экстремизм", лишен сана, заявил предстоятель РПЦЗ(А)
07 июня 2018, 14:06  
В подмосковном храме РПАЦ состоялась встреча предстоятеля этой Церкви с председателем Синода ИПЦ(С)
07 июня 2018, 12:38  
ДОКУМЕНТ: "Ваш фальшивый «синод» обвиняет в самоизоляции тех, кто следует заповеди cв. Апостола Павла". Ответ Архиепископа Владимира (Целищева) РПЦЗ(В-В) на Обращение Синода РПЦЗ(А), 6 июня 2018 г.
05 июня 2018, 13:26  
"Путь к духовной консолидации всего русского мира", - к годовщине присоединения РПЦЗ к РПЦ МП в США открыт памятник преподобному Серафиму Саровскому
31 мая 2018, 12:34  
МОНИТОРИНГ СМИ: В лагерь в шапочке монаха: за что ослеп советский философ. Мало кто знает, что философ Алексей Лосев принадлежал к ИПЦ и "советским" не был
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации21 июня 2018, 21:58  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Архиєпископ УАПЦ (Соборноправної) Григорій (Огійчук) на сербському святі в Нью-Йорку, 1966 р.
21 июня 2018, 18:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пропагандистская война против получения Украиной Томоса. Профессор Олександр Саган разбивает пять московских тезисов
21 июня 2018, 18:13  
Папа Римский вновь раскритиковал миграционную политику Трампа
21 июня 2018, 17:52  
Официальное православие объединяет во Франции 273 прихода - свежая церковная статистика
21 июня 2018, 17:39  
Католический священник из Онтарио утверждает, что Папа Франциск приносит украинских греко-католиков в жертву ради сближения с РПЦ МП
21 июня 2018, 15:53  
Должницу из Прикамья, не оплатившую вовремя штраф, отправили отбывать наказание в местный храм РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:26  
Девять зданий, входящих в ансамбль Зачатьевского монастыря в Москве, переданы в собственность Московского патриархата
21 июня 2018, 15:16  
К 100-летию убийства царской семьи на месте ее гибели в Екатеринбурге реконструирован мемориальный алтарь
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ростислав Павленко: «Справедливость в отношении православия в Украине будет восстановлена». Интервью со спецпредставителем президента Украины по религиозным вопросам
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 13:26  
"Болгарский Патриарх не выступал против украинской автокефалии", - посетивший Патриарха Неофита представитель президента Украины опроверг сообщение УНИАН
21 июня 2018, 13:12  
"Болгарская Православная Церковь не поддержала создание автокефальной Украинской Церкви", - утверждает одно из крупнейших украинских информагентств
21 июня 2018, 12:41  
"Эта позиция полностью соответствует Закону Божьему и Конституции", - секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины раскритиковал нападки ЛГБТ-сообщества на его супругу
21 июня 2018, 12:01  
"Ситуация вызывает ассоциации с советским периодом", - СПЧ обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность уголовного преследования в России Свидетелей Иеговы


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования