Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
19 февраля 2018, 21:55 Распечатать

МНЕНИЕ: “Историческое христианство для меня объект не «неприятия», а исторического изучения” - кандидат богословия игумен ИННОКЕНТИЙ (Павлов)


“Портал-Credo.Ru”: Позвольте от души поздравить Вас с выходом замечательной книги «Как жили и во что верили первые христиане». Вы отталкиваетесь от анализа «Дидахе» - «Учения Двенадцати апостолов», но рисуете при этом впечатляющую картину жизни первых христианских общин. Расскажите вкратце об истории создания книги. Правда ли, что это своего рода «манифест неприятия исторического христианства»?

Игумен Иннокентий: Начну свой ответ со второй части вопроса. Это ни в коем случае не манифест неприятия исторического христианства, поелику, во-первых, времена таких манифестов прошли. Последний опыт такого рода, из тех, что мне известен, имел место в 1930 году, когда замечательный историк нашего Отечества  академик Сергей Федорович Платонов (1860-1933), в «записке» о своих взглядах, составленной им по требованию следователя Ленинградского управления ОГПУ, в частности, написал следующее: «Миросозерцание мое, сложившееся к концу XIX века, имело базой христианскую мораль, позитивистскую философию и научную эволюционную теорию. В сущности я остаюсь таким и в настоящую минуту. Атеизм чужд мне столько же, сколько и церковная догма». Подобная позиция давно стала чем-то само собой разумеющимся для основной массы образованных христиан во всем мире, принимаясь, что называется, по умолчанию. Во-вторых, историческое христианство для меня объект не «неприятия», а исторического изучения, такой же как и христианство начальное.

Что же касается создания книги, то можно сказать, что я к нему шел всю свою сознательную жизнь, поскольку еще в 1964 году, в пятом классе средней школы, учебник истории Древнего мира подвиг меня заинтересоваться Иисусом Христом как исторической фигурой, в чем ему тогдашняя советская идеология решительно отказывала. Но вскоре ситуация стала меняться, Иисус в указанном качестве получил у нас признание в солидных исследованиях и в учебных курсах для высшей школы, так что мой «поиск исторического Иисуса» уступил тогда место интересу в области отечественной церковной истории ХХ века, в которой было множество белых пятен. Но уже в 1979 году, на студенческой скамье в Ленинградской духовной академии, я, изучая курс патрологии, который, кстати, вел нынешний предстоятель РПЦ МП, заинтересовался таким первохристианским памятником как Учение Двенадцати Апостолов (Дидахе), обратив внимание на отсутствие ученого консенсуса относительно его датировки и места происхождения. В 1996 году я опубликовал свой перевод Дидахе, однако во введении к нему я предложил не результат своего изучения, а взгляд на этот памятник, сложившийся у наиболее авторитетных специалистов того времени - Вилли Рордорфа и Андре Тюилье. Но затем, начав собственное исследование и прочитав множество литературы о нем - как прежней, так и новейшей, - я пришел к выводу, что здесь мы имеем самый первый христианский памятник, свидетельствующей о начальной апостольской миссии к язычникам в Антиохию, имевшей место в 35-45 гг. н.э. и упоминаемой в Деян. 11:19-30. Окончательно мое представление о Дидахе сложилось к 2014 г., когда и началась работа над книгой. Внутреними показаниями Дидахе для датировки памятника периодом около 36 – около 42 гг. стали: а) начальное целеполагание миссии – призвать уверовавших в Иисуса как в Мессию Израиля язычников пройти гиюр, то есть присоединиться к обществу Израиля через обрезание, от чего решительно откажется Павел около 46 года, то есть спустя некоторое время после  начала своей собственной миссии; б) этос апостольского служения, когда свидетели Господа Иисуса несут свое служение безвозмездно, совершая недалекие от своих галилейских домов путешествия в Сирию, тогда как при последующих дальних путешествиях от этого придется отказаться, так что апостолы будут получать содержание от языкохристианских общин, подобно Двенадцати в Иерусалиме, уже в качестве учителей, хотя Павел, которому свое апостольское достоинство еще приходилось доказывать, на начальном этапе своей миссии будет держаться  прежнего этоса и «трудиться своими руками»; в) очень примитивная, явно до-Павлова христология. Но главное, Дидахе полностью охватывает подлинное учение Иисуса, если и не содержательно (это мы найдем уже в подлинных посланиях Павла и у Иоанна в его посланиях и отчасти в Евангелии, носящем его имя, а также отчасти у синоптиков и в псевдоэпиграфическом Послании Иакова), то безусловно тематически. Всё это отражено в книге и прилагаемым к ней тезисам о подлинном учении Иисуса.

- Задаетесь ли Вы целью реконструкции некоего апостольского христианства, которое должно придти на смену распадающемуся институциональному православию?

- Такую цель отчасти ставил Л.Н. Толстой в своем знаменитом манифесте «В чем моя вера?» (1884), хотя он в нем прорицал конец не столько даже отечественного православия, сколько всего исторического христианства. Однако, как мы знаем, толстовский опыт в нашей стране в силу разных причин не получил социальной проекции. Я же, в отличие от Толстого, ни в коей мере не выступаю в роли религиозного реформатора, оставаясь лишь ученым. Что же касается «реконструкции некоего апостольского христианства», то в тех странах (прежде всего в США), где теперь насчитывается множество неденоминированных христиан, которых не устраивают разные исторические церкви, можно предположить такую возможность, однако не как идущую им «на смену», а как существующую наряду.

- Тем не менее, Вы православный священник. Как Вы поступаете, если Вам приходится читать за богослужениями недостоверные с Вашей точки зрения фрагменты Евангелия?

- Начнем с того, что на вскидку порядка 80-90 % содержания синоптических Евангелей, сложившихся в известном нам виде ближе к концу I в. или же порядка 65 % Евангелия по Иоанну, написанного его «кругом» в начале II в., не связаны непосредственно с Иисусом, причем не с моей точки зрения, а научно-объективно. Другое дело, что будучи недостоверными по отношению к исторически верифицируемому Иисусу, они весьма даже достоверны по отношению к иудеохристианству 70-х гг., когда беженцы из Иудеи оказались в бедственном положении, и к языкохристианству 80-х гг., когда римская власть начала их преследовать и имело место массовое отступничество, с одной стороны, но при этом, наконец, была удовлетворена потребность в понятном грекам и римлянам Иисусе – преестественно рожденном Божественном Муже, целителе и чудотворце, с другой. Здесь мы имеем, можно сказать, уникальные исторические данные, свидетельствующие как раз о переходе от языкохристианства начального к христианству историческому, приобретшему уже синкретический характер.

Что же касается Вашего вопроса, то мне его в последнее время не раз задавали клирики РПЦ МП, читавшие мою книгу. Думаю, что у духовно продвинутых батюшек здесь немало пространства для маневра. Хотя они и остаются «невольниками текста», имея в виду сложившийся во 2-й половине XI в. греческий литургический лекционарий (круг чтений), но следует иметь в виду, что последний включает не только евангельские, но и апостольские чтения, из которых и можно выбрать ключевую тему для 10-минутной проповеди. Ну а если неделя/воскресенье посвящено евангельскому событию или притче, то первое не обязательно представлять как историческое, а вторую как принадлежащую Иисусу, сделав акцент на их духовной составляющей и имеющих ту актуальность, что Иисус исцеляет, скажем, от духовной слепоты, а блудный/потерянный сын, будет представлен как приходящий в церковь после долгих лет пребывания вне ее и кого следует принимать с любовью, а не поступать как приточный старший сын.

- Какие книги по-Вашему должны войти в канон Нового Завета и нужен ли этот канон вообще?

- Вопрос о каноне Нового Завета был актуален в III в., когда то же Диадахе одними отцами Восточной Церкви принималось как Священное Писание, а другими - нет. Также тогда в ней велись бурные споры вокруг канонического статуса Откровения (Апокалипсиса) Иоанна. Но к концу IV в. на христианском Востоке получил признание фактически уже давно принятый на христианском Западе канон Нового Завета, составленный Афанасием Александрийским, в который был включен Апокалипсис, но Дидахе не нашлось в нем места. Хотя Учение Двенадцати Апостолов и было признано Афанасием полезным для чтения оглашенными. Последние двести лет канон расматривается учеными лишь как исторический факт той далекой эпохи, тогда как иследование памятников раннего христианства осуществляется уже без оглядки на него.

- Расскажите о своих дальнейших научно-творческих планах.

- Если говорить о ближайших планах, то они связаны как раз с историческим христианством, а именно с переломными для Российской/Русской Цекрви событиями столетней давности. Другое дело, что задуманное в 2016 г. эссе превращается в целую книгу, которую в этом году я надеюсь завершить. В более дальних планах – историко-критическое введение в раннехристианскую литературу, путевой картой которого во многом являются мои тезисы Ipsissima doctrina Jesu – Подлинное учение Иисуса.

Беседовал Александр Солдатов,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации23 июля 2018, 12:26  
Председатель ОВЦС МП посоветовал российским родителям "не выставлять напоказ" детей, особенно в обнаженном виде
Материал содержит видео информацию23 июля 2018, 12:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: Епископ Питирим (Творогов) — Олегу Курзакову: «Мало тебе было смерти сына? Дальше пошел?» Архиерей РПЦ МП "мистически угрожает" бывшему священнику, честно решившему оставить служение
Материал содержит иллюстрации23 июля 2018, 12:04  
Председатель ОВЦОиСМИ МП высоко оценил творчество и начитанность рэпера Гнойного
21 июля 2018, 22:19  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Українська Помісна Церква як ціннісна делегітимація Російської імперії. "«Русская православная цєрква» - релігійна спільнота, що впала у гріх сергіянської єресі і досі перебуває під анафемою"
21 июля 2018, 20:46  
Путин решил "уважить" просьбу мусульман, пообещав подумать над разрешением продавать пиво на стадионах
21 июля 2018, 15:36  
Глава Татарстана попросил Путина вернуть пиво на стадионы "ради православных"
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации20 июля 2018, 20:19  
ИНТЕРВЬЮ: Епископ Луцкий и Ровенский ИОВ (Коновалюк), предстоятель УАИПЦ, о своих встречах с Патриархом УПЦ КП Владимиром (Романюком) и атмосфере в патриархии УАПЦ начала 90-х, часть 3-я большого интервью
20 июля 2018, 17:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии [РПЦ МП] и сложении священного сана
20 июля 2018, 17:17  
ENGLISH VERSION: Uzbekistan: criminal prosecution for sharing beliefs
20 июля 2018, 17:00  
Овручский митрополит УПЦ МП отрицает свою причастность к аккаунту Фейсбука, наполненному его заявлениями в поддержку автокефалии
Материал содержит видео информацию20 июля 2018, 16:49  
ВИДЕО: "Незалежна Церква...". Украинский публицист Татьяна Деркач о причинах "затягивания" с предоставлением Томоса об автокефалии Украинской Церкви (на укр. яз.)
Материал содержит иллюстрации20 июля 2018, 16:41  
О. Всеволод Чаплин назвал Наталью Поклонскую "совестью нации", а Эдуард Лимонов предсказал ей судьбу Надежды Савченко
20 июля 2018, 16:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Новый виток давления на „Свидетелей Иеговы“»: в Омской области супругов задержали за признание мужем своей веры
Материал содержит иллюстрации20 июля 2018, 15:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Россияне равнодушны к 100-летию со дня расстрела царя. "Завершившийся футбольный чемпионат привлек неизмеримо большее внимание россиян..."
20 июля 2018, 15:23  
Ватикан отменил девственность как обязательное условие для посвящения в "невесты Христа"
Материал содержит иллюстрации20 июля 2018, 15:08  
Археологи в Чернигове обнаружили необычное христианское кладбище послемонгольского периода
20 июля 2018, 14:54  
Спецслужбы РФ используют вопросы веры и Церкви для напряжения внутренней ситуации в Украине, заявил представитель МВД Украины Зорян Шкиряк
Материал содержит иллюстрации20 июля 2018, 14:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кого объединяет УПЦ (МП)? "Коллективная идентичность этой Церкви основана на пост-имперской модели с центром в Москве"
20 июля 2018, 13:51  
На годовщину Крещения Руси в Киев пригласили делегацию Вселенского патриархата
Материал содержит иллюстрации20 июля 2018, 13:27  
Археологи в Сирии обнаружили подземный ход, где христиане III-IV веков укрывались от гонений
Материал содержит иллюстрации20 июля 2018, 12:34  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Собрат по нежелательным в РФ религиозным организациям..." Священник РПАЦ о внедрении идеи "экуменического братства" госорганами РФ
20 июля 2018, 12:11  
Апелляционный суд в Сумской области конфисковал почти полтора миллиона гривен, которые священник УПЦ МП пытался незаконно перевезти в РФ
Эксклюзивный материал20 июля 2018, 11:20  
Приходу РПАЦ в Гатчине вновь отказано в регистрации - на основании религиоведческой экспертизы и "неправомерности" использования слова "Российская" в названии Церкви


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования