Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 февраля 2018, 13:17 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: "Мы пахали". Самоубийство российского летчика в Сирии РПЦ МП расценила как "верность Евангелию". Андрей Кураев усомнился в этом


См.: https://www.youtube.com/watch?feature=share&v=plSJld_pprA&app=desktop

Неудержимое стремление примазаться к чужим жизням и смертям.

"Он своей жизнью засвидетельствовал верность Святому Евангелию". Как именно? Какое отношение смерть летчика имеет к Евангелию? Он умер с именем Христа на устах? Его убили за проповедь Христа?

И это не говоря уже о том, что, строго говоря, это самоубийца, пусть и героический. Это не тот случай, когда человек ценой своей жизни спасает жизни других (случай Александра Матросова). Если он и в самом деле взорвал гранату - каков был его последний мотив и помысл?

Унести с собой в могилу побольше врагов? Это не очень по-евангельски.
Избежать пыток и надругательств? Это благородно, но опять к Евангелию это не имеет отношения.

Если и вправду его последние слова были "это вам за пацанов" - то эта идея впервые встречается у язычника Гомера. Ну, когда Ахилл мстит за смерть Патрокла. При чем тут Евангелие? Оно учит мести?

Кроме того, за каких "пацанов" мог мстить Роман Филипов? Кто из его сослуживцев погиб за время его сирийской командировки? А своих сыновей у него еще не было.

"Сладко и легко умирать за Родину" - это опять же язычник Гораций. Но не всякая смерть "за Родину" есть смерть за Христа.

Обожаю фильм "Последний самурай". Но следование кодексу Бусидо и следование Евангелию не одно и то же.

Ну не обязан пантеон светских и военных героев совпадать с церковным иконостасом.

Кроме того, в данном случае летчик вылетел бомбить людей, у которых, по его мнению и мнению его командиров, не было средств для сопротивления (т.е. средств ПВО). Как бы ни были дурны эти люди (ясно, что никаких симпатий к этим адептам "самоймирнойрелигии" у меня нет), но в их предполагаемо-безопасной бомбежке я не вижу ничего евангельского. Кстати, бомбила их и американская авиация. Если бы в таком налете погиб американский летчик - сказали бы наши митрополиты, что он жил и умер по Евангелию?

Митрополит всё Евангелие свел к словам о том, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".

Очень неаккуратно великую беседу Христа о любви и жертве сводить к военным потерям.

"Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями".

То есть Христос эти слова сказал о Себе, о Своей Жертве и о Своих отношениях с учениками.

Есть ли в святоотеческих толкованиях на Евангелие от Иоанна приложение этих слов к солдатам? У Златоуста и Феофилакта нет. Тут интересна история экзегезы этого места. Когда и у кого оно впервые стало прилагаться к военным? Когда и у кого оно стало тотальной индульгенцией, прилагаемой ко всем погибшим солдатам, без всякого вдавания в детали о справедливости данной войны и обстоятельствах гибели данного воина?

Это большая и больная тема - эволюция церковной проповеди в сторону милитаризма.

Некогда правило Василия Великого для солдат, вернувшихся с войны, предполагало отлчучение на три года.

«Совершенно также вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее, есть то, что делается разбойниками и в неприятельских нашествиях, ибо разбойники убивают ради денег, избегая обличения в злодеянии, а находящиеся на войне идут на поражение противника, с явным намерением: не устрашить, и не вразумить, но истребить оных» (Первое каноническое послание св. Василия св. Амфилохию Иконийскому, Правило 8)

«Разбойников взаимно поражающие, если не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Тайн; если же клирики - да низложатся со своей степени. Ибо сказано: всякий, взявший меч, мечом погибнет (Мф. 26:52)» (3-е каноническое послание св. Василия Великого, Правило 55).«Убиение на брани отцы наши (См. послание Св. Афанасия к Амуну монаху) не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только Святых Тайн" (Первое каноническое послание. Правило 13).

Император Никифор Фока (963-969) "задумал издать закон, чтобы тех воинов, которые погибли на войне, причислять к лику святых только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного. Он принуждал Патриарха и епископов принять это как догмат. Патриарх и епископы, храбро оказав противодействие, удержали императора от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого, который гласит, что воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия" (Лев Диакон. Недостатки правления Никифора // Лев Диакон. История. М., 1988, сс. 118-119).

В раннем средневековье "большинство покаянных книг за убийство врага в открытом бою предусматривает 40 дней покаяния... Вступление германцев в христианскую историю создало совершенно новую ситуацию. Война была образом жизни германских народов. Для них война сама по себе была формой морали, более высоким типом жизни, чем мир"" (Карл Эрдман. Происхождение идеи Крестового похода. СПб., 2018, сс. 79 и 82).

Какая-то глубокая и мало кем замечаемая шизофрения есть в нашей церковной жизни в этом вопросе. С одной стороны, наши священники литургически чтят памяти воинов-мучеников, отказавшихся от воинской службы (примеры см. Жан Флори. Идеология меча. СПб., 1999). С другой - те же священники чуть ли не вместе с военкомами ходят по квартирам, разыскивая и зазывая призывников. Широк человек, слишком широк. Евангелие и нормы ранней Церкви слишком жмут нашим митрофорным замполитам.

***

И вновь советую прочитать "Поэму причастности" Наума Коржавина.

БЛОГ ПРОТОДИАКОНА АНДРЕЯ КУРАЕВА, 8 февраля 2018 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
21 февраля 2018, 12:17  
Прокуратура предостерела ингушский муфтият от проведения несогласованной протестной акции из-за остановки строительства мечети
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 21:34  
МОНИТОРИНГ СМИ: Религия по законам войны: как УПЦ МП влияет на украинцев
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 17:57  
«Народная милиция ЛНР» во главе со священником РПЦ МП ответила Масленицей «на попытку внедрения нам из-за океана враждебной, так называемой американско-европейской идеологии»
20 февраля 2018, 17:37  
ФСБ провела в Москве проверку исламского образовательного центра, поскольку в нем "преподают основы ислама"
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 17:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: Страна без улыбки. В РФ нельзя шутить над Церковью и историей СССР и вообще... нельзя шутить
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 16:59  
Фильм о том, как кенийские мусульмане защитили христиан от исламистов, номинирован на Оскар
20 февраля 2018, 16:33  
Папа Франциск смягчил возрастные нормы отставки епископов в римско-католической Церкви
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 16:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Крестовый поход Бориса Гребенщикова: музыкант сделал работу о народной и государственной трагедии. "Это разговор одновременно и с прошлым, которое не учит, и с Богом"
20 февраля 2018, 14:13  
Убитых возле храма РПЦ МП в Кизляре похоронят на территории церкви как принявших мученическую смерть
20 февраля 2018, 14:07  
Глава РПЦ МП считает, что стрельба у храма в Кизляре нацелена на конфликт между православными и мусульманами
Материал содержит иллюстрацииМатериал является переводом20 февраля 2018, 11:36  
Высшая судебная инстанция Украины разрешила спор за храм в Тернопольской области в пользу общины Московского патриархата
20 февраля 2018, 11:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Где искать христианство. Российский философ считает наше время апофеозом христианских ценностей. Причем на Западе
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 11:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Перед Богом все равны. А перед сельсоветом? В Мелитопольском районе две православные юрисдикции воюют из-за земли
20 февраля 2018, 10:50  
ДОКУМЕНТ: "Детям и юношеству жизненно необходимо получать правильные представления о религии". Заявление Межрелигиозного совета России в связи с нападением на верующих в Кизляре
20 февраля 2018, 10:47  
Католический приход подал в суд на власти Алтайского края
20 февраля 2018, 10:44  
Государство выделит религиозным общинам Литвы 1 млн. евро, из которого Московскому патриархату достанется более 61 000
Эксклюзивный материал20 февраля 2018, 00:44  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): О прощении. Слово на Прощеное воскресенье (05/18.02.2018)
Эксклюзивный материал20 февраля 2018, 00:27  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Православие как вера в себя. Слово в Неделю сыропустную, на воспоминание Адамова изгнания (05/18.02.2018)


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования