Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 февраля 2018, 20:50 Распечатать

МНЕНИЕ: «Возвращение к принципам светского государства при нынешнем политическом режиме в России невозможно» - зам. председателя Атеистического общества Москвы (АТОМ) АЛЕКСАНДР ЩЕВ


«Портал-Credo.Ru»: Что в декрете об отделении Церкви от государства, которому на днях исполнилось 100 лет, стало продолжением демократических тенденций Февраля, а что - заложило основу для репрессивной политики большевиков? 

Александр Щев: Сутью декрета мне представляется радикальная секуляризация, которую Россия до 1917 года не проходила в своей истории, в отличие от многих стран Запада. Это была давно назревшая мера, которая логично вытекала из демократических устремлений Февральской революции. Временное правительство в этом плане не успело сделать многое, подготовив только закон «О свободе совести» от 14 июля 1917 года.

На момент издания большевиками декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" РПЦ не успела отделиться формально от государства, да и не желала этого делать. Представления церковной иерархии во главе с новоизбранным патриархом Тихоном о будущем статусе РПЦ в стране были почти во всём противоположны пунктам этого декрета Совнаркома и совершенно неадекватны сложившейся в начале 1918 года ситуации. Церковь желала сохранить в Советской России былое привилегированное положение буквально по всем позициям, в чём ей было отказано большевиками. 

Хочу отметить, что вопреки заявлениям клерикалов о беспрецедентных ущемлениях прав верующих и церкви этим документом, увязываемых с принципиальным атеизмом его авторов, декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" по большей части не содержал никаких мер, которые были бы "ноу-хау" большевиков в данной сфере. В той или иной форме большинство прописанных в нём пунктов уже имели ранее прецеденты в антиклерикальных законах конца XIX - начала XX вв. других государств: Германии, Франции, Португалии и даже сравнительно отсталых латиноамериканских стран типа Мексики! Хотя там подобные акты принимались отнюдь не коммунистами, не большевиками и не "безбожниками"... Просто тогда это был так сказать, общий мировой тренд, в духе которого пошла новая власть нашей страны, хотя ленинское правительство оказалось тут наиболее последовательным и радикальным.

- Но считается, что декрет стал основой будущих антицерковных репрессий…

- Я вообще не склонен признавать эти репрессии имеющими лишь идеологическую подоплёку. Хотя РПЦ и тогда ещё, и сейчас хочет представить всё дело как гонения атеистов на религию, подлинными причинами репрессий были совсем иные вещи. В частности, грубое вмешательства духовенства в политику после певолюции 1917 года. Православный клир на 90 % тогда занял контрреволюционные позиции, активно поддерживал чуть ли ни все боровшиеся в 1918-22 гг. с оружием в руках против советской власти силы, что естественно вызывало репрессии с её стороны. Экономические интересы церкви были так же совершенно противоположны политике "военного коммунизма". Уже на одной этой основе силовое противостояние клириков с новым режимом было неизбежно. И оно ярко выявилось в попытках РПЦ сорвать выполнение пунктов декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", продолжавшихся весь 1918 год и позже: когда даже такая безобидная мера, как светская регистрация актов гражданского состояния (1-й ЗАГС в стране открылся, напомню, в Питере 14 февраля 1918 г. по н. ст.), вводимая большевиками, вызывала порой на местах яростные мятежи православных фанатиков и жертвы с обоих сторон. Ну а возникшее в 1922 году массовое сопротивление верующих изъятию церковных ценностей, приведшее к кровопролитию в Шуе, Москве, Петрограде и ряде иных городов, - это особая тема, которую тут вряд ли уместно развивать. Хотя национализация огромных фондов и средств, накопленных РПЦ до революции, в условиях жуткого состояния тогдашней экономики страны представляется актом неизбежным...

- Какие положения декрета стоило бы реанимировать сегодня, а какие стоит осудить и почему?  

- Я могу полностью подписаться сейчас почти подо всеми пунктами декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", кроме разве что пары последних: "12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. 13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием." 

Пункты 12 и 13 были уже "перебором", но они опять же более вытекали из общих экономических и юридических принципов большевиков, нежели из их склонности к атеизму. Точно так же были лишены прав собственности и юрлица в Советской России тогда множество других прежних структур вполне светского свойства!   

- Что Вы думаете об авторстве декрета (говорят, его написал священник), выражает ли он какие-то "классовые"интересы белого духовенства?

- Насколько я понимаю, авторство тут было скорее коллективным. Тот же Ленин как глава Совнаркома немало приложил руку к выработке его окончательного текста. А священник Галкин вошёл в историю более как ИНИЦИАТОР принятия данного акта. Хотя фигура этого настоятеля церкви Преображения Господня в Петрограде, на почве увлечения марксизмом и общения с писателем Горьким рассорившегося сразу после революции со своими "коллегами по цеху" и перешедшего на сторону большевиков, во многом примечательна! Мне не кажется, что демарш о. Михаила отражал некие глубокие противоречия в среде РПЦ между "белым" и "чёрным" духовенством, ибо оно в своём неприятии большевицкой политики секуляризации было тогда довольно единодушно. И поступок Галкина буквально шокировал тогда весь столичный клир... Факт в том, что ещё в декабре 1917 года Галкин напечатал в "Правде" свои соображения на сей счёт, во многом предвосхитившие содержание будущего декрета Совнаркома, в разработке которого о. Михаил также потом участвовал. Но перед публикацией своего знаменитого письма Галкин встречался и говорил с Лениным, потому сложно понять, чьи же собственно мысли он там изложил? Возможно, новому ленинскому правительству тогда показалось более уместным политически, чтобы инициативу столь щекотливого акта взял на себя именно выходец из рядов духовенства? Но я вопрос об авторстве декрета специально не исследовал...

- В чем актуальность декрета для современной России?

- Необходимость большинства мер, предписанных декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", в условиях нынешней России как никогда актуальна! Подобный документ, за изьятием пары упомянутых выше пунктов, вполне может быть положен в основу современного законодательства о светском государстве. Особенно это касается таких пунктов, как 3. ("Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются."), 4. ("Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями."), 9. ("Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом."), 10. ("Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.") и 11. ("Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются."). Примеров вопиющего нарушения этих правил в России начиная с 90-х годов масса, и вы наверняка и без меня о них знаете. Реально современное государство давно отступило от этих здравых принципов в пользу политики клерикализации общества, и фактически единственным пунктом Декрета, сохранившим у нас силу, остался п. 8 ("Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений."). Однако коренное изменение ситуации в данной сфере и возвращение Российской Федерации к принципам светского государства - при сохранении нынешнего политического режима нашей страны, - увы, представлеется мне нереальным!

Беседовал Феликс Шведовский,
для "Портала-Credo.Ru"

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 21:34  
МОНИТОРИНГ СМИ: Религия по законам войны: как УПЦ МП влияет на украинцев
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 17:57  
«Народная милиция ЛНР» во главе со священником РПЦ МП ответила Масленицей «на попытку внедрения нам из-за океана враждебной, так называемой американско-европейской идеологии»
20 февраля 2018, 17:37  
ФСБ провела в Москве проверку исламского образовательного центра, поскольку в нем "преподают основы ислама"
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 17:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: Страна без улыбки. В РФ нельзя шутить над Церковью и историей СССР и вообще... нельзя шутить
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 16:59  
Фильм о том, как кенийские мусульмане защитили христиан от исламистов, номинирован на Оскар
20 февраля 2018, 16:33  
Папа Франциск смягчил возрастные нормы отставки епископов в римско-католической Церкви
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 16:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Крестовый поход Бориса Гребенщикова: музыкант сделал работу о народной и государственной трагедии. "Это разговор одновременно и с прошлым, которое не учит, и с Богом"
20 февраля 2018, 14:13  
Убитых возле храма РПЦ МП в Кизляре похоронят на территории церкви как принявших мученическую смерть
20 февраля 2018, 14:07  
Глава РПЦ МП считает, что стрельба у храма в Кизляре нацелена на конфликт между православными и мусульманами
Материал содержит иллюстрацииМатериал является переводом20 февраля 2018, 11:36  
Высшая судебная инстанция Украины разрешила спор за храм в Тернопольской области в пользу общины Московского патриархата
20 февраля 2018, 11:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Где искать христианство. Российский философ считает наше время апофеозом христианских ценностей. Причем на Западе
Материал содержит иллюстрации20 февраля 2018, 11:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Перед Богом все равны. А перед сельсоветом? В Мелитопольском районе две православные юрисдикции воюют из-за земли
20 февраля 2018, 10:50  
ДОКУМЕНТ: "Детям и юношеству жизненно необходимо получать правильные представления о религии". Заявление Межрелигиозного совета России в связи с нападением на верующих в Кизляре
20 февраля 2018, 10:47  
Католический приход подал в суд на власти Алтайского края
20 февраля 2018, 10:44  
Государство выделит религиозным общинам Литвы 1 млн. евро, из которого Московскому патриархату достанется более 61 000
Эксклюзивный материал20 февраля 2018, 00:44  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): О прощении. Слово на Прощеное воскресенье (05/18.02.2018)
Эксклюзивный материал20 февраля 2018, 00:27  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Православие как вера в себя. Слово в Неделю сыропустную, на воспоминание Адамова изгнания (05/18.02.2018)


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования