Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 января 2018, 14:08 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Чистые танцы. "Две самые нашумевшие премьеры года — кинематографическая («Матильда») и театральная («Нуреев») — были связаны с балетом" и... с епископом Тихоном (Шевкуновым)


Так получилось, что две самые нашумевшие премьеры года — кинематографическая и театральная — были связаны с балетом. Скандалы вокруг фильма «Матильда» и балета «Нуреев» комментирует Сергей Ходнев.

И фильм Алексея Учителя, и спектакль, поставленный в Большом театре режиссером Кириллом Серебренниковым и хореографом Юрием Посоховым, объединяет, казалось бы, только одно: оба напоминают о том, что классический балет — это не только благонравно-успокоительное зрелище, это еще и арена, на которой действуют возмутители спокойствия, такие как амбициозная Матильда Кшесинская, метресса и будущего Николая II, и других великих князей, и как Рудольф Нуреев с его «прыжком в свободу». Положим, не ахти какое открытие, но почему-то демонстрация личной жизни и канонизированного Ники, и смутьяна Руди спровоцировала потоки возмущенных слов, причем, что характерно, в обоих случаях до того, как публика имела случай ознакомиться с самими произведениями. Да что там слов: ожидание премьеры «Матильды» было отмечено и телефонным терроризмом, и атакой на екатеринбургский кинотеатр «Космос».

Примечательно еще и другое. Пусть в иных масштабах и без сопутствующих обстоятельств вроде дела «Седьмой студии», но похожие всплески показательного возмущения случались и ранее — достаточно вспомнить двенадцатилетней давности события вокруг «Детей Розенталя». Но впервые в новейшей истории боданий с идеологическими инстанциями народная молва теперь считала, что источник запретительных инициатив по культурной части не просто некие более или менее обобщенные силы реакции, а конкретное лицо. Поговаривали, что виновник отмены летней премьеры «Нуреева» — епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. И что он же наряду с пламенным депутатом Поклонской — вдохновитель кампании против фильма Алексея Учителя.

Переходившая из сплетни в сплетню опереточная картина того, как епископ Егорьевский тайно командирует переодетых в штатское агентов (монахов? семинаристов?) на генеральную репетицию «Нуреева», как-то уж очень отдает романами-фельетонами XIX века про злоковарных иезуитов. Тем более что премьеру балета все-таки выпустили, хотя и с опозданием; генеральный директор Большого Владимир Урин ручается, что «Нуреев» останется в репертуаре и впредь. «Матильду» владыка Тихон критиковал вполне открыто и даже предъявил подписи президента исторического факультета МГУ Сергея Карпова и научного руководителя Госархива Сергея Мироненко под уничижительным разбором сценария фильма. Но и фильм вышел в прокат без происшествий.

У части общества в какой-то момент даже сработал, кажется, старинный рефлекс: если кто-то наверху что-то пытается запретить или опротестовать, «значит, хорошие сапоги, надо брать». Сработал — и оказался совершенно негодным. «Нуреев» — очень хороший спектакль, но вот «Матильда» — очень плохой фильм, и ни сиятельный бюджет, ни актерский состав, не менее сиятельный, произвести его в гонимые шедевры не могут.

Но трудно рассматривать это как казус чисто информационный. Самое неутешительное в обстоятельствах вокруг и «Нуреева», и «Матильды» — порожденное ими ощущение растерянности и абсурда. Совершенно невинный при всем своем сусальном богатстве образчик почтенного кинематографического жанра «сопли в сахаре» может внезапно получить клеймо оскорбительной и кощунственной выходки против верующих. Масштабный танцевальный байопик, в котором сексуальность главного героя лишь одна из тем, и не факт, что более важная, чем размышления о свободе, о балетной культуре, о жажде сценического самоутверждения, может свестись в досужих разговорах к гомоэротической «клубничке». Предсказывать такое невозможно. И любые прогнозы относительно премьерной судьбы того или иного произведения — кассового успеха или запрета, номенклатурных аншлагов в зале или пикетов перед театром — обречены быть не менее зыбкими, чем надежды на послевыборное установление конструктивных отношений между государственными инстанциями и культурой.

Сергей Ходнев,

"КОММЕРСАНТЪ", 29 декабря 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

12 января 2018, 17:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Итоги года в РПЦ [МП]: точка зрения синодалов. "Количество упоминаний ключевых слов в журналах Священного Синода РПЦ: Иисус – 0 упоминаний, Патриарх – 59 упоминаний"
10 января 2018, 14:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Чистые танцы. "Две самые нашумевшие премьеры года — кинематографическая («Матильда») и театральная («Нуреев») — были связаны с балетом" и... с епископом Тихоном (Шевкуновым)
08 января 2018, 22:05  
“РЕЛИГИЯ. ВРЕМЯ. МИР” (авторская рубрика Валерия Емельянова): Религии-2017: взгляд авраамического монотеиста. Часть вторая, российские мусульмане: «ваххабиты» против «коранитов»
05 января 2018, 23:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: От "Матильды" до Исаакия: как РПЦ влияла на культурную политику в 2017 году
03 января 2018, 15:19  
“РЕЛИГИЯ. ВРЕМЯ. МИР” (авторская рубрика Валерия Емельянова): Религии-2017: взгляд авраамического монотеиста. Часть первая, РПЦ МП: «Этнофилетизм 2.0», или «Матильда, Чаплин и т.д.»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования