Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 января 2018, 15:44 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Трупик-попик-филармония. "30 лет назад в эфир вышли первые выпуски программы «600 секунд». С этой передачи в стране начался массовый интерес к православию"


30 лет назад в эфир вышли первые выпуски программы «600 секунд». Именно с этой передачи в стране начался массовый интерес к православию. До возвращения к скрепам на всесоюзном уровне оставался еще год (празднование 1000-летия Крещения Руси), а в «600 секундах» уже тогда можно было увидеть хоть и немного запуганных, но говорящих человеческим голосом священнослужителей. Сюжетными рамками программы, по выражению Александра Невзорова, была триада «Трупик-попик-филармония». Криминальная хроника чередовалась церковными сюжетами и событиями из культурной жизни тогда еще культурной столицы, Ленинграда.

В соответствии с жанром, законы которого диктует сама жизнь, обвальное снижение рейтинга РПЦ тоже укладывается в эту триаду: главными героями криминальной хроники часто становятся священнослужители (устраивая пьяные ДТП или организуя сутенерство), при этом в перерывах между этими новостями церковные иерархи делают набеги на музеи или выступают в концертных залах.

В Петербургской епархии за этот год вся активность церковнослужителей сосредоточилась на музейно-концертной сфере. Это не только попытки вышибить к православной Пасхе музейный коллектив из Исаакиевского собора, но и периодические концерты священников на сцене Мариинского театра. Обычно такие представления с предельно дешевой и наивной режиссурой устраиваются в честь какого-нибудь главного христианского праздника. На сцене монолитно стоит митрополичий хор, ведущие читают тексты, перемежая их слайдами на большом экране, но иногда действие разбавляется робкими перебежками артистов, которым, по сценарию, вроде бы нужно станцевать или изобразить эмоции, однако все их действия сковывают каноны Трулльского собора. В этом году священнослужители освоили арену Ледового дворца. В стенах ультрасовременного сооружения, эстетике которого священнослужители соответствовали разве что рясами цвета нефти, был дан концерт, приуроченный столетию Октябрьской революции. Это был все тот же набор номеров: пение хора, пылкий речитатив говорливого священника, слайды и небольшие сценки из непонятной жизни. Концерт призван был погрузить зрителей в размышление об исторической трагедии, но в митрополичьем хоре при этом солировал известный многим дьякон Сергей Фрунза. Несколько лет назад он избил двух старушек в ходе дорожного конфликта. После этого он не только не был лишен сана, но и переведен из областного прихода в один из престижных храмов Кронштадта. Его участие в концерте, который анонсировался как призыв к покаянию за зверства большевиков против лиц из духовного сословия, как нельзя лучше подходит нынешней идейной программе русского православия: там, где попик, готовый путь перед своим автомобилем устлать трупами, там и духовная филармония.

Неудачные попытки захватить Исаакиевский собор пока были компенсированы людям из епархии музыкальным абонементом все на той же сцене Мариинки-2. Раз в месяц духовное лицо без высшего музыкального образования рассказывает людям о сакральной музыке русской культуры.

Под занавес года тема попика и филармонии была продолжена в открытии мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» недалеко от Парка Победы. Мультимедийная выставка, в которой легкий антисемитизм перемежается с конфессионализацией исторического наследия страны, — это уже разновидность разговорного жанра, где в качестве средства художественной выразительности используется слово, подкрашенное светом и спец.эффектами. Если сам парк, как уверяют его создатели, был возведен стахановским методом на деньги «Газпрома» и частично бюджетные деньги, то скромный фуршет по случаю открытия за 695 тыс. рублей на 260 человек был полностью оплачен боголюбивыми властями из средств налогоплательщиков. Ленинградцы по этому поводу выразились бы кратко: моральная дистрофия (так выжившие после блокады жители города называли тех, кто полностью утрачивал связь с гуманистическими идеалами).

Открытию мультимедийного парка предшествовал ставший уже привычным для Петербурга Культурный форум, в этом году уже шестой по счету. Он проходил в середине ноября и был интересен сразу двумя тенденциями: антисемитскими заявлениями его участников и рекордным числом церковных секций, в которых участвовали священнослужители и обсуждалась церковная тематика. На одной из секций люди с лицами опереточных злодеев вдруг заговорили о необходимости возрождения церковного искусства (без упоминания того, на что были потрачены предыдущие 30 лет духовного ренессанса). Если обобщить выступления участников: теперь стране необходимы красивые храмы, соответствующие критериям подлинного искусства, а внутреннее убранство церквей нуждается в дизайнерской стилизации: чтобы все было не разномастно и по-деревенски, а эстетично и единообразно. Заодно хорошо бы обратить внимание на внешний вид священников: софринские парчовые одеяния, похожие на золотые кульки – это прошлый век; духовная брань у порога, а церковнослужители все сплошь в однобортном, да еще и талия на десять сантиметров ниже, чем в мирное время. В таком уже не воюют. Выход участниками секции предлагался один: создание при каждой епархии (и чуть ли не каждом храме) подобий ателье индпошива. Тут же были продемонстрированы изделия этого индпошива: «Издревле омофоры, как символы заблудшей овцы на плечах Христа, изготавливались из шерсти ягнят, не знающих порока. Студия Х создает сотканные вручную омофоры. Как в древние времена, для их изготовления используется высококлассная итальянская шерсть ягнят самого высокого качества в сочетании с хлопком. Омофоры создаются вручную на ткацком станке по индивидуальным лекалам». Словом, церковь все чаще начинается с вешалки. Единственное замечание: омофор (что-то вроде широкого шарфа, который во время службы помощники епископа то снимают, то надевают на своего владыку) из шерсти итальянских ягнят, да еще сотканный вручную, в денежном эквиваленте равняется примерно сорока пенсиям. Когда Церковь как социальный институт превращается в труп, то ей ничего больше не остается как маскироваться под филармонию, где приятные во всех отношениях мужчины стремятся более лучше одеваться.

Елена Рыйгас,

"ЭХО МОСКВЫ", 30 декабря 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования