Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 января 2018, 15:19 Распечатать

“РЕЛИГИЯ. ВРЕМЯ. МИР” (авторская рубрика Валерия Емельянова): Религии-2017: взгляд авраамического монотеиста. Часть первая, РПЦ МП: «Этнофилетизм 2.0», или «Матильда, Чаплин и т.д.»


Сложное, неблагодарное и, наверное, невозможное это дело – подводить в наступающем году (я не оговорился – григорианское новогодье мы прошли, юлианское впереди, так что 2018 год пока что наступающий) итоги религиозной жизни в масштабах как страны, так и мира. Хотя бы потому, что эти события происходят с калейдоскопической скоростью и за одно мгновение меняют весь расклад, еще недавно «глубокомысленно» проанализированный и прокомментированный. Но несмотря на это, мы все-таки возьмем на себя смелость в медийном формате прокомментировать текущие и уже утекшие события религиозной жизни страны и мира с точки зрения «авраамического монотеиста», что в переводе на понятный язык означает человека верующего, но институционально и профессионально не связанного ни с одной религиозной организацией. Кому-то подобная позиция может показаться странной и где-то смешной, но на самом деле это достаточно типичный для современной жизни или репрезентативный (если пользоваться терминами социологов) типаж, и его видение несет с собой изрядную долю объективности. Итак, начнем.

Русская Православная Церковь Московского патриархата. Апогеем околоцерковной жизни года стала, конечно, кампания вокруг фильма «Матильда». Вокруг него развернулась «церковно-общественная» дискуссия, вылившаяся не только в медийную полемику, но во вполне себе нешуточную демонстрацию духовенства и мирян РПЦ МП в Петербурге. Суть претензий к фильму одна: «Оскорбление памяти святого царя-мученика Николая II». Тем не менее, российское общество несколько месяцев медийно трясло.

Возражений «православным активистам» можно привести множество, и не академических, а вполне себе разумных и логических. Например, отнюдь не все святые изначально вели праведный образ жизни, особенно в молодости (например, Франциск Ассизкий), и часто так случалось, что именно эта «неправедность» стимулировала их в дальнейшем к святому подвижничеству. Во-вторых, эротики в фильме (а именно «эротическое начало» в «Матильде» выдвигается клерикальными критиками в качестве главного аргумента «кощунственности») даже меньше, чем в известной в свое время советской картине «Агония» Элема Климова, посвященной Распутину, которого кое-кто тоже не против видеть в сонме святых. В-третьих, представляется несколько сомнительной сама форма канонизации императора Николая II, которая, на наш взгляд, представляет собой определенный политический компромисс, на который пошла Московская патриархия в связи с восстановлением евхаристического общения с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). Противоречивая фигура, практически растратившая весь тот запас прочности, который накопила Россия при его отце Александре III, ввергнувшая страну в пучину двух войн и двух революций и отрекшаяся от престола еще до того, как события приняли по настоящему трагический оборот. В отличие от «либерала» Александра II, не поддавшегося давлению «народнического» терроризма и погибшего, не оставив трона.

Суета вокруг «Матильды» самым тесным образом связана с личностью и деятельностью отца Всеволода Чаплина. Можно было бы особенно и не акцентировать внимание на его фигуре, если не знать, что перед нами – главный пиарщик РПЦ МП, или «церковный Сурков», как он иногда и сам себя «скромно» именует. Если суммировать все его высказывания за прошлый год и даже прошлые года, то можно вывести следующую формулу : «Есть вещи поважнее, чем жизнь, которую следует непременно положить за Россию и русский народ в борьбе против страшного либерального Запада и не менее страшного мусульманского Востока. Кроме того, центральное место надо уделить Преданию, которое во многих отношениях можно поставить даже выше Писания, включив в него и русское святоотеческое наследие». В минувшем году произошла некоторая эволюция отношения Чаплина к своему бывшему боссу, Патриарху Кириллу, по крайней мере, в публичном пространстве. Если раньше протоиерей в своих выступлениях после отставки нет-нет да «покалывал» Святейшего, то после недавнего совещания в патриархии клирик умерил тональность этой критики, даже согласился с тем, что раньше «грешил либерализмом».

О таких шагах, как признание убийства Николая II «ритуальным» и проект создания «сада скульптур» бывших и нынешнего российских Патриархов, можно вообще не рассуждать. Если первое считать попыткой привязки к иудаизму, то надо показать, какие принципы и источники вероучения этой религии обосновывают человеческие жертвоприношения. С указанием этих источников. Ну, а установка в сакральном пространстве православного храма статуй, являющихся в западной Церкви объектами поклонения, может спровоцировать то, что их начнут воспринимать как иконы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В общем, чисто в личном плане, о. Всеволода, известного церковного интеллектуала и проповедника, искренне жаль. Известно, что когда люди, активно находящиеся в публичном пространстве, вдруг резко и принципиально меняют свои взгляды, это ничем, кроме потери лица и авторитета, не кончается. Жаль, если и в данном случае все к этому приведет.

А если без личностей, то вывод из всего сказанного напрашивается один: РПЦ МП в лице своих «общественных деятелей» активно занималась не своим делом. То есть мы, по сути, имеем дело с новым изданием этнофелетизма, против которого столь горячо выступал в свое время Патриарх Кирилл. По сути дела, в таких вот словах и делах происходит серьезная подмена, когда на место ключевых понятий «Бог», «Христос», «Слово Божье» ставится «Россия», «русский мир», ксенофобия по отношению к «либеральному Западу» и «фундаменталистскому Востоку». Безусловно, национально-культурное начало в духовной жизни православного (как и любого верующего) важно и нужно, но лишь тогда, когда оно ясно и четко основывается на верховенстве высших универсальных принципов религии и вытекает из них, а не наоборот.

Тут, для примера, придется опять возвратиться к высказываниям о. Всеволода. Он активно восторгается национальной политикой Венгрии, где в 2010-11 году страна конституционно была объявлена государством всех этнических венгров, в том числе и зарубежных, а основными ценностями, сплачивающими нацию, были определены Бог и христианство. То есть в основу был положен не гражданский, а этнорелигиозный принцип национальной идентичности. Проще говоря, принцип «Венгрия для венгров». Это вызвало весьма неоднозначную реакцию, причем даже в соседней Польше, близкой Венгрии по многим историческим и культурным параметрам. Как раз в те дни автору этих строк пришлось находиться в Польши, и очень хорошо помнятся те бурные дискуссии, которые вызвало решение венгерских властей. В результате Польша, где у власти давно и прочно находится консервативно-националистическое правительство, до сих пор не решилась на подобного рода шаги. Ведь все-таки перед глазами пример абсолютного большинства европейских стран, которые не в меньшей степени являются странами всех представителей своей титульной нации в мире и также (а, может, и более) занимаются их интеграцией в свое общество, что, однако, не отменило принципа гражданской идентичности: Германия, Франция, Польша являются странами всех граждан Германии, Франции, Польши, а не только немцев, французов и поляков.

У нас же так получается, что нам от имени РПЦ МП прямо и косвенно пытаются внедрить принцип «Россия для русских». Лично у меня это как-то не вяжется с понятиями «христианство» и «православие»…

(Продолжение следует)

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

12 января 2018, 17:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Итоги года в РПЦ [МП]: точка зрения синодалов. "Количество упоминаний ключевых слов в журналах Священного Синода РПЦ: Иисус – 0 упоминаний, Патриарх – 59 упоминаний"
10 января 2018, 14:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Чистые танцы. "Две самые нашумевшие премьеры года — кинематографическая («Матильда») и театральная («Нуреев») — были связаны с балетом" и... с епископом Тихоном (Шевкуновым)
08 января 2018, 22:05  
“РЕЛИГИЯ. ВРЕМЯ. МИР” (авторская рубрика Валерия Емельянова): Религии-2017: взгляд авраамического монотеиста. Часть вторая, российские мусульмане: «ваххабиты» против «коранитов»
05 января 2018, 23:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: От "Матильды" до Исаакия: как РПЦ влияла на культурную политику в 2017 году
03 января 2018, 15:19  
“РЕЛИГИЯ. ВРЕМЯ. МИР” (авторская рубрика Валерия Емельянова): Религии-2017: взгляд авраамического монотеиста. Часть первая, РПЦ МП: «Этнофилетизм 2.0», или «Матильда, Чаплин и т.д.»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования