Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 декабря 2017, 16:53 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: «Окамененное нечувствие». В уходящем году «православная общественность» оттеснила иерархию от обладания брендом «православие» в РФ


Конечно, «годом покоя» для России 2017-й не стал, но невозможно не признать, что в целом он получился более спокойным, точнее – более застойным, чем несколько предыдущих лет. Более того, он получился гораздо более спокойным, чем подразумевала его ключевая дата – 100-летие Русской революции, - с которой многие связывали почти мистические ожидания. Застой – в принципе явление нездоровое, чреватое распадом организма. Но в нашем случае он наполнен признаками «затишья перед бурей». Это в некотором роде декоративный застой, который камуфлирует подготовку к новому этапу «борьбы за мировое господство», способному существенно ускорить распад организма, к которому и так бы привел застой, но чуть позже...

100-летие революции почти полностью канализировалось в буффонаду вокруг фильма «Матильда» - на самом деле, дежурного изделия путинского агитпропа, которое перестало привлекать хоть какое-нибудь внимание общественности (как «православной», так и «антиправославной») после своего выхода на широкий экран. Не будем повторяться насчет того, зачем эта буффонада была нужна Кремлю – об этом немало сказано в течение года. В любом случае, кампания против «Матильды» стала масштабным смотром «православно-патриотических» сил и их возможностей по организации «движухи» в общественной жизни страны. Причем руководство РПЦ МП в этом смотре предстает главной пострадавшей стороной: во-первых, стало ясно, что оно совсем не контролирует «православную общественность»; во-вторых, в общественном мнении россиян прочно осело понятие «православный терроризм», уничтожив иллюзии относительно «абсолютно мирной» природы того типа православия, который «возрождается» в России. Конечно, «православная общественность» уже неоднократно демонстрировала агрессию и в деле «Pussy Riot», и на Торфянке, и в делах об «оскорблении чувств верующих», и в российско-украинской войне. Но еще никогда не поджигала кинотеатры, не взрывала машины в центре Москвы, не угрожала расправой режиссерам с мировым именем. Тот факт, что отныне в РФ на официальном уровне признается: «терроризм может быть не только исламским, но и православным», является большой репутационной потерей для РПЦ МП.

После опытов с «Матильдой» для значительной части общества становится более размытой связь бренда «православие» с претендующей на монополию во владении этим брендом организацией РПЦ МП. Иерархия этой организации не заняла никакой внятной позиции по теме, всколыхнувшей значительную часть ее паствы. «Учительную функцию» этой иерархии взяли на себя вожди и спикеры условного движения «царебожников», так что комический персонаж Натальи Поклонской в уходящем году гораздо чаще говорил от имени православия, чем Патриарх. Последний попытался «пиариться» на двух сюжетах – принесении в Москву и Петербург сравнительно небольшой (восьмого левого ребра) частицы мощей святителя Николая Мирликийского и на 100-летии избрания св. Патриарха Тихона. В первом случае была задействована вся мощь государственной пропагандистской машины – людей денно и нощно по всем каналам приглашали к мощам, представляя это как уникальный шанс получить исцеление. Действительно, удалось собрать гигантское количество (очевидно, что больше миллиона) приложившихся к святыне. Но самое обидное состоит в том, что прикладывались они как-то «помимо» Патриарха. Ведь смысл принесения этой святыни состоял отнюдь не в том, чтобы дать людям доступ к частице мощей святителя Николая (такие частицы есть в десятках российских храмов), а в том, чтобы вызвать поддержку сближения Патриарха с «братской» католической Церковью, которая столь любезно предоставила россиянам святыню. Но эта «тонкая стратегия» Патриарха Кирилла не работает – помимо прочего, она не коррелирует с жестко антизападной направленностью всей российской пропаганды, которая, в частности, противопоставляет правильное, «русское» христианство еретическому и пагубному «западному».

В первые же дни пребывания «католической» частицы в Москве Путин нанес свой символический визит в духовный центр поповского старообрядчества – на Рогожское кладбище, послав граду и миру вполне прозрачный сигнал, что власть также не отождествляет православие с организацией РПЦ МП. Вскоре по лояльным Кремлю СМИ прокатилась волна антипатриарших публикаций, что в контексте вышесказанного трудно признать случайностью. Степень тревоги Патриарха в ответ на все этой демонстрирует спешно собранное им в Даниловом монастыре негласное совещание интеллектуалов и пиарщиков по спасению репутации Патриарха.

Однако и празднование 100-летия возрождения патриаршества не принесло ощутимых дивидендов. По мысли Патриарха, оно должно было усилить его политическую легитимность демонстрацией связи со славным прошлым и того, что только Церковь в условиях революционного хаоса сохранила преемство власти, преобразовав Советский Союз в правопреемника Российской империи. С одной стороны, на торжества в Москву съехались главы и представители почти всех поместных Церквей, а глава государства впервые лично выступил на Архиерейском Соборе. С другой стороны, кремлевская установка «гасить» все темы, связанные с 1917 годом, не позволила выйти этим торжествам на широкий телеэкран, который и управляет сегодня сознанием российских обывателей. На самом Архиерейском Соборе, задуманном как «юбилейный», тема Украины полностью вытеснила 100-летие патриаршества. Потерпела фиаско и еще одна задумка Патриарха Кирилла – казалось бы, вполне соответствующее демографическим лозунгом власти предложение вывести аборты из числа бесплатных медицинских услуг, финансируемых из госбюджета. Боясь «раскачивать лодку», власть решила сохранить для россиянок право на бесплатный аборт.

Украинские церковные сюжеты в минувшем году заслуживают особого внимания. В Украине нет российского застоя, там происходит довольно бурная церковно-политическая жизнь, отбрасывающая тени и на российское поле. Главный из украино-российских сюжетов – во многом еще загадочное письмо Патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) Патриарху и Архиерейскому Собору РПЦ МП. Выдержанное в крайне дружелюбном тоне, не содержащее в подписи титула «Патриарх», но содержащее просьбу о прощении (правда, в обтекаемой форме), это письмо было на удивление благожелательно встречено московским Собором, который тут же создал комиссию по переговорам с УПЦ КП во главе с фактически вторым лицом Московской патриархии митрополитом Иларионом (Алфеевым). Если верить Киевскому патриархату, инициатива письма исходила от Москвы, причем представители РПЦ МП действовали так поспешно и так доброжелательно, что не оставалось сомнений: их подгоняют извне. Скорее всего, инициатива сближения с Киевским патриархатом исходит из Кремля и, если это так, ее можно рассматривать как первый признак смены Москвой своей украинской политики. Вторым признаком стало освобождение в самом конце декабря из донецкого плена украинских заложников, в том числе знаменитого профессора-религиоведа Игоря Козловского. В деле освобождения заложников Патриарх Кирилл также продемонстрировал свое непосредственное участие, призвав при этом (надо полагать, сторонников «русского мира») к скорейшему прекращению войны. Наивно думать, что Путин покаялся и превратился из ястреба в голубя, но вполне можно предположить, что Кремлю надоело свое крайне стратегически невыгодное положение на Донбассе и, если уж он не способен начать полномасштабную войну против Украины, то начинает искать «красивый» способ выхода из некрасивого положения, причем Московскому и Киевскому патриархатам отводится в этом своя роль.

Внутри России в уходящем году продолжалась «зачистка» «сектантских» и «раскольнических» религиозных организаций, направленная, в конечном счете, на то, чтобы вписать все многообразие религиозной жизни в понятную Кремлю схему из нескольких признанных религиозных структур. По этой же схеме действовал Сталин в 1940-е гг., когда задумал разрешить легальную религиозную жизнь в СССР. Тогда, например, в единую структуру были согнаны не только баптисты и евангельские христиане, но и адвентисты с пятидесятниками и унитарианами. Запрет легальной деятельности Свидетелей Иеговы может стать первым звеном в целой цепи подобных запретов, а «каталогизация» Московской патриархией истинно-православных общин во всех регионах страны, а также давление на абсолютно лояльный властям Синод ИПЦ Митрополита Рафаила (вынужденного принять схиму с именем Серафим) обещают и многразличным общинам ИПЦ/ИПХ возврат в катакомбы советских времен.

Религиоведы справедливо фиксируют окончательную «сегментацию» российского общества в отношении религии. Все, кто мог разочароваться, разочаровались, все, кто мог найти свою особенную конфессиональную нишу, нашли ее, все, кто остались в РПЦ МП, останутся там, несмотря на любые «разоблачения» Патриарха и иже с ним, все, кто вообще не обращался к вере, к ней не обратятся. Конечно, всегда бывают единичные исключения, но сейчас в России в целом неблагоприятное время для миссионерской работы или для «очищения Церкви». Время окамененного нечувствия, когда даже если очень громко крикнуть, тебя не услышат. Но это время не должно порождать отчаяния. Может быть, это самый благоприятный момент для так называемого внутреннего самосовершенствования – для того, чтобы собрать силы перед неизбежным в ближайшем будущем большим броском…

Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

12 января 2018, 17:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Итоги года в РПЦ [МП]: точка зрения синодалов. "Количество упоминаний ключевых слов в журналах Священного Синода РПЦ: Иисус – 0 упоминаний, Патриарх – 59 упоминаний"
10 января 2018, 14:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Чистые танцы. "Две самые нашумевшие премьеры года — кинематографическая («Матильда») и театральная («Нуреев») — были связаны с балетом" и... с епископом Тихоном (Шевкуновым)
08 января 2018, 22:05  
“РЕЛИГИЯ. ВРЕМЯ. МИР” (авторская рубрика Валерия Емельянова): Религии-2017: взгляд авраамического монотеиста. Часть вторая, российские мусульмане: «ваххабиты» против «коранитов»
05 января 2018, 23:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: От "Матильды" до Исаакия: как РПЦ влияла на культурную политику в 2017 году
03 января 2018, 15:19  
“РЕЛИГИЯ. ВРЕМЯ. МИР” (авторская рубрика Валерия Емельянова): Религии-2017: взгляд авраамического монотеиста. Часть первая, РПЦ МП: «Этнофилетизм 2.0», или «Матильда, Чаплин и т.д.»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования