Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
28 декабря 2017, 17:31 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Андрей Кураев: "В России модель церкви в государстве довольно странная". Известный российский протодиакон — о Кирилле и оскорблении чувств верующих


22 декабря в Таллине в Национальной библиотеке Эстонии с лекцией о Рождестве выступил известный российский миссионер, церковный ученый, писатель и общественный деятель протодиакон Андрей Кураев. Перед лекцией он ответил на вопросы корреспондента «Новой газеты – Балтия». 

Почему вы решили приехать с лекцией именно в Эстонию?

Случайность. Мои петербургские друзья пригласили меня в поездку по Прибалтике на машине, а когда об этом узнали другие знакомые, мне предложили в Таллине прочитать лекцию.

Как вы считаете, многообразие религий (разные ветви христианства, как в Эстонии, или в принципе разные религии, как в России) укрепляет общество или, наоборот, ведет к непониманию и разрозненности?

Это зависит от того, как само общество воспринимает разные религии. Если проповедники видят в инакомыслии по отношению к себе проблему, то, конечно, это раскол и тревожное напряжение. Но, как показывает история Европы, установление тотального единомыслия у граждан — это то, что на самом деле ослабляет любое государство. Из-за этого пролилась кровь в Англии, в Германии, на Балканах… В России тоже, к сожалению… В конце концов сильнее стали те государства, которые быстрее поняли, что этническое и религиозное разнообразие в некоей стране — это ее богатство, а не ее болезнь. 

Многие россияне говорят: я верю в Бога, но не поддерживаю РПЦ, потому что мне не нравится этот институт. Такая точка зрения имеет право на существование?

Естественно, имеет. Простите, я сейчас сделаю некритический выпад в адрес мусульманства. Дело в том, что мусульманские проповедники, когда критикуют христианскую веру, говорят: Бог один, Он не может быть троичен; Бог есть дух, Он не может страдать… Бог невидим, поэтому Он не может стать человеком. Я же им отвечаю: «Дорогие братья, вы подумали, что сейчас сказали? Вы несколько раз сказали: «Бог не может»! Вы не о соседе по подъезду это сказали, вы о Всемогущем сказали, что он чего-то не может! Кто вы такие, чтоб перед лицом Бога помахивать милицейской палочкой: туда не ходи, сюда ходи!» Верующие люди, и я в том числе, больше критиков церкви знают о той мерзости, которая есть в церковных коридорах и дворцах, но когда и мне хочется что-то окончательное сказать и хлопнуть дверью, я сам к себе обращаюсь с той же речью, что раньше к мусульманам: а имею ли я право за Бога решать, где граница Божьего долготерпения? Что вот грехи такого-то поколения Бог еще терпел, а нам Он бросил потом: «Нет, это уже никак невозможно, и Я от вас отрекаюсь!» Все-таки отношения родителей и детей учат тому, что мера терпения родителей гораздо больше, чем мера терпения детей. И больше, чем представления детей о ней. Для Церкви Бог – Отец. Поэтому безобразия в церкви, простите, бл...дство церкви (а это слово из Откровения Иоанна Богослова) Бог все-таки прощает и лечит. Хотя порой лечит очень больно и жестко. 

Какова роль церкви в светском государстве? Существуют ли границы, которые церковь не должна переходить?

Есть много моделей церкви в светском государстве. В России она, конечно, довольно странная. До недавнего времени я успокаивал критиков этой модели, говоря: знаете, не все так плохо. Если государство так или иначе поддерживает приоритет привилегированной конфессии — православия, но это не оборачивается потерями для других, если пряники для излюбленного партнера не означают расстрела для всех остальных… Но сейчас уже какая-то граница перейдена… Пример — моя собственная судьба, когда по требованию патриарха меня уволили из государственного университета, и такие случаи начинают множиться. Серьезнейшая проблема — это некое обжорство властью. И оно у патриархии проявляется на триста процентов. Вот где они могут остановиться? Нет такой внутренней аскезы, самоограничения, и начинается: я это мог бы съесть, это княжество к себе прирезать, вот тут деревеньку себе взять… Если безгранично алчный человек сам не может остановиться, надо помочь ему и дать ему по рукам. И задача гражданского общества в том, чтобы остановить обжорство высоко поставивших себя попов. Ради их же блага. 

Какова цель вашей критики в адрес патриарха Кирилла?

Во-первых, есть мой личный спрос на правду. Патриарх сделал мне шикарный подарок — он дал мне свободу. Я философ, я просто смотрю и анализирую. Мне это интересно, это мой мир, в котором я разбираюсь. Оценить новую модель смартфона я не могу, а оценить новый костюм патриарха («новое платье короля») — это я могу.

Второе: моя критика патриархом, конечно, не будет усвоена. Но я думаю, что более молодое поколение епископов, священников, просто семинаристов потихонечку будет привыкать к мысли, что мы живем в обществе, в котором всегда найдется какой-нибудь дьякон, который не будет аплодировать. И слово этого заштатного критика для значительной части общества будет убедительнее, чем помпезно-комплиментарная риторика официоза. 

Третье: я считаю, что эта критика — в конце концов тоже миссионерство. Я же не Александр Невзоров, я не с позиции атеизма критикую события в жизни моей родной церкви, поэтому люди могут просто видеть: можно честно замечать проблемы и недостатки церковной жизни, но при этом оставаться в ней. Почему оставаться? Потому что я вижу, что в церкви есть и нечто другое – поэтому я в ней остаюсь.

На ваш взгляд, понятие «оскорбление чувств верующих» имеет право на существование в принципе и как статья Уголовного кодекса в частности?

Понятие такое не имеет права на существование. Чувства — это слишком субъективная вещь, и я единственный эксперт в мире по своим собственным чувствам. Никакой суд не может установить, имел я основания оскорбиться или нет. Поэтому может быть закон, наказывающий за вторжение в религиозную службу, если ты входишь и мешаешь людям молиться. За это можно наказать. За хулиганство в храме. И во многих странах это есть. За разрушение святыни другого человека можно отвечать. Но чувства — это не то понятие, которое может быть в кодексе. 

Когда я училась в университете, мы все были неверующими, но иронически относились к предмету «научный атеизм». Не говоря уже о факультете, который вы закончили. Как так?

Я пошел туда не ради атеизма, а скорее ради изучения религиозной мысли. Отчасти это было случайностью: я хотел заниматься философией, логикой, но мне показалось, что на этих кафедрах слишком хорошо знают моего отца, поэтому решил идти от них дальше. Я пришел на кафедру атеизма не для того, чтобы бороться с религией. Помню первый кафедральный спецкурс — вошел лектор, профессор Яблоков, и сказал: так, товарищи, я знаю, какой вопрос будет первым, поэтому я сразу на него отвечу. Итак, на вопрос, есть Бог или нет, научный атеизм отвечает положительно! Да, товарищи, Бога нет! И действительно, студенты, если слышали, что кто-то пошел на кафедру атеизма, спрашивали: «Что тебя привело к вере?» Это была шутка, но это было больше, чем шутка. 

Нецерковные люди в России симпатизируют вам больше, чем церковные. Связано ли это с вашей миссионерской позицией «быть немного вне церкви» или с тем, что вы говорите вслух о проблемах, которые в РПЦ не принято решать публично?

Во-первых, и когда я активно миссионерствовал в самой церкви, мне тоже было сложно, в частности, потому, что считалось хорошим тоном сказать: «Кого надо, Господь Сам приведет». На что я им отвечаю: а сейчас вы намекаете, что мои публикации, критические отзывы кого-то оттолкнут от церкви? Что ж – верну вам ваши слова: кого надо, Господь Сам и приведет, и оттолкнет, и вразумит. Не бойтесь, за Бога не решайте. Что касается сегодняшнего отношения, то не так уж все плохо – вот были у меня на днях именины, пять епископов позвонили. Хотя бы поэтому я не чувствую себя в какой-то изоляции. Мнение обычных священников, когда доводится встречаться, скорее позитивное. И потом, я совершенно не собираюсь быть лидером общественного мнения, и я ни от кого не требую вставать со мной рядом. И не ожидаю этого. Колея эта только моя, выбирайтесь своей колеей. Более того, несколько раз в месяц я психотерапевтически осаживаю обращающихся ко мне знакомых священников, уговаривая их не бросать священство, не протестовать, промолчать… 

Все же печально, что вы оказались в ситуации «свой среди чужих, чужой среди своих»…

Я об этом с самого начала знал… Когда я только поступил в семинарию, была экскурсия в музей академии, и священник начал с такого сравнения — он привел слова Шопенгауэра, что в присутствии подлинных произведений искусства надо вести себя, как в присутствии особ королевской крови. Нельзя начинать разговор первым. Надо стоять и смиренно ждать, пока тебя удостоят общения. Точно так же икона — она непонятна современному человеку, но надо понудить себя к молчанию и дождаться, когда икона сама откроется. Это было очень важно, потому что тогда студенты Московской духовной семинарии были с западной Украины, и русская икона была им непонятна. Людям, воспитанным на китче, на деревенском западно-украинском лубке, Рублев был совершенно неинтересен. И дальше этот священник сказал: вот если вы сядете в самолет, вам же в голову не придет пойти в кабину пилота и начать давать советы: этот рычаг влево, этот вправо, так симметричней будет, а тут если лампочка красным загорится, аура интересней в кабине станет… Мне все это понравилось, и я стал пересказывать другим священникам, преподавателям академии, эту притчу про самолет. И реакция одного из них, интеллигентнейшего, умнейшего человека, была такой: да как он посмел церковь с самолетом сравнивать?! Вот в ту минуту я и понял, что если быть миссионером в нашей церковной среде, то шишек на спине будет больше, чем спереди. 

Что вы можете пожелать на Рождество верующим и неверующим?

Пожелания читателям, равно как и тосты и записи в книге почетных посетителей — это не мой жанр. Единственное, что могу сказать, — в год Собаки оставайтесь людьми!

Ольга Титова,
"НОВАЯ ГАЗЕТА - БАЛТИЯ", 26 декабря 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
19 января 2018, 20:51  
МОНИТОРИНГ СМИ: Следователь рассказал неизвестные подробности дела Глеба Грозовского
19 января 2018, 20:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Секретные документы: что нужно знать о сотрудничестве РПЦ и спецслужб - новое расследование "Дождя"
Материал содержит иллюстрации19 января 2018, 19:10  
Освящая воду, священник в Уфе упал в прорубь
19 января 2018, 17:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: ЦУР: к чему приложил руки в России и за рубежом «массажист Путина» Голощапов. В 1980-е годы Голощапов "работал осведомителем по церковной линии, его куратором был оперуполномоченный КГБ Владимир Путин"
Материал содержит иллюстрации19 января 2018, 16:27  
Путин посетил Нило-Столобенскую пустынь РПЦ МП, где ночью искупался в озере Селигер
Эксклюзивный материал19 января 2018, 15:39  
Ветераны АТО призывают прекратить на территории Украины деятельность Московского патриархата
18 января 2018, 20:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: Теория Путина: «Бессмертная Россия». "В фильме «Валаам» Путин выдал два тезиса, способных увенчать концепцию России, которую он долго формировал"
18 января 2018, 20:25  
Здание анатомического театра военно-морского госпиталя в Кронштадте передано в собственность РПЦ МП
Эксклюзивный материал18 января 2018, 19:52  
"СО СВОЕЙ КОЛОКОЛЬНИ" (авторская рубрика прот. Михаила Ардова): «Могила Ленина – колыбель человечества». Современные коммунисты Ленина только в гробу видали…
18 января 2018, 19:32  
В местах массовых купаний на Крещение будут дежурить более 26 тыс. сотрудников войск национальной гвардии РФ
18 января 2018, 19:23  
МОНИТОРИНГ СМИ: Неотпетый мальчик, "отпетые" священники и трудная судьба украинского православия. "Статус РПЦ, как главной православной церкви мира, во многом обусловлен именно отсуствием автокефалии украинской церкви"
18 января 2018, 19:17  
Официальный чиновник РПЦ МП порекомендовал участникам крещенских купаний предварительно "посоветоваться с врачом"
18 января 2018, 17:23  
Митрополит Кирилл (Наконечный) предложил назвать улицы в Екатеринбурге в честь ныне здравствующих бывших губернатора и мэра
Эксклюзивный материал18 января 2018, 17:19  
В праздник Крещения губернатор Свердловской области подпишет соглашение с епархиями РПЦ МП о сотрудничестве в деле пропаганды здорового образа жизни
18 января 2018, 17:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Как большевики обогнали Церковь. В январе 1918 года Россия перешла на григорианское летоисчисление
18 января 2018, 15:39  
"Младенцев... клали в бочки и бросали в Днепр, ибо московиты до крайности ненавидят еретиков и язычников", - Андрей Кураев опровергает миф о том, что историческое православие "не знало" казней по вероисповедному признаку
18 января 2018, 15:13  
РПЦ МП намерена в крещенскую ночь "освятить все океаны Земли"
18 января 2018, 14:49  
"Все очень похоже на личную месть", - протоиерей Всеволод Чаплин засомневался в виновности священника Глеба Грозовского, намекнув, что знает, кому в РПЦ МП тот мог "перейти дорогу"
18 января 2018, 14:20  
Фильм «Матильда», вызвавший в России протесты "православных активистов", запрещен к показу в Украине
18 января 2018, 13:50  
Еще один священник РПЦ МП приговорен к заключению в колонии строгого режима "за распространение порнографии с детьми и развратные действия"
18 января 2018, 13:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: Чубайс счел просчетом реформаторов недооценку национализма и православия. Глава "Роснано" выступил за создание "новой стратегии" развития РФ, более консервативной
18 января 2018, 12:51  
"Кремль тратит на пропаганду миллиард евро в год", - христианские демократы в Европарламенте заявили об угрозе для демократии в Европе и мире со стороны РФ
18 января 2018, 12:32  
Начальник разведки Центра "Э" в Петербурге, занимающегося в том числе религиозным "экстремизмом", задержан по подозрении в получении взятки "за непривлечение петербуржца к уголовной ответственности"
18 января 2018, 12:19  
"ФСБ пытается диктовать обществу, каким богам можно поклоняться, а каким - нельзя", - "Мемориал" признал политзаключенными обвиняемых в экстремизме саентологов


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования