Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
22 ноября 2017, 17:24 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Возможна ли революция в Русской православной церкви? Серьезного самосознания и самоорганизации ни среди клириков, ни среди мирян сейчас нет


Вопрос, вынесенный в заголовок, не праздный. Когда на нашем портале «Ахилла» в феврале этого года была опубликована статья анонимного священника «Я надеюсь на революцию в РПЦ», она вызвала огромный интерес среди читателей, в первую очередь из-за названия — статью перепечатали не только на религиозных, но и на светских и антицерковных ресурсах. А значит, людям небезразлично то, что сейчас происходит в Церкви.

Но есть ли сейчас в РПЦ «революционная ситуация»?

Не только светская часть нашего общества, но и многие воцерковленные люди не знают, что церковная революция в России уже была — ровно сто лет назад. Так современники называли период с марта по август 1917 года (см. книгу историка Павла Рогозного «Церковная революция 1917 года»).

Это был период бурных перемен не только в общественной, но и в церковной жизни России. Впервые священники и миряне получили возможность влиять на приходскую, епархиальную и даже общецерковную жизнь. Прихожане стали выбирать священников, вместе со священниками проводить епархиальные собрания, на которых выбирали себе в епархию епископа (а до этого епископ всегда назначался сверху, Синодом), стали участвовать через выборных лиц в контроле за финансовой деятельностью епархии, подбирать кандидатов на Поместный собор.

Священники и миряне были потрясены открывшимися вдруг возможностями. Так, протоиерей Иоанн Уфимцев, редактор «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», в конце апреля 1917 года горячо писал на страницах издания:

«Как недавно, всего несколько недель тому назад, мы совершенно не думали, что когда-нибудь, а тем более так скоро, станем избирать сами себе епископа. Если кому-нибудь и приходила в голову такая мысль, то он боялся ее высказывать, как крамольную, и гнал прочь. А что было бы, если бы редактор Епархиальных Ведомостей взял бы да и написал в своем органе:

— Братья и сопастыри! Объединимся с мирянами для того, чтобы немедленно же приступить к избранию епископа и совершить это великое дело с возможно меньшими ошибками во благо родной епархии.

О, что бы было ему за это!.. Теперь же вот я пишу и нисколько не боюсь, что меня объявят, если не сумасшедшим, то опасным крамольником. Все духовенство теперь совершенно гласно готовится приступить к выбору епископа, и никто не машет на него палкою за это, никто не грозит запрещением священнослужения, рясоношения, рукоблагословения и проч. и проч.!..

Какое счастье!»

И действительно: наступила свобода, которая, как часто бывает, оборачивалась порой вседозволенностью, борьбой за свои частные интересы (бывали и подкупы прихожан теми, кто желал подсидеть настоятеля на приходе, например, дьяконом или младшим священником). Выборы епископа приводили к бурным многодневным дебатам, в которых избиратели выискивали всевозможные грехи и недостатки кандидатов. Например, на выборах епископа в Екатеринбурге некий оратор восклицал про одного кандидата: «Здесь говорилось о том, что Знамировский гладит детей по голове. Но мне говорят: гладит-то он гладит, но с какими целями. Не является ли он членом той же распутинской партии?»

Но эти прения приводили в итоге к тому, что у недостойных епископов, привыкших править деспотично и единолично распоряжаться средствами епархии, не было шансов быть выбранными в епархиальные архиереи.

В конце августа 1917 года был открыт Поместный собор, который мог повернуть жизнь Российской церкви в совершенно новое русло — он подготавливал множество реформ, но смог восстановить лишь патриаршество, а практически все его решения были похоронены победой большевиков, гражданской войной и установлением в стране советской власти.

И вот прошло время, умерла советская власть, жизнь Церкви с начала 90-х годов прошлого века начала возрождаться. У многих были надежды на светлое будущее этой Церкви, на ее открытость — люди бросились в храмы, стали креститься, регулярно посещать богослужения, участвовать в таинствах, жадно читать новые книги о духовной жизни, выпускавшиеся сотнями и тысячами, слушать лекции дьякона Андрея Кураева, профессора Алексея Осипова и многих других проповедников и пастырей.

Но к столетнему юбилею октябрьской революции оказалось, что возрождение Церкви в последние 26 лет в итоге вылилось в погоню за количественным фактором: построить как можно больше храмов, наполнить их большим количеством прихожан (не христиан, а пользователей религиозных услуг), получить больше силы, больше власти, больше денег, заткнуть и растоптать несогласных и критикующих курс руководства патриархии.

Власть епископата в РПЦ, согласно Уставу 2000 года, вновь стала абсолютной (в Российской и советской империях она была сдерживаема государством), роль мирян и священников вновь свелась к нулю. И в последние годы начался отток людей, которые не хотят быть в Церкви, мечтающей о «симфонии» — имперской связке с государством (конечно, связка эта желательна патриархии не в виде контроля государства над церковью, а в виде защиты прав и привилегий государственной церкви, что и вылилось в закон об оскорблении чувств верующих, по которому регулярно заводятся новые уголовные дела).

Снова в РПЦ патриарха Кирилла устанавливается крепостное право, когда патриарх — царь, каждый епископ — барин, все прочие — холопы. Теперь не только миряне ничего не значат, не только клир находится в абсолютной зависимости от епископов, но и сами епископы, количество которых размножилось до неприличия, стали пешками в руках патриархии.

Известный церковный пастырь — протоиерей Павел Адельгейм (убитый в августе 2013 года, много пострадавший от гонений своего архиерея, псковского митрополита Евсевия), писал в своей книге «Догмат о Церкви» (2002 г.), рисуя обобщенный образ современного епископа: «Признает ли Преосвященнейший Акакий клириков и мирян своими братьями? Миряне, его бессловесные овцы, и клирики, его рабы, в лице епископа повинуются Богу, пока воля епископа совпадает с волей Божией. А если не совпадает, то епископ сам становится богом, воле которого они обязаны повиноваться».

Да, многие этим возмущены. Но если мирянам чуть проще в том плане, что с епископом они, как правило, не пересекаются, а от плохого священника могут уйти в другой храм (особенно если это в крупном городе), то священникам от своего епископа-самодура, выжимающего из них последние соки, уйти практически некуда, потому что в соседней епархии сидит такой же «преосвященнейший Акакий».

И кажется, что революционная ситуация назревает, недовольство все увеличивается, и вот-вот… И все же — ничего не будет, никакой революции.

Потому что церковная революция столетней давности шла параллельно с событиями общественными, а жизнь церкви в нашей стране всегда привычно подстраивается под государственную. Побеждает тоталитарная власть — церковь склоняет шею под нее, побеждает демократия (как временно казалось в 90-е — начале 2000-х) — и в церкви вроде бы повеяло свободой. Сейчас же в обществе высок запрос на авторитаризм, твердую руку — и в РПЦ идет такой же процесс: усиления единоличной власти патриарха по всем направлениям.

А церковное общество не готово к революционным переменам. Священники разобщены — когда епископ травит или уничтожает одного из них, другие в лучшем случае будут молчать и тихо радоваться: «умри ты сегодня — а я завтра», или — в худшем — сами поучаствуют в травле.

Миряне, у которых отбирают пастыря и переводят без всякой причины в другое место, могут немного поворчать или даже написать письмо епископу, но на жесткое «нет» они привычно ответят покорностью и «начальник знает, как лучше» — тем более что им пришлют нового батюшку, который так же будет махать кадилом, крестить, отпевать и освящать крестики. А что еще нужно большинству?

Поэтому патриарху Кириллу и епископату пока можно не переживать: серьезного самосознания и самоорганизации ни среди клириков, ни среди мирян сейчас нет. Но кто знает, что будет через какое-то время, может быть, уже весной следующего года? Каким ветром повеет?..

Алексей Плужников, главный редактор портала «Ахилла»,
"МК", 22 ноября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

29 сентября 2017, 13:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эдвард Радзинский представил моноспектакль «Последняя ночь последнего царя». «Тема этой пьесы - не история расстрела. Это история о прощении, о том, как смертью смерть поправ»
06 сентября 2017, 15:50  
Власти Кирова установили в городе памятник Дзержинскому, возглавившему в 1918 г. красный террор против "буржуев и попов"
05 сентября 2017, 18:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Соборное отсутствие. Ольга Филина — о том, как в РПЦ МП сложилась вертикаль власти (+показательные сравнения с состоянием дореволюционной Церкви)
04 сентября 2017, 18:04  
МОНИТОРИНГ СМИ: 100 лет без реформ. "В случае социальных проблем в обществе голос Церкви окажется никому не интересен, как и сто лет назад"
01 сентября 2017, 12:54  
МОНИТОРИНГ СМИ: Венок на соборную могилу. Кураев о "нежизнеспособности" некоторых решений Поместного Собора 1917-18 гг.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации25 апреля 2018, 13:38  
Площади Ленина в Ульяновске хотят вернуть название Соборная
Материал содержит иллюстрации25 апреля 2018, 13:10  
В бывшем парке Дружбы Народов в Киеве установят памятник Илье Муромцу, мощи которого, по преданию, почивают в Киево-Печерской лавре
Материал содержит иллюстрации25 апреля 2018, 12:07  
Cтудентка из Зимбабве, пригласившая друзей на концерт африканской музыки в церковь ХВЕ, будет выдворена из РФ за "незаконное миссионерство"
Материал содержит иллюстрации25 апреля 2018, 08:06  
АРХИВ: Схиигумения Евфимия: «Свобода веры в России закончилась». Интервью настоятельницы Ризоположенского монастыря РПАЦ в Суздале (+ 24 апреля 2018 г.), 2009 г.
Эксклюзивный материал24 апреля 2018, 22:15  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Демонтаж. Будущее РПЦ МП в свете последних украинских церковных событий
24 апреля 2018, 21:35  
Первым из иерархов УПЦ МП в поддержку провозглашения автокефалии единой Поместной Церкви в Украине высказался митрополит Александр (Драбинко)
24 апреля 2018, 21:23  
Правозащитный совет Петербурга выступил против религиозного неравенства, особенно заметного в РФ после принятия "законов Яровой"
24 апреля 2018, 21:16  
Кадыров назвал ЗАГС первым шагом к разрушению семьи и обосновал возможность многожёнства установлениями ислама
24 апреля 2018, 21:08  
Активист религии Свидетелей Иеговы арестован в Уфе
Эксклюзивный материал24 апреля 2018, 15:43  
МЫСЛИ: Сергей Бычков. СТРАСТИ ПО АВТОКЕФАЛИИ. Украинская Церковь получит автокефалию довольно скоро, но это не приведет к катастрофическим последствиям
24 апреля 2018, 15:24  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь единства и борьбы противоположностей. Борьба за автокефалию как фактор предвыборной борьбы в Украине
24 апреля 2018, 14:59  
Протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что Украинская Церковь получит автокефалию "в ураганном темпе"
24 апреля 2018, 14:55  
"Они пугаются, и это означает, что мы все правильно делаем", - президент Украины о "реакции России" на автокефалию Украинской Церкви
24 апреля 2018, 14:16  
Украинские Церкви при объединении могут воспользоваться опытом присоединения к Московскому патриархату Русской Зарубежной Церкви, считает религиовед Александр Саган
24 апреля 2018, 13:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Автокефальная УПЦ: кто против? "Проблема автокефалии – не сугубо церковная, хотя это утверждают митрополит Илларион, Патриарх Кирилл, митрополит Киевский Онуфрий"
Материал содержит иллюстрации24 апреля 2018, 13:08  
Священник РПЦ МП в Таганроге требует признать сказку о Буратино экстремистским произведением, оскорбляющим "чувства православных верующих"
24 апреля 2018, 12:30  
В Ватикане проходит очередное заседание Совета кардиналов, который рассмотрит принцип "отбора кандидатов на епископскую хиротонию"
24 апреля 2018, 11:12  
В Краснодаре прекращено уголовное дело в отношении поэта, написавшего стихотворение с "троллингом" атеистов
Материал является переводом24 апреля 2018, 11:07  
Президент Украины утверждает, что Патриарх Кирилл (Гундяев) не сможет наложить вето на решение Константинопольского патриархата об автокефалии Украинской Церкви
24 апреля 2018, 10:26  
ВИДЕО: Порошенко ставит на автокефалию. В двухчасовом ток-шоу президент Украины, его помощники и представители Церквей Украины обсудили все аспекты проблемы автокефалии Украинской Церкви


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования