Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
22 ноября 2017, 17:24 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Возможна ли революция в Русской православной церкви? Серьезного самосознания и самоорганизации ни среди клириков, ни среди мирян сейчас нет


Вопрос, вынесенный в заголовок, не праздный. Когда на нашем портале «Ахилла» в феврале этого года была опубликована статья анонимного священника «Я надеюсь на революцию в РПЦ», она вызвала огромный интерес среди читателей, в первую очередь из-за названия — статью перепечатали не только на религиозных, но и на светских и антицерковных ресурсах. А значит, людям небезразлично то, что сейчас происходит в Церкви.

Но есть ли сейчас в РПЦ «революционная ситуация»?

Не только светская часть нашего общества, но и многие воцерковленные люди не знают, что церковная революция в России уже была — ровно сто лет назад. Так современники называли период с марта по август 1917 года (см. книгу историка Павла Рогозного «Церковная революция 1917 года»).

Это был период бурных перемен не только в общественной, но и в церковной жизни России. Впервые священники и миряне получили возможность влиять на приходскую, епархиальную и даже общецерковную жизнь. Прихожане стали выбирать священников, вместе со священниками проводить епархиальные собрания, на которых выбирали себе в епархию епископа (а до этого епископ всегда назначался сверху, Синодом), стали участвовать через выборных лиц в контроле за финансовой деятельностью епархии, подбирать кандидатов на Поместный собор.

Священники и миряне были потрясены открывшимися вдруг возможностями. Так, протоиерей Иоанн Уфимцев, редактор «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», в конце апреля 1917 года горячо писал на страницах издания:

«Как недавно, всего несколько недель тому назад, мы совершенно не думали, что когда-нибудь, а тем более так скоро, станем избирать сами себе епископа. Если кому-нибудь и приходила в голову такая мысль, то он боялся ее высказывать, как крамольную, и гнал прочь. А что было бы, если бы редактор Епархиальных Ведомостей взял бы да и написал в своем органе:

— Братья и сопастыри! Объединимся с мирянами для того, чтобы немедленно же приступить к избранию епископа и совершить это великое дело с возможно меньшими ошибками во благо родной епархии.

О, что бы было ему за это!.. Теперь же вот я пишу и нисколько не боюсь, что меня объявят, если не сумасшедшим, то опасным крамольником. Все духовенство теперь совершенно гласно готовится приступить к выбору епископа, и никто не машет на него палкою за это, никто не грозит запрещением священнослужения, рясоношения, рукоблагословения и проч. и проч.!..

Какое счастье!»

И действительно: наступила свобода, которая, как часто бывает, оборачивалась порой вседозволенностью, борьбой за свои частные интересы (бывали и подкупы прихожан теми, кто желал подсидеть настоятеля на приходе, например, дьяконом или младшим священником). Выборы епископа приводили к бурным многодневным дебатам, в которых избиратели выискивали всевозможные грехи и недостатки кандидатов. Например, на выборах епископа в Екатеринбурге некий оратор восклицал про одного кандидата: «Здесь говорилось о том, что Знамировский гладит детей по голове. Но мне говорят: гладит-то он гладит, но с какими целями. Не является ли он членом той же распутинской партии?»

Но эти прения приводили в итоге к тому, что у недостойных епископов, привыкших править деспотично и единолично распоряжаться средствами епархии, не было шансов быть выбранными в епархиальные архиереи.

В конце августа 1917 года был открыт Поместный собор, который мог повернуть жизнь Российской церкви в совершенно новое русло — он подготавливал множество реформ, но смог восстановить лишь патриаршество, а практически все его решения были похоронены победой большевиков, гражданской войной и установлением в стране советской власти.

И вот прошло время, умерла советская власть, жизнь Церкви с начала 90-х годов прошлого века начала возрождаться. У многих были надежды на светлое будущее этой Церкви, на ее открытость — люди бросились в храмы, стали креститься, регулярно посещать богослужения, участвовать в таинствах, жадно читать новые книги о духовной жизни, выпускавшиеся сотнями и тысячами, слушать лекции дьякона Андрея Кураева, профессора Алексея Осипова и многих других проповедников и пастырей.

Но к столетнему юбилею октябрьской революции оказалось, что возрождение Церкви в последние 26 лет в итоге вылилось в погоню за количественным фактором: построить как можно больше храмов, наполнить их большим количеством прихожан (не христиан, а пользователей религиозных услуг), получить больше силы, больше власти, больше денег, заткнуть и растоптать несогласных и критикующих курс руководства патриархии.

Власть епископата в РПЦ, согласно Уставу 2000 года, вновь стала абсолютной (в Российской и советской империях она была сдерживаема государством), роль мирян и священников вновь свелась к нулю. И в последние годы начался отток людей, которые не хотят быть в Церкви, мечтающей о «симфонии» — имперской связке с государством (конечно, связка эта желательна патриархии не в виде контроля государства над церковью, а в виде защиты прав и привилегий государственной церкви, что и вылилось в закон об оскорблении чувств верующих, по которому регулярно заводятся новые уголовные дела).

Снова в РПЦ патриарха Кирилла устанавливается крепостное право, когда патриарх — царь, каждый епископ — барин, все прочие — холопы. Теперь не только миряне ничего не значат, не только клир находится в абсолютной зависимости от епископов, но и сами епископы, количество которых размножилось до неприличия, стали пешками в руках патриархии.

Известный церковный пастырь — протоиерей Павел Адельгейм (убитый в августе 2013 года, много пострадавший от гонений своего архиерея, псковского митрополита Евсевия), писал в своей книге «Догмат о Церкви» (2002 г.), рисуя обобщенный образ современного епископа: «Признает ли Преосвященнейший Акакий клириков и мирян своими братьями? Миряне, его бессловесные овцы, и клирики, его рабы, в лице епископа повинуются Богу, пока воля епископа совпадает с волей Божией. А если не совпадает, то епископ сам становится богом, воле которого они обязаны повиноваться».

Да, многие этим возмущены. Но если мирянам чуть проще в том плане, что с епископом они, как правило, не пересекаются, а от плохого священника могут уйти в другой храм (особенно если это в крупном городе), то священникам от своего епископа-самодура, выжимающего из них последние соки, уйти практически некуда, потому что в соседней епархии сидит такой же «преосвященнейший Акакий».

И кажется, что революционная ситуация назревает, недовольство все увеличивается, и вот-вот… И все же — ничего не будет, никакой революции.

Потому что церковная революция столетней давности шла параллельно с событиями общественными, а жизнь церкви в нашей стране всегда привычно подстраивается под государственную. Побеждает тоталитарная власть — церковь склоняет шею под нее, побеждает демократия (как временно казалось в 90-е — начале 2000-х) — и в церкви вроде бы повеяло свободой. Сейчас же в обществе высок запрос на авторитаризм, твердую руку — и в РПЦ идет такой же процесс: усиления единоличной власти патриарха по всем направлениям.

А церковное общество не готово к революционным переменам. Священники разобщены — когда епископ травит или уничтожает одного из них, другие в лучшем случае будут молчать и тихо радоваться: «умри ты сегодня — а я завтра», или — в худшем — сами поучаствуют в травле.

Миряне, у которых отбирают пастыря и переводят без всякой причины в другое место, могут немного поворчать или даже написать письмо епископу, но на жесткое «нет» они привычно ответят покорностью и «начальник знает, как лучше» — тем более что им пришлют нового батюшку, который так же будет махать кадилом, крестить, отпевать и освящать крестики. А что еще нужно большинству?

Поэтому патриарху Кириллу и епископату пока можно не переживать: серьезного самосознания и самоорганизации ни среди клириков, ни среди мирян сейчас нет. Но кто знает, что будет через какое-то время, может быть, уже весной следующего года? Каким ветром повеет?..

Алексей Плужников, главный редактор портала «Ахилла»,
"МК", 22 ноября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

29 сентября 2017, 13:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эдвард Радзинский представил моноспектакль «Последняя ночь последнего царя». «Тема этой пьесы - не история расстрела. Это история о прощении, о том, как смертью смерть поправ»
26 сентября 2017, 17:07  
ДОКУМЕНТ: "Эти печальные годовщины будут им в погибель...". Послание Архиерейского Собора РПЦЗ(В-В) от 24 сентября 2017 г.
26 сентября 2017, 13:14  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Матильда» Алексея Учителя: о чем на самом деле этот фильм? «В столетие революции наш кинематограф молчит. Все чувствуют, что опасно трогать и красных, и белых, и Ленина, и царя: непременно кого-нибудь оскорбишь»
06 сентября 2017, 15:50  
Власти Кирова установили в городе памятник Дзержинскому, возглавившему в 1918 г. красный террор против "буржуев и попов"
05 сентября 2017, 18:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Соборное отсутствие. Ольга Филина — о том, как в РПЦ МП сложилась вертикаль власти (+показательные сравнения с состоянием дореволюционной Церкви)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
15 декабря 2017, 20:38  
Главный госархив РФ представил выставку об истории отношений России с Ватиканом до 1917 года
15 декабря 2017, 18:38  
АРХИВ: От мощей к экстремизму. Прокурор города Владимира просит признать экстремистским видеоролик, посвященный попыткам судебных приставов изъять у верующих РПАЦ в Суздале мощи святых (2014 г.)
15 декабря 2017, 18:29  
Задержанный в Петербурге член "Исламского государства" рассказал о планах взорвать Казанский собор
15 декабря 2017, 18:21  
Минский митрополит РПЦ МП сравнил посещение храма с обычной подзарядкой мобильника
Эксклюзивный материалМатериал содержит видео информацию15 декабря 2017, 18:02  
Соцсети и сетевые СМИ массово разместили видеоролик изъятия у РПАЦ мощей в Суздале в 2015 году, представив его как свежую сенсацию
Материал содержит иллюстрации15 декабря 2017, 17:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: Возвращение МП или же «морового поветрия» 1654 года? В самом центре Суздаля продолжает разрушаться Кресто-Никольский храм, отобранный властями у РПАЦ и переданный РПЦ МП
15 декабря 2017, 16:24  
Духовенство РПЦ МП на Кубани обеспокоено проявлением "экстремистских настроений" в регионе, "что особенно актуально в связи с близостью Украины"
15 декабря 2017, 15:37  
В Государственной думе РФ обсудили иск Кумара Пракаша против Российской ассоциации центров изучения религий и сект им. Иринея Лионского, возглавляемой Дворкиным
Материал содержит иллюстрации15 декабря 2017, 15:03  
Мусульманские и христианские лидеры Ливана высказались критически о признании Трампом Иерусалима столицей Израиля
15 декабря 2017, 13:35  
Версию о "ритуальном убийстве" последнего русского царя следствие опровергло еще в 1990-х годах, заявил Виктор Аксючиц
Материал содержит иллюстрации15 декабря 2017, 13:16  
Секретный архив Ватикана впервые прислал документы на выставку в Москву, среди них - оригинал Конкордата, заключенного императором Николаем I и Папой Римским Пием IX
15 декабря 2017, 13:03  
«Сохранять [родной язык] необходимо не "на кухне" или "на улице", а в образовательных учреждениях», - муфтий Татарстана фактически признал наличие дискриминации в РФ национальных языков
15 декабря 2017, 12:44  
Московская патриархия настаивает на выводе абортов из ОМС, заявил официальный представитель РПЦ МП
15 декабря 2017, 12:12  
Путин пообещал государственную поддержку организациям, которые отговаривают женщин от абортов; большинство таких организаций принадлежит РПЦ МП
Эксклюзивный материал14 декабря 2017, 20:52  
Секретарь Синода УПЦ КП архиепископ Евстратий прокомментировал свежие заявления Путина о том, что русские и украинцы - "адін нарот"
14 декабря 2017, 18:56  
Силовики в Санкт-Петербурге штурмом взяли богослужебное здание, в котором до "ликвидации" собиралась многотысячная община Свидетелей Иеговы
14 декабря 2017, 18:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: На что похож христианский брак? Епископ Григорий (Лурье) о том, как христианство относится к размыванию института семьи в наше время
14 декабря 2017, 17:50  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Звернення Священного Синоду УПЦ КП у справі діалогу з РПЦ МП
14 декабря 2017, 17:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: В монастырь со своим уставом. Частный коллекционер икон с судимостью продолжает возглавлять Музей им. Андрея Рублева в Москве
14 декабря 2017, 16:12  
АРХИВ: Пора вводить статью «дискредитация державы». Расследование "Новой газеты" о технологии публикаций против РПАЦ и Александра Солдатова (2014 г.)
14 декабря 2017, 13:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: Буря в Иерусалиме. Исламистское движение ХАМАС объявило о третьей интифаде, то есть фактически – войну Израилю
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации14 декабря 2017, 13:23  
РЕПОРТАЖ: ФСБ vs РПАЦ: новый всплеск. Официальный орган администрации Владимирской области РФ опубликовал новый политический донос на РПАЦ и главного редактора «Портала-Credo.Ru»
Материал содержит иллюстрации14 декабря 2017, 13:00  
Предстоятель РПСЦ Митрополит Корнилий принял участие в открытии в Москве мемориальной доски Александру Солженицыну
14 декабря 2017, 12:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Компромисс имени Рублева. Как представляют себе происходящее вокруг Музея Рублева в руководстве самого музея, в кругу его критиков и в РПЦ МП
14 декабря 2017, 12:26  
«Мы совершили только две ошибки и извинились», - епископ Тихон (Шевкунов) не согласен с критикой профессиональными историками его парка «Россия — моя история»
14 декабря 2017, 12:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ангельский Совет. 9 причин, по которым «Ангела Златые Власы» нельзя отдавать нуворишам
14 декабря 2017, 11:44  
"Это имело особый характер ритуального большевистского возмездия", - епископ Тихон (Шевкунов) заменил выражение "ритуальное убийство" на более толерантное
14 декабря 2017, 11:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Историки должны призвать общество к бойкоту проекта «Россия – моя история». Профессиональный историк - о дорогостоящем пропагандистском проекте РПЦ МП, осуществляемом на государственные средства
14 декабря 2017, 10:18  
"Православный предприниматель" Герман Стерлигов начал продавать в своих магазинах розги
14 декабря 2017, 10:10  
Исламистское движение ХАМАС вновь запустило ракеты в строну Израиля, протестуя против признания Иерусалима столицей еврейского государства; израильтяне нанесли ответный удар


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования