Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 октября 2017, 22:09 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Проф. Михаил Бабкин. Св. Синод Православной Российской Церкви и свержение монархии. По материалам богослужебных книг. Часть первая [история Церкви]


Автор - профессор Российского государственного гуманитарного университета

Аннотация: В статье рассматривается отношение Святейшего синода Православной российской церкви к свержению российской монархии в 1917 г. Источниковой базой исследования служат, главным образом, богослужебные книги, которые были исправлены высшим органом церковного управления в марте и апреле 1917 г. Исправления были сделаны в связи, с одной стороны, с высочайшими актами от 2 и 3 марта – отречением императора Николая II от всероссийского престола за себя и за сына и «условным отречением» (до вынесения Учредительным собранием решения о форме правления в России) великого князя (некоронованного императора?) Михаила Александровича. С другой же стороны – в связи с переходом власти к Временному правительству.

С 3 марта 1917 г. Россия оказалась перед «исторической развилкой»: быть ей монархией (с учётом обширной социальной базы – с реальным шансом стать конституционной) или республикой в той или иной форме. В условиях отсутствия отречения от престола Дома Романовых, Св. синод фактически объявил его «отцарствовавшим» и распорядился вместо молитв за царскую власть творить поминовение «благоверного Временного правительства». В общественно-политическое сознание православной паствы стало внедряться представление о легитимности смены власти, о происхождении власти Временного правительства «свыше», а также о необратимости революционных событий.

Мотивы соответствующих действий членов Св. синода объясняются в русле историко-богословской проблемы «священства-царства». Высшее духовенство стремилось уничтожить, свергнуть царскую власть как своего «харизматического конкурента», чтобы быть единственной властью, обладающей божественной природой, чтобы на практике доказать свой тезис: «священство выше царства», «священство – вечно, божественно и непреложно, а царство земное – изменчиво, бренно и преходяще». В целом, в рассматриваемый период члены Св. синода выступили в качестве одной из составляющих сил российского освободительного движения.

 

Прим. ред.: С научно-справочным аппаратом и с сокращённым названием статья опубликована в номере журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» (Т. 62, 2017 г., Вып. 3), посвящённом 100-летию Революции 1917 года: http://vestnik.spbu.ru/html17/s02/s02v3/06.pdf

 

От автора: Статья была мне заказана для номера, посвящённого 100-летию Революции 1917 года. Интересен нюанс. Моя статья членами редколлегии почтенного журнала была направлена на анонимное рецензирование двум оппонентам. Одна из инстанций, как я "вычислил" - МГУ им. М.В. Ломоносова. Получив рецензии, члены редколлегии переслали их мне "для ответа".

Один из рецензентов (не знаю кто и откуда) дал положительный отзыв, высказав небольшие замечания, кои я учёл. По тексту же рецензии другого (по знакомым устойчивым словосочетаниям, общей стилистике, интонации и невнятной аргументации) я без труда узнал моего давнего "оппонента" - Ф.А. Гайду. Разумеется, отзыв его был абсолютно злопыхательский. А главное - на 90 % вообще не относился не только к теме статьи, но и вообще к делу.
(В частности, Гайда требовал от редколлегии журнала, чтобы в сведениях об авторе непременно было указано моё положение в старообрядческой иерархии! Плюс, чтобы Имя Спасителя значилось как "Иисус", но не "Исус". И проч.). В общем, я составил соответствующий ответ на опус "анонимного рецензента".
Редколлегия, ознакомившись с моим ответом на рецензию Гайды, статью ПРИНЯЛА К ПУБЛИКАЦИИ. (В частности, отвечая на бредовое требование/пожелание Гайды, я указал, что я крещён в РПЦ МП по "чину кентавра", и потому без перекрещивания не могу быть принят староверами...). Единственное замечание Гайды, которое я, "приличия ради", всё же вынужден был "учесть" - в написании: "И. Христос"...

 

***

В условиях наблюдающегося в современной России явления политизации религии становится актуальным исследовать богослужебные книги Православной российской церкви (ПРЦ) на предмет исторического развития в них формул поминовения государственных властей.

С 1448 г., т. е. с начала автокефалии (независимости) Русской митрополии от Константинопольского патриархата и вплоть до 1943 г. у «господствующей» в России Церкви не существовало официального, юридически зафиксированного наименования. В законодательстве и различной делопроизводственной документации высших органов управления Российской империи она называлась «Православная Российская», «Российская Православная», «Всероссийская Православная», «Всероссийская», «Православная», «Российская», «Русская», «Русская Православная», «Российская Православная Кафолическая», «Православная Кафолическая Грекороссийская», «Православная грекороссийская», «Православная Греко-Российская», «Греко-Российская», «Российская греческого закона» и «Российская Восточно-православная» церковь. Нередко в одном и том же документе звучали разные варианты названий. При этом в начале каждого слова всех этих названий прописные и строчные буквы писались абсолютно бессистемно, и соответствующие аббревиатуры (например, «ПРЦ», «ПГРЦ», «РПЦ») не использовались.

По многовековой церковной традиции, на каждом богослужении должны произноситься моления о государственной власти. Это очень важный момент в деятельности церкви в её взаимоотношениях с правительством и верующим народом, поскольку церковная служба ориентирована не только на Бога, но и на человека, стоящего в храме. (В период монархии молитвы о царе буквально не сходили с уст церкви: ежедневно все богослужения начинались и заканчивались поминовениями помазанника Божьего, власть царя в течение суток славословилась множество раз. Соответственно, формулы поминовений государственной власти являются своеобразными индикаторами политической позиции духовенства. Они также являются определённым средством пиара власти, создаваемым духовенством и ориентированным своим воздействием на паству.)

О том, что в богослужебных книгах содержится всё церковное учение, говорят святые отцы Русской церкви. Например, святитель Феофан Затворник (1815–1894) констатирует: «Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и всё нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг».

Исследователями Российской революции практически не задействованы такие исторические источники, как богослужебные чины и молитвословия. В работах специалистов, как правило, лишь упоминается, что в первые дни и недели Февраля 1917 г. высший орган управления ПРЦ – Святейший правительствующий синод - распорядился изменить, в соответствие со сложившейся политической ситуацией, богослужебные чины и молитвословия. Суть их сводилась к замене формул поминовений членов Дома Романовых на молитвы «о благоверном Временном правительстве». Вместе с тем детального рассмотрения комплекса изменённых текстов исследователями не делалось. В данной статье предпринимается попытка восполнить соответствующий пробел, что позволит с новой стороны увидеть политическую позицию членов Святейшего синода в судьбоносные дни Февраля 1917 г., выявить фактически санкционированную им на богослужениях PR-кампанию новой власти. В свою очередь, рассмотрение обозначенных вопросов приблизит читателей к пониманию анатомии российской Революции.

Прежде же укажем на следующие исторические процессы, проходившие с рубежа XIX/XX вв. в области взаимоотношений духовенства ПРЦ и государства. В тот период представителями высшей иерархии ПРЦ постепенно проводилась деятельность, направленная на ограничение участия императора в церковном управлении, на десакрализацию царской власти и на создание в определённой степени «богословского обоснования» революции. (Православные императоры имели определённые полномочия в церкви, но вместе с тем в разграничении их прав государственных и церковных была большая неопределённость. В результате, создавался повод для постоянного недовольства духовенства своим «стеснённым» положением, «угнетённым» из-за прямого или косвенного участия царя в делах церкви. Светская власть (народовластие), не вмешивающаяся в дела внутреннего управления церкви, дающая ей «свободу» действий и тем самым являющая свою благосклонность к религии, – более привлекательная форма государственной власти для стремившегося к «независимости» духовенства.)

Духовенство, стремясь освободиться от государственного надзора и опеки, желало увеличить свою власть за счёт уменьшения прав верховной власти в области церковного управления. В сознание православной паствы постепенно внедрялось представление о царе не как о духовно-харизматическом «лидере» народа и «Божием установлении» (помазаннике), а как о мирянине, находящемся во главе государства. Духовенство (в частности, члены Св. синода) стремилось обосновать, что между царской властью и какой-либо иной формой правления нет, по сути, никаких принципиальных отличий: всякая, мол, власть – «от Бога» [Рим. 13, 1–2]. Кроме того, духовенство широко обсуждало новые модели церковно-государственных отношений, в которых не находилось места для императора как для помазанника Божьего. Рассматривая эти модели и понимая, что они могут реализоваться скорее всего лишь при смене в стране формы государственной власти, представители иерархии вполне допускали саму возможность такой смены. Основным мотивом соответствующих действий высшего духовенства было стремление разрешить многовековую историко-богословскую проблему «священства-царства» в свою пользу.

(Основной вопрос названной проблемы – что выше и главнее: царская или церковно-иерархическая власть? Он обусловлен, в свою очередь, следующим рассуждением. Поскольку Господь Исус Христос есть и Великий Царь, и Великий Архиерей («Царь царем и Архиерей архиереям»), то кого на земле (в мире дольнем) считать Его «живым образом»? земной «иконой Его первообраза»? – Царя или патриарха? У кого из них выше сакральный статус? Кто из них есть местоблюститель Христов, истинный помазанник Божий? Кто является проводником «воли Божией»? Через кого из них в Священной державе реально осуществляется «Божия власть»? Из этих вопросов вытекают и другие, подобные следующим. Над кем нет никого, кроме Бога: над императором или над патриархом? Кто из них может судить всех, но не быть судим никем? Кто из них двоих, диктуя второму свою волю, переступает своеобразные границы? Кто из них может низлагать другого?)

(...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

29 сентября 2017, 13:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эдвард Радзинский представил моноспектакль «Последняя ночь последнего царя». «Тема этой пьесы - не история расстрела. Это история о прощении, о том, как смертью смерть поправ»
26 сентября 2017, 17:07  
ДОКУМЕНТ: "Эти печальные годовщины будут им в погибель...". Послание Архиерейского Собора РПЦЗ(В-В) от 24 сентября 2017 г.
26 сентября 2017, 13:14  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Матильда» Алексея Учителя: о чем на самом деле этот фильм? «В столетие революции наш кинематограф молчит. Все чувствуют, что опасно трогать и красных, и белых, и Ленина, и царя: непременно кого-нибудь оскорбишь»
06 сентября 2017, 15:50  
Власти Кирова установили в городе памятник Дзержинскому, возглавившему в 1918 г. красный террор против "буржуев и попов"
05 сентября 2017, 18:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Соборное отсутствие. Ольга Филина — о том, как в РПЦ МП сложилась вертикаль власти (+показательные сравнения с состоянием дореволюционной Церкви)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
22 ноября 2017, 01:34  
В Новосибирской области арестовали напавшую на священника РПЦ МП с мечом женщину
Материал содержит иллюстрации22 ноября 2017, 00:55  
Патриарх Кирилл (Гундяев) пожаловался Архиепископу Кентерберийскому на руководство Украины и пообещал просить московские власти отреставрировать англиканский храм
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации21 ноября 2017, 18:09  
МНЕНИЕ: «Отказ от «либеральной» Конституции 1993 г. представляет наибольшую опасность для крупнейшей деноминации РФ - РПЦ МП» - эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, религиовед к.ф.н. МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ
21 ноября 2017, 17:37  
Мусульмане Крыма просят Духовное управление спасти мечеть в Стрелковой от сноса
21 ноября 2017, 17:20  
В Пензе прошел антиклерикальный пикет «Левого фронта»
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации21 ноября 2017, 17:14  
На проекты "духовника" Путина из российских бюджетов разных уровней было выделено 10 млрд рублей
21 ноября 2017, 16:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: К Судакову в Комарово. "На участке стоимостью около 30 млн рублей, подаренном администрацией Петербурга РПЦ [МП], размещается дача митрополита"
21 ноября 2017, 15:38  
Нынешняя "атеизация" Запада страшнее того, что было в борющемся с религией СССР, убежден Патриарх РПЦ МП Кирилл (Гундяев)
Материал содержит иллюстрации21 ноября 2017, 14:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Этот немец был нашим врагом, но теперь он просто умирающий человек». "У нас постоянно кричат о христианских ценностях — так вот этот школьник именно их и проявляет"
21 ноября 2017, 14:09  
Обязательное согласование украшения площади перед Казанским собором с РПЦ МП недопустимо, заявили в УФАС Петербурга
21 ноября 2017, 14:04  
Священник РПЦ МП, повторно севший пьяным за руль в Югре, приговорен к 200 тыс. рублей штрафа
21 ноября 2017, 13:43  
Группа иностранцев задержана в Украине за ритуальное убийство
21 ноября 2017, 13:29  
"Православные активисты" утверждают, что собрали "для Путина" более 1 млн подписей за запрет в РФ абортов
21 ноября 2017, 13:15  
Новая книга главы РПЦ МП о политике и антихристе "будет полезна каждому", уверен автор
21 ноября 2017, 13:03  
Государство и РПЦ МП "вместе многое делают для того, чтобы люди в нашей стране жили лучше", - Медведев поздравил Патриарха Кирилла (Гундяева) с днем рождения
Материал содержит иллюстрации21 ноября 2017, 12:34  
Художник, чью картину Путин подарил Кириллу (Гундяеву), не стал раскрывать ее цену, сославшись на "коммерческую тайну"
21 ноября 2017, 02:56  
МОНИТОРИНГ СМИ: От монархистов до коммунистов. "Православные патриоты" в США отметили 100-летие революции
Материал содержит видео информацию21 ноября 2017, 00:39  
ВИДЕО: "Оскудели богоносные люди...". Проповедь епископа Тихона (Шевкунова) 19 ноября 2017 г.


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования