Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 октября 2017, 16:12 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Священник Александр Мазырин. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр и Русская Зарубежная Церковь. К 80-летию мученической кончины [история Церкви]


В прилагаемой статье содержится глава из книги священника Александра Мазырина о новом священномученнике Петре митрополите Крутицком (+1937), готовящейся к печати в московском Православном Свято-Тихоновском Гумманитарном Университете. Святитель Петр (Полянский) возглавлял Русскую Православную Церковь с 1925 по 1937 гг. и через поминовение своего имени объединял, как тех, кто признавал, митрополита Сергия (Сергия Страгородского), так и тех прекратил с ним церковное общение в России и за границей.

From the Editor: I am posting a chapter from a book by Fr. Alexander Mazyrin of Orthodox St.Tikhon University for the Humanities  (PSTGU) about the new holy martyr Metropolitan Peter Polianskii (d. 1937), «Priest Alexander Mazyrin (Moscow, PSTGU): Patriarchal Locum Tenens Metropolitan Peter and the Russian Orthodox Church Outside Russia.» This book will soon be published by PSTGU Press. This chapter investigates Metropolitan Peter’s attitude toward the Russian Church Abroad. Saint Peter led the Russian Orthodox Church from 1925 to 1937, and the commemoration of his name at divine services in the homeland and in diaspora unified those who recognized the authority of Metropolitan Sergius (Stragorodskii) and those who had ceased ecclesiastical communion with him.

Для русских эмигрантских кругов первоначально характерным было довольно прохладное отношение к митрополиту Петру. Публикуя в апреле–мае 1925 года проникновенные некрологи, посвященные почившему Святейшему Патриарху, русские заграничные издания, по большей части, обходили стороной вопрос о Местоблюстителе. В лучшем случае, о Крутицком митрополите глухо замечали, что «он теперь, по газетам, принял на себя ответственность патриаршего местоблюстительства» 1. В официальной части «Церковных ведомостей», издаваемых при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви за границей, было без всяких комментариев помещено определение Поместного Собора «О Местоблюстителе Патриаршего Престола» от 10 августа 1918 года, согласно которому таковой должен избираться тайным голосованием на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета из числа присутствующих синодальных членов 2. Таким образом, указывался регламентированный порядок замещения этой должности. О том, что Собором еще в январе 1918 года Патриарху было дано чрезвычайное право назначить себе заместителя единоличным распоряжением, «Церковные ведомости» умалчивали, хотя Председателю Зарубежного Архиерейского Синода митрополиту Антонию (Храповицкому) это должно было быть хорошо известно, поскольку он тогда (во время Собора в Москве) рассматривался как один из наиболее вероятных кандидатов в Заместители Патриарха 3.

Несколько нетипичной для апрельских публикаций русской зарубежной прессы была заметка в рижской газете «Сегодня» под заголовком «Митрополит Петр замещает патриарха». «Архиепископ Иоанн, – говорилось в ней, – получил из Москвы телеграмму за подписью Петра – митрополита Крутицкого – в качестве официального местоблюстителя патриаршего престола. Как известно, согласно волеизъявлению покойного патриарха, заместителями его должны были быть митрополит Кирилл, в случае его отсутствия – митрополит Агафангел, а в случае отсутствия последнего – митрополит Петр. Митрополит Кирилл, по слухам, был выслан из Москвы, митрополит Агафангел находится в ссылке, и блюстителем патриаршего престола является митрополит Петр. Последний был близок почившему патриарху и считается твердым блюстителем древних канонов. В Москве убеждены, что митрополит Петр будет руководить церковью в духе почившего патриарха Тихона» 4. Автор этой краткой заметки указан не был, но, судя по ее первым словам, источником информации был или сам архиепископ Рижский Иоанн (Поммер), или кто-то из его окружения. Однако, можно повториться, что озвученная в рижской газете уверенность в том, что «митрополит Петр будет руководить церковью в духе почившего патриарха Тихона», была для русских беженцев весной 1925 года нетипичной.

Настороженность заграницы в отношении митрополита Петра имела несколько причин. Во-первых, в зарубежье (части его) и в 1925 году оставалась популярной мысль, что наиболее достойный кандидат в Местоблюстители – это митрополит Антоний. Пожелания о том, чтобы именно он возглавил Русскую Церковь, высказывались еще при жизни Патриарха Тихона. Одним из последних и наиболее значимых заявлений подобного рода стало письмо начальника Российской Духовной Миссии в Китае архиепископа Иннокентия (Фигуровского) на имя самого Председателя Зарубежного Архиерейского Синода от 28 января 1925 года «с убедительнейшей просьбою возглавить временно Российскую Православную Церковь теперь же заграницей в качестве Патриаршего заместителя, так как Свят[ейший] Патриарх Тихон совершенно лишен всякой свободы действий и распоряжений и его именем всякий может злоупотреблять, а он не в силах этому воспрепятствовать» 5.

Синод собрался обсудить это «китайское» предложение 9 апреля – в тот самый день, когда в Сремских Карловцах было получено известие о кончине Святейшего Патриарха в Москве. «Принимая во внимание […], что Владыка-Митрополит Антоний по своему иерархическому положению не только здесь заграницей, но и в России считается первым старейшим после Патриарха иерархом Российской Православной Церкви, а также его исключительную выдающуюся ревность о священных канонах, безусловный авторитет его как ученейшего и просвещеннейшего богослова и канониста», Архиерейский Синод единогласно (при одном скромно воздержавшемся самом его Председателе) постановил: «Если советская власть в России не допустит избрания нового Патриарха, а будет путем насилия и обмана навязывать и укреплять власть обновленческого синода или насиловать архипастырскую совесть Местоблюстителя и нового Патриарха, предоставить Председателю Архиерейского Синода, Высокопреосвященному митрополиту Антонию, с правами временного, до созыва канонического Всероссийского Собора, заместителя Патриарха, представительствовать Всероссийскую Православную Церковь и, насколько позволят условия и обстоятельства, руководить церковной жизнью и Церковью не только вне России, но и в России» 6.

Можно заметить, что в силу своей богоборческой природы советская власть не могла не насиловать так или иначе архипастырскую совесть Местоблюстителя, равно как и совесть всего православного народа в России. Также и от негласного покровительства обновленцам отказываться ей тогда еще не было никакого резона. Эти очевидные обстоятельства, по сути дела, превращали условное постановление Зарубежного Архиерейского Синода в безусловное, наделяющее митрополита Антония правами временного заместителя Патриарха.Соответственно, особой заинтересованности в появлении в Москве Местоблюстителя Патриаршего Престола у зарубежных иерархов в тот момент не было. Однако игнорировать за границей решение вопроса о местоблюстительстве российскими епископами тоже было нельзя. В тот же день, когда было рассмотрено письмо архиепископа Иннокентия, 9 апреля 1925 года, Архиерейский Синод постановил: «Впредь до получения из России точных сведений о лице, вступившем в местоблюстительство Святейшего Всероссийского Патриаршего Престола или об избрании нового Патриарха, установить […] возношение в ектеньях и на Великом входе моления о Местоблюстителе Святейшего Всероссийского Патриаршего Престола без указания имени его по формуле: “О Высокопреосвященнейшем Местоблюстителе Святейшего Всероссийского Патриаршего Престола”». Не забыто было и о «китайской» инициативе в отношении митрополита Антония: «Срочно запросить мнения всех Преосвященных Архиереев Русской Православной Церкви заграницей о возможных и необходимых мероприятиях в церковной жизни в связи со смертью Святейшего Патриарха Тихона на случай, если сов. власти будут чинить препятствие осуществлению местоблюстителем управлению Церковью и избранию Патриарха, сообщив Преосвященным соображения Архиерейского Синода, основанные на только что полученном мнении Высокопреосвященного архиепископа Иннокентия» 7.

9 апреля члены Зарубежного Синода еще точно не знали, кто именно в Москве воспринял местоблюстительские права (это и в самой Первопрестольной тогда еще официально объявлено не было). Их скепсис усилился, когда до них дошли сведения, что Местоблюстителем стал митрополит Петр. Из вероятных кандидатов он был для них в силу ряда обстоятельств наименее желанным. Конечно, играло свою роль то, что Крутицкий митрополит был малоизвестен за рубежом. Монашество и священство Петр Полянский принял тогда, когда ведущие деятели русского церковного зарубежья уже покинули Россию. Его быстрое восхождение по иерархической лестнице в условиях нарастающей церковной разрухи выглядело несколько подозрительно в глазах оторванных от российской действительности эмигрантов. У людей мнительных и неосведомленных мог возникнуть вопрос, не поспособствовало ли этому стремительному возвышению известное советское ведомство. Настроение этих недоверчивых кругов хорошо выразил член Зарубежного Синода епископ Гермоген (Максимов): «Почему Святейший указал в свои заместители именно митрополитов Кирилла и Агафангела, о которых он заведомо знал, что они не могут вступить в управление Российской Церковью, как находящиеся в ссылке, а затем, уже третьим, указал митрополита Петра? Получается впечатление, что из множества других епископов старейших и более достойных, чем митрополит Петр, Свят[ейший] Патриарх Тихон нарочито указал на митрополитов Кирилла и Агафангела, чтобы провести в Местоблюстители митрополита Петра, принявшего духовное звание лишь в 1921 году и никому и ничем не известного. […] Не проявляется ли в этом акте работа врагов Церкви, тем более, что акт этот пока еще известен лишь из газет, а в числе подписавших его имеются только 5–6 из старых иерархов, а прочие совершенно неизвестны» 8. Недоверие, как видно, выражалось здесь, не только митрополиту Петру, но и Патриарху Тихону с большинством Российских епископов.

Тон в таком отношении к Местоблюстителю задавал, очевидно, сам Председатель Карловацкого Синода митрополит Антоний, которому, наоборот, казалось, что он очень хорошо знает митрополита Петра. В свое время, будучи еще молодым архимандритом, он был ректором Московской Духовной Академии в то время, когда Петр Полянский ее заканчивал, а затем стал в ней помощником инспектора. С той поры у митрополита Антония остались какие-то смутные воспоминания о своем бывшем студенте, которыми он со свойственной ему словесной невоздержанностью делился, с кем мог. Так, он писал архиепископу Рижскому Иоанну в день отдания Пасхи 1925 года (1/14 мая): «Паша Полянский 2 или 3 года тому назад был рябчик, т. е. мирянин. Он сам себя называет заместителем П[атриар]ха, но власти его таковым в совдепии не признают. Он племянник е[пископа] Виталия Калужского и присутствовал при его смерти, причем свистнул от умиравшего деньги и в Академии устроил для профессоров “Красный кабачок”. [Имя нрзб.] писал ему магистерское, которого он сам, вероятно, даже и не прочитал толком. Он из псаломщиков, человек совершенно невежественный и в этом смысле был общим посмешищем; он товарищ пр[еосвященного] Евлогия, но значит[ельно] старше его. Однако за ним есть и подвиги. Когда ослабевший Патриарх согласился признать Красницкого, то Паша энергично ведь противостоял ему и грозил даже выйти из общения с Патриархом, если последний согласится принять Красницкого. Он убедил покойного отказать тому мерзавцу» 9. Видно, что старческая память митрополита Антония не удержала даже мирского имени митрополита Петра, но сохранила ряд давних сплетен о нем. Примечательно, что, когда обновленцы хотели унизить Патриарха Тихона, они тоже называли его сыном псаломщика 10, хотя и он, и Петр Полянский, были сыновьями священников. (К слову сказать, сам архиепископ Иоанн происходил вообще из простых крестьян, что делало сентенции сына помещика Храповицкого особенно бестактными.) Впрочем, подвиг митрополита Петра в деле Красницкого митрополит Антоний тоже несколько преувеличил: отказать тому мерзавцу Патриарха убедили многие, в том числе важную роль сыграл митрополит Кирилл (Смирнов).

Более сдержанно, но, по сути дела, в том же ключе, что и митрополит Антоний, высказывался о митрополите Петре и другой видный зарубежный иерарх – архиепископ Анастасий (Грибановский). В письме князю Г. Н. Трубецкому от 24 мая 1925 года он писал: «Местоблюститель Патриаршего Престола – человек близко известный нам по своему прошлому – не имеет и малой доли того авторитета и тем менее ореола исповедничества, каким обладал наш почивший святейший Отец. Тем не менее, мы готовы оказать ему полное послушание, если он не потребует от нас чего-либо противного канонам и нашей архиерейской совести. К сожалению, я не уверен в этом, ибо он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы Советской власти. […] Я боюсь, что если во главе Русской Церкви останется митрополит Крутицкий Петр, то временный разрыв заграничной Русской Церкви с нашим Церковным Управлением в России станет тяжелой неизбежностью» 11.

Подозрение в том, что митрополит Петр «слишком спешит протянуть руку общения и дружбы Советской власти», было еще одной причиной настороженного отношения эмигрантов к новому Местоблюстителю. Поводом для такого рода суждений было, прежде всего, так называемое «Предсмертное завещание Патриарха Тихона», содержавшее ряд весьма резких суждений о русской церковной эмиграции. «Во избежание тяжких кар, –говорилось в «Завещании», – Мы призываем находящихся за границей архипастырей и пастырей прекратить свою политическую с врагами нашего народа деятельность и иметь мужество вернуться на Родину и сказать правду о себе и Церкви Божией. Их деяния должны быть обследованы. Они должны дать ответ церковному православному сознанию. Особой комиссии Мы поручаем обследовать деяния бежавших за границу архипастырей и пастырей и в особенности митрополитов: Антония – бывшего Киевского, Платона – бывшего Одесского, а также и других, и дать деятельности их немедленную оценку. Их отказ подчиниться Нашему призыву вынудит Нас судить их заочно» 12. В действительности, это «Завещание» было очередной провокацией большевиков, которыми, спустя восемь дней после смерти Патриарха, был опубликован так и не подписанный почившим святителем текст. Задержка в публикации была вызвана тем, что в течение недели текст «Завещания» правили деятели Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) и ОГПУ. Подложность приписанного Патриарху послания доказана современными исследованиями документально 13.

Одиозность «Завещания» сразу же породила за рубежом обоснованные подозрения в его подлинности. Митрополит Антоний даже обратился по этому поводу к пастве со специальным посланием от 1 мая 1925 года: «Любезные православные соотечественники! Конечно, вы ознакомились с перепечатками из послания покойного Свят[ейшего] Патриарха Тихона. Не смущайтесь его неожиданным содержанием, его увещаниями признать “Советскую Власть”, хотя эти увещания сопровождаются как бы угрозами. Документ этот, несомненно, поддельный». Далее шли доказательства (разной степени убедительности) поддельности «Завещания», например, что в качестве места подписания документа «написано почерком Патриарха: “Москва, Донской монастырь”, из коего он выбыл за 3 недели до сего подписания» 14.

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ..

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

29 сентября 2017, 13:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эдвард Радзинский представил моноспектакль «Последняя ночь последнего царя». «Тема этой пьесы - не история расстрела. Это история о прощении, о том, как смертью смерть поправ»
26 сентября 2017, 17:07  
ДОКУМЕНТ: "Эти печальные годовщины будут им в погибель...". Послание Архиерейского Собора РПЦЗ(В-В) от 24 сентября 2017 г.
06 сентября 2017, 15:50  
Власти Кирова установили в городе памятник Дзержинскому, возглавившему в 1918 г. красный террор против "буржуев и попов"
05 сентября 2017, 18:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Соборное отсутствие. Ольга Филина — о том, как в РПЦ МП сложилась вертикаль власти (+показательные сравнения с состоянием дореволюционной Церкви)
05 сентября 2017, 14:28  
«Грех клятвопреступления 1613 года народом русским не раскаян!» - в Москве, Петербурге и Екатеринбурге появятся билборды с призывом покаяться за свержение монархии в России в 1917 г. и рекламой фильма "Ложь Матильды"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 22:27  
РПСЦ вступила в каноническое общение с Древлеправославной архиепископией, объединяющей 11 приходов и происходящей от "беглопоповцев"
18 октября 2017, 22:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эх, матушки... Кураев о "духовной" причине гибели настоятельницы Творожковского Свято-Троицкого монастыря РПЦ МП в Псковской области
18 октября 2017, 21:57  
ДОКУМЕНТ: О докладе комиссии Совета Федерации. Заявление Совета атеистов Рунета
18 октября 2017, 21:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: Взять Константинополь. Как ФСБ скупает православные святыни в Турции
18 октября 2017, 21:23  
Российская полиция задержана в Крыму 49 мусульман - участников одиночных пикетов против гонений на крымских татар
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации18 октября 2017, 21:12  
Предстоятель ИПЦ(Р) принял в Греции схиму с именем Серафим
18 октября 2017, 20:57  
Сообщество в поддержку обвиненного в педофилии священника РПЦ МП Грозовского заблокировали в сети "ВКонтакте"
18 октября 2017, 20:33  
Европейский суд принял решение в поддержку автономии церковного права
18 октября 2017, 20:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сергей Митрохин: К чему ведет Россию "обмен услугами" между РПЦ и государством. Московский патриархат оказался главной ударной силой в период консервативного поворота
18 октября 2017, 19:22  
Лидеру петербургских саентологов Ивану Мацицкому продлили арест
18 октября 2017, 18:53  
"Телеграмму не подписывал, и вообще она не обсуждалась", - митрополит УПЦ МП Иоасаф (Губень) отмежевался от поздравительной телеграммы Синода РПЦ МП, адресованной Путину
18 октября 2017, 18:45  
ДОКУМЕНТ: "Хочу внести ясность по некоторым аспектам, озвученным мной на имя Генерального прокурора". Поклонская разъясняет, в чем суть ее обращения к Генпрокурору РФ
18 октября 2017, 18:32  
Мосгорсуд заблокировал пиратскую копию фильма "Матильда" в интернете
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 17:58  
Поклонская пожаловалась на «Матильду» 43 раза, но "ни одна из претензий подтверждения не нашла", рассказали в Генпрокуратуре РФ
18 октября 2017, 17:51  
Книжные магазины планировали отказаться от продажи книги «Матильда. Тайна дома Романовых», опасаясь поджогов
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 17:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: О чем молчат колокола. Крестовозвиженский приход РПЦЗ МП в Женеве разделился из-за конфликта с архиепископом Михаилом (Донсковым)
18 октября 2017, 17:13  
Уголовное дело «за разжигание ненависти к религиозной группе "атеисты"» возбудили в Краснодаре - поводом послужили ироничные стихи, опубликованные в интернете
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 17:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Илья Порхачёв под псевдонимом Tempus как актив сектоведов на Википедии. «Страницы Википедии, посвященные "околосектантской" тематике, невозможно отредактировать. Они захвачены сектоведами»
18 октября 2017, 16:27  
"Мы работаем честно, а нас решили сократить", - в МВД пройдут сокращения сотрудников центра «Э», занимающегося также "религиозным экстремизмом"
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 16:06  
РПЦ МП не обсуждает "пока" вопрос приравнивания венчания к регистрации брака в ЗАГСе, утверждает официальный представитель патриархии
18 октября 2017, 15:54  
Власти Подмосковья отселят психоневрологический интернат и дом престарелых для передачи зданий бывшего монастыря в собственность РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 15:46  
Глава Константинопольской патриархии Варфоломей (Архондонис) посетил в Рейкьявике приход РПЦ МП и российское посольство
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 15:28  
Епископ и монахи, убитые исламистами в Алжире в 1990-е годы, будут прославлены католической Церковью как мученики за Христа
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 15:12  
Жители Екатеринбурга добились от властей, чтобы те отказались от строительства для РПЦ МП храма-на-пруду


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"