Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
07 октября 2017, 16:15 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Искусство для человека, а не человек для искусства. О разграничении понятий "современное" и "актуальное". "Борьба вокруг «Матильды» - принципиальная и реальная борьба за символическую власть в пространстве российской культуры"


Незадолго до споров о фильме Алексея Учителя «Матильда», с новой силой разгоревшихся вместе с началом осеннего политического сезона, произошло событие, казалось бы, не имеющее к этой теме прямого отношения. Министерство культуры заказало двум уважаемым московским институтам – Государственному институту русского языка им. А.С. Пушкина и Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева – экспертизу двух словосочетаний, которые в последние годы стали  чаще  мелькать в повседневной и неспециализированной речи в совершенно отличном друг от друга значении. Словосочетания эти «актуальное искусство» и «современное искусство».

Эксперты, не мешкая, дали совершенно определенный ответ: «То, что является актуальным, обязательно современно. То, что современно, не обязательно актуально». Следуя этой простой и ясной логике русского языка (в котором, как на это справедливо указывают специалисты по языкознанию, «семантика прилагательного "современный" шире семантики прилагательного "актуальный"»), Министерство культуры составило два рекомендательных определения, которые разослало в письменном виде во все органы управления культурой исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому определению, «современное искусство» это лишь то искусство, которое творится современниками, а «актуальное» то, что «содержит в себе смысл, в котором нуждается современное общество… вне зависимости от времени создания».

Событие это прошло совершенно незамеченным. Но вопрос о дефиниции, то есть об определении границы того или иного понятия, представляется нам чрезвычайно важным. Если с «современным» все более или менее понятно, то вокруг «актуального» сразу возникает множество мелких проблем и недоговорок. Какое общество или какую часть общества считать современными? В каком смысле нуждается это общество и кто этот смысл придумывает и определяет? И если на актуальность не влияет время создания произведения искусства, то какую историческую эпоху предлагается взять за образец для современного общества, ведь в разные эпохи господствовали подчас противоположные друг другу эстетические и этические нормы?

Известный французский философ-постструктуралист, автор понятия «борьба дефиниций» Пьер Бурдье писал: «Именно это «видение как»… которое «чистые художники» стремятся утвердить наперекор обычному видению, является основополагающей точкой зрения… которая  определяет правило допуска в поле: «да не внидет тот», кто не обладает точкой зрения, согласующейся или совпадающей с основополагающей точкой зрения поля». Исходя из этого простого в своей сути тезиса о том, что тот, кто заказывает музыку, тот и решает, как именно ее исполняют, становится абсолютно очевидно, что борьба вокруг «Матильды» совсем не игра и не симулякры, а принципиальная и реальная борьба за символическую власть в пространстве российской культуры.

Нас пытаются убедить в обратном. В колонке на «Гефтере» актер Электротеатра Станиславский, например, пишет: «Российские поединки в рамках культурной политики – войны видимостей». Проще говоря, фейк, подлог – видимость противостояния. Другой автор, известный политолог, описывает споры вокруг «Матильды» как борьбу «черносотенного пуританизма» и «диктатуры «борделя», намеренно понижая и принижая стиль развернувшейся дискуссии. Третий, автор сайта «Православие и мир», пишет, что «размышления и эксперименты всегда более продуктивны, чем рутина и скука», под «рутиной и скукой», конечно же, подразумевая искусство со светской точки зрения неактуальное, в том числе и церковное.

Так какое же искусство считать актуальным? С точки зрения православия, всё и никакое. Все потому что Церковь существует вне времени и вне какой-либо светской хронологии. Строго говоря, важен только один промежуток: от первого пришествия Христа и до второго. В этом коротком-коротком, потому что временном, промежутке не существует самого понятия актуального или неактуального. Поэтому всё церковное искусство актуально в той степени, в какой оно служит делу спасения человека. Никакое, потому что вместе со сменой эпохи и столетия сменяется и стиль, а как можно придавать вечному, низменному и истинному свойства, существующие лишь во времени, и только в связи со временем свой смысл обретающие?

С того угла зрения, которое себе выбрало contemporary art (с английского «текущее, нынешнее»), само понятие «вечного» не актуально. Вечное – это что-то страшное, смутное, темное, в конце концов тайное. В этом смысле «тайное» означает не просто закрытое и недоступное, но имеющее власть над явным, мирским и явленном человеку во времени. А современная культура не хочет и не желает признавать даже возможность того, что над ней может существовать какая-то власть, кроме нее самой. Поэтому ставит на пьедестал вечного всего лишь временное.

В этой парадигме актуального, а значит временного, есть только один непреложный закон: будь актуален. Создай ситуацию, в которой о тебе говорят, при которой ты неизбежно находишься в центре внимания. Не имеет значения, как именно ты этого добьешься – сделай это! Однако вопрос «как» – это всегда вопрос нравственного закона. В церкви человек спасается «как», делает добрые дела «как», творит молитву «как»: сама христианская жизнь становится вечным вопросом: «как», «каким образом»? Из этой диалектики образа христианского действия и рождается христианское искусство, и именно поэтому оно всегда стремится в себе самом воплощать не только богословскую, но и нравственную идею.

Актуальное же искусство нравственным быть не может по своей собственной сути. Исполняя непреложно заповедь актуальности, оно одновременно отказывает себе в самой возможности исполнять заповеди Христа. Поэтому христиане и относятся с таким недоверием и подозрением ко всему, что с легкой руки культурной элиты объявляется актуальным, им заповедовали: «Не собирайте себе сокровищ на земле».

По этой же причине борьба вокруг «Матильды» – это не фейк, не обман и не симулякр. Это борьба временного, которое «моль и ржа истребляют и… воры подкапывают и крадут» (Мф 6:19), и вечного, которое всегда стремится стать «столпом и утверждением истины».

Поэтому главный вопрос борьбы дефиниций вокруг искусства это вопрос, поставленный ребром: человек для искусства  или искусство для человека?

Николай Пиотровский,

"НГ-РЕЛИГИИ", 4 октября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

30 сентября 2017, 18:45  
В мэрии Екатеринбурга назвали сумму ущерба от поджога «Космоса» "православным" радикалом
29 сентября 2017, 21:32  
Половина опрошенных воронежцев собираются посмотреть "Матильду"
29 сентября 2017, 16:07  
МОНИТОРИНГ СМИ: Никита Кукушкин: «Невозможен поджог за Бога». Актер «Гоголь-центра» предлагает альтернативу религиозному радикализму
29 сентября 2017, 15:59  
В Госдуме РФ подготовили заявление по итогам просмотра «Матильды»
29 сентября 2017, 15:30  
Глава РПЦ МП Патриарх Кирилл (Гундяев) приравнял "оскорбление чувств верующих" к "экстремизму"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
19 октября 2017, 15:31  
Чувашская митрополия РПЦ МП, после критики "Матильды" Патриархом Кириллом (Гундяевым), обратилась к властям с просьбой отозвать фильм из кинопроката
19 октября 2017, 15:10  
Женщинам-священникам Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии, с которой РПЦ МП начала диалог "по взаимодействию", вынесен выговор за венчание геев
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 22:27  
РПСЦ вступила в каноническое общение с Древлеправославной архиепископией, объединяющей 11 приходов и происходящей от "беглопоповцев"
18 октября 2017, 22:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Эх, матушки... Кураев о "духовной" причине гибели настоятельницы Творожковского Свято-Троицкого монастыря РПЦ МП в Псковской области
18 октября 2017, 21:57  
ДОКУМЕНТ: О докладе комиссии Совета Федерации. Заявление Совета атеистов Рунета
18 октября 2017, 21:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: Взять Константинополь. Как ФСБ скупает православные святыни в Турции
18 октября 2017, 21:23  
Российская полиция задержана в Крыму 49 мусульман - участников одиночных пикетов против гонений на крымских татар
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации18 октября 2017, 21:12  
Предстоятель ИПЦ(Р) принял в Греции схиму с именем Серафим
18 октября 2017, 20:57  
Сообщество в поддержку обвиненного в педофилии священника РПЦ МП Грозовского заблокировали в сети "ВКонтакте"
18 октября 2017, 20:33  
Европейский суд принял решение в поддержку автономии церковного права
18 октября 2017, 20:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сергей Митрохин: К чему ведет Россию "обмен услугами" между РПЦ и государством. Московский патриархат оказался главной ударной силой в период консервативного поворота
18 октября 2017, 19:22  
Лидеру петербургских саентологов Ивану Мацицкому продлили арест
18 октября 2017, 18:53  
"Телеграмму не подписывал, и вообще она не обсуждалась", - митрополит УПЦ МП Иоасаф (Губень) отмежевался от поздравительной телеграммы Синода РПЦ МП, адресованной Путину
18 октября 2017, 18:45  
ДОКУМЕНТ: "Хочу внести ясность по некоторым аспектам, озвученным мной на имя Генерального прокурора". Поклонская разъясняет, в чем суть ее обращения к Генпрокурору РФ
18 октября 2017, 18:32  
Мосгорсуд заблокировал пиратскую копию фильма "Матильда" в интернете
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 17:58  
Поклонская пожаловалась на «Матильду» 43 раза, но "ни одна из претензий подтверждения не нашла", рассказали в Генпрокуратуре РФ
18 октября 2017, 17:51  
Книжные магазины планировали отказаться от продажи книги «Матильда. Тайна дома Романовых», опасаясь поджогов
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 17:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: О чем молчат колокола. Крестовозвиженский приход РПЦЗ МП в Женеве разделился из-за конфликта с архиепископом Михаилом (Донсковым)
18 октября 2017, 17:13  
Уголовное дело «за разжигание ненависти к религиозной группе "атеисты"» возбудили в Краснодаре - поводом послужили ироничные стихи, опубликованные в интернете
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 17:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Илья Порхачёв под псевдонимом Tempus как актив сектоведов на Википедии. «Страницы Википедии, посвященные "околосектантской" тематике, невозможно отредактировать. Они захвачены сектоведами»
18 октября 2017, 16:27  
"Мы работаем честно, а нас решили сократить", - в МВД пройдут сокращения сотрудников центра «Э», занимающегося также "религиозным экстремизмом"
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 16:06  
РПЦ МП не обсуждает "пока" вопрос приравнивания венчания к регистрации брака в ЗАГСе, утверждает официальный представитель патриархии
18 октября 2017, 15:54  
Власти Подмосковья отселят психоневрологический интернат и дом престарелых для передачи зданий бывшего монастыря в собственность РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 15:46  
Глава Константинопольской патриархии Варфоломей (Архондонис) посетил в Рейкьявике приход РПЦ МП и российское посольство
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 15:28  
Епископ и монахи, убитые исламистами в Алжире в 1990-е годы, будут прославлены католической Церковью как мученики за Христа
Материал содержит иллюстрации18 октября 2017, 15:12  
Жители Екатеринбурга добились от властей, чтобы те отказались от строительства для РПЦ МП храма-на-пруду


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"