Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 октября 2017, 20:36 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Сергей Бычков. "Облачите меня в зэкову робу...". Памяти священника Глеба Якунина. Часть шестая. Проникновение в Совет по делам религий. [воспоминания]


Предыдущая часть - ЗДЕСЬ...

Встречаясь с отцом Глебом в пору его деятельности в Комитете по защите прав верующих, я поражался его энергии. Он наконец-то обрел свое подлинное призвание. Трудно было поверить, что в условиях постоянной слежки и прослушивания телефонных разговоров можно было сделать так много.

Поскольку в эти годы мы жили неподалеку друг от друга, отец Глеб часто заглядывал ко мне без звонка. Иногда делился своими открытиями. Однако в мае 1979 года в Комитет вступил священник Василий Фонченков, о котором в Комитете не знали, что за девять лет до этого он был завербован Пятым управлением КГБ в качестве агента под псевдонимом «Друг». Отец Василий сумел познакомить отца Глеба с "нужными людьми", которые когда-то работали в КГБ и в Совете по делам религий, а потом были выброшены и затаили желание отомстить не только обидчикам, но самой Системе. Именно отец Василий познакомил отца Глеба с Игорем Бончковским (1), бывшим сотрудником Совета по делам религий. Штатный сотрудник КГБ, он с 1966 по 1970 годы был инспектором отдела по делам католической, протестантской, армянской церквей, иудейской религии и сект Совета по делам религий при Совете министров СССР. Он довольно быстро делал карьеру, поскольку был  образованным человеком и вскоре стал доверенным лицом первого заместителя председателя Совета по делам религий генерал-майора КГБ Виктора Титова (2). С 1972 по 1974 годы Бончковский уже был заместителем заведующего отделом по делам мусульманской и буддийской религий Совета по делам религий. И вдруг карьера его оборвалась, и в июле 1974 года он был освобожден от занимаемой должности.

Первым из церковных иерархов РПЦ МП начал активно налаживать отношения с Ватиканом митрополит Никодим (Ротов), который был ректором Ленинградских духовных школ. Пользуясь полным доверием не только Совета по делам религий, но и церковного отдела КГБ, он добился того, что в Ленинградских духовных школах учились католические семинаристы. Один из них, Мигуэль Арранц, был иезуитом и пользовался особым покровительством митрополита Никодима (Ротова). Свою докторскую диссертацию митрополит посвятил папе Иоанну ХХIII, а его церковную политику «аджорнаменто» пытался проводить в РПЦ. Внутри Совета по делам религий не было единого мнения по вопросу о том, как следует выстраивать отношения с Ватиканом. Заместитель председателя Совета, генерал-майор КГБ Виктор Титов, относился враждебно к Ватикану. Это был опытный контрразведчик, он прошел Вторую мировую войну, работал под прикрытием в различных западных странах, даже в ООН. Он покровительствовал Бончковскому и вдохновил его на написание книги о Ватикане и его «подлинном лице». Более того, предоставил ему для работы секретные отчеты сотрудников Отдела внешних церковных сношений МП. Книга  Бончковского «Царство от мира сего» вышла в 1976 году в издательстве «Молодая гвардия» стотысячным тиражом. Она прошла предварительную цензуру, в том числе в Совете по делам религий и в ЦК КПСС. В предисловии автор выразил "глубокую признательность за оказанное ему внимание" заведующему международным отделом Совета по делам религий при Совете министров СССР И.И. Михееву и ответственному сотруднику аппарата ЦК КПСС, ученому-религиоведу Э.И. Лисавцеву.

Находясь в СССР, профессор Восточного института в Риме, бывший семинарист Ленинградской духовной академии иеромонах Мигуэль Арранц получил от преподавателей ЛДА книгу Бончковского. И с изумлением обнаружил в ней   выдержки из своих личных писем митрополиту Никодиму (Ротову). Сотрудники Отдела внешних церковных связей МП, тесно работавшие с 5 управлением КГБ, обнаружили в той же книге выдержки из своих закрытых отчетов. Разгорелся нешуточный скандал, инициатором которого был митрополит Никодим. Разбирательство длилось в Совете по делам религий почти год. Сотрудники ОВЦС, опасаясь компрометации, обратились в Совет с ходатайством об изъятии из продажи книги Бончковского. Ходатайство ОВЦС вынужден был поддержать заместитель председателя Совета В.Н. Титов. В начале ноября 1976 года книга (20 тыс. экземпляров уже поступило в продажу) была изъята из продажи, а издательству "Молодая гвардия" было предложено впредь никаких дел с автором не иметь. Оставшийся тираж был пущен под нож.

Вопрос об утечке доверительной информации на страницы книги Бончковского дошел до высших партийных и государственных инстанций. Генерал-майор КГБ, заместитель председателя Совета В.Н. Титов, поднявший вопрос о конфискации книги, как высший представитель КГБ при Совете, за утечку доверительной информации в 1977 году был уволен в отставку. Он считал решение руководства роковой ошибкой и затаил обиду. Он и Бончковский считали все это дело интригой Ватикана и его агентов в СССР. Отец Василий Фонченков, который долгие годы был сотрудником ОВЦС, дружил с Игорем Бончковским. Он подарил отцу Глебу экземпляр скандальной книги и познакомил с автором. А тот, в свою очередь познакомил его с опальным генералом КГБ. Странно было бы считать, что завербованные КГБ священники всегда были верны своим кураторам. Тем более, что священник Василий Фонченков был человеком непредсказуемым и чрезвычайно обидчивым. Он никогда не прощал обид, более того, всегда стремился отомстить обидчикам. Когда его отозвали из Германии за то, что он писал доносы на архиепископа Филарета (Вахромеева) и священника Александра Меня, который печатался в редактируемом им патриархийном журнале на немецком языке «Stimme der Ortodoxie» («Голос православия»), он затаил обиду. Его месть комитетчикам оказалась настолько серьезной, что расследование длилось несколько лет и пострадало немало сотрудников КГБ.

Отец Глеб был человеком хлебосольным и достаточно проницательным. Он сразу понял, какую пользу могут принести обиженные комитетчики. Он подружился сначала с Бончковским, а затем и с Титовым. И вскоре созрел план похищения ежегодных отчетов заместителя председателя Совета по делам религий Василия Фурова, которые тот регулярно направлял в ЦК КПСС. Титов взялся за это щекотливое и опасное дело отнюдь не бескорыстно. И вскоре отец Глеб получил отчеты Совета по делам религий за 7 лет, начиная с 1967-го вплоть до 1975 года. Более того, Титову удалось похитить шесть справок доверительных бесед ответственных работников Совета по делам религий с иерархами РПЦ МП. Отчеты Фурова были избраны не случайно. Он заведовал «Православным» отделом в Совете и получил прозвище «Победоносцев». По своему мировоззрению был откровенным и убежденным атеистом, добивался искоренения религии в обществе. Он был яростным сторонником закрытия церквей и списками снимал с регистрации религиозные общины. Его даже в Совете не любили за сухость и заносчивость.

Первая публикация отчетов Фурова произошла в "Вестнике РХД" в конце 1979 года, когда отец Глеб был уже арестован. Они раскрывали картину бесправного положения, в котором находилась РПЦ МП и, в первую очередь, православный епископат: «...Синод находится под контролем Совета. Вопрос подбора и расстановки его постоянных членов был и остается всецело в руках Совета, кандидатуры непостоянных членов также предварительно согласуются с ответственными работниками Совета. Все вопросы, которые предстоит обсуждать на Синоде, патриарх Пимен и постоянные члены Синода заранее обговаривают у руководства Совета и в его отделах, согласовывают и окончательные «Определения Священного Синода». Осуществляя постоянный и неослабный контроль за деятельностью Синода, ответственные сотрудники Совета проводят систематическую воспитательно-разъяснительную работу с членами Синода, устанавливают с ними доверительные контакты, формируют патриотические взгляды и настроения, а через них и с их помощью оказывают необходимое влияние на весь епископат....» (3).

Фуров разделил весь епископат РПЦ МП на три группы. К первой группе он отнес лояльных к Советской власти: «...Многолетние наблюдения, глубокое изучение настроений правящих архиереев еще раз подтверждают, что епископат лояльно относится к Советской власти. В то же время по взглядам на общество, на законы о культах, на современную церковь и ее взаимоотношения с государством, а также на свои гражданские обязанности епископат условно, весьма приближенно, можно разделить на следующие группы. Первая - правящие архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о культах и в этом же духе воспитывают приходское духовенство, верующих, реально сознают, что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населения. К ним можно отнести: патриарха Пимена, митрополитов - Таллинского Алексия, Тульского Ювеналия, Орловского Палладия, Одесского Сергия, Алма-Атинского Иосифа, архиепископов — Харьковского Никодима, Волоколамского Питирима, Тихвинского Мелитона, Кишеневского Ионафана, Мукачевского Григория, Винницкого Алипия, Симферопольского Леонтия, епископов - Ставропольского Иону, Воронежского Платона, Пермского Николая, а последнее время и митрополита Крутицкого Серафима....» (4).

Наиболее приближенные к митрополиту Никодиму (Ротову), его ставленники - митрополиты Алексий (Ридигер) и Ювеналий (Поярков) - попали в первую группу. Тогда как сам митрополит Никодим к этому времени утратил доверие Совета по делам религий и был зачислен во вторую, менее благонадежную группу: «...Вторая - правящие архиереи, которые стоят на лояльных позициях к государству, правильно относятся к законам о культах и соблюдают их, но в своей повседневной административной и идеологической деятельности стремятся к активизации служителей культа и церковного актива, выступают за повышение роли церкви в личной, семейной и общественной жизни с помощью модернизированных или традиционных концепций, взглядов и действий, подбирают на священнические должности молодежь, ретивых ревнителей православного благочестия. В их числе митрополиты - Ленинградский Никодим, Киевский Филарет, Ярославский Иоанн, Псковский Иоанн, архиепископы - Казанский Михаил, Ташкентский Варфоломей, Тамбовский Михаил, Кировский Мстислав, Краснодарский Алексий, Оренбургский Леонтий, Ивано-Франковский Иосиф, Рижский Леонид, Костромской Кассиан, Волынский Дамиан, Минский Антоний, епископы - Смоленский Феодосий, Свердловский Климент, Калининский Гермоген, Полтавский Феодосий, Новосибирский Гедеон, Виленский Герман, Рязанский Симон, Пензенский Мельхиседек...» (5). Для многих верующих в СССР было странно, что по классификации Фурова верноподданный митрополит Киевский Филарет (Денисенко) попал во вторую группу. Скорее всего, как националистически настроенный епископ.

И наконец, Фуров называет третью группу епископов, которых он причисляет к неблагонадежным: «...Третья - это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах, некоторые из них религиозно консервативны, другие - способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отношений к ним органов власти, у третьих - замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них и на должностных лиц местных органов власти. В этой группе: митрополит Львовский Николай, архиепископы - Иркутский Владимир, Чебоксарский Веньямин, Житомирский Палладий, Архангельский Никон, Калужский Донат, Горьковский Флавиан, Уфимский Феодосий, Владимирский Николай, епископы - Астраханский Михаил, Саратовский Пимен, Кировский Боголеп, Черновицкий Савва, Вологодский Дамаскин, Курский Хризостом, Ростовский Иоасаф, Куйбышевский Иоанн...» (6).  Для многих российских христиан отрадно было узнать, что столь многочисленная группа епископов отстаивает церковные позиции в условиях тоталитарного государства. Среди них были выдающиеся епископы - Курский и Белгородский Хризостом (Мартишкин), Чебоксарский Вениамин (Новицкий), Астраханский Михаил (Мудьюгин), Саратовский Пимен (Хмелевской).

Фуров в лучших традициях советского очковтирательства стремится подчеркнуть неусыпную бдительность сотрудников Совета по делам религий и  воспитательную работу, которую они проводят с епископатом: «Совет особенно внимательно изучает настроения и деятельность той части епископата, которая ведет себя активно внутри страны, изыскивает и пытается осуществить меры, направленные на укрепление церкви, ее влияния на население. Уполномоченный Совета по Саратовской области тов. Вельский пишет, что управляющий епархией епископ Пимен религиозным фанатиком не является. В то же время, как пишет уполномоченный: «В его деятельности просматривается недовольство положением церкви в СССР и упорное стремление к созданию «благолепия» в храмах и расширению штата священнослужителей. Например, в беседах со своими близкими он осуждающе относится к реформе в РПЦ 1961 года, считает, что эта реформа навязана властью, что она противоречит интересам церкви и ущемляет духовенство не только в материальном, но и в морально-правовом отношении, ставя его в зависимое положение от церковных старост... В личных беседах с уполномоченными он неоднократно заявлял о своей неудовлетворенности положением дел с кадрами священнослужителей в РПЦ. По его мнению этот вопрос является главным для церкви в настоящее время.

Определенную озабоченность вызывает деятельность некоторых молодых правящих архиереев, которые в разное время привлекались к зарубежной работе, а внутри страны нередко проявляют религиозную ретивость, не считаясь с рекомендациями уполномоченных Совета и местных органов власти. К их числу относятся архиереи Николай Владимирский, Вениамин Иркутский, Гермоген Калининский, Дамаскин Вологодский, Хризостом Курский, Савва Черниговский, Михаил Астраханский и некоторые другие. Совет и местные органы власти в прошлом году вынуждены были проводить неоднократные беседы с Николаем, архиепископом Владимирским и Суздальским, который, как выяснилось, инспирировал письма верующих против органов власти, принявших решение о реставрации Успенского собора в г. Владимире, при этом он опирался на религиозных фанатиков из своего окружения. По заданию этого архиерея они писали многочисленные жалобы и заявления, направляли ходоков в местные и центральные организации и учреждения, возбуждали верующих, угрожали провокациями....» (7).

В то же время Фуров не скрывал проблем, которые возникали с некоторыми «неуправляемыми» епископами. К ним он в первую очередь относил архиепископа Курского и Белгородского Хризостома (Мартишкина): «...В сентябре 1974 года стал правящим архиереем Курской епархии епископ Хризостом, зам. председателя ОВЦС патриархии, но уже в первые месяцы его правления от уполномоченного Совета по Белгородской области тов. Шаманова П.Ф. поступила информация о ретивых действиях епископа по оживлению религиозной жизни. В связи с этим Совет решил оперативно разобраться по ряду вопросов, вытекающих из информации уполномоченного Совета. С этой целью с епископом Хризостомом была проведена индивидуальная беседа, в которой Хризостом подчеркнул: «Уполномоченный по Курской области Коробко Г. Ф. душевно понимающе относится к проблемам архиерея, а уполномоченный по Белгородской области Шаманов Петр Федорович видимо не встречался с религиозными людьми, не имеет опыта. В первой беседе со мной он говорил, что в церковь ходят только старики и старухи, молодежи нет. А когда я стал говорить, что это неправильно: я вот молодой архиерей, Петр Федорович ответил: «Это еще не известно, зачем вы туда пошли» - «Я, архиерей, считаю для меня оскорблением такие намеки».

В ходе беседы в Совете Хризостом твердо и настойчиво проводил мысль о том, что как епископ он обязан искать и подбирать кадры духовенства, трижды подчеркнув «с кадрами у нас дело обстоит катастрофически». Он выражал недовольство тем, что духовные школы мало принимают слушателей, отказывают в приеме бывшим комсомольцам, не обеспечивают потребности приходов в служителях культов, а поэтому ему приходится брать кандидатов для рукоположения из Тамбовской, Липецкой и других епархий, представлять большие списки уполномоченному, который не всех из них пропускает. Хризостом сказал: «Мой предшественник епископ Николай не принимал верующих, а я принимаю и стремлюсь внушить им надежду на возобновление работы храма. У меня сейчас в епархии около сорока церквей не действуют из-за отсутствия священников, а я как зам. председателя ОВЦС и как епископ не хочу, чтобы про меня говорили: этот епископ - атеист, епископ - чекист, как про нас говорят. Я хочу быть чистым епископом в глазах верующих и иностранцев. Что же касается обвинения в мой адрес со стороны уполномоченного в активизации религиозной жизни, то я же не езжу по церквам и не предлагаю верующим ходатайствовать об открытии церквей. Они сами приходят ко мне. Я епископ, мне 40 лет. Из церкви я уходить не собираюсь. Хотя я слышал от атеистов немало обидного и оскорбительного, но теперь время такое, что сделаешь. Вчера от настоятеля Белгородского собора я узнал, что в сентябре 1975 г. в собор приходила секретарь уполномоченного и запретила крестить детей в обычные дни, а только крестить по воскресеньям. Это делать нельзя и незаконно. Уполномоченного я еще не видел и с ним еще об этом не говорил. Против Белгородского уполномоченного у меня обиды нет. Нам нужно работать в контакте». Совет разъяснил епископу Хризостому, как начинающему правящему архиерею, каковы должны быть взаимоотношения архиереев с уполномоченными, а также основные положения законодательства о религиозных культах...» (8).

(...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал17 декабря 2017, 12:08  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): В защиту начальника синагоги и против православных субкультур. Слово об исцелении в субботу (27.11/10.12.2007)
16 декабря 2017, 20:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Добить Credo. Во Владимире готовится новое «экстремистское дело» против независимого интернет-издания и автора «Новой»
16 декабря 2017, 17:14  
Адвокат подозреваемого по делу о подготовке взрыва Казанского собора в Петербурге рассказал подробности
Эксклюзивный материал16 декабря 2017, 16:05  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): О внутренней тишине. Слово на праздник Введения Богородицы во Храм (21.11/04.12.2017)
Материал содержит видео информацию15 декабря 2017, 21:42  
ВИДЕО: "Это был выбор Сталина". Кураев объясняет, почему кровавый диктатор "выбрал правильную Церковь" - программа "Особое мнение" на "Эхе Москвы"
15 декабря 2017, 20:38  
Главный госархив РФ представил выставку об истории отношений России с Ватиканом до 1917 года
15 декабря 2017, 18:38  
АРХИВ: От мощей к экстремизму. Прокурор города Владимира просит признать экстремистским видеоролик, посвященный попыткам судебных приставов изъять у верующих РПАЦ в Суздале мощи святых (2014 г.)
15 декабря 2017, 18:29  
Задержанный в Петербурге член "Исламского государства" рассказал о планах взорвать Казанский собор
15 декабря 2017, 18:21  
Минский митрополит РПЦ МП сравнил посещение храма с обычной подзарядкой мобильника
Эксклюзивный материалМатериал содержит видео информацию15 декабря 2017, 18:02  
Соцсети и сетевые СМИ массово разместили видеоролик изъятия у РПАЦ мощей в Суздале в 2015 году, представив его как свежую сенсацию
Материал содержит иллюстрации15 декабря 2017, 17:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: Возвращение МП или же «морового поветрия» 1654 года? В самом центре Суздаля продолжает разрушаться Кресто-Никольский храм, отобранный властями у РПАЦ и переданный РПЦ МП
15 декабря 2017, 16:24  
Духовенство РПЦ МП на Кубани обеспокоено проявлением "экстремистских настроений" в регионе, "что особенно актуально в связи с близостью Украины"
15 декабря 2017, 15:37  
В Государственной думе РФ обсудили иск Кумара Пракаша против Российской ассоциации центров изучения религий и сект им. Иринея Лионского, возглавляемой Дворкиным
Материал содержит иллюстрации15 декабря 2017, 15:03  
Мусульманские и христианские лидеры Ливана высказались критически о признании Трампом Иерусалима столицей Израиля
15 декабря 2017, 13:35  
Версию о "ритуальном убийстве" последнего русского царя следствие опровергло еще в 1990-х годах, заявил Виктор Аксючиц
Материал содержит иллюстрации15 декабря 2017, 13:16  
Секретный архив Ватикана впервые прислал документы на выставку в Москву, среди них - оригинал Конкордата, заключенного императором Николаем I и Папой Римским Пием IX
15 декабря 2017, 13:03  
«Сохранять [родной язык] необходимо не "на кухне" или "на улице", а в образовательных учреждениях», - муфтий Татарстана фактически признал наличие дискриминации в РФ национальных языков
15 декабря 2017, 12:44  
Московская патриархия настаивает на выводе абортов из ОМС, заявил официальный представитель РПЦ МП
15 декабря 2017, 12:12  
Путин пообещал государственную поддержку организациям, которые отговаривают женщин от абортов; большинство таких организаций принадлежит РПЦ МП
Эксклюзивный материал14 декабря 2017, 20:52  
Секретарь Синода УПЦ КП архиепископ Евстратий прокомментировал свежие заявления Путина о том, что русские и украинцы - "адін нарот"
14 декабря 2017, 18:56  
Силовики в Санкт-Петербурге штурмом взяли богослужебное здание, в котором до "ликвидации" собиралась многотысячная община Свидетелей Иеговы
14 декабря 2017, 18:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: На что похож христианский брак? Епископ Григорий (Лурье) о том, как христианство относится к размыванию института семьи в наше время
14 декабря 2017, 17:50  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Звернення Священного Синоду УПЦ КП у справі діалогу з РПЦ МП
14 декабря 2017, 17:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: В монастырь со своим уставом. Частный коллекционер икон с судимостью продолжает возглавлять Музей им. Андрея Рублева в Москве
14 декабря 2017, 16:12  
АРХИВ: Пора вводить статью «дискредитация державы». Расследование "Новой газеты" о технологии публикаций против РПАЦ и Александра Солдатова (2014 г.)
14 декабря 2017, 13:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: Буря в Иерусалиме. Исламистское движение ХАМАС объявило о третьей интифаде, то есть фактически – войну Израилю
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации14 декабря 2017, 13:23  
РЕПОРТАЖ: ФСБ vs РПАЦ: новый всплеск. Официальный орган администрации Владимирской области РФ опубликовал новый политический донос на РПАЦ и главного редактора «Портала-Credo.Ru»
Материал содержит иллюстрации14 декабря 2017, 13:00  
Предстоятель РПСЦ Митрополит Корнилий принял участие в открытии в Москве мемориальной доски Александру Солженицыну
14 декабря 2017, 12:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Компромисс имени Рублева. Как представляют себе происходящее вокруг Музея Рублева в руководстве самого музея, в кругу его критиков и в РПЦ МП
14 декабря 2017, 12:26  
«Мы совершили только две ошибки и извинились», - епископ Тихон (Шевкунов) не согласен с критикой профессиональными историками его парка «Россия — моя история»
14 декабря 2017, 12:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ангельский Совет. 9 причин, по которым «Ангела Златые Власы» нельзя отдавать нуворишам
14 декабря 2017, 11:44  
"Это имело особый характер ритуального большевистского возмездия", - епископ Тихон (Шевкунов) заменил выражение "ритуальное убийство" на более толерантное
14 декабря 2017, 11:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Историки должны призвать общество к бойкоту проекта «Россия – моя история». Профессиональный историк - о дорогостоящем пропагандистском проекте РПЦ МП, осуществляемом на государственные средства
14 декабря 2017, 10:18  
"Православный предприниматель" Герман Стерлигов начал продавать в своих магазинах розги
14 декабря 2017, 10:10  
Исламистское движение ХАМАС вновь запустило ракеты в строну Израиля, протестуя против признания Иерусалима столицей еврейского государства; израильтяне нанесли ответный удар


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования