Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 августа 2017, 13:22 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Ольга Косик. Архиерейское служение священномученика Дамаскина (Цедрика) в Черниговской епархии (1923-1925) [история Церкви]


Священномученик Дамаскин (Цедрик) – это один из тех великих святителей, которые вместе со священномучеником митрополитом Кириллом Казанским в самые тяжелые годы гонений на Церковь отстаивали чистоту Православия и внутреннюю независимость Церкви от безбожной власти. Его житие изучено мало. Духовная дочь святителя Елена Лопушанская, скончавшая свои дни в эмиграции, написала его обширную биографию /1/. Однако этот труд, изданный за рубежом, несмотря на его несомненные большие достоинства, изобилует фактическими ошибками и неточностями, которые перекочевали в книгу протопресвитера Михаила Польского «Новомученики и исповедники Российские» /2/, обросли новыми ошибками, которые по сию пору тиражируются в печатных изданиях. К этим искажениям добавились новые; например, Владыка, канонизированный (Московской патриархией в 2000 г., в РПЦЗ Свщмч. Дамаскин канонизирован в 1981 г. как Епископ Глуховский – прим. ред. ЦВ) как епископ Стародубский, никогда так не именовался, а был епископом Глуховским, позднее Глуховским и Нежинским, временно управляющим Черниговской епархией.

Обращение к архивам позволило выявить картину служения Владыки на Черниговщине и уточнить житийные данные. В семитомном следственном деле 1925–1926 гг., по которому проходил митрополит Петр (Полянский) вместе со многими другими священнослужителями и мiрянами /3/, обнаружился целый том, посвященный служению епископа Дамаскина на Черниговщине. Этот том представляет собой материалы следственного дела, по которому проходил Владыка Дамаскин в Черниговской области в 1923–1925 гг., и был прислан в центр по требованию органов ОГПУ. Важные документы, связанные со служением епископа Дамаскина в Черниговской епархии, найдены в Российском Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге (ф. 831). Эти материалы вместе с некоторыми другими позволили составить картину служения Владыки в Черниговской епархии в 1923–1925 гг.

В 1920-е годы Церковь на Украине раздирается многочисленными церковными расколами – на ее территории боролись за власть над приходами обновленцы, самосвяты-липковцы, лубенцы и др. Распространение лжеиерархии В. Липковского, давление, оказываемое на верующих со стороны автокефалистов и обновленцев, насильственное удаление от своих епархий тихоновских епископов, побудили православных г. Глухова в октябре 1923 г. послать своего представителя к Святейшему Патриарху Тихону, прося принять их «под свое духовное водительство». Патриарх изъявил свое согласие и рекомендовал избрать кандидата во епископы.

Первоначально духовенство г. Глухова наметило кандидатом епископа Матфея (Храмцова), «при условии что он не принадлежит к Живой Церкви...». Эта оговорка была не случайной. Протоиерей Крестовоздвиженской церкви г. Чернигова Матфей Храмцов 15 февраля 1923 г. определением Собора украинских епископов по представлению Черниговского и Нежинского архиепископа Пахомия (Кедрова) был назначен епископом Глуховским и Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. Его хиротонию 23 апреля того же года в Чернигове совершили архиепископ Пахомий, епископы Борзенский Николай (Могилевский?) и Городнянский Никифор (Богословский). Через девять дней церковная власть в Чернигове перешла в руки епископа Александра (Мигулина), назначенного образовавшимся в это время в Киеве обновленческим Всеукраинским высшим церковным управлением (канонический Черниговский архиепископ Пахомий был к этому времени удален с кафедры). Епископ Матфей (Храмцов) подчинился власти Александра и 1 мая того же года был направлен в Новгород-Северский для управления своим округом /4/. В сентябре 1923 г. епископ Матфей порвал с обновленцами.

В его покаянном письме Святейшему Патриарху Тихону, написанном в начале следующего года, говорилось: «Близкое знакомство мое с ними [обновленцами] ясно убедило меня, что возвещенные ими лозунги о возвращении Церкви к чистоте первохристианских времен были только красивыми словами, что не благо Церкви преследуют они, а исключительно свои греховные интриги. Пережив тяжелые дни великой душевной муки раскаяния, я в половине сентября месяца 1923 года фактически порвал с ними всякую связь, твердо решив принести искреннее публичное покаяние в содеянном грехе как пред народом и духовенством, так и пред Вашим Святейшеством и умолить Вас принять меня многогрешного в свое высокое общение. Такое свое решение я уже отчасти привел в исполнение: о своем разрыве с обновленцами и о своем намерении искать канонического общения с Вашим Святейшеством и другими епископами, мужественно стоящими за богоустановленный порядок церковной власти, я публично заявил с церковной кафедры после Литургии в Новород-Северском соборном храме, а своим соработникам на ниве Христовой пастырям викариатского округа особым своим посланием. В своем тяжком грехе отступничества я исповедался своему духовнику пред Св. Евангелием и Животворящим Крестом» /5/.

Но тем не менее, присоединение епископа Матфея к Православной Церкви осенью 1923 г. еще не произошло. Несмотря на это, он согласился на предложение православных Глуховского уезда, заявив, однако, что он лишь номинально будет считать себя Глуховским епископом. Поэтому представители глуховских общин обратились с письмом к епископу Макарию (Опоцкому), бывшему викарию Новгородской епархии, прося ликвидировать разлад на Глуховщине и принять под свое водительство весь уезд, объединить православных, «создав этим в Глуховщине мир и любовь» /6/. Преосвященный Макарий принципиально на избрание согласился. Но и эта кандидатура вряд ли принесла бы глуховцам чаемые мир и любовь. Хиротонисанный в 1922 г. во епископа Череповецкого, викария Новгородской губернии, епископ Макарий по каким-то причинам был уволен на покой, а вскоре после этого перешел в обновленчество.

К Патриарху Тихону был отправлен представитель православных организаций Глуховщины, который привез просьбу об открытии епископской кафедры в г. Глухове, сообщение об единогласном избрании епископа Макария (Опоцкого) и прошение об утверждении его в звании епископа Глуховского.

Однако Святейший не утвердил выбор глуховских общин и назвал имя архимандрита Дамаскина, который находился в это время в Москве, высланный из Крыма властями /7/. Владыка Дамаскин стал любимым архиереем Глуховщины и всей Черниговской епархии. Архиепископ Пахомий в докладе Его Святейшеству просил посвятить архимандрита Дамаскина в епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, настоятеля Георгиевского Балаклавского монастыря в один из ближайших дней, «с тем чтобы приехавший в Москву благочинный мог увезти с собой будущего епископа Глуховского». На обороте прошения была написана резолюция архиепископа Никодима (Кроткова), под началом которого архимандрит Дамаскин служил в Крыму и проходил по одному судебному делу: «Препятствий к перемещению в Черниговскую епархию о. Архимандрита Дамаскина не имею. Состоя на службе в Таврической епархии, о. Архимандрит зарекомендовал себя особенно ревностно в отстаивании интересов церкви пред гражданской властию, за что испытал и лишения – любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем. Я предполагал его и сам иметь викарным епископом, но обстоятельства мешали этому. Никодим, Архиепископ Таврический. 1–14 ноября 1923 г.» /8/.

Еще один документ гласит: «1923, нояб[ря] 14. [н.ст.]. Вполне признавая дарованную собором 1917–1918 гг. автономию Украинской церкви, но, принимая во внимание, что в настоящее время нет в ней ни митрополита, ни замещавшего его Экзарха, нет и Священного Синода, Святейший Патриарх и Высшее при нем Церковное управление благословляет открыть в г. Глухове кафедру викарного епископа Черниговской епархии, на каковую назначить указанного архиепископом Черниговским архимандрита Дамаскина (Цедрик). Наречение его во епископа произвести членам Высшего Церковного Управления, а хиротонию совершить предоставить усмотрению Высокопр[еосвященного] архиепископа Черниговского, но с тем чтобы сонм рукополагающих епископов был возглавлен Высокопреосвященным митрополитом Серафимом [подписи: Арх[иепископ] Тихон, Архиепископ Серафим, Архиепископ Петр, Архиепископ Иларион]» /9/.

18 ноября 1923 г., в воскресенье состоялась епископская хиротония архимандрита Дамаскина во епископа Глуховского викария Черниговской епархии в Москве в Донском монастыре св. Патриархом Тихоном, архиепископом Черниговским и Нежинским Пахомием (Кедровым), епископом Ананьевским Парфением (Брянских) /10/. Владыка Никодим (Кротков) писал по поводу хиротонии: «Мне жаль было отпускать его от себя, такого живого и деятельного человека, но и задерживать неудобно, раз ему предоставляют более широкое поле деятельности. Он по-малорусски говорит, там его не знают, может быть, там и удастся ему поработать» /11/.

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
23 августа 2017, 23:52  
Ленинский суд Екатеринбурга отказался наказывать епархию РПЦ МП за самовольный снос Успенской церкви - старейшего здания города и памятника культуры
Материал содержит видео информацию23 августа 2017, 00:10  
ВИДЕО: "Приедет ли Папа в Россию?" Патриарх Кирилл (Гундяев) встретился в Москве с госсекретарем Святого Престола кардиналом Паролином


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования