Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 августа 2017, 10:13 Распечатать

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Польза неправославного воспитания. Слово на память преподобномученицы Елисаветы, инокини Варвары и с ними пострадавших (05/18.07.2017)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память нашей святой — святой преподобномученицы Елисаветы, — а также с ней пострадавшей инокини Варвары и других членов царской фамилии, среди которых тоже были весьма достойные люди. Всех их мы почитаем мучениками, и их мученической кончины достаточно для того, чтобы почитать их во святых.

Но к Елисавете относится и другое — если бы она не претерпела мученической кончины, то, по всей видимости, мы все равно почитали бы ее во святых, потому что вся предшествовавшая ее жизнь была тоже такая. И, может быть, очень помогло ей, что воспитание у нее было в общечеловеческом смысле благочестивым, но о православии она ничего не знала.

Она воспитывалась в лютеранстве, и в своем лютеранстве по тамошним понятиям была благочестивой. Часто с благочестивыми протестантами так и бывает, что они начинают чувствовать, что им их веры не хватает. И это говорит о том, что в их вере есть определенная правда — больше, чем это кажется. Там правда не только в том, что совпадает с православным учением — есть же какие-то элементы и в протестантизме, которые, конечно, правдивы и хороши, — но еще более важная правда в том, что если протестант живет по-протестантски, то зачастую он чувствует, что этого не хватает. То есть в этой вере заложена информация, что надо идти куда-то дальше. Не в безбожие, куда пошли многие из лютеран, а именно к другому и настоящему христианству.

Когда она пришла из лютеранства в православие, этому очень способствовало то, что у нее не было православного воспитания. Православное воспитание приучает людей к православию как к привычке.

Воспитать православие, строго говоря, невозможно — благодаря воспитанию, можно помочь стать православным, но воспитать православным невозможно, в какой бы верующей семье он ни жил. А когда происходит такое массовое воспитание православных, как было в XIX веке, то людей приучали жить как бы православной жизнью, при этом будучи неверующими. Жили как попало и минимально соотносили свою жизнь даже с минимальными требованиями религии, которые так же минимально им были известны.

А с Елисаветой получилось иначе и далеко не сразу. И так как она выходила замуж не за наследника престола, а лишь за члена императорской фамилии, то по тогдашним российским законам, которые, кстати, противоречили христианским канонам, она могла не принимать православную веру. И она этим правом воспользовалась. Она могла бы всю жизнь оставаться лютеранкой, будучи женой великого князя Сергея, но она именно потому не переходила, что хотела на самом деле разобраться. Ушло несколько лет, пока она поняла, что православная вера истинная, и надо ее принять, что она и сделала через несколько лет после замужества.

Но приняла она именно православную веру, а не всякие русские народные обычаи. Поэтому через некоторое время обнаружилось, что ей трудно научиться этой вере дальше, а она в этом нуждалась. Учиться было не у кого не только при дворе, но и все распространенные авторитеты не вызывали у нее доверия.

Самая популярная была тогда Оптина пустынь. Елисавета со всецелым уважением относилась к тогдашним оптинским старцам, но контакта у нее не вышло. И в 1910-е годы обнаружилось, что не зря, потому что старец Варсанофий, к ужасу Елисаветы, повел себя двулично в важнейшем догматическом вопросе — в деле защиты православия, в вопросе об именах Божиих. Сначала он говорил одно, а когда пришел циркуляр от синода, который вряд ли старец считал богодухновенным, он вдруг резко меняет свое мнение, без всякой дополнительной аргументации.

Поэтому не зря Елисавета держалась подальше от Оптиной пустыни начала ХХ века. Но существовали малоизвестные старцы, например, Герман в Засимовой пустыни, которая существовала очень немного лет. Эта пустынь была светочем для тех, кто хотел найти истинное православие, после того, как Оптина пустынь перестала таковой быть.

То, что официальные духовные центры не вызывали доверия — это понимали очень многие. В частности, это понимала и царская семья, и Александра Федоровна. Но в царской семье, как и в интеллигенции, которая так вот интересовалась религией, считалось, что настоящая вера — это оккультизм. Поэтому сначала при дворе был один французский экстрасенс, потом его сменил Распутин, причем, предсказанный первым экстрасенсом, что, мол, будет у вас следующий друг семьи. Все это было очень зримо, очень понятно, и связано это было со здоровьем наследника.

Кто тогда был самый популярный в народе богослов, в 10-е годы? Флоренский. О чем он писал в своей книжке-диссертации «Столп и утверждение истины»? Исключительно об оккультизме, нет там никакого православия. А когда православного ректора академии спрашивали, почему он сделал его редактором журнала академии, ректор Федор Поздеевский, будущий новомученик, отвечал, что этот хотя бы во что-то верит. Нормальный профессор духовной академии был хорошо если не атеистом; он считал, что все ему должны быть благодарны за то, что он верит, что Бог есть.

Поэтому были люди неверующие, которые мимикрировали так или иначе под православных, были люди, которые увлекались просто оккультизмом, и у них была огромнейшая «каша» в голове, и это касалось родной сестры Елисаветы Федоровны. В результате, две сестры прекратили все отношения — последние годы они просто не общались никак.

Немногие понимали православную веру. Конечно, немногие, к которым относилась Елисавета Федоровна, отреагировали на спор об именах Божиих как на дело чрезвычайной важности и встали на сторону православия, и делали то, что могли, а могли они немало, потому что Елисавета Федоровна пользовалась влиянием при дворе, и тут было у нее единомыслие. Царь Николай понял, что более авторитетные люди говорят, что имяславие — это правильное учение. И к числу более авторитетных людей относилась Елисавета Федоровна.

Поэтому, когда мы смотрим на святых, которые у нас были раньше, мы видим, что в их жизни святого. Необязательно, что вся их жизнь была одинаково свята — это относится к мученикам.  И принимать надо именно то, что в их жизни святого. Но наша Елисавета Федоровна относится к тем немногочисленным святым людям, жизнь которых можно почти полностью принимать как святую.

Конечно, не надо, подражая, идти в лютеранство. Но все, что она сделала, стремясь к вере, все, что она сделала, будучи в православии — это практически вся жизнь святого человека. Хотя ее жизнь не была такой уж долгой — в пятьдесят с небольшим лет она уже была убита.

Кроме того, для нас, истинно-православных христиан, здесь особый пример, потому что она уже тогда, когда мало кто понимал, приняла то, что впоследствии стало называться истинным православием. То есть не просто какую-то защиту от безбожия, не просто какую-то ревность, не просто какой-то аскетизм, а аскетизм именно очень осмысленный, связанный с пониманием самой православной веры, что показала история со спором об именах Божиих.

Поэтому я надеюсь, что неслучайно так получилось — именно потому, что внешне выглядело все абсолютно случайно, — что наш храм носит имя святой преподобномученицы Елисаветы. Я думаю, что это одна из главных святых для истинного православия сейчас, и главная святая для нас.

Аминь.

епископ Григорий

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал14 декабря 2017, 20:52  
Секретарь Синода УПЦ КП архиепископ Евстратий прокомментировал свежие заявления Путина о том, что русские и украинцы - "адін нарот"
14 декабря 2017, 18:56  
Силовики в Санкт-Петербурге штурмом взяли богослужебное здание, в котором до "ликвидации" собиралась многотысячная община Свидетелей Иеговы
14 декабря 2017, 18:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: На что похож христианский брак? Епископ Григорий (Лурье) о том, как христианство относится к размыванию института семьи в наше время
14 декабря 2017, 17:50  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Звернення Священного Синоду УПЦ КП у справі діалогу з РПЦ МП
14 декабря 2017, 17:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: В монастырь со своим уставом. Частный коллекционер икон с судимостью продолжает возглавлять Музей им. Андрея Рублева в Москве
14 декабря 2017, 16:12  
АРХИВ: Пора вводить статью «дискредитация державы». Расследование "Новой газеты" о технологии публикаций против РПАЦ и Александра Солдатова (2014 г.)
14 декабря 2017, 13:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: Буря в Иерусалиме. Исламистское движение ХАМАС объявило о третьей интифаде, то есть фактически – войну Израилю
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации14 декабря 2017, 13:23  
РЕПОРТАЖ: ФСБ vs РПАЦ: новый всплеск. Официальный орган администрации Владимирской области РФ опубликовал новый политический донос на РПАЦ и главного редактора «Портала-Credo.Ru»
Материал содержит иллюстрации14 декабря 2017, 13:00  
Предстоятель РПСЦ Митрополит Корнилий принял участие в открытии в Москве мемориальной доски Александру Солженицыну
14 декабря 2017, 12:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Компромисс имени Рублева. Как представляют себе происходящее вокруг Музея Рублева в руководстве самого музея, в кругу его критиков и в РПЦ МП
14 декабря 2017, 12:26  
«Мы совершили только две ошибки и извинились», - епископ Тихон (Шевкунов) не согласен с критикой профессиональными историками его парка «Россия — моя история»
14 декабря 2017, 12:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ангельский Совет. 9 причин, по которым «Ангела Златые Власы» нельзя отдавать нуворишам
14 декабря 2017, 11:44  
"Это имело особый характер ритуального большевистского возмездия", - епископ Тихон (Шевкунов) заменил выражение "ритуальное убийство" на более толерантное
14 декабря 2017, 11:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Историки должны призвать общество к бойкоту проекта «Россия – моя история». Профессиональный историк - о дорогостоящем пропагандистском проекте РПЦ МП, осуществляемом на государственные средства
14 декабря 2017, 10:18  
"Православный предприниматель" Герман Стерлигов начал продавать в своих магазинах розги
14 декабря 2017, 10:10  
Исламистское движение ХАМАС вновь запустило ракеты в строну Израиля, протестуя против признания Иерусалима столицей еврейского государства; израильтяне нанесли ответный удар


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования