Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 июля 2017, 13:02 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Антон Карин. «Москва — третий Рим», «Киев — второй Иерусалим». К истокам разных путей [религиозная философия, история Церкви]


На сегодняшний день концепция монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея «Москва — Третий Рим» широко известна. Однако аналогичная концепция «Киев — Второй Иерусалим», существовавшая еще во времена Киевской Руси, не получила такой известности за пределами Украины.

Идея «Москва — Третий Рим» была сформулирована в XVI в. и оказала большое влияние на идеологию Московского государства. Предпосылками к её возникновению стали, во-первых, провозглашённая в 1448 г. автокефалия русской церкви, во-вторых, свержение в 1480 г. татаро-монгольского ига, и наконец, создание вокруг Москвы централизованного государства.

На фоне этих событий в 1453 г. произошло падение Константинополя под натиском турок. После этого Московское государство осталось единственным независимым православным государством (за исключением Грузии, с которой Москва не поддерживала в тот период тесных отношений и имела о ней смутные представления), что не могло не породить мессианские идеи в среде его политических и духовных элит.

Впервые идея преемственности Москвы Риму была сформулирована в послании Филофея к дьяку Мисюрю-Мунехину. Оно было написано около 1523-1524 гг. и было направлено против астрологии. Однако в послании содержались уже первые ростки концепции «Москва — Третий Рим». Так, автор утверждает, что первый Рим пал, уклонившись от православия в ересь, второй Рим пал под ударами агарян, после чего Римом стала Москва: «яко вси христианские царства придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Ромеиское царство, два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» [7, c. 345]. Под Москвой Филофей подразумевает не только и не столько конкретный город, сколько государство и московскую церковь. Московское государство ставится Филофеем в центр истории, на него наложена особая миссия — быть хранителем и защитникам православия. Свою идею Филофей развил в послании к великому князю Василию III, написанном между 1524 и 1526 г. Здесь впервые причиной падения Константинополя называется предательство православной веры. Падение первых двух Римов стало результатом их отступничества от православия, а Василий III называется единственным в мире православным царем: «Старого убо Рима церкви падеся неверием аполлинариевы ереси; втораго же Рима Костянтинова града церкви агаряне внуцы секирами и оскордми разсекоша двери. Сия же ныне третьяго новаго Рима державнаго твоего царствия святая соборная апостольская церкви, иже в концых вселенныя в православной христианстей вере во всей поднебесней паче солнца светится. И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православный христианския веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесней Христианом царь» [7, с. 352]. Таким образом, как видно из текста послания, царская власть превозносится, московский царь провозглашается единственным христианским царем в мире. Долговечность и успехи его власти по мысли Филофея зависят от верности православию.

Идея Филофея оказалась востребована власть предержащими. Концепция, обосновывающая исключительность Московского государства и его правопреемство от Рима, служила эффективным обоснованием их имперских амбиций. Идеологема «Москва — Третий Рим» стала политическим мифом, призванным объединить молодое государство и подтвердить его право на особый статус в православном мире.

Впоследствии концепция Филофея была подкреплена генеалогической легендой о происхождении Рюриковичей от Пруса, потомка императора Августа. Эта легенда нашла отражение в таких источниках, как «Сказание о князьях Владимирских» и «Послание о Мономаховом венце».

В дальнейшем «римская идея» нашла свое отражение в грамоте об учреждении патриаршества 1589, в которой практически дословно повторялась формула Филофея: «Ветхий Римъ падеся Аполинарскою ересью, второй же Римъ, иже есть Констянтинопль, агарянскими внуцы от безбожных турок облдаемъ, твое же, о благославенный царю, великое Росийское царствие, третий Рим, благочестиемъ всех превзыде...» [7, с. 302].

Идея преемственности Москвы Риму носила двойственный характер. С одной стороны, Рим-Москва понимается как центр истинной веры, с другой как центр светского могущества. Изначально на первый план выходил первый аспект концепции. Однако в эпоху Алексея Михайловича в идеологии Московского государства усилился второй мотив: «Эта идеология претерпевает коренное изменение в царствование Алексея Михайловича. Москва утвердилась в своем качестве православной столицы, и на этом этапе концепция Москвы — Третьего Рима получает не теократический, а политический смысл. Это предполагает отказ от культурного изоляционизма и возвращение к идее вселенской православной империи. Соответственно, вновь делается актуальным византийское культурное наследие. Алексей Михайлович стремится в принципе к возрождению Византийской империи с центром в Москве как вселенской монархии, объединяющей в единую державу всех православных. Русский царь должен теперь не только занимать место византийского императора, но и стать им» [1, с.222]. Стремление царя уподобиться византийским Василевсам проявилось так же и в придворном церемониале: «В середине XVII столетия в России происходит «византинизация» придворной культуры и ритуала. При царе Алексее Михайловиче устанавливается практика причащения царя по чину священнослужителей, как это делали византийские императоры» [4. с. 38].

Таким образом, можно констатировать, что идеологема «Москва — Третий Рим», изначально носившая скорее изоляционистский характер и способствовавшая укреплению царской власти, во второй половине XVII в. эволюционировала в сторону увеличения имперской составляющая концепции.

Довольно сильно по своему содержанию от формулы Филофея отличалась формула «Киев — Второй Иерусалим». В первую очередь это проявилось в том, что идея уподобления Киева Иерусалиму носила по преимуществу культурный и религиозный характер и была практически лишена имперской составляющей. Идея сакральности города Киева, его уподобление Иерусалиму как центру христианского мира имеет глубокие корни в истории. Так, подобного рода воззрения, как показал в своей работе В. М. Ричка [5], нашли довольно широкое отражение в «Повести временных лет». Впервые эта идея особой миссии Киева в повести видна в «легенде об Апостоле Андрее», который согласно традиции посетил Русь и предрек великое будущее Киеву: «Видите горы сия? Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути». И въшедъ на горы сиа, и благослови я, и постави крестъ, и помолився Богу, и сл?зе съ горы сея, идеже посл?же бысть Киевъ, и поиде по Дн?пру гор?» [3. с. 12]. В том же контексте следует рассматривать слова князя Олега: «И седе Олег княжа въ Киеве, и рече Олег: "Се буди мати городом русьским"» [3. с. 20].

В Библии именно Иерусалим называется матерью: «вышний Иерусалим... Матерь всем нам». (Гал 4:26). Именно с целью уподобить Киев Иерусалиму и Константинополю при Ярославе Мудром были построены Золотые ворота и Храм Святой Софии — прообразами которого стала как константинопольская София, так и ветхозаветный Иерусалимский храм. Таким образом, через архитектуру обосновывалась претензия Киева на роль новой христианской столицы, утраченную прежним «ветхим» Иерусалимом. Ярослав Мудрый, ведя строительство в Киеве по образцу Иерусалима, по мысли древнерусских книжников выступал в роли нового Соломона, а его отец князь Владимир в роли нового Константина и нового Давида. Именно такая оценка деятельности руських князей дается в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона [5].

После распада древнерусского государства киевоцентристкая идея была забыта. Лишь в 20 гг. XVII в., в период возрождения православной иерархии в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном эта идея вновь оказалась востребованной. Начиная с окружного послания митрополита Иова Борецкого: «...До богоспасаемого места Киева, второго руского Иерусалима...» [8, с. 297] уподобление «богохранимого града» Киева Иерусалиму становится общим мотивом в произведениях православных богословов и полемистов. Эта формула встречается в таких произведениях эпохи, как трактат Захария Копыстенского «Палинодия», «Protestacja» Иова Борецкого и некоторых других. В этот период формула «Киев — Второй Иерусалим» становится оружием в руках противников унии, отстаивающих культурную и конфессиональную самобытность украинцев и играет роль раннемодерновой идеологии. Киев по мысли православных богословов, подобно Иерусалиму терпя притеснения от иноверцев (поляков), остается «матерью церкви» и важнейшим центром христианского мира.

Параллельно с Иерусалимской концепцией в XVI-XVII в. существовала так же троянская концепция — вера в то, что гомеровская Троя располагалась на месте Киева, либо в его окрестностях [5]. Особая, мессианская роль Киева в мире помимо христианского начала, таким образом, включала в себя также античную составляющую.

Окидывая взглядом мессианские концепции, без сомнения оказавшие большое влияние на культуру и национальный характер великороссов и украинцев, при всем их формальном сходстве следует отметить огромное различие между ними.

Идеологема «Москва — Третий Рим» с самого начала содержала в себе имперскую составляющую, усилившуюся впоследствии. Это неудивительно, так как и «первый Рим» и «второй Рим» были агрессивными империями, проводившими масштабную военную экспансию против своих соседей и, беря их за образец, Москва, осознанно или нет, стремилась подражать их политике. Совсем другим содержанием была наполнена идея «Киев — Второй Иерусалим». Она изначально провозглашала Киев наследником неимперского, чисто сакрального центра, священного для христиан града Иерусалима.

Это же обстоятельство характеризует и «троянскую идею». Как известно, Троя вела оборонительную войну против напавших на неё греков и является воплощением идеала справедливой оборонительной войны. Таким образом, идея Филофея способствовала становлению и усилению имперских черт Московского государства; Киевская же идея была лишена имперской составляющей и может считаться одним из вариантов раннемодерного национализма, предопределившего возникновение и становление в XIX в. украинского национального движения.

Литература:

1.Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха
в России) // Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. С.223.
2.Коморова М. Б. Идеологема: «Москва — Трети Рим» в контексте развития русской монархии XVI в: доктринально-правовое и историческое измерения С.73-76.//Ростовский юридически институт МВД России № 5. 2010 г.
3.Лихачев Д.С., Романов Б.А. — Повесть Временных лет. Москва-Ленинград. Издательство Академии Наук СССР. 1950. С. 1063.
4.Ранчин А. М. К истолкованию теории «Москва — Третий Рим» в русской культуре Нового времени С. 26–57.// Россия XXI. — 2012. — № 6.
5.Ричка В. М. Київ — другий Єрусалим: З історії політичної думки та ідеології середньовічної Русі. Київ 2005 Г. 243 с.
6.Русина О. Київ — Троя: передiсторiя та iсторiя мiфологеми. С. 240-263.// Студії з історії Києва та київської землі / О. Русина ; Нац. акад. наук України, Ін-т історії України. — К. : [б.в.], 2005. — 347 с.
7.Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М.: Индрик, 1998. — 416 с.
8.Яковенко. Н. Символ «Богохранимого града» у пам’ятках київського кола? (1620-1640-ві роки) С. 296-330.//Паралельний світ: Дослідження з історії уявлень та ідей в Україні XVI — XVII ст. Критика Київ 2002 г. с. 416.

Источник

 
 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

14 сентября 2017, 16:07  
С храмов Московского патриархата в Крыму снимают таблички с упоминанием Украинской Церкви, в состав которой входят крымские епархии
08 сентября 2017, 17:31  
Таллинский митрополит Московского патриархата высказал опасение, что украинцы пойдут по "эстонскому сценарию"
07 сентября 2017, 17:22  
Президент Украины официально попросил Вселенского Патриарха признать автокефалию Украинской Церкви
06 сентября 2017, 17:51  
В повестку дня осенней сессии Верховной Рады Украины вошло 12 законопроектов, затрагивающих сферу государственно-конфессиональных отношений
30 августа 2017, 20:16  
На праздник Успения священник УПЦ МП побил в Ровенской области священника УПЦ КП
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал21 сентября 2017, 16:55  
МЫСЛИ: Роман Зайцев. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЕРА. Споры о «Матильде» как индикатор удаления от Христа
21 сентября 2017, 16:28  
В Бурятии за долги выставили на торги буддийский храм
21 сентября 2017, 16:23  
Общественная организация «Азербайджан» вновь выиграла в Екатеринбурге дело о строительстве мечети
Материал содержит видео информацию21 сентября 2017, 16:08  
ВИДЕО: Историческая рифма. Историк Лев Лурье обозревает существующие версии "романа" Николая II с Матильдой Кшесинской
21 сентября 2017, 16:03  
МОНИТОРИГ СМИ: О «Матильде» и «горькой участи патриотов». Лидер ХГСР, не запрещённой в РФ, задержан с листовками «За Матильду гореть». Означает ли это, что теперь нельзя и в Навального зелёнкой плеснуть?
Материал содержит видео информацию21 сентября 2017, 16:03  
ВИДЕО: Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм одного из федеральных российских телеканалов (2009 г.)
21 сентября 2017, 15:58  
ДОКУМЕНТ: Скандальная инструкция, ущемлявшая права протестантских церквей в Забайкалье, отозвана после обращения главы РОСХВЕ. Пресс-релиз пресс-службы Российского объединенного союза христиан веры евангельской
21 сентября 2017, 15:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Урок, который не может выучить власть. Екатерина Винокурова о долгой дружбе Кремля с политическими радикалами
21 сентября 2017, 15:39  
Группа "Pussy Riot", "осквернившая" ХХС, впервые выступила в ФРГ
21 сентября 2017, 14:47  
"Другого пути для нашей Церкви сегодня нет!" - руководитель РПЦ МП Кирилл (Гундяев) призвал духовенство, не согласное с его учением, уходить на пенсию
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 14:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Место ненецкой казни. «За Русь святую морду разобью любую»
21 сентября 2017, 14:26  
Трем из четырех задержанных за поджог у офиса адвоката режиссера "Матильды" предъявлено обвинение
21 сентября 2017, 14:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Поклонская: Некорректно влезать в постель руководителя страны. Депутат Госдумы рассказала о деятельном участии в поимке врагов «Матильды», наличии двух руководителей государства и ценности Николая II для власть имущих и карьеристов
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 14:03  
Задержанные полицией адепты ХГСР признались в серии поджогов
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 13:51  
Четыре храма XIV-XVI веков передадут в собственность РПЦ МП до конца года в Великом Новгороде
21 сентября 2017, 13:40  
Перед показом «Матильды» в Петербурге у зрителей брали расписки о неразглашении подробностей фильма до его официальной премьеры
21 сентября 2017, 13:23  
К императору Николаю II "обращаются власть имущие за карьерным ростом", - поделилась новыми откровениями Поклонская
21 сентября 2017, 13:02  
Синод Элладской Церкви запретил афонскому духовенству, находящемуся в юрисдикции Константинопольского патриархата, совершать священнодействия на территории Греции без синодального спецразрешения
21 сентября 2017, 12:26  
Баннеры против фильма "Матильда" появились на городских автобусах Владивостока
21 сентября 2017, 12:21  
МОНИТОРИНГ СМИ: Штурмовички. "Вместо того чтобы демонополизировать экономику, в Кремле демонополизировали насилие. Почему сейчас?"
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 12:04  
Лидер радикального движения "Христианское государство - Святая Русь" Александр Калинин отпущен после допроса
21 сентября 2017, 11:53  
ДОКУМЕНТ: Обращение к прихожанам ушедшего в раскол [протоиерея] Леонида Пляца. Священник Константин Кочегаров (ИПЦГ) комментирует переход одного из идеологов РПЦЗ(А) в старообрядчество
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 11:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Игра на понижение: что привело к скандалу с «Матильдой». Управляемый процесс перестройки культуры под «традиционные ценности» в какой-то момент начал выходить из-под контроля
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 11:07  
Заявление Поклонской о ее роли в задержании лидера ХГСР адвокат Учителя назвал «самой смешной новостью дня»
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 10:53  
Расследование поджога у офиса адвоката Добрынина началось сразу после инцидента, а не в связи с запросом Поклонской, заявили в МВД РФ
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 18:07  
Поклонская в очередной раз заявила, что фильм "Матильда" она осуждает, но смотреть все равно не будет
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 17:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Христианского государства» не существует. Но за ним, возможно, стоит ФСБ. Откуда взялись "православные радикалы" и что про них думают в РПЦ МП
20 сентября 2017, 17:27  
Петербургские депутаты отказались работать 27 сентября из-за православного праздника
20 сентября 2017, 16:54  
На показе "Матильды" в Новосибирске, задуманном в качестве альтернативы митингу Навального, обещают усилить охрану
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 16:40  
"Государство принимает меры", - убеждены в минкультуры РФ, выражая уверенность, что задержание "православных радикалов" положительно скажется на прокате "Матильды"
20 сентября 2017, 16:27  
МОНИТОРИНГ СМИ: Насилие из вакуума. Государство российское никого не защищает потому, что никого не представляет
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 15:36  
Лидера "Христианского государства" Калинина могут привлечь к уголовной ответственности "за разжигание розни или вражды", рассказали в МВД РФ
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 15:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ахахаха. Мы готовы даже показать Матильду – только на митинг к Навальному не ходите. Известный оппозиционер рассказал, почему в Новосибирске разрешили показ "Матильды"
20 сентября 2017, 15:16  
Ради дискуссии "без обвинений в предательстве национальных интересов" государственные кинотеатры Оренбуржья покажут "Матильду"
20 сентября 2017, 15:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Матильда с усами. Почему членов КПРФ возмутил фильм о Сталине, которого они еще не видели
20 сентября 2017, 14:47  
Чтобы отвлечь от митинга Навального, мэрия Новосибирска решила показать «Матильду» на месяц раньше всероссийской премьеры
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 14:23  
"В настоящее время задержанные дают признательные показания", - в правоохранительных органах рассказали о первых результатах допроса адептов "Христианского государства"
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 14:12  
Посол Франции в РФ прокомментировала ситуацию вокруг фильма "Матильда"
20 сентября 2017, 14:00  
Показ «Матильды» на выставке «Кино Экспо» в Петербурге, запланированный на 20 сентября, отменен
20 сентября 2017, 13:49  
АРХИВ: Попробовали в мечети: власти Калининграда запретили достраивать согласованный ими же религиозный объект
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 13:37  
Мусульмане Калининграда потребовали от мэрии возместить затраты на строительство мечети, которое было остановлено по решению городских властей
20 сентября 2017, 13:21  
Против жителя Казани возбуждено дело о ввозе в РФ запрещенной религиозной литературы
Материал содержит видео информацию20 сентября 2017, 13:07  
ВИДЕО: За Матильду - сидеть... Первые кадры задержания одного из активистов "Христианского государства - Святая Русь" в Москве
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 12:59  
В момент задержания у Александра Калинина были обнаружены листовки "За Матильду гореть", утверждают в правоохранительных органах
20 сентября 2017, 12:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Христианское государство" поджигает Россию. Патриотический консенсус скомпрометирован религиозными экстремистами
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 12:34  
Депутат Госдумы РФ Поклонская утверждает, что активистов "Святой Руси" задержали по ее запросу
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 12:28  
По делу о поджогах машины адвоката режиссера "Матильды" задержано уже 10 человек
20 сентября 2017, 12:22  
Президент РФ призвал российских иудаистов "содействовать утверждению в обществе веротерпимости" и порадовался приобщению молодежи к этой религии
20 сентября 2017, 12:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Буйные" повышают вес политического православия. С новыми радикалами будет трудно бороться из-за их созвучия официальному идеологическому курсу - интервью Александра Верховского
20 сентября 2017, 12:06  
Власти не будут запрещать прокат «Матильды» в Новосибирске
20 сентября 2017, 11:58  
По делу "Христианского государства - Святая Русь" задержано три человека; процессуальный статус Александра Калинина пока не определен
Материал содержит иллюстрации20 сентября 2017, 11:04  
СРОЧНО: Лидер «Христианского государства Святая Русь» задержан
20 сентября 2017, 10:56  
Суд освободил из-под стражи сочинского Свидетеля Иеговы, задержанного в связи со своим вероисповеданием
20 сентября 2017, 10:51  
Подана кассационная жалоба на приговор екатеринбургскому блогеру Соколовскому, "ловившему покемонов" в храме РПЦ МП


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования