Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 июля 2017, 15:16 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Правая кисть: памяти Ильи Глазунова. Как ставший "православным" "советский" Глазунов перепридумал русский национализм и стал главным русским художником последних 50 лет


В ночь на 9 июля на 88-м году жизни умер художник Илья Глазунов. Сергей Простаков рассказывает, чем запомнится, пожалуй, самый известный среди широкой публики российский художник, имевший репутацию русского националиста.

На фото: картина Глазунова "Христос и Антихрист".

Илья Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году. Он пережил самую страшную первую блокадную зиму 1941-1942 годов, но остался круглой сиротой. Во второй половине 1942 года его вывезли по «Дороге жизни». Став художником с неоднозначной репутацией, он постоянно возвращался к теме Блокады. Из картины в картину у Глазунова встречался один и тот же сюжет: сгорбленная фигура человека, который готовится прыгнуть в ледяной омут невской полыньи.

Глазунов был настоящим «ребенком XX съезда». В годы Перестройки под этим термином станут понимать столичную фрондирующую молодежь. Запущенные в середине 1950-х годов социально-политические процессы были куда масштабнее, чем о них было принято думать в советские время. Уничтоженное в первые 30 лет советской власти гражданское общество в это время начало возрождаться. Это был сложный и тяжелый процесс. Но первые послабления хрущевской Оттепели позволили создать почву, на которой через десять лет стали прорастать идеологические течения, которым, казалось, не было места в советском социуме: появились либералы, новые левые, националисты.

Тридцатилетний Глазунов окажется у истоков возрождения русского национализма. В 1960-е годы интеллигенция обращается к дореволюционной истории, к православию, к опыту Белого движения и монархизму. В «России, которую мы потеряли» видят альтернативу советскому проекту, к этому моменту очевидно застагнировавшему. Картины Глазунова, в которых воплотились образы «исторической России», стали одним из маркеров времени.

При этом Глазунову удалось при всей своей правой фронде остаться легальным советским художником. Пока картины с древнерусскими князьями рисовались «в стол», Глазунов ездил во Вьетнам, Чили, Никарагуа, изображая социалистическое строительство в странах Третьего мирах. Если у кого-то есть желание осудить художника за двуличность, то его стоит скорректировать: и Андрей Сахаров, и Александр Солженицын достаточно долго оставались в легальном советском поле, критикуя строй.

Глазунов в своем творчестве воплотил русский национализм, которому до сих пор в России нет альтернативы. Это не гражданский национализм, а державнический, имперский, ищущий антирусские заговоры, которые равняются заговорам против власти. Такая позиция позволяла Глазунову писать официальные портреты советской элиты и устраивать выставки в Манеже, рисовать картины с Солженицыным в зэковской фуфайке и конспирологический символ «Всевидящее око».

И все-таки главной картиной Глазунова останется «Возвращения блудного сына» (1977), на который мальчик в джинсах припадает к рукам русского святого. Рано или поздно русские откажутся от всех новомодных западных течений (в том числе и марксизма) и начнут строить «историческую Россию», — однозначно считывали посыл картины современники.

Уже после распада СССР многие официальные, сугубо советские картины из-за изменившегося контекста приобретут новое звучание. Например, «Костры Октября» (1986), написанные к 70-й годовщине Революции, превратятся после 1991 года в портрет виновников национальной катастрофы.

Художник верил в особый путь России, но при этом любил и «историческую Европу». Глазунов обожал Венецию. Именно ее он избрал местом действия для картины «Закат Европы» (1994), в которой критикует наплыв мигрантов и размывание европейской идентичности. Можно спорить с идеями художника, но эта картина сейчас кажется более актуальной и публицистичной, чем 20 лет назад.

Главная трагедия в жизни художника случилась в 1986 году — покончила жизнь самоубийством его жена Нина Виноградова-Бенуа. Ей он посвятил свою, видимо, самую интимную картину «Наш Санкт-Петербург» (1994). В окне мы увидим все тот же блокадный образ ледяной полыньи, который не отпускал художника.

Широкой публике он был известен прежде всего своими масштабными политическими полотнами: «Мистерия XX века» (1978), «Вечная Россия» (1988), «Рынок нашей демократии» (1999) и другие. Мягко говоря, за эти картины художника критиковали, хотя и в не меньшей степени любили.

У Глазунова была яркая и успешная жизнь. Он достиг всемирной прижизненной славы, воспитал много учеников, стал самым известным для широкой публики российским художником. При этом в последние годы он мог быть особенно доволен. Кажется, впервые за всю его жизнь власть стала воплощать его картины в жизнь: вместо демократии государство строит град Китеж, американцы и Запад изображаются в официальных новостях так же как на его полотнах, «блудный сын» вернулся и тут же поехал на Донбасс. Но не стоит думать, что Глазунов в этой ситуации стал провластным художником — это власть стала глазуновской.

Сергей Простаков,

"ОТКРЫТАЯ РОССИЯ", 9 июля 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал21 июля 2017, 18:46  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Сакральная жертва. Советский суд запускает советскую инквизицию
21 июля 2017, 18:03  
Алексей Учитель опроверг сообщения о закрытом показе «Матильды» в Госдуме РФ
21 июля 2017, 18:01  
МОНИТОРИНГ СМИ: Монополия на слово пастыря. Существует ли общественная дискуссия внутри РПЦ МП в условиях вертикали власти Патриарха Кирилла
21 июля 2017, 17:12  
МОНИТОРИНГ СМИ: Гриша и Гоша. Общее и различное в судьбах основных претендентов на патриарший престол РПЦ МП - рассказ очевидца, часть 1
Эксклюзивный материал21 июля 2017, 16:57  
АРХИВ: "Ваша деятельность приводит к насаждению в Церкви чужеродного ей духа...". Письмо инока Алимпия (Вербицкого) предстоятелю РПСЦ Митрополиту Корнилию, май 2007 г.
21 июля 2017, 16:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Мемориал» признал политзаключенным верующего Свидетеля Иеговы из Дании Денниса Кристенсена. Дело против Кристенсена — одно из первых в кампании по преследованию Свидетелей Иеговы в России
21 июля 2017, 15:43  
После заявления о том, что РПЦ МП намеренно не признает подлинность "екатеринбургских останков", Арцишевского отстранили от представительства Объединения рода Романовых
21 июля 2017, 15:33  
Конституционный суд РФ не принял к рассмотрению жалобу на норму закона о передаче имущества религиозным организациям
21 июля 2017, 14:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Варварство редкое, беспредел полный». В Рязани на месте строительства часовни РПЦ МП уничтожили остатки древнего православного храма и некрополь, а человеческие останки вывезли на свалку
21 июля 2017, 14:21  
Полиция Петербурга проверяет информацию о крещении в храме РПЦ МП детей без согласия родителей
21 июля 2017, 13:49  
Боец АТО повесился после исповеди у священника УПЦ МП в Херсонской области Украины
21 июля 2017, 13:27  
Епископ УПЦ МП во Львове извинился за поведение священника, который оскорбил память воина АТО
Эксклюзивный материалМатериал содержит видео информацию21 июля 2017, 13:12  
ВИДЕО: Православные могут поминать на проскомидии католиков, говорит митрополит Московской патриархии Павел (Пономарев)
21 июля 2017, 13:09  
Спикер Госдумы РФ Володин посмотрел фильм "Матильда", против которого выступает Поклонская и другие "православные активисты", на закрытом показе
21 июля 2017, 11:13  
В Санкт-Петербурге родители подадут в суд на священника, крестившего детей без их ведома


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования