Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 июня 2017, 14:16 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Владимир Мосс. Кесарь или фараон? Разные оценки советской власти в Русской Катакомбной Церкви [история Церкви]


Доклад, прочитанный на международной научной конференции "Церковное подполье в СССР", Чернигов (Украина), 18-20 ноября 2011 г.

Два вопроса волновали и в какой-то степени даже разделяли истинно-православных христиан в советскую эпоху. Первый: является ли Московская патриархия Митрополита — впоследствии Патриарха — Сергия (Страгородского) заблудшей, но всё же истинной и благодатной Матерью или же она — ложная, совершенно апостасийная мачеха? Второй: от Бога советская власть или нет?

Эти вопросы взаимосвязаны. Если советская власть не от Бога, тогда она от диавола, и те учреждения (в частности, Московская патриархия), которые связали с ней свою судьбу, войдя с ней в псевдо-симфонию, отпали от Бога и впали в руки диавола. А если советская власть от Бога, то Московская патриархия, если и отпала от Бога, то не из-за своего союза с богоборческой властью, а по каким-то другим причинам. В этой ситуации оппоненты Московской патриархии относили к причинам падения другие факторы: например, ересь, или раскол, или нарушение соборности Церкви, или узурпацию церковной власти её первоиерархом.

Лидеры первого поколения Русской Катакомбной Церкви обвиняли Московскую патриархию во всех этих нарушениях. Но со временем внимание катакомбных иерархов сосредоточилось почти исключительно на недопустимости антихристианского союза Московской патриархии с богоборческой властью. Они назвали этот союз «сергианством». Обвинение Московской патриархии в сергианстве требовало точного ответа на основополагающий вопрос: от Бога ли советская власть?

*

До 1917 года русские революционеры декларировали: «Царская власть не от Бога, потому что Бога нет». На это Церковь уверенно отвечала: «Бог есть и всякая власть от Бога» (Рим. 12.1). Но после 1917 года Церковь оказалась перед дилеммой: да, Бог есть и всякая власть от Бога, как говорит Апостол, но как относиться к новой власти, которая отрицает существование Бога и устранила власть Православных Царей, данную Богом? Разве может быть эта новая власть от Бога?

Церковное предание отвечало примерно так: всякая власть от Бога в том смысле, что Богом создан принцип иерархичности бытия, принцип подчинения низшего ранга творения высшему. Этот принцип властвует везде: и в природе — среди растений и животных, и в человеческом обществе. Вот в каком смысле цари, занимающие верх земной иерархической лестницы, поставлены Богом, и вот почему мы обязаны им подчиняться. Однако, над всеми земными царями стоит Царь Небесный, и если земной царь нарушает законы Царя Небесного, то мы уже не обязаны ему подчиняться. Более того, мы обязаны ему не подчиняться из-за нашей преданности Небесному Царю.

Далее, не всякий человек имеет право на власть в подлинном значении этого слова. Есть власть и есть анти-власть. Есть цари и есть тираны. Есть Христос и есть антихрист, власть которого, согласно Священному Писанию, — от диавола (Откр. 13.2). Анти-власть от Бога только в том смысле, что она попущена Богом как наказание за грехи наши.

Святые Отцы различали истинную монархию и тиранию. Так, св. Василий Великий пишет: «Тем отличается тиран от царя, что тиран всячески стремится к своей собственной выгоде, царь же доставляет пользу управляемым».

Христианин должен повиноваться монархической власти, если её законы не противоречат Закону Божию. Но повиноваться тирании ни в коем случае нельзя, потому что эта власть — не от Бога. Преп. Исидор Пелусиот пишет: «Если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен Богом, но говорим, что попущено ему сие лукавство, как Фараону, и в таком случае нести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев».

Свв. Василий Великий и Григорий Богослов не признавали власти Юлиана Отступника и молились за его смерть. И молитва их была услышана… Свв. Отцы VIII века анафематствовали иконоборческих императоров Льва и Константина, и называли их «не царями, но тиранами».

В России тоже никто не оспаривал различия между законной властью от Бога и тиранической — не от Бога. Так, преп. Иосиф Волоцкий пишет: «Царь злочестивый, не заботящийся о своих подданных — не царь, но мучитель» (Просветитель, Слово 16). А власть «многомятежной толпы», по словам Иоанна Грозного, не признавалась настоящей властью. Когда англичане убили своего короля в 1649 году и объявили своё государство республикой, Московская Русь прервала все отношения с Англией, включая торговые. И это продолжалось до приезда Петра Великого в Лондон в 1698 году. В 1806 году Русская Церковь анафематствовала Наполеона, и Николай I так и не признал республиканской Франции…

В свете этих решений русских правителей и Русской Церкви, была ли необходимость анафематствовать большевиков, злейших врагов Церкви во всей Её истории, и отрицать законность их власти? Тем не менее, Поместный Собор Российской Церкви, во главе со Святейшим Патриархом Тихоном всё же анафематствовал большевиков в январе 1918 года и призвал православных никоим образом не подчиняться этим «изгоям рода человеческого».

Казалось бы, вот и конец дебатам о законности новой власти — советская власть не от Бога. К сожалению, действия Церкви в продолжение Собора и в последующие годы оказались непоследовательными. Насколько мне известно, только один иерарх буквально исполнил Указ Патриарха о непризнании советской власти — епископ Актарский Николай. Он ушёл в затвор в 1918 году и оставался в затворе до своей мученической кончины в 1939 году. Все остальные иерархи так или иначе искали modus vivendi с анти-властями, пытались быть гражданами Советского Союза, хотя и в ограниченном, относительном смысле.

Последовательность и ясность в этом вопросе, по Провидению Божию, внесли сами события: страшное и неумолимое гонение на Церковь, разрушение тысяч храмов и убийство миллионов православных. Особенно важным для прояснения взгляда на законность большевицкой власти было обновленческое движение. Поведение обновленцев показало всем истинным православным, что быть верным коммунистическому государству и одновременно быть верным Христу — невозможно. Те же, кто пытался совместить эти две «вещи несовместные», становились предателями и иудами. Логика событий, логика коммунистической идеологии — «кто не с нами, тот против нас» — вынуждала лучших представителей церковной иерархии признать горькую правду: не может быть компромисса между Христом и Велиаром, нельзя служить Богу и Маммоне.

Следовательно, единственно возможным честным отношением Церкви к богоборческой власти была борьба, если не физическая, то духовная. Правы ли были большевики, называя такую борьбу «контрреволюцией»? В духовном смысле, да, эта борьба была направлена против революции, но физического сопротивления власти Церковь не оказывала и не хотела оказывать.

В своём Послании 1926 года, соловецкие епископы сделали ещё одну попытку определить возможности совмещения христианского образа жизни с советским. Они исходили из предпосылки, что — как в любом нормально м государстве — в СССР можно провести границу между сферами религии и политики. Однако же, большевики не признавали никаких границ, всё было для них политикой, не могло быть никакой частной религиозной жизни во всеобщем тоталитарном государстве. Предпосылка, что советское государство — нормальное, оказалась ложной. Это было совершенно новое, абсолютно ненормальное, апокалиптическое государство — коллективный антихрист…

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

> > > >

 

> >

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

> >


    В сюжете:

22 мая 2018, 21:17  
ФОТО ДНЯ: Юные ленинцы под Христом
14 мая 2018, 21:21  
ФОТО ДНЯ: Бессмертный полк митрополита Сергия
14 мая 2018, 11:38  
"Убежденный сергианин" Ольга Васильева останется министром образования РФ, но научной сферой больше руководить не будет
01 мая 2018, 12:52  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Еврей правит вами, русскими христианами». Почему Троцкий проиграл Сталину
17 апреля 2018, 16:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: Валерий Фокин: «Сталин снова поднимется, если мы это позволим». Худрук Александринского театра — о новом спектакле, возрождающемся сталинизме, митрополите Сергии (Страгородском) и о многом другом
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал18 июня 2018, 21:25  
МЫСЛИ: Александр Зорин. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭККЛИЗИОЛОГИЯ. Откуда произрастает «суровое благочестие» митрополита Климента
18 июня 2018, 18:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: УПК суду не указ, или борьба со свободой веры переходит на новый этап. Интервью адвокатов саентологов, арестованных в Санкт-Петербурге
Эксклюзивный материал18 июня 2018, 18:02  
ДОКУМЕНТ: Три года противостоянию в парке Торфянка. Пресс-релиз защитников столичного парка от застройки объектами РПЦ МП
18 июня 2018, 17:42  
Председатель ОВЦС МП подверг критике высказывание Патриарха Варфоломея о миллионах православных украинцев, находящихся вне канонической Церкви
Материал содержит видео информацию18 июня 2018, 17:37  
ВИДЕО: Движение "непоминающих" в Русской Церкви 1920-30-х гг. Рассказывает клирик РПЦЗ(А) иеромонах Амвросий (Тимрот)
18 июня 2018, 17:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Личный повар для игуменьи. О. Андрей Кураев нашел очередное доказательство жизни современных игумений РПЦ МП в стиле "luxury"
18 июня 2018, 17:15  
Для общей молитвы за первой архиерейской литургией РПЦ МП на территории Монако был приглашен католический архиепископ этого княжества
18 июня 2018, 16:57  
Центр предоставления административных услуг в украинском Кремечнуге разделит здание со старообрядческой церковью
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 16:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Обвинение без смысла. Суд над баптистской церковью. "Закон Яровой продолжает свое победное шествие по российским регионам"
18 июня 2018, 15:49  
БИБЛИОТЕКА: Лев Регельсон. Вера в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь и ложное понимание церковного раскола. [каноническое право, экклесиология]
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 15:31  
«От Моспатриархии надо грести, как от чумного дома», – бывший советский разведчик и автор популярных книг о начале II Мировой войны Виктор Суворов прокомментировал ситуацию вокруг автокефалии УПЦ
18 июня 2018, 14:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Чудеса Корана», Штирлиц и баптисты: как россиян судили за экстремизм на прошедшей неделе
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 14:46  
СБУ открыла уголовное дело против националистической организации С14, задержавшей на территории монастыря УПЦ МП боевика "ДНР" из Бразилии
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 14:32  
В украинском Славянске открыт мемориал служителям протестантской церкви, убитым боевиками "ДНР" в то время, когда город был их "столицей"
18 июня 2018, 13:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Подавляющее большинство транспорта было ржавое, битое и облезлое. Как и вся страна". Протоиерей РПАЦ Алексий Лебедев комментирует фильм Серебренникова "Лето"
18 июня 2018, 13:10  
"Мы вам привезли братскую любовь Вселенского Патриарха Варфоломея", - в Тбилиси представители Константинополя и Патриарх Грузинский Илия отслужили совместную литургию
18 июня 2018, 13:00  
Официальные представители Константинопольского патриархата прибыли в Грузию для обсуждения вопроса автокефалии Украинской Церкви
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 12:24  
"Каждый день гибнут наши люди! Кто их убивает?" - харьковский католический епископ назвал цинизмом участие в чемпионате мира "на территории страны-агрессора"


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования