Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
18 апреля 2017, 17:00 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Александр Нежный. Суд и вера. Очерки с процесса о ликвидации московской общины СИ на рубеже веков. Часть вторая [публицистика]


НАЧАЛО - ЗДЕСЬ...

Предыстория

Прежде всего непременным моим долгом считаю напомнить об усилиях московской прокуратуры, четырежды собиравшейся отправить Свидетелей Иеговы на скамью подсудимых (впервые – аж в июне 1996 г.), но всякий раз осекавшейся из-за сущего, можно сказать, пустяка: отсутствия состава преступления в деятельности религиозной общины. В девяносто восьмом прокуратура решила зайти с другого края и вместо дела уголовного завела гражданское, указывая, что Свидетели попирают принятый в 1997 г. закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как попирают? Отвечу, господа, прямо на ваш наивный вопрос: озорно, стозевно и лаяй. Ежели точнее: из своего иеговистского кресала неустанно высекают смрадный огонь, дабы запалить в нашем Отечестве религиозную брань. Это первое. Второе: как некогда змий соблазнил Еву, так и они во имя своей веры соблазняют мужей покидать жен, жен – бежать от мужей, оставляя позади пепелище семьи и рыдающих деток. Третье: не были и, несмотря на все воспитательные меры товарищей Сталина и Берии, отправлявших Свидетелей за колючую проволоку, лишавших работы и в одночасье высылавших тысячи семей на сибирские просторы, так и не стали патриотами советской, а ныне демократической Родины. Вообразите: они не только не хотят служить в армии, но и напрочь отказываются общим вместе с нами, дружным хором петь чудный гимн на музыку Александрова, в котором невольная путаница слов: Ленин-Сталин-партия-Бог нисколько не умаляет его вдохновляющей силы. И трепетание нашего триколора, а прежде стяга цвета рабоче-крестьянской крови также не волнует их ледяные души. 

Впаять им за всё за это подходящий срок не получилось. И с конца сентября девяносто восьмого с перерывами сначала на три месяца, а потом и почти на год в Головинском межмуниципальном суде продолжался и лишь на днях закончился (наверное), быть может, самый поразительный судебный процесс XX столетия. Ибо как ни пыталось обвинение удержаться в рамках обычного судопроизводства, где на всякое противоправное деяние есть соответствующая статья закона и где суровость наказания соразмерна тяжести преступления, - все эти долгие месяцы суть дела из области юриспруденции неудержимо ускользала в область веры. Неумолимая логика затеянного против Свидетелей процесса не могла не втянуть суд в бесконечные обсуждения единственного вопроса: какая вера лучше и с каким Богом следует заключать нерушимый союз гражданину России  - с тем, чтобы без сучка и задиринки пройти  от пеленок до савана и с чистой совестью вступить в загробную жизнь. [1]

Обвинение, вдохновляемое штатными и нештатными исповедниками девиза «православие или смерть», утверждало, что лишь вера отцов в единосущную и нераздельную Троицу дарует нам сплоченность, нравственность и историческую перспективу. Всё прочее – от лукавого. 

Защита указывала на светский характер нашего государства, ссылалась на Конституцию, свободу совести и принципиальную неразрешимость главного вопроса в ограниченных временем и пространством условиях человеческого бытия.

В позапрошлом году, в марте, отчаявшись собственными силами распутать этот узел, председательствовавшая в судебном заседании Е.И. Прохорычева призвала на помощь экспертов.   

В одну и ту же реку…

Нынешним февралем суд собрался опять. Главные действующие лица были тут, в основном, все знакомые: сама, к примеру, судья, Елена Ивановна, в черной мантии, с короткой стрижкой и нелишней властностью, помогавшей ей держать в узде страсти, подчас готовые взорвать маленький зал, добиваться внятных  ответов от приглашенных сторонами свидетелей и время от времени – как и в позапрошлом году – не без удовольствия наносить довольно-таки чувствительные удары по самолюбию Татьяны Ивановны Кондратьевой, прокурора. Дело, разумеется, было не в Татьяне Ивановне как таковой. Татьяна Ивановна, надо отметить, была самая обыкновенная Татьяна Ивановна, всё несчастье которой заключалось лишь в том, что изо всех своих крошечных сил она старалась соответствовать выпавшей на её долю роли прокурора. И судью (что всякий беспристрастный наблюдатель мог отметить ещё в девяносто девятом) коробила не столько Татьяна Ивановна, сколько нищета представляемого ею обвинения и чрезвычайно убогая форма его выражения. 

«Скажите, пожалуйста, - подступала Т.И. Кондратьева к одному из экспертов, - ставится ли законом «О свободе совести и религиозных объединениях» в прямую зависимость основание ликвидации религиозной организации, статья 14, пункт 2, и наступление конкретных негативных последствий?» Эксперт и вместе с ним судья ломали головы, пытаясь догадаться, чтó именно желала узнать Татьяна Ивановна. «Последствий чего?» -  деликатно переспрашивал эксперт. А судья так и вовсе рубила с плеча: «Я не поняла вопроса.» Прокурор: «Разрушенные конкретные семьи, конкретные лица, пострадавшие от склонения к самоубийству, или отказу… конкретные лица, которые пострадали…» Судья теряла терпение: «Товарищ прокурор, я вас останавливаю, а вы вообще не реагируете на меня. Вам что судья говорит, что не говорит. Вы не воспринимаете». Прокурор: «Ваша честь…» Судья: «Вы помощник прокурора, но будьте добры, соблюдайте правила процесса. Пожалуйста, уточните ваш вопрос. Я пока его не понимаю».

В следующий раз Елена Ивановна вскипела ещё сильней: «Прокурор! Вы не даёте отвечать! У вас совершенно какого-то нет… в этом плане…» Татьяна Ивановна краснела, бледнела и в конце концов решила выстрелить из своего самого главного калибра: выступила с предложением, так сказать,  импичмента председательствующей в процессе Е.И. Прохорычевой за «истерические выпады в сторону прокурора». В девяносто девятом она, помнится, палила дважды, но всякий раз мимо цели. Промахнулась и ныне: суд её требование отклонил.

Но хотя отношения судьи и прокурора в 2001 году развивались по образу и подобию года 1999-го, сам процесс явил нам немало новых и подчас захватывающих подробностей и признаний. Река жизни стремилась к неведомому океану и в стенах Головинского суда, и в её воды поистине нельзя было вступить дважды. Обнаружилось, между прочим, что действующие в процессе лица – за исключением, само собой, Свидетелей Иеговы – почти сплошь православного вероисповедания. (Один из пяти экспертов охарактеризовал себя то ли агностиком, то ли пантеистом – но это ничуть не испортило общей картины). Судья, к примеру, обмолвившись о своём коммунистическом прошлом, вместе с тем, как на духу, заверила публику, что с некоторых пор принадлежит к православию. Как было тут не поразмышлять о мудрости всё устраивающего Промысла, втянувшего Елену Ивановну в дело о Свидетелях и тем самым побудившего её взять в руки Священное Писание и в два или три года пройти протоптанный русской интеллигенцией путь от марксизма к идеализму, от пророков коммунизма к Иисусу Христу. По чести и совести надо было бы тут выразить благодарность Свидетелям Иеговы, подавшим добрый пример усердного изучения Библии. Кто знает – быть может, в XXI веке им суждено сыграть в нашей жизни роль Льва Николаевича Толстого, всколыхнувшего в современном ему обществе почти угасший интерес к религии. У нас, однако, другой обычай: Толстому – анафема, Свидетелям Иеговы – суд.

И адвокат Свидетелей Галина Анатольевна Крылова, Василиса Премудрая и отважная кавалерист-девица Дурова в одном лице, также оказалась православной и в своих речах весьма кстати и с чувством ссылалась на нашего Господа и Спасителя. И приглашенные обвинением граждане, призванные укрепить прокурорское представление и вбить свои гвозди в крышку гроба Свидетелей Иеговы, - и они в подавляющем, если не ошибаюсь, большинстве аттестовали себя православными. Их помощь Татьяне Ивановне оказалась в итоге довольно ничтожной – но тем не менее, нельзя было не оценить рвение, с которым они обличали чужую веру. Молодой человек Алексей Козлов, некоторое время назад, будучи, естественно, ещё моложе, увлёкся Свидетелями до такой степени, что совсем забросил учебу в колледже. «Зачем мне нужно учиться, если скоро будет конец света», -  так объяснил он суду своё решение, превратно, надо сказать, истолковав отношение Свидетелей Иеговы к умножению знаний, и, мне кажется, умолчав о том, что грядущий Армагеддон стал для него всего лишь оправданием собственной лени. Он упомянул далее, что в итоге тесного общения со Свидетелями «получил очень психологический и духовный вред». Вред этот выразился, между прочим, в дерзости, с которой молодой человек смеялся над облачением православных священников, а также над тем, «что бороду носят». (Над обычаем нашего духовенства отпускать бороду посмеивался ещё Александр Сергеевич Пушкин, не имевший никакого отношения к Свидетелям Иеговы, - однако молодой Козлов об этом не знал).

И прочие граждане, явившиеся в суд, дабы помочь обвинению, и, судя по всему, сама Татьяна Ивановна – все так или иначе числили себя по православному ведомству.

Но в конце концов не сугубо ли это частное, лучше даже сказать: личное, а ещё лучше: сокровенное дело – вероисповедание того или иного человека? И отчего с такой во всех отношениях неуместной настойчивостью я указываю, православен или не очень помянутый мной участник процесса? Не верх ли это нелепости – говорить о вере (или неверии) в Бога в связи с происходящим на рубеже XX и XXI веков судопроизводством? И не всё ли равно Закону и облеченной в его статьи общественной справедливости, в какой церкви молится имя рек: в православной, католической, баптистской или даже в залах царств Свидетелей Иеговы?

(...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

16 мая 2017, 16:50  
Новые случаи вандализма в отношении зданий Свидетелей Иеговы зафиксированы в Воронежской области и Екатеринбурге
16 мая 2017, 09:24  
После решения Верховного суда РФ о запрете Управленческого центра Свидетелей Иеговы усилилось давление на детей последователей этой религии в российских школах
15 мая 2017, 20:39  
Призывная комиссия в Чувашии отказала Свидетелю Иеговы в праве на прохождение альтернативной службы
11 мая 2017, 16:31  
Все общины Свидетелей Иеговы на Кубани ликвидированы, отрапортовали в минюсте
11 мая 2017, 11:14  
После ликвидации организаций Свидетелей Иеговы по регионам России прокатилась волна вандализма в отношении молитвенных зданий
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
24 мая 2017, 21:19  
В начале празднования дня святых Кирилла и Мефодия в Перми на детский хор рухнула крыша сцены у ДК имени Солдатова
24 мая 2017, 18:24  
БИБЛИОТЕКА: Светлана Шумило. Научное наследие академика В.И. Ламанского и теория хазаро-русской миссии Кирилла и Мефодия [история Церкви, филология]
Материал содержит иллюстрации24 мая 2017, 18:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Театр оказался одним из важнейших полигонов войны государства и культуры. "Православная церковь, слившись с государственными институциями, выступает как наиболее суровый цензор и ограничитель"
24 мая 2017, 17:54  
Заксобрание Петербурга, отказавшись от референдума по Исаакиевскому собору, присвоило главе РПЦ МП Кириллу (Гундяеву) статус "почетного гражданина северной столицы"
24 мая 2017, 17:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: Папа наш! "Лучше признать очевидное: при папе Франциске Ватикан фактически стал союзником Москвы"
Материал содержит иллюстрации24 мая 2017, 17:04  
МОНИТОРИНГ СМИ: Дама Ленина в Разливе. Политолог Дмитрий Травин о современном российском многобожии
24 мая 2017, 16:48  
Глава РПЦ МП в присутствии президента РФ и при участии предстоятеля РПЦЗ МП освятит в Москве собор, построенный к столетию революции
24 мая 2017, 16:37  
Суд Петербурга рассмотрит иск о бездействии заксобрания города по вопросу референдума об Исаакиевском соборе
24 мая 2017, 16:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Как сорокалетний слесарь из Сибири стал фигурантом трех дел о призывах к экстремизму. «Совет русских князей», четыре следователя ФСБ и 135 листов распечатки страницы «ВКонтакте»...
24 мая 2017, 16:25  
Состоялась встреча Папы Римского Франциска и президента США Дональда Трампа
24 мая 2017, 16:18  
Парламент Петербурга оставил вопрос референдума о судьбе Исаакиевского собора на осень
24 мая 2017, 14:56  
Украинские Церкви отметили День памяти жертв политических репрессий
Материал содержит иллюстрации24 мая 2017, 14:34  
МОНИТОРИНГ СМИ: Очередь за чудом. Двухкилометровая очередь к частице мощей Николая Чудотворца в ХХС объединяет православных, атеистов, цыган, любительниц селфи, любителей пива, сторонников Навального...
Материал содержит иллюстрации24 мая 2017, 14:19  
Священники УПЦ МП посетили военных АТО с собственной частицей мощей святителя Николая Чудотворца
Материал содержит видео информацию24 мая 2017, 14:12  
ВИДЕО: "Левоe ребро". Радио "Свобода" опрашивает народ, ждущий от св. Николая чудес и земных удовольствий
Материал содержит видео информацию24 мая 2017, 13:20  
ВИДЕО: "Град Барский радуется...". Совместная молитва представителей РПЦ МП и католиков в Бари при передаче для принесения в Россию частицы мощей св. Николая
Материал содержит иллюстрации24 мая 2017, 13:12  
На встрече с главой Коптской Церкви Патриарх Кирилл (Гундяев) предложил устроить "принесение мощей" еще одного "общехристианского" святого в Москву
24 мая 2017, 12:52  
МЧС России мобилизовало свои полевые кухни для стоящих в очереди к частице мощей св. Николая Чудотворца в Москве
Материал содержит иллюстрации24 мая 2017, 12:42  
К ковчегу с прибывшей в Москву частицей мощей святителя Николая приставили показательную "охрану" - тысячу бойцов Росгвардии
24 мая 2017, 12:28  
БИБЛИОТЕКА: Анна Штелле. В поисках нового языка: медийная стратегия Патриарха Кирилла [религиоведение]
24 мая 2017, 12:11  
МОНИТОРИНГ СМИ: "С Богом жить легче". Как в ульяновских школах православие внедряют
24 мая 2017, 11:57  
В Йошкар-Оле суд запретил видео с атеистическими демотиваторами


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования