Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
18 апреля 2017, 17:00 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Александр Нежный. Суд и вера. Очерки с процесса о ликвидации московской общины СИ на рубеже веков. Часть вторая [публицистика]


НАЧАЛО - ЗДЕСЬ...

Предыстория

Прежде всего непременным моим долгом считаю напомнить об усилиях московской прокуратуры, четырежды собиравшейся отправить Свидетелей Иеговы на скамью подсудимых (впервые – аж в июне 1996 г.), но всякий раз осекавшейся из-за сущего, можно сказать, пустяка: отсутствия состава преступления в деятельности религиозной общины. В девяносто восьмом прокуратура решила зайти с другого края и вместо дела уголовного завела гражданское, указывая, что Свидетели попирают принятый в 1997 г. закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как попирают? Отвечу, господа, прямо на ваш наивный вопрос: озорно, стозевно и лаяй. Ежели точнее: из своего иеговистского кресала неустанно высекают смрадный огонь, дабы запалить в нашем Отечестве религиозную брань. Это первое. Второе: как некогда змий соблазнил Еву, так и они во имя своей веры соблазняют мужей покидать жен, жен – бежать от мужей, оставляя позади пепелище семьи и рыдающих деток. Третье: не были и, несмотря на все воспитательные меры товарищей Сталина и Берии, отправлявших Свидетелей за колючую проволоку, лишавших работы и в одночасье высылавших тысячи семей на сибирские просторы, так и не стали патриотами советской, а ныне демократической Родины. Вообразите: они не только не хотят служить в армии, но и напрочь отказываются общим вместе с нами, дружным хором петь чудный гимн на музыку Александрова, в котором невольная путаница слов: Ленин-Сталин-партия-Бог нисколько не умаляет его вдохновляющей силы. И трепетание нашего триколора, а прежде стяга цвета рабоче-крестьянской крови также не волнует их ледяные души. 

Впаять им за всё за это подходящий срок не получилось. И с конца сентября девяносто восьмого с перерывами сначала на три месяца, а потом и почти на год в Головинском межмуниципальном суде продолжался и лишь на днях закончился (наверное), быть может, самый поразительный судебный процесс XX столетия. Ибо как ни пыталось обвинение удержаться в рамках обычного судопроизводства, где на всякое противоправное деяние есть соответствующая статья закона и где суровость наказания соразмерна тяжести преступления, - все эти долгие месяцы суть дела из области юриспруденции неудержимо ускользала в область веры. Неумолимая логика затеянного против Свидетелей процесса не могла не втянуть суд в бесконечные обсуждения единственного вопроса: какая вера лучше и с каким Богом следует заключать нерушимый союз гражданину России  - с тем, чтобы без сучка и задиринки пройти  от пеленок до савана и с чистой совестью вступить в загробную жизнь. [1]

Обвинение, вдохновляемое штатными и нештатными исповедниками девиза «православие или смерть», утверждало, что лишь вера отцов в единосущную и нераздельную Троицу дарует нам сплоченность, нравственность и историческую перспективу. Всё прочее – от лукавого. 

Защита указывала на светский характер нашего государства, ссылалась на Конституцию, свободу совести и принципиальную неразрешимость главного вопроса в ограниченных временем и пространством условиях человеческого бытия.

В позапрошлом году, в марте, отчаявшись собственными силами распутать этот узел, председательствовавшая в судебном заседании Е.И. Прохорычева призвала на помощь экспертов.   

В одну и ту же реку…

Нынешним февралем суд собрался опять. Главные действующие лица были тут, в основном, все знакомые: сама, к примеру, судья, Елена Ивановна, в черной мантии, с короткой стрижкой и нелишней властностью, помогавшей ей держать в узде страсти, подчас готовые взорвать маленький зал, добиваться внятных  ответов от приглашенных сторонами свидетелей и время от времени – как и в позапрошлом году – не без удовольствия наносить довольно-таки чувствительные удары по самолюбию Татьяны Ивановны Кондратьевой, прокурора. Дело, разумеется, было не в Татьяне Ивановне как таковой. Татьяна Ивановна, надо отметить, была самая обыкновенная Татьяна Ивановна, всё несчастье которой заключалось лишь в том, что изо всех своих крошечных сил она старалась соответствовать выпавшей на её долю роли прокурора. И судью (что всякий беспристрастный наблюдатель мог отметить ещё в девяносто девятом) коробила не столько Татьяна Ивановна, сколько нищета представляемого ею обвинения и чрезвычайно убогая форма его выражения. 

«Скажите, пожалуйста, - подступала Т.И. Кондратьева к одному из экспертов, - ставится ли законом «О свободе совести и религиозных объединениях» в прямую зависимость основание ликвидации религиозной организации, статья 14, пункт 2, и наступление конкретных негативных последствий?» Эксперт и вместе с ним судья ломали головы, пытаясь догадаться, чтó именно желала узнать Татьяна Ивановна. «Последствий чего?» -  деликатно переспрашивал эксперт. А судья так и вовсе рубила с плеча: «Я не поняла вопроса.» Прокурор: «Разрушенные конкретные семьи, конкретные лица, пострадавшие от склонения к самоубийству, или отказу… конкретные лица, которые пострадали…» Судья теряла терпение: «Товарищ прокурор, я вас останавливаю, а вы вообще не реагируете на меня. Вам что судья говорит, что не говорит. Вы не воспринимаете». Прокурор: «Ваша честь…» Судья: «Вы помощник прокурора, но будьте добры, соблюдайте правила процесса. Пожалуйста, уточните ваш вопрос. Я пока его не понимаю».

В следующий раз Елена Ивановна вскипела ещё сильней: «Прокурор! Вы не даёте отвечать! У вас совершенно какого-то нет… в этом плане…» Татьяна Ивановна краснела, бледнела и в конце концов решила выстрелить из своего самого главного калибра: выступила с предложением, так сказать,  импичмента председательствующей в процессе Е.И. Прохорычевой за «истерические выпады в сторону прокурора». В девяносто девятом она, помнится, палила дважды, но всякий раз мимо цели. Промахнулась и ныне: суд её требование отклонил.

Но хотя отношения судьи и прокурора в 2001 году развивались по образу и подобию года 1999-го, сам процесс явил нам немало новых и подчас захватывающих подробностей и признаний. Река жизни стремилась к неведомому океану и в стенах Головинского суда, и в её воды поистине нельзя было вступить дважды. Обнаружилось, между прочим, что действующие в процессе лица – за исключением, само собой, Свидетелей Иеговы – почти сплошь православного вероисповедания. (Один из пяти экспертов охарактеризовал себя то ли агностиком, то ли пантеистом – но это ничуть не испортило общей картины). Судья, к примеру, обмолвившись о своём коммунистическом прошлом, вместе с тем, как на духу, заверила публику, что с некоторых пор принадлежит к православию. Как было тут не поразмышлять о мудрости всё устраивающего Промысла, втянувшего Елену Ивановну в дело о Свидетелях и тем самым побудившего её взять в руки Священное Писание и в два или три года пройти протоптанный русской интеллигенцией путь от марксизма к идеализму, от пророков коммунизма к Иисусу Христу. По чести и совести надо было бы тут выразить благодарность Свидетелям Иеговы, подавшим добрый пример усердного изучения Библии. Кто знает – быть может, в XXI веке им суждено сыграть в нашей жизни роль Льва Николаевича Толстого, всколыхнувшего в современном ему обществе почти угасший интерес к религии. У нас, однако, другой обычай: Толстому – анафема, Свидетелям Иеговы – суд.

И адвокат Свидетелей Галина Анатольевна Крылова, Василиса Премудрая и отважная кавалерист-девица Дурова в одном лице, также оказалась православной и в своих речах весьма кстати и с чувством ссылалась на нашего Господа и Спасителя. И приглашенные обвинением граждане, призванные укрепить прокурорское представление и вбить свои гвозди в крышку гроба Свидетелей Иеговы, - и они в подавляющем, если не ошибаюсь, большинстве аттестовали себя православными. Их помощь Татьяне Ивановне оказалась в итоге довольно ничтожной – но тем не менее, нельзя было не оценить рвение, с которым они обличали чужую веру. Молодой человек Алексей Козлов, некоторое время назад, будучи, естественно, ещё моложе, увлёкся Свидетелями до такой степени, что совсем забросил учебу в колледже. «Зачем мне нужно учиться, если скоро будет конец света», -  так объяснил он суду своё решение, превратно, надо сказать, истолковав отношение Свидетелей Иеговы к умножению знаний, и, мне кажется, умолчав о том, что грядущий Армагеддон стал для него всего лишь оправданием собственной лени. Он упомянул далее, что в итоге тесного общения со Свидетелями «получил очень психологический и духовный вред». Вред этот выразился, между прочим, в дерзости, с которой молодой человек смеялся над облачением православных священников, а также над тем, «что бороду носят». (Над обычаем нашего духовенства отпускать бороду посмеивался ещё Александр Сергеевич Пушкин, не имевший никакого отношения к Свидетелям Иеговы, - однако молодой Козлов об этом не знал).

И прочие граждане, явившиеся в суд, дабы помочь обвинению, и, судя по всему, сама Татьяна Ивановна – все так или иначе числили себя по православному ведомству.

Но в конце концов не сугубо ли это частное, лучше даже сказать: личное, а ещё лучше: сокровенное дело – вероисповедание того или иного человека? И отчего с такой во всех отношениях неуместной настойчивостью я указываю, православен или не очень помянутый мной участник процесса? Не верх ли это нелепости – говорить о вере (или неверии) в Бога в связи с происходящим на рубеже XX и XXI веков судопроизводством? И не всё ли равно Закону и облеченной в его статьи общественной справедливости, в какой церкви молится имя рек: в православной, католической, баптистской или даже в залах царств Свидетелей Иеговы?

(...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

08 июня 2018, 13:56  
"Кому в нашей стране сегодня выгодны массовые репрессии верующих?" - жены арестованных Свидетелей Иеговы обратились в Совет по правам человека при президенте РФ
06 июня 2018, 17:37  
Зал Царства Свидетелей Иеговы в Адлере отобран в собственность Российской Федерации
05 июня 2018, 17:26  
"Добровольные помощники" российских спецслужб накануне визита Путина в Австрию напомнили о московской недвижимости австрийских Свидетелей Иеговы
04 июня 2018, 17:34  
МОНИТОРИНГ СМИ: За что сидят Свидетели Иеговы? Антон Чивчалов – о гонениях за веру
04 июня 2018, 15:42  
Против Свидетелей Иеговы Томска возбуждено уголовное дело
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал18 июня 2018, 21:25  
МЫСЛИ: Александр Зорин. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭККЛИЗИОЛОГИЯ. Откуда произрастает «суровое благочестие» митрополита Климента
18 июня 2018, 18:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: УПК суду не указ, или борьба со свободой веры переходит на новый этап. Интервью адвокатов саентологов, арестованных в Санкт-Петербурге
Эксклюзивный материал18 июня 2018, 18:02  
ДОКУМЕНТ: Три года противостоянию в парке Торфянка. Пресс-релиз защитников столичного парка от застройки объектами РПЦ МП
18 июня 2018, 17:42  
Председатель ОВЦС МП подверг критике высказывание Патриарха Варфоломея о миллионах православных украинцев, находящихся вне канонической Церкви
Материал содержит видео информацию18 июня 2018, 17:37  
ВИДЕО: Движение "непоминающих" в Русской Церкви 1920-30-х гг. Рассказывает клирик РПЦЗ(А) иеромонах Амвросий (Тимрот)
18 июня 2018, 17:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Личный повар для игуменьи. О. Андрей Кураев нашел очередное доказательство жизни современных игумений РПЦ МП в стиле "luxury"
18 июня 2018, 17:15  
Для общей молитвы за первой архиерейской литургией РПЦ МП на территории Монако был приглашен католический архиепископ этого княжества
18 июня 2018, 16:57  
Центр предоставления административных услуг в украинском Кремечнуге разделит здание со старообрядческой церковью
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 16:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Обвинение без смысла. Суд над баптистской церковью. "Закон Яровой продолжает свое победное шествие по российским регионам"
18 июня 2018, 15:49  
БИБЛИОТЕКА: Лев Регельсон. Вера в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь и ложное понимание церковного раскола. [каноническое право, экклесиология]
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 15:31  
«От Моспатриархии надо грести, как от чумного дома», – бывший советский разведчик и автор популярных книг о начале II Мировой войны Виктор Суворов прокомментировал ситуацию вокруг автокефалии УПЦ
18 июня 2018, 14:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Чудеса Корана», Штирлиц и баптисты: как россиян судили за экстремизм на прошедшей неделе
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 14:46  
СБУ открыла уголовное дело против националистической организации С14, задержавшей на территории монастыря УПЦ МП боевика "ДНР" из Бразилии
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 14:32  
В украинском Славянске открыт мемориал служителям протестантской церкви, убитым боевиками "ДНР" в то время, когда город был их "столицей"
18 июня 2018, 13:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Подавляющее большинство транспорта было ржавое, битое и облезлое. Как и вся страна". Протоиерей РПАЦ Алексий Лебедев комментирует фильм Серебренникова "Лето"
18 июня 2018, 13:10  
"Мы вам привезли братскую любовь Вселенского Патриарха Варфоломея", - в Тбилиси представители Константинополя и Патриарх Грузинский Илия отслужили совместную литургию
18 июня 2018, 13:00  
Официальные представители Константинопольского патриархата прибыли в Грузию для обсуждения вопроса автокефалии Украинской Церкви
Материал содержит иллюстрации18 июня 2018, 12:24  
"Каждый день гибнут наши люди! Кто их убивает?" - харьковский католический епископ назвал цинизмом участие в чемпионате мира "на территории страны-агрессора"


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования