Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
12 апреля 2017, 08:18 Распечатать

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Проповедь на литургическом языке: притчи на горе Елеонской. Слово на Великий Вторник (29.03/11.04.2017)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас вторая половина, но самая главная часть большой проповеди, которую Иисус сказал на горе Елеонской. То, что мы читали вчера, и то, что мы читали сегодня – все это относилось к Великому Вторнику. Это большой праздник, он до сих пор кое-где на христианском Востоке сохраняется как большой; сохраняются даже в нашем сегодняшнем богослужении следы, что когда-то Тайная Вечеря воспоминалась – в первых веках она вспоминалась не в четверг, а во вторник.

Даже сегодня у нас осталось песнопение довольно древнее «Во светлостех святых Твоих како вниду недостойный» — все мы его знаем из правила подготовки к причастию, а взято оно из сегодняшнего богослужения. А исторически, видимо, преобладал такой способ праздновать Пасху, когда она всегда была во вторник, и во вторник же была и Тайная Вечеря – так и в Евангелии сказано, что Тайная Вечеря была пасхальная, и была совершена во вторник. Поэтому такое внимание к этому дню и к празднику.

А именно сегодня говорится о Втором Пришествии еще и потому, что в раннем христианстве очень часто встречалось такое мнение, что Второе Пришествие состоится на Пасху, — в тот же день, когда Христос воскрес, а согласно Евангелию от Луки, Он в тот же день и вознесся (хотя в Деяниях написано, что спустя сорок дней). Правда, были и другие мнения, что придет в Пятидесятницу.

Поэтому сегодня у нас такой праздник. Но самое главное – сказать о том, что за притчи сегодня. Я их очень кратко напомню, потому что сам их порядок является осмысленным, помимо того, что каждая из них содержит в отдельности.

Все эти притчи о Суде, особенно последняя. Там говорится об овцах и козлищах, которых разлучают. И одни, которые представлены овцами, оказываются праведниками, они помогали братьям сим меньшим, а  другие этого не делали и оказались ошуюю.

Это сцена самого Суда, и в этой притче, конечно, говорится, по какому критерию будет Суд. Но все предшествующие притчи говорят о том, как будет Суд совершаться, и как к нему подготовиться – и они все в порядке тогдашнего иудейского календаря.

Самый главный – это праздник Йом Киппур («День очищения», или «Судный день»), от которого у нас сейчас праздник Воздвижения Креста, здесь есть прямая зависимость. Но до этого были еще некоторые праздники, и самые главные – три подряд Пятидесятницы: пятидесятый день от Пасхи, потом пятидесятый день от этого дня – праздник Нового вина, – и еще пятидесятый день от этого дня – праздник Нового елея.

Сегодняшние притчи устроены так, что они все про эти праздники. Они все в христианстве сохранились, но как-то трансформировались. Перед притчей, которую мы только что вспомнили – об овцах и козлищах, — идет другая притча о десяти талантах.

Десять талантов точно соответствуют десяти дням месяца Тишри, который является прямой подготовкой к дню Страшного Суда, который празднуется десятого числа месяца Тишри. Количество талантов, конечно, символически указывает на этот срок. О чем говорится в этой притче про таланты? У тебя есть время, когда надо что-то делать – ежедневное время подготовки к суду.

До этого идет праздник Нового елея, и там притча о девах, которая тоже, конечно, о Суде, но там то, что должно быть, чтобы не быть осужденным, – это елей. В разных вариантах этой притчи бывает по-разному, конечно, но в раннем христианстве был смысл, который отражен в богослужении сегодняшнего дня, что мудрые девы те, которые не спали – «блюди убо душе моя, не сном отяготися», – говорится  в тропаре сегодняшнего дня.

Но до этого идет притча о домовладыке, который поставил своего раба, и раб, что характерно, там пьянствовал, и начал там бесчинствовать и обижать всяких своих рабов – то есть неправильно употреблял вино. Новое вино – это тоже тема Суда. Мы должны получить вино во благо, используя правильно.

У иудеев уже тогда было выражение, которое потом сохранилось у христиан – «трезвое упоение». «Упоение» — это так на церковнославянском языке называется состояние пьяного человека. Оно становится трезвым, потому что это упоение божественным Духом. Ему противопоставляется упоение мирское и плохое, как у этого домоправителя, который бил «клевреты своя».

И вот, наконец, раньше, там упомянуто про домовладыку, который бдел бы и бодрствовал, если бы знал, в какое время ночи придет вор подкапывать его дом. Это совершенно неочевидно для нас сегодня, но, тем не менее, на языке своего времени совершенно ясно сказано о том, что дает для всей нашей жизни Пятидесятница.

Пятидесятница – это день, когда евреям дан Ветхий Завет, а нам дан Новый Завет. И в еврейском Предании все время требуется чинить дом – это называется изучением Закона, который подкапывают воры, пробивают стену дома для того, чтобы  проникнуть и что-то украсть.

Дом нашего Закона, в котором мы живем, все время под такой угрозой. Его все время кто-то подкапывает, все время норовит отнять у нас внутреннее, то есть содержание Закона. Вроде как стены стоят, вроде как сохраняем Закон – а если мы христиане, то не только ветхий Закон, но и новый, – а содержание украдено.

Чтобы этого не было – нужно бодрствовать, не пускать воров. А поскольку совсем не пускать не можем, то должны ремонтировать этот дом и заделывать те дыры, которые воры пробили и подкопали. И все время заново и заново изучать Закон – изучать книжку и примеры тех, кто может его объяснить своей жизнью или своими словами.

Получается, что для того, чтобы оказаться с праведниками, с овцами, а не с козлищами, нам надо изучать Закон – и Ветхий, и Новый. Все это необходимо. Все, о чем говорят притчи, изложенные до последней притчи об овцах и козлищах, объясняют нам, чем нам надо заниматься.

А то бывает люди, которые вырывают из контекста только последнюю притчу, говорят, что здесь сказано только о милосердии: помогай всяким несчастным, и ты точно спасешься, больше ничего не надо. Но чтобы правильно помогать, надо еще что-то. Недаром для этого существуют и остальные притчи в этом рассказе.

И если не вдаваться в подробности – а подробностей здесь много, но мы пропустим, — то самое главное тут поучаться в Законе Господнем день и ночь, не расслабляться. Не предаваться ночному пьянству, как этот самый слуга, а бодрствовать и сторожить; не предаваться сну, как юродивые девы в другом варианте притчи, а запасти с собой елей, которым называют и милость, и благодать Божию, что является целью христианской жизни.

Серафим Саровский, следую византийским отцам, тоже объясняет, что елей у этих дев – это благодать Святаго Духа, стяжание которого является целью всех наших поступков. И вот тогда мы оказываемся с овцами, а не с козлищами. Аминь.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

22 февраля 2018, 14:26  
Патриарх Кирилл (Гундяев) поделился с прихожанами, какой грех "занимает первое место в жизни"
20 февраля 2018, 14:13  
Убитых возле храма РПЦ МП в Кизляре похоронят на территории церкви как "принявших мученическую смерть"
20 февраля 2018, 14:07  
Глава РПЦ МП считает, что стрельба у храма в Кизляре нацелена на конфликт между православными и мусульманами
20 февраля 2018, 10:50  
ДОКУМЕНТ: "Детям и юношеству жизненно необходимо получать правильные представления о религии". Заявление Межрелигиозного совета России в связи с нападением на верующих в Кизляре
20 февраля 2018, 00:44  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): О прощении. Слово на Прощеное воскресенье (05/18.02.2018)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
24 февраля 2018, 17:49  
МОНИТОРИНГ СМИ: Черная икра, дьякон Павел Корчагин и большая политика. "Светская" жизнь Русской духовной миссии РПЦ МП в Иерусалиме в 1960-е годы
Эксклюзивный материал23 февраля 2018, 23:15  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 1. О совершенстве, а также об истории Никифора и Саприкия (08/21.02.2018)
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации23 февраля 2018, 16:39  
Синод РосПЦ(Д-А) объединился с одним из греческих "матфеевских" Синодов, осудившим "ересь имяпоклонства"
23 февраля 2018, 16:11  
В ежегодном докладе «Amnesty International» упомянута и ситуация со свободой религии в России
23 февраля 2018, 16:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Тогда и теперь. Кураев сравнивает градус реакции патриархии на "панк-молебен" в ХХС и на убийство прихожанок в Кизляре
23 февраля 2018, 15:38  
"Гарант российского ислама" Рамзан Кадыров в День защитника Отечества (День Красной армии) в РФ проклял Сталина "во веки веков"
23 февраля 2018, 15:20  
Убитых в Кизляре прихожанок местного храма РПЦ МП могут канонизировать как мучениц
Материал содержит иллюстрации23 февраля 2018, 14:45  
Кинотеатр "Пионер" намерен обжаловать штраф за показ запрещенной в РФ политической комедии "Смерти Сталина"
23 февраля 2018, 14:19  
Челябинское МВД попросило прокуратуру проверить "Церковь обожествления информации" на нарушение "закона Яровой"
Материал содержит иллюстрации23 февраля 2018, 13:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Он нам режим. Как дистанцироваться от политик, вредных для родины. "Режим — правовое понятие, но для российского руководства оно — политико-теологическое"
Материал содержит иллюстрации23 февраля 2018, 13:29  
Священник и прихожане УПЦ МП во Львовской области грубо вытолкали журналистов с церковного двора
23 февраля 2018, 13:14  
Синод Православной Церкви в Америке внес исправления в литургию и чин причащения
23 февраля 2018, 12:15  
За прочитанную в публичной библиотеке лекцию жителя Краснодара обвиняют в "вербовке" сторонников неоязыческой организации, признанной в РФ экстремистской


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования