Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 апреля 2017, 12:52 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Такая Россия: православный больше не бедный. Николай Митрохин об изменении социально-экономического облика православных в России в "эпоху Путина"


В России до 2% населения — православные, еще до 8% заходят в церковь от случая к случаю. Кто эти люди?

За последние полтора десятка лет состав прихожан Русской православной церкви (РПЦ) поменялся. Поколение православных «бабушек» сходит со сцены. В провинции это приводит к запустению приходов, а в крупных и средних городах место «бабушек» занимает средний класс. Церковную моду задают сильные идеологизированные общины во главе со священниками-харизматиками: пропагандируемый в церковных СМИ образ современного «воцерковленного» — не смиренный маргинал, прячущий чувство вины под незаметной одеждой, а образованный, разбирающийся в современной жизни, успешный человек средних лет, у которого должно хватать денег и на хороший автомобиль, и на трех-четырех детей.

Православные неизвестные

Сколько-нибудь масштабных исследований прихожан РПЦ не проводилось. Если в случае с числом православных это еще можно преодолеть, обратившись к статистике МВД, то, составляя портрет православного, о точных цифрах говорить не приходится. Известны попытки провести исследования в одном или нескольких приходах (одну из них предпринимала социологическая служба «Среда»), однако толку от них немного. Невозможно соотнести эти обследования с реалиями всей церкви — где есть приходы городские, есть сельские, есть находящиеся в центре мегаполиса, а есть расположенные на рабочей окраине, есть приходы, куда стекаются с дальних мест ради конкретного батюшки, а есть такие, где эти священники меняются ежегодно — а всеми делами заправляет какая-то «баба Варя».

В отсутствие количественных данных я опираюсь на два источника. Во-первых, я уже 20 лет опрашиваю российских священников и церковных служащих (в основном немосковских) о числе и социальных категориях их прихожан. Во-вторых, я собираю их свидетельства об этом, сделанные в интервью региональной прессе и в социальных сетях.

Смена поколений прихожан

Еще в начале 2000-х подавляющее большинство прихожан РПЦ представляли собой православных «бабушек». Обычно они имели крестьянское или «слободское» происхождение. Те из них, кто жил в городах, были когда-то трудовыми мигрантами. «Бабушки» расценивали церковь как своеобразный клуб для людей своего возраста и поддерживали в нем довольно строгие правила, которым пытались подчинить не только более молодых прихожан, но и священников.

Антонина Петровна Щукина (1926 года рождения) из прихода храма Ильи Пророка в Лесном (Пушкинский район Московской области) вспоминает на приходском сайте: «Родилась в религиозной семье. В нашем селе было две красавицы-церкви. Помню, что и большинство жителей были верующими. В 30-х годах одну церковь взорвали, а остов второй церкви и до сих пор стоит… В поселке Лесном я оказалась в 1954 году. В нем не было Храма. В Храм ездила тайком в Москву…»

Однако затем, буквально в течение нескольких лет, ситуация поменялась. Если раньше взамен уходившим по естественным причинам «бабушкам» приходили новые — те, кто в детстве получал привычку ходить в церковь, то потом связь времен порвалась. В советской провинции, особенно в деревнях, было принято ходить в церковь примерно до второй половины 1950-х — последующие поколения после хрущевской антирелигиозной кампании подобного навыка и интереса уже не имели.

Нынешнему поколению православных «бабушек» было 35-45 лет, когда распался СССР. Многие из них, по моим наблюдениям, имеют среднее, среднее техническое или высшее образование. Почти все они успели побывать членами ВЛКСМ, многие — членами КПСС, большинство из них выросло в городах — и первый «духовный опыт» получали не в церкви, а в пионерской организации, районных библиотеках и на школьных дискотеках.

Когда в 2009 году новый архиерей обидел жену одного из сельских приходских священников в Ивановской епархии, тот написал открытое письмо, в котором, в частности, перечислял  такие ее достоинства: «Женщина почти двадцать лет с благодарностями, грамотами и медалью служила государству, получив звание капитана милиции. 16 лет практически бесплатно, без выходных и отпусков «прослужила» в Церкви, обихаживая ее, полуразрушенную, и обустраивая вместе с прихожанками, делая самые грязные работы и живя с детьми в невыносимых условиях… Любовь Михайловна, бывший лучший начальник инспекции по делам несовершеннолетних СССР, маленькая женщина, в доме которой и на ее руках вылечились от наркомании несколько десятков ребят из разных городов страны, маленькая женщина, на плечах которой лежала огромная часть хозяйственных, образовательных и паломнических дел храма, глубоко Православный человек».

Это довольно точный портрет не столько жен священников, сколько многих современных немолодых прихожанок, среди которых бывшие учительницы, культработники, инженеры и техники.

Исчезновение «бабушек» привело к снижению посещаемости храмов в 2000-е годы. В конце 2003 года это вынужден был признать патриарх Алексий, который в своем выступлении на епархиальном собрании Москвы заявил: «Все более редеют ряды прихожан наших храмов, прошедших гонения и лишения в годы тяжелейших для Церкви испытаний. Они уходят в вечность. Но не всегда их места заполняются молодым поколением, в результате храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов в Москве. Это естественный процесс, он будет продолжаться».

В провинции бабушек заменить некем

«Естественный процесс» продолжается в селах и малых городах, где приходы РПЦ с середины 2000-х годов находятся в глубоком кризисе. Если раньше в типичном «живом» и крупном русском населенном пункте с численностью населения в полторы-две тысячи человек в храм на воскресную службу приходили 30 человек, то сейчас это пять-семь человек (такие цифры я получил в ходе полевых исследований в Новгородской (2004) и Орловской (2012) областях).

Например, в 2013 году отец Сергий из города Славянска-на-Кубани Краснодарского края жаловался в своем блоге в «Живом журнале»: «Вчера мной было проведено мероприятие на базе хуторского ДК, наименованное «Беседа со священником», на котором предполагалось простое общение и ответы на вопросы людей. Мероприятие было анонсировано за месяц, и расклеены объявления во всех массовых местах. И знаете, сколько пришло народу из шеститысячного населения Протокского поселения (хутор Бараниковский, где я служу, его центр и насчитывает около двух с половиной тысяч жителей)? О! Это не буква «о», а цифра… И такое происходит не только со мной (я служу здесь полтора года), но и со всеми предыдущими священниками… За полтора года моей службы здесь было крещено всего 39 человек (я веду метрику). Хоронят почти каждый день (ведь в основном население 45++), но отпевания проходят в среднем два-три раза в месяц… Ходят в храм те из оставшихся в живых бабушек, кто этот приход открывал в 95-м. В воскресение на Литургии собираются 8-12 человек, причем они же и хор. Новоприбывших — четыре человека».

Такая ситуация привела к кризису с точки зрения православной инфраструктуры — а сельских приходов у РПЦ примерно три четверти. Сельские священники и так жили небогато, а тут их просто некому стало содержать. И что еще более важно — некому стало платить за коммунальные расходы храмов — свет, тепло и текущие ремонты. Все это быстро привело к переформатированию священнической деятельности. Священники стали жить и официально служить при храмах в районных центрах или «придорожных» церквях, расположенных на крупных автотрассах, и брать под свое покровительство сельские церкви, куда они приезжают служить (и на церковные требы) раз в месяц, а то и в два. Так экономней. Но эта тактика никак не приводит к восстановлению общин.

В городах в храмы пришел средний класс

В городах ситуация сложилась по-другому. По мере падения числа «бабушек» и роста подогреваемого телевидением патриотизма в храмы начал приходить средний класс. Этот процесс зафиксировало обследование компании «Баширова и партнеры» в 2007 году. В частности, из него следовало, что 54% прихожан младше 50 лет, их образовательный уровень совпадает со среднероссийским до десятых долей процента: 68% — среднее и среднее специальное; 19,5% — высшее и неполное высшее, а «в материальном отношении православные прихожане несколько менее обеспечены, чем средний россиянин»; соотношение мужчин и женщин — один к двум.

Насколько можно судить по моим наблюдениям, беседам с духовенством, основу посещающего храмы среднего класса (как прихожан, так и захожан) составляют представители сферы торговли и финансов (проще говоря, владельцы мелких магазинов, менеджеры и бухгалтеры), чиновники, бюджетники (учителя, врачи, сотрудники правоохранительных органов), представители организованной преступности, домохозяйки из обеспеченных семей, IT-специалисты. В крупных городах заметна прослойка университетской интеллигенции, особенно гуманитариев. Городские прихожане чаще женщины, чем мужчины. Низкий интерес к посещению храмов проявляют люди с естественнонаучным образованием, юристы и мужчины-представители рабочих специальностей.

Смена «бабушек» на средний класс и падение посещаемости храмов способствовали «очеловечиванию» сурового стиля внутрицерковных отношений. Если раньше всем прихожанам полагалось стоять во время службы, то с начала 2000-х в «передовых» храмах появились скамейки и стулья, а в 2010-е «мода» на сидячие места для «немощных» категорий прихожан стала повсеместной. Были смягчены строгие требования к внешнему виду женщин — либеральные приходы начали допускать в храмы женщин в брюках, а в прочих храмах для тех, кто приходил «не по форме» завели условные юбки и легкие платки.

Прихожане с идеями

В крупных и средних городах для представителей образованной части среднего класса «с идеями» существуют священники, собирающие вокруг себя прихожан с теми или иными идеологическими предпочтениями. Эта тенденция возникла еще в 1960-е, когда у советской образованной молодежи, разочаровавшейся в коммунистической идеологии, вера в целом и приходская жизнь в частности начали рассматриваться как достойная идеологическая замена. Поток подобных людей в церкви заметно усилился в 1980-е годы, когда в церковные стены волнами входили различные категории «неформалов», переживших разочарование не только в школьных истинах, но и в молодежных альтернативах. С того времени в некоторых приходах РПЦ много бывших хиппи, рокеров, анархистов и бывших поклонников эзотерических учений. После 1991-го и особенно после октября 1993 года в церковь повалили бывшие активные члены КПСС и различных «национал-патриотических» организаций. Они искали в ней душевного покоя и укрытия от мира, где «демократы» проводили реформы.

Каждая подобная группа искала своих священников, которые понимали бы ее интересы, говорили бы с ней на понятном ей языке и способствовали бы формированию круга «своих». Вне зависимости от убеждений подобные идеологизированные священники стремились создать из прихожан замкнутый квазисемейный круг. Идеологизированные прихожане как правило были относительно молоды, имели или собирались завести детей, а потому у них пользовались популярностью идеи воскресных школ, совместных выездов в монастыри, на природу и летних лагерей. В такие общины приходили и не семейные молодые люди, интересовавшиеся православием. Нередко их визиты в храм заканчивались очередной приходской свадьбой.

Все это позволяло подобным приходам увеличивать численность. В результате в России сформировалось множество по-разному идеологически ориентированных, но реальных, чаемых многими членами церкви приходов. Самые крупные общины достигают двух-трех тысяч участников, десятки, если не сотни таких приходов имеют численность в одну-полторы тысячи человек.

В устроенном в 2013 году «Средой» опросе об образцовых православных приходах «более половины» опрошенных священников назвали конкретные общины, почти все из которых известны как идеологизированные сообщества с консервативными и фундаменталистскими взглядами; 76% из них находились в Москве. В целом, однако, таких приходов в РПЦ немного — порядка 3-4%.

«Идейные» общины в 1990-2000-е постепенно взяли на себя формирование представлений о том, что такое быть «воцерковленным». Раньше «воцерковленные» были растворены в общей массе «простых» верующих и управляемы негласными духовными руководителями — «старцами». Последние формировали специфический язык и манеры поведения «воцерковленных», следили за их внешним обликом и состоянием психики — всегда находящейся в состоянии вины, в ожидании «чудес» и «спасения», чутко прислушивающейся к снам и знамениям.

«Идейные» общины взялись за создание нового формата «воцерковленности», использовав отчасти наработки предшественников, но куда больше взяв от современного западного христианства. Новая модель церковной благотворительности, ныне принятая в качестве церковного стандарта — это община протоиерея Аркадия Шатова (ныне — епископ Пантелеймон). Новая модель церковно-светского высшего образования — община протоиерея Владимира Воробьева (ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Русская калька американского «пролайфистского» движения против абортов и в поддержку семьи — община протоиерея Димитрия Смирнова. Русификация и адаптация языка богослужения — община отца Георгия Кочеткова. «Человеческое» отношение к прихожанам и миролюбивое в целом православие европейского образца — община протоиерея Александра Борисова. Первый полноценный православный медиахолдинг — приход, который сформировался вокруг настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова).

Такие общины за 2000-е годы утвердили новый тип «воцерковленного». Это не маргинал в заляпанной свечным парафином темной и невзрачной одежде, а образованный и успешный человек средних лет, у которого должно хватать денег и на хороший автомобиль, и на трех-четырех детей. Он должен разбираться в современной музыке, правильно и хорошо питаться и регулярно бывать за границей. Именно такие православные в лице успешных бизнесменов, артистов и журналистов смотрели с первых страниц православного глянца. В качестве примера достаточно взглянуть на нынешнюю уполномоченную по правам ребенка Анну Кузнецову.

При этом большинство «воцерковленных» все равно остаются маргиналами. Прихожанка, сменившая черный платок и старое пальто на купленную в церковной лавке глухую сиреневую кофточку и газовую косынку цвета морской волны, черпающая информацию из «православного телеканала», слушающая в свободное время «православных бардов» или даже «православных рэперов», посещающая выставки «православных художников» и переписывающаяся с популярными «православными блоггерами» — остается в рамках своей субкультуры.

Прихожане без затей

Для большинства прихожан идеологические мотивы не главное. Храм для верующих — прежде всего место, где они могут выйти из обыденного жизненного пространства и побыть там, где все «по-другому». В социальном и экономическом измерении храм для них — это предоставляемая церковью услуга. И «простые» прихожане хотят быть квалифицированными потребителями и иметь возможность выбирать — они ценят удобное местонахождение, удобное расписание, красоту, слаженность службы и церковного пения.

Молодая прихожанка, «бывшая москвичка, ныне живущая в коттеджном поселке в пяти километрах» от храма Ильи Пророка в Лесном, красноречиво объясняет, почему их семья в 2010 году сменила привычные визиты в Троице-Сергиеву лавру на этот незнаменитый храм: «Приближалась осень, становилось холодно, и вопрос о том, как с грудным ребенком совершать дальнейшие поездки, встал ребром… Вот и решили мы в начале ноября попробовать поехать в храм в Лесной… Первое ощущение от службы, на которую мы пришли, было какое-то теплое и домашнее. Хор поет не величественно-торжественно, демонстрируя голосовые данные певчих, а спокойно и по-душевному очень трогательно. Господь стал совсем близок. Маленькие ребятишки тихонько снуют под ногами, и никто на них не «шикает», никто не скучает и не зевает. Пусть молитвенников и не так много, но чувствуется, что «захожан» нет. Все собрались на общую молитву. Всех объединяет Любовь ко Господу. Всех объединяет Христос. Мне как-то быстро предложили сесть, и я смогла на руках с грудным ребенком спокойно помолиться. Дать укромно грудь, когда младенец закряхтел. Первое причастие в этом храме, а окружающие нас поздравляют, как родных и давно знакомых прихожан. Все это, конечно, тронуло до глубины души».

Николай Митрохин,
"ТАКИЕ ДЕЛА", 10 апреля 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
22 апреля 2018, 22:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ростислав Павленко: "Украина является независимым государством, у нас есть каноническое право на создание автокефальной церкви". Подробное интервью главного куратора автокефалии по линии государства
22 апреля 2018, 22:00  
В опрокинувшемся в Тверской области автобусе ехали паломники из Ниловой пустыни
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 апреля 2018, 21:51  
Синод Константинопольского патриархата официально подтвердил, что принял к рассмотрению обращения иерархов УПЦ КП, УАПЦ и украинских властей об автокефалии
22 апреля 2018, 20:57  
ENGLISH VERSION: "Especially the Ukrainian Orthodox Nation...". Communique of the Holy and Sacred Synod of the Ecumanical Patriarchate, April 22
21 апреля 2018, 21:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Операция «Открытое небо»: ищем возможности или отговорки? Татьяна Деркач опровергает доводы киевских и московских противников автокефалии Украинской Церкви
Материал содержит видео информацию21 апреля 2018, 21:22  
ВИДЕО: База для автокефалии. Гости ток-шоу канала "1+1" - председатель Верховной Рады Андрей Парубий, прот. Георгий Коваленко, Виктор Еленский и другие народные депутаты Украины (на укр. яз.)
21 апреля 2018, 15:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: В ответ на комментарии митр. Илариона Алфеева, главы ОВЦС МП. Секретарь Синода УПЦ КП опровергает доводы РПЦ МП против украинской автокефалии
20 апреля 2018, 20:42  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: «Велика кількість єпархій Московського патріархату перейде до канонічної Української православної Церкви». Коментар історика та релігієзнавця щодо автокефалії УПЦ
20 апреля 2018, 18:18  
Последователь Свидетелей Иеговы задержан во Владивостоке
20 апреля 2018, 17:55  
В Ивановской области возбуждено дело об участии в запрещенной в РФ религиозной организации Свидетелей Иеговы
20 апреля 2018, 17:49  
В Константинополе действует комиссия по изучению вопроса о создании единой Украинской Церкви, сообщил спикер Верховной Рады Украины
20 апреля 2018, 17:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Вопреки Кремлю: Киев просит об автокефалии для православной Церкви
Материал содержит иллюстрации20 апреля 2018, 16:51  
В Бурятии пройдут выборы главы буддистов России
20 апреля 2018, 16:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сделать сверхчеловеческое. Есть ли у Порошенко стратегия создания поместной Церкви
20 апреля 2018, 16:20  
Представитель президента Украины отправился в Стамбул, чтобы передать Патриарху Варфоломею обращения об автокефалии Украинской Церкви
20 апреля 2018, 16:04  
Следственный комитет РФ отрапортовал о "ликвидации ячейки" Свидетелей Иеговы в Заполярье
20 апреля 2018, 14:28  
В день 70-летия Израиля президент ФЕОР выступил против попыток "демонизировать" еврейское государство
20 апреля 2018, 14:16  
Депутаты "Оппозиционного блока" Верховной Рады Украины направили обращение к Патриарху Варфоломею с просьбой не давать автокефалию Украинской Церкви
20 апреля 2018, 13:53  
Бурятский губернатор приехал разбираться в один из районов Республики, главу которого "изгоняли" шаманы
20 апреля 2018, 13:49  
Строительство Крымского моста РПЦ МП намерена увенчать строительством грандиозного храма рядом с ним
20 апреля 2018, 13:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ядерный удар по РПЦ. Первые комментарии на сообщения об украинской автокефалии
20 апреля 2018, 13:40  
Глава юротдела УПЦ МП подозревает Патриарха Варфоломея в попытке обмануть руководство Украины, говоря при этом о готовности УПЦ МП принять Томос об автокефвлии
20 апреля 2018, 12:57  
МОНИТОРИНГ СМИ: Порошенко и автокефалия: последний бой, он важный самый. В автокефальную Украинскую Церковь может войти до половины приходов нынешней УПЦ МП
Материал содержит иллюстрации20 апреля 2018, 12:37  
Скончался предстоятель Эстонской Церкви Московского патриархата митрополит Корнилий (Якобс)
20 апреля 2018, 12:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Назад в ГУЛАГ? Клирик "меневского" храма в центре Москвы поддерживает создание "народных дружин" для борьбы со свободой слова в Интернете
Материал содержит видео информацию20 апреля 2018, 11:38  
Объединенная Украинская Православная Церковь может стать крупнейшей в православном мире, полагает президент Украины
Материал содержит видео информацию20 апреля 2018, 11:11  
ВИДЕО: Совместная молитва Кирилла (Гундяева) и российских баптистов: будущий Патриарх РПЦ МП читает "Отче наш" с христианами, которые отвергают почитание Божией Матери, святых и икон...
Материал содержит иллюстрации20 апреля 2018, 01:01  
У управляющего Аланской епархией ИПЦ Греции изъяли паспорт Южной Осетии и запретили въезд в Республику
Эксклюзивный материал19 апреля 2018, 23:24  
МЫСЛИ: Александр Зорин. ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСХА В ДЮССЕЛЬДОРФЕ. Маленький русско-немецкий опыт «преодоления перегородок»
19 апреля 2018, 23:12  
Адвокаты лидера петербургских саентологов не смогли обжаловать в суде его перевод из «Крестов» в СИЗО № 3
19 апреля 2018, 19:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Парад автокефалий. Войдёт ли Патриарх Варфоломей в историю второй раз. Один с виду маленький, но крайне важный момент встречи Президента с Вселенским патриархом
19 апреля 2018, 16:37  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: "Константинопольська Церква для нас була, є й буде Церквою-Матір’ю". Виступ президента України у Верховній Раді України щодо звернення до Вселенського Патріарха
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 16:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Антитеррористический «удар Яровой» по свободе совести: два года спустя. Итоги применения «пакета Яровой» по данным статистики Верховного суда РФ
19 апреля 2018, 16:04  
Пропагандируемый Московским патриархатом "русский мир" - "опасная политическая ересь", заявил президент Украины, выступая в Верховной Раде
19 апреля 2018, 15:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Неожиданные досрочные перевыборы в Турции и судьбы УПЦ. По мнению Кураева, 10 лет назад только давление Москвы на Стамбул не позволило Константинопольскому патриархату предоставить автокефалию УПЦ
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 15:20  
Глава ОВЦС МП уверен, что Константинопольский патриархат никогда не предоставит автокефалию Украинской Церкви
19 апреля 2018, 14:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Власть опасается влияния извне». Омского раввина снова пытаются депортировать из РФ
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 14:10  
Личные вещи семьи императора Николая II представят в новом музее Романовых в Тобольске
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 13:35  
Пресс-секретарь Путина выступил против отделения православной Церкви в Украине от Московского патриархата
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 12:44  
МОНИТОРИНГ СМИ: "За пряник мы стали рабами". Признания офицера ФСБ. "РПЦ – это почти наш филиал. Назначение на крупные посты согласуется"
19 апреля 2018, 12:10  
Порошенко назвал автокефалию Украинской Церкви вопросом национальной безопасности страны
19 апреля 2018, 11:51  
МОНИТОРИНГ СМИ: Так будет у нас своя автокефальная церковь? Дмитро Горевой оценивает степень реалистичности нынешнего проекта Порошенко и Варфоломея
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 09:35  
Мещанский суд назначил "православному активисту" Энтео 100 часов обязательных работ за акцию в защиту "Telegram"
Материал содержит иллюстрации19 апреля 2018, 09:28  
Путь к автокефалии Украинской Церкви обсудили на встрече в Киеве президент Украины и предстоятель УПЦ МП


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования