Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 апреля 2017, 23:06 Распечатать

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. Собеседование 23 (18/31.03.2017): Рабство греху как жизнь под оккупацией


(предыдушие проповеди этого цикла)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы продолжаем наши собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. И сегодня у нас осталось предпоследнее собеседование, оно же третье собеседование аввы Феоны, которое продолжает тему предыдущего. А тема предыдущего была  такая: как мы можем иметь какие-то грехи и при этом причащаться, и что имеет в виду апостол Павел в Послании к Римлянам, когда говорит, что у него в теле есть закон греха, из-за которого он делает то, чего не хочет, и не делает того, что хочет.

Иоанн и Герман где-то слышали такое объяснение, которое оказалось совсем неправильным и полностью было отвергнуто аввой Феоной: что это апостол Павел говорит не о себе, а о каких-то грешниках. Потому что, объясняет авва Феона, если бы он действительно говорил не о себе, а каком-то настоящем грешнике, то тогда не было бы проблемы с тем, что «не хочу». Как обычно грешат – именно этого и хотят. Грех очень тянет к себе, хочу и грешу.

Здесь какая-то другая ситуация описана. Тогда они возражают: ну, ладно, есть такие грешники, которые совсем не думают о покаянии; это, конечно, не про них. Но есть еще другие грешники, которые, в общем-то, хотят не грешить, но при этом больше хотят грешить. Может быть, апостол Павел пишет о них, а не о себе все-таки. Но это тоже отвергнуто аввой Феоной, потому что апостол говорит именно о себе. Потому что если даже человек оказывается совершенным по-человечески, то он совсем несовершен с точки зрения того, что ему самому хочется, и с точки зрения божественного совершенства.

И он это объясняет разными способами. Человек, находясь в этом теле, оказался под постоянным воздействием стремления ко греху, которое само по себе не делает его виноватым. Но он не всегда может его терпеть и периодически оступается, и это бывает даже и с совершенными, по-мирски, по-земному говоря, людьми. И из-за этого они тоже впадают в некие согрешения и отвлечения от Бога.

Дальше он объясняет мысли апостола Павла, обращаясь и к другим его посланиям, следующим образом. Адам согрешил добровольно, он тем самым стал рабом греха и продался туда вместе со своим семейством. Если раньше он был свободен, то теперь оказался под грехом. Конечно, одно дело – какая была цель у диавола, чтобы совсем его погубить и отнять от Бога, другое дело – что Божий промысл и замысел таким образом все равно не может быть опровергнут. Но есть еще третья сторона – это наша свободная воля, самого Адама. Она осталась, но деться некуда.

Тут он проводит такое объяснение, как мы живем в плену греха, с этим законом греха в нашем теле, которому я бы хотел дать свое собственное объяснение с другим примером, но я думаю, что он в точности эквивалентен. Вот это наше состояние под рабством греха, в рабстве диавола похоже на состояние жизни под оккупацией или жизни в плену. Это, в принципе, одно и то же, просто разная концентрация.

Как люди оказываются в плену или под оккупацией? Те, кто жил в Советском союзе и воспринимал советский режим как оккупационный, могут сами хорошо вспомнить. Там люди очень по-разному живут: кто-то неплохо устраивается и живет в соответствии с тем, чего хочет эта незаконная власть. Это те, кто угождает диаволу, те, кто грешит именно потому, что хочет грешить. Другие ведут себя по-разному, с разной степенью компромиссов. А кто-то живет совершенно свободно от всего этого, но, тем не менее, он все равно не может освободиться, не может убежать из плена или из-под оккупации, по крайней мере, пока. Вот он так живет и ждет, пока его освободят. Но при этом, пока его не освободили, он ни в чем не склоняет своих интересов к интересам оккупационных властей, тех, кто взял его в плен или в рабство, если мы говорим традиционными словами нашего поучения, рабство диавола. Он стремится не делать ничего такого, но по временам то и дело увлекается, против своей воли или когда совсем ничего не может сделать. И вот это то, что имеет в виду апостол Павел.

Но, конечно, можно сказать еще иначе: почему ему не освободиться от этого рабства? Тут авва Феона объясняет очень важную вещь. Да, апостол Павел говорит, что для него лучше разрешиться и быть со Христом. Человек, который находит Бога, стремится быть только с Ним и больше ни с кем. И для него лично, как ему кажется, это лучше. Но на самом деле это не совсем так. То есть, в принципе, это так, но не совсем. Потому что, как продолжает апостол Павел, «оставаться в теле лучше для вас». Иными словами, есть долг любви к ближним, который заставляет таких людей не уходить.

Даже если человек получил силу убежать из рабства или из-под оккупации, или из плена, если продолжать мои аналогии, то не всегда он должен это делать, или, по крайней мере, если должен, то не сразу, а когда Господь его заберет. А бывает, что ему нужно все равно оставаться в этих тяжелых условиях, чтобы помочь другим. И если бы такие люди не оставались, то другим тоже было бы не спастись. Вот так от Бога поставлен такой механизм нашего спасения, когда люди помогают друг другу. Но, оставаясь в этих условиях, пусть даже и добровольно, такие люди все равно оказываются, по временам, в той или иной степени побежденными этим законом греха. Вот о чем говорит апостол Павел и вот что нам нужно понимать.

Что касается причастия, то в этом поучении авва Феона особо говорит о тех, кто не причащается по целому году или подолгу, говоря, что он недостоин. И говорит, что это очень плохо, и что нам полезно каждый день, если есть такая возможность, причащаться, понимая свое недостоинство. А те, кто говорят, что ждут, пока будут достойными, – они думают, что после долгого времени какой бы то ни было подготовки они становятся достойными. Но в этом нет ничего, кроме гордости и диавольского прельщения. И поэтому мы должны просто со смирением причащаться часто, но при этом жить под оккупацией, понимая, где мы живем, если мы живем в этом мире, про который недаром сказано, что он во зле лежит. Аминь.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

12 апреля 2017, 08:18  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Проповедь на литургическом языке: притчи на горе Елеонской. Слово на Великий Вторник (29.03/11.04.2017)
11 апреля 2017, 11:29  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пришествие Сына Человеческого «яко молния»: в истории и в душе. Слово на Великий Понедельник (28.03/10.04.2017)
10 апреля 2017, 23:06  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. Собеседование 23 (18/31.03.2017): Рабство греху как жизнь под оккупацией
10 апреля 2017, 16:14  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Где Иерусалим у нас внутри? Слово в Неделю Ваий (27.03/09.04.2017)
09 апреля 2017, 16:36  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пост — это праздник, и праздник — это пост. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы, в пяток Цветной недели (25.03/07.04.2017)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
21 августа 2017, 15:36  
Житель Кузбасса скончался из-за того, что его проткнула арматура в строящемся храме
Эксклюзивный материал21 августа 2017, 12:30  
ДОКУМЕНТ: О необъяснимом смещении игумена Кирилла (Сахарова). Заявление Союза православных братств
21 августа 2017, 12:24  
Российские активисты утверждают, что собрали миллион подписей за запрет абортов
Эксклюзивный материал19 августа 2017, 14:12  
Перевод Библии, сделанный Свидетелями Иеговы, признан "экстремистским" в РФ
Эксклюзивный материал19 августа 2017, 09:52  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пшеница и плевелы. Слово в день памяти новомучеников митрополита Вениамина Петроградского, архимандрита Сергия, Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (31.07/13.08.2017)


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования