Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 марта 2017, 22:05 Распечатать

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. Собеседование 18 (25.02/10.03.2007): О разновидностях монашеской жизни


(предыдушие проповеди этого цикла)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас восемнадцатое поучение аввы Пиаммона, который был старшим среди монахов в небольшой местности. Оно касается основных видов монашеского жития. Поэтому оно, конечно, очевидным образом важно для тех, кто собирается стать монахом или уже стал, или изучает это с научной точки зрения. Но поскольку монашество для всех христиан очень важно, поэтому это поучение важно для всех.

И вот авва, увидев, что Иоанн и Герман хотят не просто что-то узнать, как многие посетители, —потому что уже тогда, в конце IV века, был вполне развит религиозный туризм, чтобы потом рассказывать что-то такое удивительное, а хотят научиться чему-то, чтобы исполнять самим, — он стал рассказывать.

А сам Иоанн Кассиан пишет, что про этого авву Пиаммона очень много историй существует, можно было бы о них рассказать, но он не будет этого делать, потому что цель его записок не в том, чтобы поведать всякие чудеса и необычные вещи для просто любопытствующих, которые от этого никакой пользы не получают, читая про разные чудеса, сотворенные монахами, или их исключительном образе жизни, а поведать те наставления, которыми можно воспользоваться для себя.

И вот он говорит, что в Египте есть три вида монашества. Из них два хорошие, а один очень плохой. Один – это самый первый, киновиальный, общежительный вид монашества. Он, согласно аввы Пиаммону, происходит от апостолов. И когда христиан было мало, они жили как апостолы, все у них было общее, все они подчинялись своему старшему, но потом, когда христиан стало больше, уже умерли апостолы (характерно, что он не говорит «когда христианство стало полугосударственным в IV веке», а имеет в виду I век), и обычные христианские общины перестали быть такими. Поэтому стали некоторые ревнители христианского благочестия жить отдельно — и так появилось монашеское общежитие.

А второй вид монашества появился на основе общежития, когда некоторые люди, которые в нем жили и уже прошли некоторое очищение от страстей, поняли, что им бы хотелось большего уединения, и так возникло пустынножительство, основателями которого являются Павел Фивейский и Антоний Великий.

Это воспроизведение ранней теории о происхождении отшельничества, которая потом стала общепринятой: получается начало IV века, а Павел Фивейский ушел из мира еще в конце III века. Это тоже, конечно, хороший вид подвижничества, которым подвизается и сам этот авва, и живущие неподалеку от него монахи.

А третий вид, который плохой, он называет «египетским», то есть коптским, словом «сарабаиты», но в коптских источниках оно не сохранилось. Если пытаться его прочитать по-коптски, то не очень понятно, что это за выражение, но похоже на коптское словосочетание, которым можно обозначить человека, живущего в монастыре. Наши ученые сейчас предполагают, что это было обычное обозначение коптских монахов. Но здесь оно употребляется как явно что-то плохое.

Чем отличаются эти люди? Они живут в своих домах или не в своих домах, они живут иногда по нескольку человек вместе, иногда по одному, но они живут без духовного рассуждения, без послушания. Но в чем же различие, ведь отшельник тоже живет без послушания, у него нет такого руководителя, который жил бы с ним рядом?

Они очень много трудятся, может быть, даже больше, чем трудятся в киновии, но они зарабатывают  средства не для того, чтобы поддержать свою жизнь или жизнь киновии, а они гораздо больше зарабатывают, впрок.

Да, от этого они дают какую-то милостыню. Их помощь бедным — само по себе хорошо, но нисколько не искупает вреда от накопительства. Они же не все лишнее отдают. В киновии, как он объясняет, на милостыню идет все лишнее, а здесь только часть избытков. И он говорит, что сейчас, в конце IV века, чуть ли не половина монастырей таких, «сарабаитских», а за пределами Египта почти все монастыри такие.

А что это за монастыри? — Обыкновенные, где люди собираются жить в каком-то комфорте, которого, может, и дома не имели, и для того, чтобы иметь «на черный день» не от Бога, а от себя какие-то запасы. Получается, что если мы создаем, пусть не для себя лично, а для монастыря, что-то такое вот в земном отношении устойчивое, то этим мы, конечно, трудимся себе в душевный вред.

Это можно прочитать как осуждение преобладающей традиции русских монастырей, начиная с XV века, – Иосифа Волоцкого и так далее. Я думаю, что так и нужно прочитать.  Нил Сорский и другие как раз против всего этого выступали, хотя, наверное, они не читали этого поучения.

Вот ученые наши говорят, что, видимо, первоначально монашество наше создавалось вот так, как описывает его вырождение Иоанн Кассиан устами этого аввы. То есть просто некие люди в своем собственном доме или в загородном имении собирались небольшим числом, жили, как могли, работая на светской работе. При этом они могли пользоваться доходами от имений и даже иметь прислугу. Потом развивались другие формы монашества.

Но, конечно, то, что обличает Иоанн Кассиан, – это не то, что они живут у себя дома или не у себя, а, повторю, то, что они вместо монастыря создают какую-то трудовую артель, которая собирает для них богатство «на черный день» или под предлогом иметь возможность кому-то помогать. Это не то, чем должны заниматься монахи. А что нужно?

Во-первых, нужно полагаться на Бога и не заниматься такими вещами. И самое главное – в чем смысл общежития? В том, что тебе показывают те твои грехи, которые ты так бы не увидел – мы не раз об этом читали у Феодора Студита. Живешь ты один – сам ты собой доволен более или менее. Но если ты живешь не один, то у тебя будет гораздо больше поводов быть недовольным собой и смотреть по-христиански.

Например, тебя кто-нибудь оскорбляет. Зачем и для чего он это делает – тебя это не касается. А если ты оскорбился, тебя что-то задело, то значит у тебя все это внутри. Поэтому необходимо жить всем вместе, чтобы могли друг друга задевать. И вот кого уже больше не задевает, тот уже может уйти на больший подвиг в уединение.

Сейчас нам полезно смотреть на свою собственную жизнь и смиряться. В частности, может быть, мы склонны признавать за собой какие-то определенные грехи, которые, скорее всего, у нас действительно есть, – например, раздражительность или еще что-нибудь, или какие-то очень грубые грехи готовы за собой еще признать, — а вот то, что повседневно нас раздражает, мы склонны это не замечать. Например, когда о нас думают, что мы недостаточно аскетичны или еще что-нибудь в этом роде. Это нас задевает. Ну и хорошо, если задевает. Значит, мы живем в тех местах, где нас может что-то задеть, и это правильно. Значит, уходить в отшельничество нам рано, а  будем получать пользу от взаимного общения.

Аминь.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

19 марта 2018, 23:04  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Когда с верой все плохо. Слово в Неделю четвертую святых постов, преп. Иоанна Лествичника (05/18.03.2018)
16 марта 2018, 23:54  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 8. О тщеславии (01/14.03.2018)
13 марта 2018, 20:19  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Скорби в качестве отдыха. Слово в Неделю Крестопоклонную (26.02/11.03.2018)
11 марта 2018, 22:36  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 7. О терпении (24.02/09.03.2018)
10 марта 2018, 21:38  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Беседы на «Изречения Отцов». 6. О нестяжании (23.02/08.03.2018)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
20 июня 2018, 18:02  
Руководитель общины мормонов в Таганроге оштрафован за «незаконное» миссионерство
20 июня 2018, 17:07  
МОНИТОРИНГ СМИ: Автокефалия приближается. Почему Патриарх Варфоломей "прицепил" Украину к Македонии
Материал содержит иллюстрации20 июня 2018, 16:49  
РПЦ МП требует передачи в собственность Успенского собора во Владимире со знаменитыми фресками Андрея Рублева и Даниила Черного
Материал содержит иллюстрации20 июня 2018, 16:32  
Митрополит Тихон (Шевкунов) открывает при Псково-Печорском монастыре филиал Сретенской духовной семинарии
Материал содержит иллюстрации20 июня 2018, 16:16  
Церковные лидеры Святой Земли направили премьер-министру Израиля письмо с критикой законопроекта о церковной собственности
20 июня 2018, 16:07  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Патріарх Філарет: Якщо Томосу нам не дадуть, то це означає, що Москва перемогла Вселенського патріарха
20 июня 2018, 15:44  
Памятник царской семье, против которого выступила часть горожан, установят в Кирове на территории монастыря РПЦ МП
20 июня 2018, 14:36  
В Мурманске проходит проверка законности размещения на городских баннерах рекламы книги основателя Саентологической церкви Рональда Хаббарда
Материал содержит иллюстрации20 июня 2018, 14:12  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сталин и православная церковь: мифы и факты. "В последние десятилетия приобрела популярность версия, что Сталин был втайне верующим человеком"
Материал содержит иллюстрации20 июня 2018, 13:49  
Глава МИД Украины встретился с Иерусалимским Патриархом Феофилом, чтобы обсудить создание поместной Украинской Церкви
Материал содержит иллюстрации20 июня 2018, 13:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Чумной бунт 1771 года в Москве и убийство толпой фанатиков архиепископа Московского и Калужского Амвросия (Зертис-Каменского)
Материал содержит иллюстрации20 июня 2018, 12:21  
Арбитражный суд Петербурга изучит вопрос о передаче РПЦ МП Сампсониевского собора
Материал содержит иллюстрации20 июня 2018, 12:04  
Российские шаманы намерены обратиться к президенту РФ с просьбой признать шаманизм "пятой традиционной религией России"
Эксклюзивный материал19 июня 2018, 19:26  
МЫСЛИ: Алексей Белов. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Часть третья – «духовность Новой Эры» и психопатологии
Эксклюзивный материал19 июня 2018, 18:30  
ДОКУМЕНТ: "Прекратить преследование Свидетелей Иеговы за их вероисповедание!" Заявление российских правозащитников, журналистов и гражданских активистов
19 июня 2018, 17:58  
Министр иностранных дел Украины считает, что УПЦ вплотную подошла к Томосу об автокефалии
Материал содержит иллюстрации19 июня 2018, 16:23  
Мужчина, ударивший ножом охранника Чесменской церкви в Санкт-Петербурге, умер по пути из СИЗО в суд
19 июня 2018, 16:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Как Россия борется против украинской автокефалии. Свежие сводки с "автокефального" фронта
Материал содержит иллюстрации19 июня 2018, 15:18  
В Петербурге задержали ворвавшегося с ножом в Чесменскую церковь мужчину
19 июня 2018, 15:11  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Акція руйнування православних церков на Холмщині та Підляшші, 1938 р. До 80-ї річниці
19 июня 2018, 14:26  
Саранская епархия РПЦ МП устроила облет объектов ЧМ-2018 с иконой Богородицы
19 июня 2018, 10:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кафедральный собор окружают покупатели. Квартал у Красной площади Курска - территория бывшего монастыря - выставлен на продажу
19 июня 2018, 10:07  
Госдепартамент США призвал власти РФ незамедлительно освободить политзаключенных, в том числе осужденных за свои религиозные убеждения
19 июня 2018, 09:57  
Еще трое Свидетелей Иеговы арестованы в Саратовской области


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования