Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
12 марта 2017, 16:44 Распечатать

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. Собеседование 17 (23.02/08.03.2017): Об обещаниях


(предыдушие проповеди этого цикла)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы продолжаем наши собеседования на Собеседования Иоанна Кассиана. И сегодня у нас собеседования аввы Иосифа о обещаниях — о том, что делать с обещаниями. Самый простой ответ заключается в том, как говорит авва Иосиф, что не надо их давать: по возможности, надо никому ничего не обещать. Еще неизвестно, как оно там все обернется, не надо себя связывать какими-то там обязательствами.

Да, конечно, есть какие-то обещания, которые связаны с тем, чтобы вообще оставаться христианами, чтобы хранить православную веру и так далее. Это обеты святого крещения или монашества для тех, кто его принимал, или обеты брака. Такие обеты не обсуждаются и не представляют для нынешнего нашего собеседования никакого интереса – это то, что уж надо держать, и тут нет вариантов.

А что бывает с остальными? С остальными бывает разное. И авва приводит примеры, что не только люди, но и Бог может поступать по-разному. Например, Бог говорит через пророка Иезекииля, что если Он обещал что-то хорошее праведнику, а праведник начнет пренебрегать праведностью, потому что все ему уже гарантировано, и начнет жить как попало, то он этого не получит, и изменится Божие определение.

Или наоборот, Он может пообещать грешнику всякие тяжелые кары, а потом грешник испугается этого, покается, и Бог изменит свое предопределение. Было с царем Езекией так, и нам всем памятен пример с ниневитянами, которые, которым проповедовал Иона. Как Господь настаивал на этой проповеди? Иона не хотел, потому что ему это пророчество очень не нравилось – кому захочется такое, даже истинное, пророчество сообщать? Но Бог заставил, чтобы это пророчество прозвучало, но получилось так, что пророчество не исполнилось, потому что на него отреагировали. Это касается Бога.

Но конечно, есть и другие обещания, не связанные с хранением веры, которые мы должны давать только в крайних случаях, если мы в этом уверены. Тогда проблема не исчезнет, но минимизируется. Но, во-первых, даже в этом случае, она не исчезнет, но бывают и такие случаи, когда плохо сохранить правду.

Очень часто возникают такие ситуации, когда мы в свое время сделали глупость – мы пообещали что-то кому-то когда-то, или сказали, а потом поняли, потому что поумнели, что это было все неосмотрительно, неправильно.  Что тогда делать?

 Иоанн Кассиан и Герман спрашивают у Иосифа именно в такой ситуации. Когда они уходили из своей Вифлеемской обители в Палестине, то обещали, что придут в Египет, поучатся, наберутся всяких хороших поучений, а потом вернутся. Но когда они пришли в Египет, то увидели, что все обстоит иначе – монахи тут живут совершенно по-другому, нельзя просто послушать поучения, а надо вместе с ними жить, и что такой хорошей монашеской жизни у них в Палестине, в Вифлееме точно не будет. Поэтому если они сейчас туда вернутся, то их обратно в Египет не отпустят, и они не получат той пользы, которую они могли бы получить, если бы жили только с египетскими монахами.

Но было обещание, которое они боялись преступить. Поэтому и возникла эта тема в разговоре с аввой Иосифом, и его решение они уже хотели принять как истинное. И он им сказал следующее.

Конечно, ситуация, когда может обсуждаться либо нарушение обещания, либо ложь – эта ситуация греховная, ничего хорошего в этом нет. Но бывает меньшее зло и большее зло – вот на это и надо смотреть.

Вот известный пример, связанный с сегодняшним нашим богослужением (обретение главы Иоанна Предтечи): Ирод обещал исполнить желание за хороший танец сплясавшей отроковицы. Он решил не нарушать клятвы, хотя клятва была безумная. Он захотел не быть клятвопреступником в глазах тех, кто с ним возлежал на пиру, но не в глазах Божиих. Конечно, это было неправильно.

Как нам говорит богослужение дня Усекновения главы Иоанна Предтечи – «Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся». То есть если ты увидел, что клятва дурацкая, то надо было бы ее нарушить – было бы лучше.

В то же время Раав, блудница, которая и сама была не особо благочестивой в жизни, соврала в Иерехоне согражданам, сокрыв у себя соглядатаев, но через это не только сохранила свою жизнь и своих родственников, но вошла в родословие Иисуса Христа – поэтому она и упоминается в Евангелии от Матфея.

И, напротив, Далила, которая была у Самсона, сказала филистимлянам, что Самсон у нее, и они его убили. И она получила наказание. То есть вот бывает, что правда бывает хуже.

Или, еще есть в патериках такое, когда у монаха спрашивают про человека, за которым гонятся, куда он пошел, чтобы его убить, даже если он и натворил что-то, то показывать, что он пошел в другую сторону, то есть лгать – это все-таки правильно.

Суть вот в чем. Надо смотреть на то, ради чего давалось обещание. Сам по себе исход дела, даже если он хороший, нас не оправдывает, и мы от него не осуждаемся. Например, хорошее дело, что Христос Воскрес и всех спас. Но это не значит, что Иуда сделал хороший поступок, когда Его предал. Потому что предал он Его не с той мыслью, чтобы исполнилось пророчество, но исходя из своих каких-то греховных соображений. Из этих греховных поступков в результате получилось благо, но человек, который это сделал, совершил зло и несет осуждение. А бывает, что человек делает что-то хорошее кому-то, а ничего не получается, хорошее не выходит, но намерение было хорошее, и это ему спасительно.

Поэтому, когда мы размышляем держаться или не держаться обещаний, то надо думать о том, ради чего мы их давали, чего мы хотели. Возвращаясь к примеру с Иоанном и Германом: они хотели вернуться в Вифлеем для того, чтобы лучше жить монашеской жизнью, послушаться старших и вернуться туда, где они начали свою монашескую жизнь. Но оказалось, что для этого лучше поступить иначе. Поэтому, как советует им авва Иосиф, лучше не возвращаться сейчас. Действительно, они задержались в Египте на семь лет, а потом все-таки вернулись в Вифлеем, где их правильно поняли, и все там было хорошо.

Также характерны еще для монашеской жизни, но я думаю, что и для всех христиан, еще такие ситуации. Скажем, монах собирается поститься. В это время приходит к нему какой-то другой монах и спрашивает: а что ты вечером собираешься поесть? И вообще, явно намекает, что его надо покормить. Понятно, что не надо объявлять, что собираешься поститься, а наоборот, дать понять, что собираешься поесть побольше, и покормить гостя. Это как раз простая задачка – надо скрыть намерение поститься и показать что-то совсем противоположное.

Но добавим усложнение на одну ступень. Ты постишься определенным образом, но потом ты куда-то пришел, и тебя угощают чем-то, что не соответствует твоему  пощению – еда слишком роскошна. Скажем, ты постишься без елея, но пришел в гости, где тебя угощают елеем. Что надо сделать? Авва Иосиф задает такой вопрос Иоанну и Герману, и они отвечают по обычаям, усвоенным в Вифлееме: надо отказаться. Тогда все поймут, что ты всегда держишь вот так пост, и потом не будут предлагать уже.

Конечно, так можно, но наши египетские отцы предпочитают иначе: лучше скрыть, что это для тебя что-то странное, и спокойно поесть то, что тебе дают.

Можно, конечно, вообще поставить вопрос так: не лучше ли вообще скрыть факт, что ты постишься, и поесть скоромное? Нет. Если смягчать пост можно, то вообще нарушать его нельзя.

Хотя и тут бывают особые ситуации. Один раз я даже сам в такой ситуации оказался, правда история была с довольно дикими людьми, совершенно вне привычной нам цивилизации – невозможно было объяснить, почему ты не ешь мясо. Я, правда, тогда еще не был монахом.

Но если все знают, что ты постишься, никакой особой добродетели в твоем пощении нет, скрывать тут нечего. Поэтому можно спокойно отказываться от скоромного в гостях.

А бывает, что ради пользы какого-то человека ты хотел бы ему рассказать что-то из собственной жизни, но эта история представляет тебя в выгодном свете и дает повод для тщеславия. Можно не рассказывать вообще, но тогда ты лишишь человека полезного для него назидания. Лучше, как советует авва Иосиф, все-таки рассказать, но скрыв, что это про тебя, а приписать какому-то другому человеку. Тут можно вспомнить апостола Павла, который рассказывает как бы про другого. Часто монахи этим пользуются – рассказывают про своего знакомого, а на самом деле рассказывая про себя.

Получается, что много есть разных приемов, но нужна рассудительность. И авва Иосиф подчеркивает, что если обещание давать даже разумно, — но абсолютно разумного быть все равно не может, — а потом во что бы то ни стало пытаться их выполнить, то это значит действовать без рассудительности и принести неизбежный вред.

А надо подходить с рассудительностью и что, повторю, надо принимать во внимание? — То, с какой целью давалось это обещание. Цель должна быть та же самая, она не меняется, поэтому, как объясняет авва Иосиф, и ложь оказывается не ложью в таких ситуациях, если цель, с которой давалось обещание, не изменилась.

Вот такое  у нас сегодня было поучение о необходимости рассуждения. Аминь.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

12 апреля 2017, 08:18  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Проповедь на литургическом языке: притчи на горе Елеонской. Слово на Великий Вторник (29.03/11.04.2017)
11 апреля 2017, 11:29  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пришествие Сына Человеческого «яко молния»: в истории и в душе. Слово на Великий Понедельник (28.03/10.04.2017)
10 апреля 2017, 23:06  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. Собеседование 23 (18/31.03.2017): Рабство греху как жизнь под оккупацией
10 апреля 2017, 16:14  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Где Иерусалим у нас внутри? Слово в Неделю Ваий (27.03/09.04.2017)
09 апреля 2017, 16:36  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пост — это праздник, и праздник — это пост. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы, в пяток Цветной недели (25.03/07.04.2017)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
23 января 2018, 18:55  
Государство должно уберечь общество от "падения в ад", заявил Легойда
23 января 2018, 18:45  
Минкульт РФ отозвал прокатное удостоверение у «Смерти Сталина»
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 17:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Смерть Сталина» отложить! "Матильда" №2: госчиновники требуют запрета комедии о кончине вождя СССР, поскольку в фильме "оскверняются наши символы — советский гимн, ордена и медали"
23 января 2018, 16:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Закон Яровой» ударил по протестантам. Интервью с историком религий Еленой Главацкой
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 16:34  
Челябинская прокуратура оштрафовала проповедника-пятидесятника за миссионерскую деятельность в Доме молитвы собственной религиозной организации
23 января 2018, 16:24  
Жителей Татарстана возмутила "крещенская прорубь" в форме полумесяца
23 января 2018, 16:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Организация на острие ножа». Глава движения «Сорок сороков» рассказал, что будет, если государство сочтет его соратников экстремистами
23 января 2018, 15:50  
"Фильм специально сделан для того, чтобы оскорбить Россию, ее население", - в Госдуме РФ усмотрели в комедии "Смерть Сталина" наличие "экстремизма"
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 15:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: «У нас тут это место намолено, люди знают, куда приходить». Репортаж из сожженного офиса «Мемориала»
23 января 2018, 15:05  
"Аль-Каида" призывает мусульман к борьбе со сторонниками признания Иерусалима столицей Израиля
23 января 2018, 14:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Епископы на службе Лубянки. Истории иерархов православной Церкви, завербованных НКГБ СССР
23 января 2018, 14:22  
«Мемориал» признал политзаключенными троих обвиняемых по делу организации БАРС, являющихся также прихожанами РПЦЗ(В) в Калининграде
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации23 января 2018, 13:43  
Сербская ИПЦ рукоположила иеромонаха для приходов в Украине, разорвавших общение с Синодом РИПЦ
23 января 2018, 13:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Понюхайте старческого маразма от "духовника патриарха Кирилла". «Отец Илий - фиктивный "духовник" патриарха, пиар-прикрытие никодимовщины. Но если такова рекламная ширма, то что же за ней?»
23 января 2018, 13:15  
Закон, обязывающий религиозные учреждения сообщать о доходах, вступил в силу в Таджикистане
Материал содержит иллюстрации23 января 2018, 11:24  
АРХИВ: Саратовская купель. Знаменитая статья в "Правде" 1949 г., ознаменовавшая завершение "сталинского православного ренессанса"
23 января 2018, 11:17  
Профессор географического факультета МГУ отказался принимать экзамен у студента в кипе - головном уборе иудаистов
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 января 2018, 21:14  
МНЕНИЕ: «Труп Ленина – это настоящие сатанинские лжемощи» - настоятель храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации22 января 2018, 20:06  
ФОТО ДНЯ: Крещение именем Мухаммада (с.А.с.)
Материал содержит иллюстрации22 января 2018, 19:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Погруженское. "То ли удаль православная всем покою не дает — то ль народ почуял главное и спускается под лед", - новое стихотворение Дмитрия Быкова "на злобу дня"
22 января 2018, 18:36  
"Провал путинского двойника", - протодиакон Андрей Кураев прокомментировал "крестное знамение" Путина во время крещенского купания
22 января 2018, 18:21  
Житель Омска "смыл грехи" в крещенской проруби, а затем убил приятеля, который пожалел, что "остался грешником"
22 января 2018, 18:13  
Погромы из-за собственной "Матильды" начались в Индии: на экраны страны выходит фильм, рассказывающий об отношениях между индуистской королевой и мусульманским правителем
Материал содержит иллюстрации22 января 2018, 17:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пять крещенских новостей, которые не потрясли Россию. "В городе Находка прямо из водопроводного крана льется освященная вода"
22 января 2018, 16:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Святой Юстиниан Второй как приговор "историческому православию". "Выбор кандидатов на смерть происходил во время пиров, которые давал царь... Некоторых зашивали живыми в мешок, а затем бросали в море"
22 января 2018, 16:15  
ЕС намерен признать Иерусалим столицей двух государств - Израиля и Палестины, заявила Федерика Могерини
22 января 2018, 16:01  
Адвокат Варвары Карауловой, осужденной "за попытку" присоединиться к запрещенному в РФ "Исламскому государству", опроверг ее обращение к Путину о помиловании
Материал содержит иллюстрации22 января 2018, 15:50  
Посол США в России - мормон по вероисповеданию - окунулся в прорубь ради познания «духовных традиций» РФ
22 января 2018, 15:01  
МОНИТОРИНГ СМИ: Отец Алексей Уминский: «Непогребенный труп вождя — это пародия на святые мощи»
Материал является переводом22 января 2018, 14:50  
Верховный суд Украины не поддержал верующих Киевского патриархата в Донецкой области, оспаривающих храм у общины УПЦ МП
22 января 2018, 14:08  
Эксперты Санкт-Петербургского университета не нашли в фильме "Матильда" признаков "оскорбления чувств верующих"
Материал содержит видео информацию22 января 2018, 14:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сморозили – топ нелепых новостей о празднике Крещения. Православные журналисты оценивают восприятие "купального праздника" их светскими коллегами
Материал содержит иллюстрации22 января 2018, 13:46  
Скончался наместник Оптиной пустыни РПЦ МП архимандрит Венедикт (Пеньков)
22 января 2018, 13:37  
Клирик Симбирской епархии РПЦ МП и бывший главред газеты "Православный Симбирск" получил 6 лет строгого режима за распространение порнографии
22 января 2018, 12:37  
РПЦ МП не будет искусственно замедлять решение о "екатеринбургских останках", пообещал Владимир Легойда
22 января 2018, 12:13  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Помазанник» оказался «Антихристом»? Впервые действующий епископ РПЦ МП призвал не голосовать за действующего президента
Эксклюзивный материал22 января 2018, 08:55  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Отмыться до Бога. Слово на Богоявление (после литургии в сочельник) (05/18.01.2018)


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования