Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 марта 2017, 19:31 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Незабудка. Гордыня христианской интеллигенции и судьба "ренегата" Осипова


1.

В телевизоре – «Жара»; прогрессивный журналист снял документальный фильм о христианстве в дряхлом СССР, о богоискательстве тогдашней интеллигенции, о следовании за Христом в мире, где куда логичнее было следовать если не за Гагариным, то хотя бы за Булатом Шалвовичем Окуджавой.

Фильм его состоит из набора истин ошеломляюще свежих, высказанных так вовремя и так внезапно. Советская власть была очень плохая. А Борис Пастернак зато был очень хороший. Он написал стихи из «Живаго» - замечательные стихи, и какие христианские! – в то самое время, как Советская власть (очень плохая, если вдруг вы забыли) насаждала безверие и безбожие, поворачивала куда-то не туда реки, поджигала торфяники и осваивала дурацкую целину. Но ничего. Увернувшись от коммунизма и атеизма, а заодно и от горящих рек с торфяными берегами, лучшие представители религиозной интеллигенции все-таки находили место и время подумать о высоком. Они закладывали окна одеялами – чтобы ни одно поганая совковая морда, тьфу на нее, внутрь не заглянула, и собирались в кружки, и духовно парили, и читали поэму «Москва – Петушки», и крестили друг друга в пруду в Сокольниках. «Все-таки мои друзья – очень приличные люди», - поясняет, дружелюбно глядя в камеру, писательница Улицкая, и ей как-то сразу и безоговорочно веришь. И, больше того, понимаешь, что и христианство – это когда приличные люди кругом, и никаких тебе подлецов и партийных, когда долой Советскую власть - и да здравствует Сергей Сергеевич Аверинцев и весь наш домашний семинар с присущим ему евангельским духом, когда главное – что все мы здесь сегодня собрались, ведь вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке, и – да! - возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке.
И кто сказал, что нельзя следовать за Христом и еще немножко за Булатом Шалвовичем Окуджавой?

Но в сторону эти несущественные подробности. Я не хочу больше говорить о приличных людях; моя задача – рассказать о человеке неприличном, о том, кто, вопреки духоподъемной песне, пропал в одиночестве.

2.

Александр Осипов был таллинский и ленинградский священник и профессор-богослов, но важно не это, а то, что его много лет преследовали сплошные несчастья.

Он родился в Ревеле в 1911-м, вырос в «буржуазной Эстонии», сделался протоиереем, а позднее любимым студентами преподавателем. Он был миссионером в тюрьмах и скорбных домах; в 43-м, в городе Молотов, когда его, ввиду известных церковных послаблений, отправили с фронта на приход, и когда мало кто думал о чем-нибудь, кроме еды, - он усыновил мальчика из военных сирот; в его проповедях, в его вере, в его лекциях – никто не сомневался. Но сомневаться начал он сам.

Когда война кончилась и Осипов возвратился домой, в Таллин, выяснилось, что дома у него больше нет – жена, взяв детей, ушла с немцами, а попав «туда» - развелась с ним и отреклась от него, как от красного. Он тяготится неизбежным теперь целибатом и остро нуждается в семье, но мать-диктатор – не любит его, но гордится сыном, - давит на него «церковной карьерой». Тут его приглашают в Ленинград, в Духовную Академию – и он едет, но в 47-м беда случается там – в помещении академического храма во время пасхальной службы обрушивается лестница с прихожанами, много раненых, тяжело пострадавших. Осипов переживает и упрекает Бога: «через блокаду провел? – провел. Мир даровал? – даровал. Так что же Ты над этими, самыми верными детьми Твоими, пришедшими в эту ночь на поклонение Тебе, надругался?» Еще через год отец Александр, ответственный за ремонт частично разрушенного бомбежками здания Академии, сам падает с лесов и навсегда теряет способность долго стоять, а значит, и служить литургию. А в 51-м, измученный одиночеством, он женится – и слагает с себя сан, становясь богословом-мирянином.

Брак, ради которого Осипов отказался от священства (физически уже однажды потерянного после травмы), - оказался катастрофическим. Молодую жену свою Ирину, этакую советскую Холли Голайтли в валенках, он описывал так: «Жизнь с ней была жизнью со сплошным требованием денег и, главное, с целым букетом адюльтерных романов… за несколько лет истериками вытребовавшая у меня покупку пяти шуб… я мечтал о ребенке, но она предпочитала аборты». Потом она его бросила.

И - где-то в последние сталинские годы – за него берется госбезопасность.

Интеллигенция – нравственно стоящая, надо полагать, достаточно высоко для того, чтоб с удобством обозревать чужие падения и барахтания в грязи, - обожает разоблачения стукачей. Для людей, самым основательным образом убежденных в собственной несгибаемости, нет большего удовольствия, чем схватить за ухо очередного советского Иуду – а ну иди сюда, пособник тоталитаризма, сейчас мы будем тебя презирать, презирать. Коммунистам служил? Донесения строчил? На собраниях выступал? Клеветал? – ну конечно, вот же она, эта грязь, которой ты весь обмазан, не то что мы все, такие благородно разгневанные, такие – а почему бы не сказать прямо и честно? – святые. Меж тем, никто из исполненных благородства не делает простейшего умственного усилия и не пытается представить себе: вот он я, тот же я, но не сидящий здесь, взявшись за руки с такими же милыми и нравственно твердыми, читающими хором Сергея Сергеевича Аверинцева, - а загнанный в угол человеком «оттуда» со стертой фамилией вроде Петров-Сидоров, и аргументы у Петрова-Сидорова такие, что либо вся моя неготовность ронять себя даже и ценой жизни - проявится тотчас же, и тогда я погиб, либо вдруг не проявится и мелко спрячется, и тогда я пропал. Но зачем же мне думать об этом сжатом в несколько минут безопасного уже двадцатого века выборе, когда можно не думать - и клеймить себе с чистой совестью?

Ваши родственники за границей… Ваши пропитанные ядом статьи… Ваша деятельность в роли прислужника контрреволюционных и террористических кругов буржуазной Эстонии вызывает вопросы, - говорит призрачный Петров-Сидоров из своего двадцатого века, и не мне говорит, а кому-то другому, и это ему, а не мне - в том его проклятом прошлом, которое я так разгневанно осудил, - придется быстро решать, умирать ему прямо сейчас или пропадать в другом смысле, но позже, и – медленно, и – незаметно.

Иными словами, Осипов стал осведомителем.

Известен его подробный доклад «уполномоченному» - о внутрицерковных делах. В нем видна двойная ложь: автор бранит попов в выражениях почти Емельяна Ярославского, но, вместе с тем, еще и не до конца верит самому себе, то и дело, когда речь заходит о замечательных личностях вроде святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), сбиваясь с ругани на сдержанные похвалы – похвалы именно святому, а совсем не тому, чей труд оценил бы уполномоченный.

Так он запутывался все больше.

Прошли еще годы внешне почтенного существования в Академии, но ветер внутренней жизни относил Осипова все дальше и дальше от христианства, и, хотя подробности этого отдаления никому уже не станут известны, можно предположить, что дело здесь было не в резкой перемене убеждений с православных на коммунистические, не в корысти и даже не в страхе, хотя Петров-Сидоров наверняка придерживал бывшего отца Александра за воротник. Скорее, Осипов оказался жертвой того нарастающего чувства раздражения, потерянности и тоски, что охватывает человека, с трудом одолевающего первые, вторые, пятнадцатые неприятности, но следом идут двадцать третьи, а там и сто тридцать восьмые, одно цепляется за другое, сил сопротивляться нет, и человек забывает - а было ли когда-нибудь иначе, ведь теперь он сам – одна нескончаемая усталость и неприятность, его, собственно, нет, есть мучение и есть тоска, когда нет мучений, и та легкая, радостная в своем волнении вера, что некогда сделала его священником, все чаще кажется ему самой большой несправедливостью, с ним случившейся, ведь если бы не она, может, и не было бы ни Петрова-Сидорова, ни падения с лесов, ни скандальной жены, и все у него было бы совсем другое, ясное и здоровое; вера больше не вера, а болезнь, темная и доведшая его судьбу до полной безвыходности, хотя как так получилось – неясно, а все-таки так получилось, и поправить дело может только разрыв со всем прежним, пусть и запоздавший, ведь ему уже почти пятьдесят, и на что было потрачено время, Господи? – все на Тебя, но Ты больше не мучай и не преследуй, отойди, отпусти. И прощай.

И хотя многое говорит о том, что статья «Отказ от религии – единственно правильный путь», напечатанная Осиповым в «Правде» 6 декабря 1959-го, была деталью большой антицерковной кампании, знатной политтехнологией, исполненной по приказу «оттуда», - я склонен думать, что это «письмо в редакцию» было написано от души. Впрочем, как следует из письма, несуществующей.

После того, как отец Александр отрекся от Христа и превратился в научного сотрудника Музея истории религии и атеизма, его основным занятием стали выступления и книги с антихристианскими уже проповедями. Звучит страшновато – антихристианскими, но что же было в действительности?
А был - лектор Никадилов из «Карнавальной ночи».

Товарищи! Есть ли жизнь на Марсе? Осипов приезжал в затхлый клуб или дом культуры, его встречали испуганные, жующие губами старухи, строгие, конспектирующие в блокнотик школьные учителки, скучающие – иначе не скажешь – девчата. Год за годом он рассказывал им о том, что мракобесие служителей культа способствовало эксплуатации и угнетению трудящихся, а новейшие данные науки, кстати, не подтверждают событий мифической библейской истории, да и вообще, «дриопитеки были наиболее прямыми среди обезьян предками человека. Между прочим, от них мы унаследовали так называемый "узор дриопитека" на наших нижних больших коренных зубах, прямо роднящий нас, как своего рода "родимое пятно", с человекообразными обезьянами, жившими в конце третичного периода».

Говорил он и о том, что жизнь его, лучшие годы жизни ушли, товарищи, на эти вредные иллюзии, на веру в то, что есть где-то очень далеко, за пределами нашего обозрения иное, лучшее бытие, но зато теперь, когда видимые каждому из нас достижения советской действительности – единственной, какая вообще нам дана, - вдохновляют его, и ведут его вперед, теперь уж он наконец-то…

В 1967-м Осипов заболел раком позвоночника и долго, трудно умирал.
«Радости вам, долгих лет жизни желает атеист и друг ваш Александр Осипов», - написано на его могильном памятнике.

Нет верных слов, чтобы вполне передать то ощущение, что возникает при чтении этой эпитафии. Нужно просто подержать ее внутри, остановиться над ней.
Атеист и друг ваш.

А кому-то и враг. Прогрессивный журналист создал именно из Осипова образ врага в своем фильме про христианское горение интеллигенции. Он цитирует запись, сделанную уже умиравшим Осиповым:

Раз уж определилось, что возврата к жизни нет, то скорей бы уж в это великое ничто. Я прорасту, быть может, незабудкой.

- Не прорастет! – радостно комментирует прогрессивный журналист. – И никому его надгробное послание не понадобится! Потому что, - продолжает он торжественно, - вопреки базису с надстройкой… и пошел, полетел дальше лектор общества «Знание» по всем непременным пунктам, про религиозное возрождение, вечные ценности, Сергея Сергеевича Аверинцева и взявшихся за руки приличных людей.

Пнул ногой труп ренегата – так Осипов называется официально – и можно снова про сострадание, про эту, как ее там. Про любовь.

3.

Незабудка – это цветок тоски.

Так говорит Гугл, а в Гугл, к сожалению, я заглядываю куда чаще, чем в Евангелие. А еще Гугл говорит, что «в средние века считалось, что название незабудки должно служить постоянным напоминанием о Боге».

Хорошо, когда о Боге что-нибудь напоминает. И хочется, конечно, чтоб это было нестрашное напоминание, как раз такое, вроде маленького цветка.

А еще хорошо бы, чтоб где-то, пусть и очень далеко, за пределами нашего обозрения, нашлось время и место, оказавшись в котором – увы, в одиночку, и не имея возможности никого больше взять за руку, - любой, даже самый потерянный, со всех лестниц и строительных лесов своей жизни упавший, самый неприличный и отвернувшийся от собственного спасения человек мог бы вновь почувствовать ту легкую, радостную в своем волнении веру в то, во что верить ему уже нет никакой надобности, потому что здесь все, во что верили или не верили – ожило, а что знали точно – то кануло, и все, все забыто и все прощено, словно бы и не было ничего – ни Петрова-Сидорова, ни жены с пятью шубами, ни письма в «Правду», ни старухи, жующей губами в третьем ряду затхлого дома культуры, ни боли в ногах, ни той, другой боли, да и как оно может быть не прощено, ведь если узор дриопитека на наших нижних больших коренных зубах роднит нас с человекообразными обезьянами, жившими в конце третичного периода, то с Богом человека роднит возможность беспричинного и бесконечного прощения, прощения для всех, кто, вопреки предсмертной тоске, когда-нибудь обязательно возвратится к жизни в этом новом времени и новом месте.

И для друга нашего Александра Осипова, который там прорастет незабудкой.

БЛОГ ДМИТРИЯ ОЛЬШАНСКОГО, 10 марта 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
21 сентября 2017, 19:37  
Патриарх Эритрейской Церкви продолжает пребывать под домашним арестом
Эксклюзивный материал21 сентября 2017, 18:19  
МЫСЛИ: Александр Зорин. ТЕНЬ ЛЮЦИФЕРОВА КРЫЛА. Духовные чада Александра Меня шокированы отношением к его памяти и наследию в его же родном храме
21 сентября 2017, 17:36  
Зрители закрытого показа "Матильды" в Петербурге не увидели в фильме "ничего особенного"
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 17:31  
МВД РФ подтвердило повторное задержание лидера "Христианского государства" Александра Калинина
Эксклюзивный материал21 сентября 2017, 16:55  
МЫСЛИ: Роман Зайцев. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЕРА. Споры о «Матильде» как индикатор удаления от Христа
21 сентября 2017, 16:28  
В Бурятии за долги выставили на торги буддийский храм
21 сентября 2017, 16:23  
Общественная организация «Азербайджан» вновь выиграла в Екатеринбурге дело о строительстве мечети
Материал содержит видео информацию21 сентября 2017, 16:08  
ВИДЕО: Историческая рифма. Историк Лев Лурье обозревает существующие версии "романа" Николая II с Матильдой Кшесинской
21 сентября 2017, 16:03  
МОНИТОРИГ СМИ: О «Матильде» и «горькой участи патриотов». Лидер ХГСР, не запрещённой в РФ, задержан с листовками «За Матильду гореть». Означает ли это, что теперь нельзя и в Навального зелёнкой плеснуть?
Материал содержит видео информацию21 сентября 2017, 16:03  
ВИДЕО: Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм одного из федеральных российских телеканалов (2009 г.)
21 сентября 2017, 15:58  
ДОКУМЕНТ: Скандальная инструкция, ущемлявшая права протестантских церквей в Забайкалье, отозвана после обращения главы РОСХВЕ. Пресс-релиз пресс-службы Российского объединенного союза христиан веры евангельской
21 сентября 2017, 15:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Урок, который не может выучить власть. Екатерина Винокурова о долгой дружбе Кремля с политическими радикалами
21 сентября 2017, 15:39  
Группа "Pussy Riot", "осквернившая" ХХС, впервые выступила в ФРГ
21 сентября 2017, 14:47  
"Другого пути для нашей Церкви сегодня нет!" - руководитель РПЦ МП Кирилл (Гундяев) призвал духовенство, не согласное с его учением, уходить на пенсию
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 14:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Место ненецкой казни. «За Русь святую морду разобью любую»
21 сентября 2017, 14:26  
Трем из четырех задержанных за поджог у офиса адвоката режиссера "Матильды" предъявлено обвинение
21 сентября 2017, 14:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Поклонская: Некорректно влезать в постель руководителя страны. Депутат Госдумы рассказала о деятельном участии в поимке врагов «Матильды», наличии двух руководителей государства и ценности Николая II для власть имущих и карьеристов
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 14:03  
Задержанные полицией адепты ХГСР признались в серии поджогов
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 13:51  
Четыре храма XIV-XVI веков передадут в собственность РПЦ МП до конца года в Великом Новгороде
21 сентября 2017, 13:40  
Перед показом «Матильды» в Петербурге у зрителей брали расписки о неразглашении подробностей фильма до его официальной премьеры
21 сентября 2017, 13:23  
К императору Николаю II "обращаются власть имущие за карьерным ростом", - поделилась новыми откровениями Поклонская
21 сентября 2017, 13:02  
Синод Элладской Церкви запретил афонскому духовенству, находящемуся в юрисдикции Константинопольского патриархата, совершать священнодействия на территории Греции без синодального спецразрешения
21 сентября 2017, 12:26  
Баннеры против фильма "Матильда" появились на городских автобусах Владивостока
21 сентября 2017, 12:21  
МОНИТОРИНГ СМИ: Штурмовички. "Вместо того чтобы демонополизировать экономику, в Кремле демонополизировали насилие. Почему сейчас?"
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 12:04  
Лидер радикального движения "Христианское государство - Святая Русь" Александр Калинин отпущен после допроса
21 сентября 2017, 11:53  
ДОКУМЕНТ: Обращение к прихожанам ушедшего в раскол [протоиерея] Леонида Пляца. Священник Константин Кочегаров (ИПЦГ) комментирует переход одного из идеологов РПЦЗ(А) в старообрядчество
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 11:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Игра на понижение: что привело к скандалу с «Матильдой». Управляемый процесс перестройки культуры под «традиционные ценности» в какой-то момент начал выходить из-под контроля
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 11:07  
Заявление Поклонской о ее роли в задержании лидера ХГСР адвокат Учителя назвал «самой смешной новостью дня»
Материал содержит иллюстрации21 сентября 2017, 10:53  
Расследование поджога у офиса адвоката Добрынина началось сразу после инцидента, а не в связи с запросом Поклонской, заявили в МВД РФ


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования