Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 марта 2017, 19:31 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Незабудка. Гордыня христианской интеллигенции и судьба "ренегата" Осипова


1.

В телевизоре – «Жара»; прогрессивный журналист снял документальный фильм о христианстве в дряхлом СССР, о богоискательстве тогдашней интеллигенции, о следовании за Христом в мире, где куда логичнее было следовать если не за Гагариным, то хотя бы за Булатом Шалвовичем Окуджавой.

Фильм его состоит из набора истин ошеломляюще свежих, высказанных так вовремя и так внезапно. Советская власть была очень плохая. А Борис Пастернак зато был очень хороший. Он написал стихи из «Живаго» - замечательные стихи, и какие христианские! – в то самое время, как Советская власть (очень плохая, если вдруг вы забыли) насаждала безверие и безбожие, поворачивала куда-то не туда реки, поджигала торфяники и осваивала дурацкую целину. Но ничего. Увернувшись от коммунизма и атеизма, а заодно и от горящих рек с торфяными берегами, лучшие представители религиозной интеллигенции все-таки находили место и время подумать о высоком. Они закладывали окна одеялами – чтобы ни одно поганая совковая морда, тьфу на нее, внутрь не заглянула, и собирались в кружки, и духовно парили, и читали поэму «Москва – Петушки», и крестили друг друга в пруду в Сокольниках. «Все-таки мои друзья – очень приличные люди», - поясняет, дружелюбно глядя в камеру, писательница Улицкая, и ей как-то сразу и безоговорочно веришь. И, больше того, понимаешь, что и христианство – это когда приличные люди кругом, и никаких тебе подлецов и партийных, когда долой Советскую власть - и да здравствует Сергей Сергеевич Аверинцев и весь наш домашний семинар с присущим ему евангельским духом, когда главное – что все мы здесь сегодня собрались, ведь вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке, и – да! - возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке.
И кто сказал, что нельзя следовать за Христом и еще немножко за Булатом Шалвовичем Окуджавой?

Но в сторону эти несущественные подробности. Я не хочу больше говорить о приличных людях; моя задача – рассказать о человеке неприличном, о том, кто, вопреки духоподъемной песне, пропал в одиночестве.

2.

Александр Осипов был таллинский и ленинградский священник и профессор-богослов, но важно не это, а то, что его много лет преследовали сплошные несчастья.

Он родился в Ревеле в 1911-м, вырос в «буржуазной Эстонии», сделался протоиереем, а позднее любимым студентами преподавателем. Он был миссионером в тюрьмах и скорбных домах; в 43-м, в городе Молотов, когда его, ввиду известных церковных послаблений, отправили с фронта на приход, и когда мало кто думал о чем-нибудь, кроме еды, - он усыновил мальчика из военных сирот; в его проповедях, в его вере, в его лекциях – никто не сомневался. Но сомневаться начал он сам.

Когда война кончилась и Осипов возвратился домой, в Таллин, выяснилось, что дома у него больше нет – жена, взяв детей, ушла с немцами, а попав «туда» - развелась с ним и отреклась от него, как от красного. Он тяготится неизбежным теперь целибатом и остро нуждается в семье, но мать-диктатор – не любит его, но гордится сыном, - давит на него «церковной карьерой». Тут его приглашают в Ленинград, в Духовную Академию – и он едет, но в 47-м беда случается там – в помещении академического храма во время пасхальной службы обрушивается лестница с прихожанами, много раненых, тяжело пострадавших. Осипов переживает и упрекает Бога: «через блокаду провел? – провел. Мир даровал? – даровал. Так что же Ты над этими, самыми верными детьми Твоими, пришедшими в эту ночь на поклонение Тебе, надругался?» Еще через год отец Александр, ответственный за ремонт частично разрушенного бомбежками здания Академии, сам падает с лесов и навсегда теряет способность долго стоять, а значит, и служить литургию. А в 51-м, измученный одиночеством, он женится – и слагает с себя сан, становясь богословом-мирянином.

Брак, ради которого Осипов отказался от священства (физически уже однажды потерянного после травмы), - оказался катастрофическим. Молодую жену свою Ирину, этакую советскую Холли Голайтли в валенках, он описывал так: «Жизнь с ней была жизнью со сплошным требованием денег и, главное, с целым букетом адюльтерных романов… за несколько лет истериками вытребовавшая у меня покупку пяти шуб… я мечтал о ребенке, но она предпочитала аборты». Потом она его бросила.

И - где-то в последние сталинские годы – за него берется госбезопасность.

Интеллигенция – нравственно стоящая, надо полагать, достаточно высоко для того, чтоб с удобством обозревать чужие падения и барахтания в грязи, - обожает разоблачения стукачей. Для людей, самым основательным образом убежденных в собственной несгибаемости, нет большего удовольствия, чем схватить за ухо очередного советского Иуду – а ну иди сюда, пособник тоталитаризма, сейчас мы будем тебя презирать, презирать. Коммунистам служил? Донесения строчил? На собраниях выступал? Клеветал? – ну конечно, вот же она, эта грязь, которой ты весь обмазан, не то что мы все, такие благородно разгневанные, такие – а почему бы не сказать прямо и честно? – святые. Меж тем, никто из исполненных благородства не делает простейшего умственного усилия и не пытается представить себе: вот он я, тот же я, но не сидящий здесь, взявшись за руки с такими же милыми и нравственно твердыми, читающими хором Сергея Сергеевича Аверинцева, - а загнанный в угол человеком «оттуда» со стертой фамилией вроде Петров-Сидоров, и аргументы у Петрова-Сидорова такие, что либо вся моя неготовность ронять себя даже и ценой жизни - проявится тотчас же, и тогда я погиб, либо вдруг не проявится и мелко спрячется, и тогда я пропал. Но зачем же мне думать об этом сжатом в несколько минут безопасного уже двадцатого века выборе, когда можно не думать - и клеймить себе с чистой совестью?

Ваши родственники за границей… Ваши пропитанные ядом статьи… Ваша деятельность в роли прислужника контрреволюционных и террористических кругов буржуазной Эстонии вызывает вопросы, - говорит призрачный Петров-Сидоров из своего двадцатого века, и не мне говорит, а кому-то другому, и это ему, а не мне - в том его проклятом прошлом, которое я так разгневанно осудил, - придется быстро решать, умирать ему прямо сейчас или пропадать в другом смысле, но позже, и – медленно, и – незаметно.

Иными словами, Осипов стал осведомителем.

Известен его подробный доклад «уполномоченному» - о внутрицерковных делах. В нем видна двойная ложь: автор бранит попов в выражениях почти Емельяна Ярославского, но, вместе с тем, еще и не до конца верит самому себе, то и дело, когда речь заходит о замечательных личностях вроде святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), сбиваясь с ругани на сдержанные похвалы – похвалы именно святому, а совсем не тому, чей труд оценил бы уполномоченный.

Так он запутывался все больше.

Прошли еще годы внешне почтенного существования в Академии, но ветер внутренней жизни относил Осипова все дальше и дальше от христианства, и, хотя подробности этого отдаления никому уже не станут известны, можно предположить, что дело здесь было не в резкой перемене убеждений с православных на коммунистические, не в корысти и даже не в страхе, хотя Петров-Сидоров наверняка придерживал бывшего отца Александра за воротник. Скорее, Осипов оказался жертвой того нарастающего чувства раздражения, потерянности и тоски, что охватывает человека, с трудом одолевающего первые, вторые, пятнадцатые неприятности, но следом идут двадцать третьи, а там и сто тридцать восьмые, одно цепляется за другое, сил сопротивляться нет, и человек забывает - а было ли когда-нибудь иначе, ведь теперь он сам – одна нескончаемая усталость и неприятность, его, собственно, нет, есть мучение и есть тоска, когда нет мучений, и та легкая, радостная в своем волнении вера, что некогда сделала его священником, все чаще кажется ему самой большой несправедливостью, с ним случившейся, ведь если бы не она, может, и не было бы ни Петрова-Сидорова, ни падения с лесов, ни скандальной жены, и все у него было бы совсем другое, ясное и здоровое; вера больше не вера, а болезнь, темная и доведшая его судьбу до полной безвыходности, хотя как так получилось – неясно, а все-таки так получилось, и поправить дело может только разрыв со всем прежним, пусть и запоздавший, ведь ему уже почти пятьдесят, и на что было потрачено время, Господи? – все на Тебя, но Ты больше не мучай и не преследуй, отойди, отпусти. И прощай.

И хотя многое говорит о том, что статья «Отказ от религии – единственно правильный путь», напечатанная Осиповым в «Правде» 6 декабря 1959-го, была деталью большой антицерковной кампании, знатной политтехнологией, исполненной по приказу «оттуда», - я склонен думать, что это «письмо в редакцию» было написано от души. Впрочем, как следует из письма, несуществующей.

После того, как отец Александр отрекся от Христа и превратился в научного сотрудника Музея истории религии и атеизма, его основным занятием стали выступления и книги с антихристианскими уже проповедями. Звучит страшновато – антихристианскими, но что же было в действительности?
А был - лектор Никадилов из «Карнавальной ночи».

Товарищи! Есть ли жизнь на Марсе? Осипов приезжал в затхлый клуб или дом культуры, его встречали испуганные, жующие губами старухи, строгие, конспектирующие в блокнотик школьные учителки, скучающие – иначе не скажешь – девчата. Год за годом он рассказывал им о том, что мракобесие служителей культа способствовало эксплуатации и угнетению трудящихся, а новейшие данные науки, кстати, не подтверждают событий мифической библейской истории, да и вообще, «дриопитеки были наиболее прямыми среди обезьян предками человека. Между прочим, от них мы унаследовали так называемый "узор дриопитека" на наших нижних больших коренных зубах, прямо роднящий нас, как своего рода "родимое пятно", с человекообразными обезьянами, жившими в конце третичного периода».

Говорил он и о том, что жизнь его, лучшие годы жизни ушли, товарищи, на эти вредные иллюзии, на веру в то, что есть где-то очень далеко, за пределами нашего обозрения иное, лучшее бытие, но зато теперь, когда видимые каждому из нас достижения советской действительности – единственной, какая вообще нам дана, - вдохновляют его, и ведут его вперед, теперь уж он наконец-то…

В 1967-м Осипов заболел раком позвоночника и долго, трудно умирал.
«Радости вам, долгих лет жизни желает атеист и друг ваш Александр Осипов», - написано на его могильном памятнике.

Нет верных слов, чтобы вполне передать то ощущение, что возникает при чтении этой эпитафии. Нужно просто подержать ее внутри, остановиться над ней.
Атеист и друг ваш.

А кому-то и враг. Прогрессивный журналист создал именно из Осипова образ врага в своем фильме про христианское горение интеллигенции. Он цитирует запись, сделанную уже умиравшим Осиповым:

Раз уж определилось, что возврата к жизни нет, то скорей бы уж в это великое ничто. Я прорасту, быть может, незабудкой.

- Не прорастет! – радостно комментирует прогрессивный журналист. – И никому его надгробное послание не понадобится! Потому что, - продолжает он торжественно, - вопреки базису с надстройкой… и пошел, полетел дальше лектор общества «Знание» по всем непременным пунктам, про религиозное возрождение, вечные ценности, Сергея Сергеевича Аверинцева и взявшихся за руки приличных людей.

Пнул ногой труп ренегата – так Осипов называется официально – и можно снова про сострадание, про эту, как ее там. Про любовь.

3.

Незабудка – это цветок тоски.

Так говорит Гугл, а в Гугл, к сожалению, я заглядываю куда чаще, чем в Евангелие. А еще Гугл говорит, что «в средние века считалось, что название незабудки должно служить постоянным напоминанием о Боге».

Хорошо, когда о Боге что-нибудь напоминает. И хочется, конечно, чтоб это было нестрашное напоминание, как раз такое, вроде маленького цветка.

А еще хорошо бы, чтоб где-то, пусть и очень далеко, за пределами нашего обозрения, нашлось время и место, оказавшись в котором – увы, в одиночку, и не имея возможности никого больше взять за руку, - любой, даже самый потерянный, со всех лестниц и строительных лесов своей жизни упавший, самый неприличный и отвернувшийся от собственного спасения человек мог бы вновь почувствовать ту легкую, радостную в своем волнении веру в то, во что верить ему уже нет никакой надобности, потому что здесь все, во что верили или не верили – ожило, а что знали точно – то кануло, и все, все забыто и все прощено, словно бы и не было ничего – ни Петрова-Сидорова, ни жены с пятью шубами, ни письма в «Правду», ни старухи, жующей губами в третьем ряду затхлого дома культуры, ни боли в ногах, ни той, другой боли, да и как оно может быть не прощено, ведь если узор дриопитека на наших нижних больших коренных зубах роднит нас с человекообразными обезьянами, жившими в конце третичного периода, то с Богом человека роднит возможность беспричинного и бесконечного прощения, прощения для всех, кто, вопреки предсмертной тоске, когда-нибудь обязательно возвратится к жизни в этом новом времени и новом месте.

И для друга нашего Александра Осипова, который там прорастет незабудкой.

БЛОГ ДМИТРИЯ ОЛЬШАНСКОГО, 10 марта 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал17 июня 2018, 20:51  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Кто такие русские святые, и зачем они нам. Слово в день Всех святых, в земли Российстей просиявших (28.05/10.06.2018)
17 июня 2018, 19:14  
Одним из главных событий визита Патриарха Кирилла (Гундяева) в Вологодскую митрополию РПЦ МП стала закладка храма на одном из объектов концерна "ФосАгро"
Материал содержит иллюстрации17 июня 2018, 17:56  
ФОТО ДНЯ: Новый православный храм на месте Британского посольства в Москве
Материал содержит иллюстрации16 июня 2018, 14:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Агрессивная толпа Патриарха не испугала. Воспоминания о пребывании Патриарха Мстислава в Чернигове. К 25-летию упокоения
16 июня 2018, 13:18  
Создание единой поместной Церкви в Украине "рассечет на части все тело мирового православия", вновь предупредил высокопоставленный чиновник РПЦ МП
15 июня 2018, 18:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Православное YouTube-шоу «Вера в большом городе» пугает больше, чем сериал «Школа». Звезды опасаются, что Гай Германика начнет выжигать на лбах кресты
15 июня 2018, 18:41  
Темнокожие иудеи Уганды требуют от Израиля признать свою общину
15 июня 2018, 18:02  
В день праздника Ураза-байрам президент РФ Владимир Путин пожелал российской молодежи приобщиться к традициям и обычаям ислама
15 июня 2018, 17:58  
АРХИВ: "Уничтожается состав преступления...". Письменный ответ Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) Митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию (Валединскому) об автокефалии, май 1927 г.
15 июня 2018, 17:42  
Протоиерей Чаплин прокомментировал задержание в Москве британского ЛГБТ-активиста
Материал содержит иллюстрации15 июня 2018, 16:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Свобода - только пока не надоест кому-то...". Размышления о природе "соборности" РПЦ МП
15 июня 2018, 16:14  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Гонения на казаков со стороны российских властей начались в 2007 году". Историк казачества Владимир Мелихов - о так называемых "православных казаках" на службе у властей РФ
15 июня 2018, 15:58  
Орловский предприниматель пожаловался президенту РФ на давление со стороны РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации15 июня 2018, 15:42  
Всеукраинская рада Церквей обвинила министерство образования Украины в нарушении закона в связи с экспертизой учебников
15 июня 2018, 15:21  
Осудить украинца на полтора года колонии за размещение объявлений о блокаде Крыма российскому суду помог протестантский пастор - духовник жены обвиняемого
Материал содержит иллюстрации15 июня 2018, 15:08  
В честь врача Евгения Боткина, расстрелянного вместе с семьей императора Николая II, построят храм в Екатеринбурге
15 июня 2018, 14:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: Фига. "Предшественники и последователи Ленина нуждались в помощи и поддержке интеллигенции (на более ранних этапах — духовенства)..."
15 июня 2018, 13:35  
"Однажды пробовали, народ в храмы не пошел", - Патриарх УПЦ КП Филарет назвал условие, при котором Украинская Церковь могла бы перейти на новый календарь
15 июня 2018, 13:21  
В Сенате США заявили, что РФ несет ответственность за нарушение религиозных свобод в Крыму и на Донбассе
15 июня 2018, 12:17  
ДОКУМЕНТ: Декларация Синода Православной Церкви Молдовы [Московского патриархата] относительно назначения двух епископов «Бессарабской митрополии» [Румынского патриархата], 13 июня 2018 г.
Материал содержит видео информацию15 июня 2018, 10:54  
ВИДЕО: Москва - столица ислама. Празднование Ураза-байрама в столице РФ в 2018 г. вновь побило рекорды: только по официальным данным, помолиться у мечетей 15 июня собралось 250 000 мужчин
15 июня 2018, 10:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: Под катком — протоиерей. Россия возвращается во времена репрессивной политики госатеизма: прецедент с о. Алексием Лебедевым из РПАЦ


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования