Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 марта 2017, 20:50 Распечатать

МЫСЛИ: Сергей Путилов. ВЛАСТЬ “РУССКОГО АНТИХРИСТА”. Восприятие власти в русском традиционном народно-религиозном сознании. Часть первая


Автор - писатель, руководитель Духовно-переселенческого движения "Ойкумена".

Эта работа была написана еще в далеком 1991 году. С тех пор рукопись пылилась на дачном чердаке, пока недавно я не решил перебрать затянутый паутиной "музей древностей". И вот пожелтевшие от времени страницы снова у меня в руках. Будто и не было трех десятков лет, отделяющих меня от той студенческой поры, когда изучал вопросы крестьянского сектантства и встречал рассвет, набивая на пишущей машинке этот текст. Сейчас, когда в России политические гайки вновь закручиваются, идут гонения на тех, кто позволяет себе вольности или даже "святотатство" по отношению к господствующей Церкви, этот текст из совершенно другой эпохи может, тем не менее, оказаться весьма актуальным. Отождествление власти, государства с антихристовым царством - давняя особенность российского традиционного сознания. Вольнодумцы старых времен могут послужить нам, людям сегодняшнего дня, неким светочем, ориентиром, помогающим выбраться из одолевающей Россию тьмы...


Специфика крестьянского быта первой половины XIX века заключается в том, что он переживает ту фазу своей эволюции по шкале урбанистско-цивилизаторских координат, когда движение, собственно говоря, еще не началось, а происходит лишь осмысление инноваций с позиций еще не разрушенного, но уже растревоженного традиционно-архаичного мировоззрения. Одним из проявлений этой расстревоженности явилось рождение бесчисленного множества религиозных сект, которые в это время начинают появляться одна за другой, возникая иногда по самым ничтожным поводам в самых разных уголках Росссии. Хотя большинство нововозникших сект родилось на качественно новой основе, часть из них имеет более глубокие духовные корни и является трансформацией ранее воззникших сект, выросших преимущественно из старообрядческого движения.

Именно тогда, во времена никонианских реформ, "в народе впервые проснулось подозрение, что православное царство - Третий Рим - повредилось, произошла измена истинной веры, государственной властью овладел антихрист" (Н. Бердяев, “Истоки и смысл русской революции”). Девятнадцатый век, конечно же, внес новые элементы в жизнь деревни, но сам по себе являлся лишь логическим завершением процесса, начавшегося еще в XVII веке и через ряд последовательных фаз - реформы Петра, крепостничество, "просвещеный" абсолютизм екатерининской эпохи - вел к окончательному и бесповоротному отрыву правящего класса от народной плоти. Государство оформилось в самодовлеющее и механически функционирующее целое. Часть народа, христиански наиболее аутентичная, проклинает власть и уходит в леса с целью сохранения своей чистоты, в ожидании скорого наступления Страшного суда над антихристовой властью и наступления Царствия Божия. Устремленность в Небо, характерная для апокалиптиков-христиан эпохи золотого Рима, была чужда православно-русскому типу сознания, ориентированному в обратном направлении, стремящемуся раствориться в богосотворенной материи, погрузиться в лоно Матери-природы.

Народное православие находит компромисс с властью через противопоставление светлой мифической личности Государя его нерадивым и злым слугам из среды аристократии (сравните сегодняшие зашкаливающие рейтинги Путина на фоне тотального обнищания населения, санкций, кризиса, где громоотводом народного гнева служат громкие отставки чиновников-коррупционеров, не меняющие ничего в грабительской системе - С.П.). Это раскол. Осознание религиозной санкции царской власти было в народе очень сильно, и даже раскол не сумел серьезно поколебать его. Царь берет на себя грех мира - он заступник, страстотерпец, предстатель за весь народ перед лицом Господа. Исторически это мнение в какой-то мере справедливо, и мы имеем достаточно оснований, чтобы сказать: "Русская монархия возникла в результате восстаний низов против произвола аристократии" (И. Солоневич. "Дух народа"). Достаточно красноречиво и свидетельство М.М. Сперанского, писавшего своему приятелю А.А. Столыпину в мае 1818 года: "Опасность состоит именно в сем страхе, который теперь везде разливается в дворянско-помещичьей среде. Как только крестьяне почувствуют этот страх, явится мысль, что правительство давно даровало им свободу, и что только одни помещики не допускают или таят ее провозглашение".

Если попытаться дать в целом характеристику духовной жизни русской деревни первой половины XIX века, передать то, что образовывало ее специфический колорит, то в качестве символа можно указать на таинственную и глубоко трагическую фигуру крестьянина-странника. Странник или бегун - человек, ушедший из мира, порвавший всякие связи с гражданской жизнью. Он вынужден вечно странствовать - "таитися и бегати", не имея "ни града, ни села, ни дому". Как поется в одной из бегунских песен:
Ничто не может воспретити,
От странствия меня отлучити,
Пищи тако не алкаю,
Не так жаждою смущаюся,
Странствовати понуждаюся.

Что же заставило нас избрать именно этот тип человека в качестве образа духовного миробытия русского крестьянского сообщества первой половины XIX века? Вопрос предполагает выявление некоторых особенных черт крестьянского психотипа того времени.

(Продолжение следует)

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит видео информацию23 марта 2017, 21:54  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Изгоняли дьявола: девочка лаяла, кричала мужским голосом». В монастыре духовника Натальи Поклонской под Екатеринбургом школьникам показали сеанс экзорцизма - родители хотят жаловаться в прокуратуру
Материал содержит видео информацию23 марта 2017, 21:47  
ВИДЕО: Вторые Якунинские чтения - полная версия. Москва, 4 марта 2017 г.
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации23 марта 2017, 21:06  
МНЕНИЕ: «В фашистской Германии мы были первыми узниками концлагерей. По сути, нам это сейчас и грозит» - член руководящего комитета Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России ЯРОСЛАВ СИВУЛЬСКИЙ
23 марта 2017, 19:58  
В Московской патриархии началась подготовка к варению мира
Материал содержит иллюстрации23 марта 2017, 19:46  
Депутаты проголосовали за передачу РПЦ МП «олимпийского» храма в Сочи
Материал содержит иллюстрации23 марта 2017, 19:40  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Использовали как пример необразованности молодого поколения». Студентка МГУ намерена судиться с духовником Путина и Ко
Материал содержит иллюстрации23 марта 2017, 19:02  
"Православный активист" Милонов отказался бояться главу Великой Ложи России
23 марта 2017, 18:51  
ФЕОР предлагает включить обрезание в полис ОМС и сертифицировать оказание этой услуги
23 марта 2017, 18:46  
Минюст "приостановил" деятельность в РФ религиозной организации "Свидетели Иеговы" за "экстремизм"
23 марта 2017, 18:41  
В храмах РПЦ МП на Пасху раздадут 100 тыс. книг по "основам православия"
Материал содержит иллюстрации23 марта 2017, 18:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Не убивать Сталина — это как убить хорошего человека». Интервью с историком и литературоведом Дональдом Рейфилдом. "Сталин — как римский император: после смерти становится богом..."
23 марта 2017, 18:16  
Раввин Берл Лазар призывает легализовать в РФ процедуру обрезания
23 марта 2017, 18:09  
Мединский призвал Московскую патриархию и власти Петербурга заключить "цивилизованный договор" об Исаакиевском соборе
Материал содержит иллюстрации23 марта 2017, 17:42  
Поклонская увидела экстремизм в словах Учителя о ее связи с "православными активистами"
23 марта 2017, 17:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Есть люди, которых стоит наказать так же, как Вороненкова». Один из идеологов "русского мира" протоиерей Всеволод Чаплин видит в убийстве экс-депутата Госдумы "высшую справедливость"
23 марта 2017, 16:40  
ДОКУМЕНТ: Бессмысленная жестокость. Письмо председателю Верховного суда России Вячеславу Михайловичу Лебедеву. Реакция дочери писателя-диссидента Феликса Светова на приговор Варваре Карауловой, осужденной "за намерение" присоединиться к ИГ
Материал содержит иллюстрации23 марта 2017, 16:09  
За "осквернение" нового религиозного символа страны - "Родины-матери" - в Волгограде требуют наказать команду оппозиционера Навального
Эксклюзивный материал23 марта 2017, 10:35  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. Собеседование 19 (02/15.03.2017): О человеческом общежитии


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования