Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 марта 2017, 20:50 Распечатать

МЫСЛИ: Сергей Путилов. ВЛАСТЬ “РУССКОГО АНТИХРИСТА”. Восприятие власти в русском традиционном народно-религиозном сознании. Часть первая


Автор - писатель, руководитель Духовно-переселенческого движения "Ойкумена".

Эта работа была написана еще в далеком 1991 году. С тех пор рукопись пылилась на дачном чердаке, пока недавно я не решил перебрать затянутый паутиной "музей древностей". И вот пожелтевшие от времени страницы снова у меня в руках. Будто и не было трех десятков лет, отделяющих меня от той студенческой поры, когда изучал вопросы крестьянского сектантства и встречал рассвет, набивая на пишущей машинке этот текст. Сейчас, когда в России политические гайки вновь закручиваются, идут гонения на тех, кто позволяет себе вольности или даже "святотатство" по отношению к господствующей Церкви, этот текст из совершенно другой эпохи может, тем не менее, оказаться весьма актуальным. Отождествление власти, государства с антихристовым царством - давняя особенность российского традиционного сознания. Вольнодумцы старых времен могут послужить нам, людям сегодняшнего дня, неким светочем, ориентиром, помогающим выбраться из одолевающей Россию тьмы...


Специфика крестьянского быта первой половины XIX века заключается в том, что он переживает ту фазу своей эволюции по шкале урбанистско-цивилизаторских координат, когда движение, собственно говоря, еще не началось, а происходит лишь осмысление инноваций с позиций еще не разрушенного, но уже растревоженного традиционно-архаичного мировоззрения. Одним из проявлений этой расстревоженности явилось рождение бесчисленного множества религиозных сект, которые в это время начинают появляться одна за другой, возникая иногда по самым ничтожным поводам в самых разных уголках Росссии. Хотя большинство нововозникших сект родилось на качественно новой основе, часть из них имеет более глубокие духовные корни и является трансформацией ранее воззникших сект, выросших преимущественно из старообрядческого движения.

Именно тогда, во времена никонианских реформ, "в народе впервые проснулось подозрение, что православное царство - Третий Рим - повредилось, произошла измена истинной веры, государственной властью овладел антихрист" (Н. Бердяев, “Истоки и смысл русской революции”). Девятнадцатый век, конечно же, внес новые элементы в жизнь деревни, но сам по себе являлся лишь логическим завершением процесса, начавшегося еще в XVII веке и через ряд последовательных фаз - реформы Петра, крепостничество, "просвещеный" абсолютизм екатерининской эпохи - вел к окончательному и бесповоротному отрыву правящего класса от народной плоти. Государство оформилось в самодовлеющее и механически функционирующее целое. Часть народа, христиански наиболее аутентичная, проклинает власть и уходит в леса с целью сохранения своей чистоты, в ожидании скорого наступления Страшного суда над антихристовой властью и наступления Царствия Божия. Устремленность в Небо, характерная для апокалиптиков-христиан эпохи золотого Рима, была чужда православно-русскому типу сознания, ориентированному в обратном направлении, стремящемуся раствориться в богосотворенной материи, погрузиться в лоно Матери-природы.

Народное православие находит компромисс с властью через противопоставление светлой мифической личности Государя его нерадивым и злым слугам из среды аристократии (сравните сегодняшие зашкаливающие рейтинги Путина на фоне тотального обнищания населения, санкций, кризиса, где громоотводом народного гнева служат громкие отставки чиновников-коррупционеров, не меняющие ничего в грабительской системе - С.П.). Это раскол. Осознание религиозной санкции царской власти было в народе очень сильно, и даже раскол не сумел серьезно поколебать его. Царь берет на себя грех мира - он заступник, страстотерпец, предстатель за весь народ перед лицом Господа. Исторически это мнение в какой-то мере справедливо, и мы имеем достаточно оснований, чтобы сказать: "Русская монархия возникла в результате восстаний низов против произвола аристократии" (И. Солоневич. "Дух народа"). Достаточно красноречиво и свидетельство М.М. Сперанского, писавшего своему приятелю А.А. Столыпину в мае 1818 года: "Опасность состоит именно в сем страхе, который теперь везде разливается в дворянско-помещичьей среде. Как только крестьяне почувствуют этот страх, явится мысль, что правительство давно даровало им свободу, и что только одни помещики не допускают или таят ее провозглашение".

Если попытаться дать в целом характеристику духовной жизни русской деревни первой половины XIX века, передать то, что образовывало ее специфический колорит, то в качестве символа можно указать на таинственную и глубоко трагическую фигуру крестьянина-странника. Странник или бегун - человек, ушедший из мира, порвавший всякие связи с гражданской жизнью. Он вынужден вечно странствовать - "таитися и бегати", не имея "ни града, ни села, ни дому". Как поется в одной из бегунских песен:
Ничто не может воспретити,
От странствия меня отлучити,
Пищи тако не алкаю,
Не так жаждою смущаюся,
Странствовати понуждаюся.

Что же заставило нас избрать именно этот тип человека в качестве образа духовного миробытия русского крестьянского сообщества первой половины XIX века? Вопрос предполагает выявление некоторых особенных черт крестьянского психотипа того времени.

(Продолжение следует)

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал28 апреля 2017, 23:05  
СРОЧНО: Представители Музея Востока и правоохранители изгоняют Международный центр Рерихов из его здания в центре Москвы
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации28 апреля 2017, 22:07  
В Воронеже скончалась старейшая монахиня Катакомбной Церкви схиигумения Миропия (Нужная)
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации28 апреля 2017, 22:03  
МНЕНИЕ: “Люди надеются договориться с людоедами. А такие надежды поощряют людоедство” - ведущий программы «С христианской точки зрения» Радио «Свобода», клирик УАПЦ(о) священник ЯКОВ КРОТОВ
28 апреля 2017, 20:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: По ком звонит покемон. Почему суд над блогером Соколовским оскорбляет чувства здравомыслящих граждан
28 апреля 2017, 20:09  
Курганский городской суд оправдал бывшего имама, признав, что молитва все-таки не является формой возбуждения вражды
Материал содержит видео информацию28 апреля 2017, 19:57  
ВИДЕО: Путину или Богу? Журналист "Немецкой волны" говорит с высокопоставленным сотрудником Московской патриархии Кипшидзе на неудобные темы
Материал содержит видео информацию28 апреля 2017, 19:44  
ВИДЕО: Земля обетованная. Фильм "Открытой России" о том, как РПЦ МП выселяет целый поселок
28 апреля 2017, 19:30  
Вместительность проектируемых храмов РПЦ МП в Москве увеличат минимум до 1000 человек по настоянию Ресина
28 апреля 2017, 19:26  
В Больших Уках провели крестный ход на воде против грызунов
28 апреля 2017, 19:20  
Военный суд приговорил имама московской мечети к трем годам колонии "за экстремизм"
28 апреля 2017, 19:13  
Власти города Александрова (Владимирской обл.) взяли на себя ответственность за демонтаж памятника Ивану Грозному, торжественное открытие которого намечалось на 29 апреля
28 апреля 2017, 16:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Я-государство и я-человечество. Государство есть преступление перед человечеством и человечностью, считает священник Яков Кротов
28 апреля 2017, 15:45  
Начался двухдневный визит Папы Римского в Египет
28 апреля 2017, 15:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Суд над ловцом покемонов Соколовским в цитатах и диалогах. "Я создавал ролики в полемических целях. Цели кого-то оскорбить у меня не было. Если кто-то оскорбился, я извиняюсь"
Материал является переводом28 апреля 2017, 15:04  
Приговор екатеринбургскому "ловцу покемонов" огласят 11 мая
Эксклюзивный материал28 апреля 2017, 15:00  
БИБЛИОТЕКА: Александр Нежный. Уроки сектоведения. Статья 1999 г., обретшая новую жизнь в связи с "осуждением" Свидетелей Иеговы [публицистика]
28 апреля 2017, 14:55  
В Челябинске мусульманина привлекают к ответственности за хранение сборника молитв, признанного "экстремистским"
Материал содержит иллюстрации28 апреля 2017, 14:41  
Жители Красноярска требуют провести референдум, посвященный строительству храма РПЦ МП на набережной Енисея
28 апреля 2017, 14:34  
Парламент Петербурга снова не внес вопрос о референдуме по Исаакиевскому собору в повестку пленарного заседания
Материал содержит иллюстрации28 апреля 2017, 14:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Блогер, ловивший покемонов в храме, выступает с последним словом. Также на заседании ожидаются прения сторон (онлайн-трансляция)
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации28 апреля 2017, 13:47  
Для «ловца покемонов» Соколовского, обвиняемого в "оскорблении чувств верующих", запросили 3,5 года колонии, поскольку он "не уважает ни граждан, ни закон, ни даже президента Российской Федерации"
28 апреля 2017, 13:39  
Директор Исаакиевского собора предсказал передачу Московской патриархии храма Спаса-на-Крови
28 апреля 2017, 13:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Святейший синод сверг монархию раньше революционеров. "Церковь устранила «конкурента» в деле сакрализации власти", - историк Михаил Бабкин
28 апреля 2017, 13:16  
Патриарх Кирилл (Гундяев) и Папа Франциск договорились привезти в РФ мощи Николая Чудотворца
28 апреля 2017, 12:59  
В Рязани возбуждено уголовное дело за изображения и высказывания, "оскорбляющие ветеранов и православных"
28 апреля 2017, 12:23  
Прокуратура Грузии переквалифицировала дело прот. Георгия Мамаладзе на статью о попытке убийства с целью сохранения служебного положения


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования