Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 марта 2017, 12:16 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Вершина либеральной теологии. Почему библейско-богословская ученость пришла к скептицизму


"Из огромного и многообразного состава, который до тех пор назывался "религией", из того целого, которое содержало Евангелие и святую воду, всеобщее священство и державного папу, Христа-Спасителя и св. Анну, религия была выведена и сосредоточена на главных факторах, на Божьем слове и вере",— торжественно отчеканил профессор Гарнак. Несколько сотен студентов, набившихся в аудиторию Берлинского университета, встретили гимн лютеровой Реформации аплодисментами — как встречали и все 16 лекций Гарнака о сущности христианства. Виданное ли дело: под самый занавес позитивистского XIX века в деловито-прогрессивной столице бурши со всех факультетов — включая естественные — толпами приходят послушать рассуждения о том, в чем же она, эта сущность.

Бывают модные лекторы, бывают ученые, формирующие своими книгами интеллектуальную моду в планетарном масштабе, но в одной личности они совпадают не всегда. Адольф Гарнак, конечно, выглядел благополучнейшим примером такого совпадения. Его изыскания в области библеистики и ранней церковной истории были на переднем краю науки — везде, даже в дореволюционной России, где инвективы профессора в адрес восточного христианства очков ему не прибавляли. Те самые лекции в напечатанном виде разошлись огромными тиражами. После работы в нескольких провинциальных университетах он стал штатным профессором богословского факультета в Берлине, ему покровительствовал сам кайзер; позже, в 1914-м, он получил и дворянство, став из Гарнака фон Гарнаком.

При всем том с университетской кафедры он говорил вещи, которые на первый взгляд до странного плохо вяжутся с этим официозно-благополучным статусом. И вообще с положением профессора богословия — уж какой мы в обиходе представляем себе эту штатную единицу. Вспомните, например, вполне искреннее общественное недоумение по поводу того, что в отечественных технических вузах задумали завести кафедры теологии. Теология — она же про догмы? Про нерассуждающую веру в то, что написано в старых непонятных книгах, да?

Нет, что у Гарнака не нашлось добрых слов про средневековое, дореформационное христианство — это еще понятно. Вот католики: "Тут нет речи об искажении, тут полное извращение. Религия получила ложное направление. Римский католицизм, взятый как внешняя церковь, как учреждение права и силы, ничего общего с Евангелием не имеет и даже противоречит ему по существу". Вот православные: "Вся эта официальная церковность с ее священниками, с ее культом, сосудами, ризами, святыми, иконами, амулетами, с ее постами и праздниками ничего общего с религией Христа не имеет. Это надо считать античной религией, сплетенной с некоторыми понятиями Евангелия, или лучше: это — античная религия, всосавшая в себя Евангелие".

В целом сам тон Гарнака-лектора выдает живое религиозное воодушевление, это менее всего бесстрастная фактология или сенсационное "срывание покровов". "Евангелие", "Евангелие", повторяет он, "Христос", "Христос".

Но вчитаешься — и выясняется, что Евангелие-то — вещь немного зыбкая, что много привходящих исторических обстоятельств, что из четырех предполагаемых евангелистов Иоанна с его Логосом вообще не стоит принимать во внимание (это греки со своим платонизмом замутили чистую струю первозданного учения), да и остальные три благовестия, в сущности, "очень несовершенны", "не представляют собой исторических сочинений", и, как аккуратно выражается профессор, "цель их отчасти совпадает с намерениями Христа". К рассказам о чудесах надо относиться с крайней осторожностью — и дальше, вот ни на секунду не теряя непринужденной и веской плавности изложения, Гарнак рассказывает, что искупление, боговоплощение, бессмертие души — вынужденные литературные условности, что воскресение, может быть, факт, а может быть, и нет (и не так это важно), что божественная природа Христа — фикция, ну и Троицу тоже злокозненные греки почем зря изобрели.

За вычетом всего этого остается довольно скромная сумма милых, благодушных, но размытых субъективных переживаний. И вот это-то сущность христианства. Ради этого Лютер, мол, и старался (хотя веру в сказки о Троице Гарнак ему так и не прощает). Под всем этим мог бы подписаться и Толстой — но Толстой ученым не был, а Гарнак действительно был.

Надо только понять, как появился этот специфический род учености. Когда-то, еще в начальный век Реформации, католические полемисты договаривались до того, что у Писания "нос из воска" — куда захочешь, туда его и повернешь, и нужен авторитет настоящей церковной традиции, чтобы справляться с этим правильно. Протестанты старались доказать обратное, исходя из Писания же. Отсюда библейская текстология, так перекликавшаяся с ренессансным призывом "ad fontes!" — "к (перво)источникам!". Отсюда своя, обособленная систематизация историко-богословского знания, в XVII веке превратившаяся в тяжелые ученые монолиты под стать средневековой схоластике.

Дальше уже в рамках протестантизма (лютеранства, если точнее) началась реакция, возник так называемый пиетизм, отстаивавший в религиозном опыте право на тихое личное дерзание, а потом явилась немецкая классическая философия вкупе с прогрессом гуманитарных наук. И вот на этой почве, с подачи сначала Фридриха Шлейермахера, а потом Фердинанда Баура, возникло то, что принято называть "либеральной теологией" — соединение тронутой скептицизмом веры, с почетом сосланной в индивидуально-психологические сферы, и все более пристальной филологической критики сакральных текстов.

Гарнак, умерший в 1930 году, все-таки остался человеком XIX столетия, и пафос его чем-то похож на восторги многих пропагандистов естественно-научных чудес годов так 1880-х: наука все объяснила, суеверия — пережиток прошлого, просвещенное человечество устроило свою жизнь на без пяти минут идеальный лад, истинные христиане, забыв темные заблуждения прошлого, кротко и разумно существуют под доброжелательным присмотром германского императора. Скептики есть, да и безбожников все больше — но дайте срок, может, наша возвышенная наука все им разъяснит.

Однако дальше случился ХХ век, и первоначальная утопия либеральной теологии оказалась одной из тех иллюзий относительно человеческой природы, которые развеялись в два счета. Скепсис — он-то, конечно, остался, более того, сейчас нет ничего необычного в зрелище ученого-атеиста, который препарирует с благодушной вежливостью тексты и уртексты Нового Завета. А вот большая протестантская теология, богословие Карла Барта, пошла после Первой мировой совсем в другую сторону. Не к теплохладным упражнениям по реконструкции первохристианского сознания, а скорее к правоверию Лютера и Кальвина — но только заново, с отчаянием и с надеждой, прочувствованному на фоне цивилизационных травм, которые XVI столетию и не снились.

Авторитетнейший церковный историк, библеист и протестантский богослов. Родился в 1851 году подданным Российской Империи в городе Дерпт (ныне Тарту), умер в 1930 году в Гейдельберге гражданином веймарской Германии. Отвергая традиционные догматические рамки христианства и его мистический опыт, сводил религиозность к сфере моральных установок и субъективных переживаний.

Сергей Ходнев,

"КОММЕРСАНТЪ", 10 марта 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
20 октября 2017, 04:32  
Суд освободил из-под стражи двух сотрудников Саентологической церкви Санкт-Петербурга
Материал содержит видео информацию19 октября 2017, 23:58  
ВИДЕО: "Вот здесь оказалось немного неприлично...". "Особое мнение" протодиакона Андрея Кураева на Радио "Эхо Москвы" 18 октября
Эксклюзивный материал19 октября 2017, 22:21  
БИБЛИОТЕКА: Проф. Михаил Бабкин. Св. Синод Православной Российской Церкви и свержение монархии. По материалам богослужебных книг. Часть вторая [история Церкви]
19 октября 2017, 21:57  
Здание «Союзмультфильма» в Москве передали РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации19 октября 2017, 21:46  
МОНИТОРИНГ СМИ: О. Андрей Марченко: «Если будут приходы в Риме и Италии, то и Римского древлеправославного папу мы обязательно поставим». Интервью идеолога и спикера РДЦ - "главной старообрядческой альтернативы"
19 октября 2017, 20:57  
Мусульмане в Екатеринбурге отказываются сносить мечеть по решению суда, боясь проклятия Аллаха
19 октября 2017, 20:26  
В московском аэропорту "Домодедово" открылась молитвенная комната для иудеев
19 октября 2017, 20:20  
Основательниц мистической организации "Орда" в Челябинской области привлекли к уголовной ответственности
19 октября 2017, 19:07  
МОНИТОРИНГ СМИ: От Ватикана до «Сорок Сороков». Эксперты и религиозные деятели о защите религиозных ценностей. "Общество разделяет отношение к религии, и без диалога не обойтись..."
19 октября 2017, 18:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: День «Ангела». Директор Русского музея обиделся на защитников древнерусской иконы "Ангел Златые власы"
Материал содержит иллюстрации19 октября 2017, 18:38  
Неизвестные разрушили неоязыческое капище в Нижегородской области
Материал содержит иллюстрации19 октября 2017, 18:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Не все то золото, что блестит. Эксперты оценили состояние тульского Успенского собора после реставрации как кризисное
Материал содержит иллюстрации19 октября 2017, 18:11  
"Очень жаль", - Поклонская прокомментировала подсчет Генпрокуратурой РФ количества ее запросов по "Матильде"
19 октября 2017, 17:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: В США появился свой закон о защите чувств верующих. Религиозные организации смогут самостоятельно решать, каким правовым нормам подчиняться, а каким - нет, так как они нарушают их свободу
19 октября 2017, 17:17  
Преподавать "Основы религиозной культуры" в российских школах должны выпускники теологических кафедр, заявил влиятельный чиновник РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации19 октября 2017, 17:07  
Во всех духовных школах Московской патриархии начнут преподавать по единым учебникам
19 октября 2017, 17:01  
МОНИТОРИНГ СМИ: О чем молчат колокола: позиции конфликтующих сторон (продолжение). Интервью с оскандалившимся архиепископом РПЦЗ МП Михаилом (Донсковым)
19 октября 2017, 16:42  
Алексей Учитель лично покажет «Матильду» и проведет творческий вечер в Ельцин-Центре в Екатеринбурге
19 октября 2017, 16:36  
Свердловский облсуд отказался менять приговор оккультисту, совершавшему человеческие жертвоприношения у Ганиной Ямы
19 октября 2017, 16:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Флирт был, но интима не было». Вышла вторая серия фильма «Ложь Матильды» с депутатом Госдумы, известным "православным активистом" Милоновым
19 октября 2017, 16:14  
Журналистка Екатерина Винокурова, освещавшая протесты религиозных активистов против "Матильды", добилась, чтобы МВД РФ возбудило уголовное дело о поступавших в ее адрес угрозах
Материал содержит иллюстрации19 октября 2017, 15:51  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Матильда» — вторая казнь царя? Что происходит в нашей культуре? "Русский Шерлок Холмс" Василий Ливанов - о фильме "Матильда", патриотизме, православии и многом другом
19 октября 2017, 15:31  
Чувашская митрополия РПЦ МП, после критики "Матильды" Патриархом Кириллом (Гундяевым), обратилась к властям с просьбой отозвать фильм из кинопроката
19 октября 2017, 15:10  
Женщинам-священникам Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, с которой РПЦ МП начала диалог "по взаимодействию", вынесен выговор за венчание геев


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования