Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
02 декабря 2016, 18:23 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Неинертный газ. Идея 600-часового курса православия в школе – знаковый шаг на пути атеизации религии в России


Данный комментарий является полной версией интервью «Новой газете», выдержки из которого опубликованы этим СМИ 2 декабря.

 

В современной церковной публицистике широко распространено сравнение Московской патриархии с газом, который не имеет строгих социальных (и, заметим, правовых) границ, поэтому заполняет любой свободный уголок общественной жизни, проникая во все трещины. Чиновники «от Церкви» стремятся не только в школу, но и в армию, и в СМИ, и сферу культуры, пытаясь там все цензурировать, а частично – приватизировать, и в медицину, и много куда еще. Главное – они стремятся контролировать политическую власть, о чем Патриарх Кирилл (Гундяев) напоминает президенту Путину при каждом удобном случае (последним из таких случаев было открытие памятника св. Владимиру на Боровицкой площади). Активисты Московской патриархии даже герб России стали трактовать как символ «нерушимой симфонии» светской и церковной властей, которые якобы олицетворяют левая и правая головы орла. В привычную советскую тоталитарную матрицу с ее «нерушимыми блоками», «патриотическим воспитанием», «учением, которое всесильно, потому что верно», вставили новые термины – «симфония», «духовная скрепа», «нравственные истоки», - отчего матрица не перестала быть тоталитарной и даже – рискну сказать – антирелигиозной. Под эгидой «возрождения православия» в современной России происходят гонения на многих верующих, в том числе и православных, не признающих Московскую патриархию или диссидентствующих внутри нее, а «законы Яровой» запрещают миссионерскую деятельность и свободную проповедь своей веры вне храма не менее сурово, чем это было при Сталине.

Возвращаясь к сути вопроса о том, зачем «церковные начальники» рвутся в шкому, отметим, что Московская патриархия уже добилась немалого контроля над сферой образования в РФ. Во всех средних школах преподается теперь компактный курс «Основы религиозных культур и светской этики», где есть модуль «Основы православной культуры». Его с разной степенью добровольности выбирает значительная часть российских родителей. В большом числе вузов есть православные кафедры под разными вывесками, а год назад предмет «теология» был внесен в перечень Высшей аттестационной комиссии, по нему теперь защищают диссертации в светских вузах и научных институтах. Однако газ стремится заполнить все оставшиеся ниши. И трудно поверить, чтобы нынешний министр образования – известный специалист по истории Московской патриархии советского периода и человек, к этой самой патриархии весьма приближенный, - не сочувствует дальнейшей клерикализации образования и науки в стране.

С точки зрения ближайших перспектив, церковное руководство так рвется в школы потому, что это открывает доступ к некоторой части бюджета и – главное – позволяет навязать себя власти в качестве силы, которая формирует ценности подростоящего поколения и которую надо всячески поддерживать, прежде всего - материально. Клерикализация образования – это компонент клерикализации государства, которую осуществляет нынешний Патриарх. С точки зрения более отдаленных перспектив, видимо, расчет делается на увеличение числа прихожан пустеющих храмов, которые будут финансово поддерживать церковное руководство и, опять же, помогать ему позиционировать себя в качестве главного идеологического и воспитательного ведомства государства. Допускаю, что в редких случаях некие благодушные священники расчитывают и на улучшение морального климата в стране. Но это звучит очень наивно, учитывая, насколько свеж в нашей исторической памяти 1917 год, когда тотальное преподавание Закона Божия не помешало массовому отпадению православных в атеизм и репрессиям против наиболее сознательных верующих. Сейчас бренд «Закон Божий» взяли на вооружение в основном духовные наследники тех, кто осуществлял эти репрессии (они, кстати, охотно их сейчас и оправдывают). Это выглядит даже как-то инфернально, но это правда.

В современной России хорошо заметна «реставрация» советской системы – ну, где-то чуть приправленной псевдосредневековой атрибутикой. В 1960-70-е годы вторым лицом в Московской патриархии был митрополит Никодим (Ротов). Он, кстати, «вывел в люди» нынешнего Патриарха Кирилла, за какие-то 8 лет превратив его из абитуриента семинарии в ректора академии. Об этом митрополите много рассказывают разного… Но, помимо прочего, был у него такой глобальный проект: воцерковление советской системы при сохранении КПСС и всех остальных ее институтов. Он примерно так говорил в интервью западным журналистам: «Наш советский атеизм намного лучше выражает и осуществляет исконные ценности христианства, чем либеральный и выхолощенный западный протестантизм». Я думаю, какая-то печать подобного мышления лежит на сознании нынешнего Патриарха. Он как бы поддерживает господствующий политический тренд отрицания «лихих 90-х», осуждения всяческих демократии и прав человека, но только предлагает заложить в основну возрожденного тоталитарного общества идеологию не коммунистическую, а, так сказать, «православную». Но хоть она и называется православной и даже оперирует некоторыми церковными образами и понятиями, в сущности это идеология советская – тоталитарная, имперская и по большому счету нерелигиозная.

Власть охотно откликается на предложение таких идеологических услуг, потому что других идеологических институтов у нее нет вообще. То, что предлагает Московская патриархия, это, конечно, имитация идеологии и – в какой-то степени – религии, но власть это устраивает, поскольку настоящее теократическое государство, как, скажем, в Саудовской Аравии, она строить не собирается. В качестве идеологии ей нужна крайне поверхностная «православность», «без фанатизма», построенная по образцу советской идеологии, что облегчает ее восприятие людьми среднего и старшего поколений, воспитанными в СССР. Сами власть имущие, как нетрудно заметить, не склонны строго соблюдать евангельские заповеди и жить жизнью православных подвижников, но в качестве обоснования их претензий на идеологический и «духовный» контроль над жизнью подданных (в том числе, в качестве обоснования репрессий несогласных) такая «православность» подходит. Точнее, им кажется, что она «работает». А мне кажется, что памятник Ивану Грозному хорошо олицетворяет такую «православность», которая легко при необходимости может стать «духовным» обоснованием самых бесчеловечных репрессий или войн…

Не совсем верно говорить о том, что «православный тренд» в образовании усиливался с приходом нового министра – Ольги Васильевой. Ведь именно при предыдущем министре был признан успешным «эксперимент» по внедрению в школу «Основ религиозных культур», а в вузы – «теологии». Сейчас, к сожалению, мало кто уже об этом помнит, но поначалу тот «эксперимент» вызвал массовые протесты и гражданского общества, и некоторых педагогов, и многих религиозных деятелей, не относящихся к числу его лоббистов. Но министерство все-таки пропихнуло и курс, и «теологию». При нынешней системе власти в России политические и идеологические решения такого уровня принимаются не в министерстве, которое является лишь техническим исполнителем. Конечно, прежний министр не был так клерикализован, как нынешний, но эта разница лежит больше в сфере эмоций, психологии, чем в сфере политики. Доподлинно неизвестно ничего о том, чтобы в министерстве образования кто-то активно сопротивлялся преподаванию православия. Его не преподают с 1 по 11 класс только потому, что это технически невозможно – нет такого количества учебников, методических материалов, учителей и т.п. В таком объеме православную культуру не изучают даже в специализированных духовных учебных заведениях – семинариях и академиях. Их в тысячи раз меньше, чем школ, но даже там катастрофически не хватает преподавателей. Реальных шансов у такого курса нет.

Протодиакон Андрей Кураев посчитал, что в случае самого «вялотекущего» преподавания этого предмета в течение 11 лет надо будет чем-то занять 600 учебных часов. Нет на свете таких воскресных школ и даже высших боголовских учебных заведений, где православная культура преподавалась бы в таком объеме. А значит, нет учебников, планов, преподавателей и т.п. С технической точки зрения, заполнить такой объем можно только внедрив под видом «православной культуры» специализированные церковные дисциплины – экзегетику, апологетику, догматику, литургику (а значит, и церковнославянский язык, без которого литургические тексты не понять), патрологию (а значит, и греческий язык, без которого не понять святых отцов), иконологию, разные виды истории Церкви, «сектоведение», «расколоведение» и т.п. В этом случае каждая светская школа России начнет выпускать дипломированных специалистов с богословским образованием не ниже семинарского. Но ведь богословская школа в России была ведь уничтожена в 1920-30-е годы и так и не возродилась. Вот, в советские времена было куда больше специалистов по «научному коммунизму», но представьте теперь, что они вынуждены были бы говорить школьникам, если бы «научный коммунизм» ввели в объеме 600 часов в течение 11 лет? Не уверен, что в таком объеме даже биологию можно в школе преподавать, если, конечно, не задаваться целью выучить узких специалистов.  

Так что проект это фантасмагоричен, нереализуем и преследует, вероятно, какие-то иные цели, нежели официально декларируемые. Я бы не исключал, что это попытка той, довольно влиятельной, части кремлевской администрации, которая негативно относится к нынешнему Патриарху, уменьшить его политический вес путем громкого публичного торпедирования одной из его инициатив. Нельзя исключать и того, что подобные проекты, истекающие из недр Российской академии образования, свидетельствуют об отсутствии у этой академии достаточного поля для деятельности при наличии раздутых штатов и бюджетов. Чтобы спасти все это от сокращений и оптимизаций, надо запустить какой-то «проект века», над которым могли бы трудиться годами сотни и даже тысячи сотрудников.

Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


    В сюжете:

17 марта 2017, 16:48  
Ректор Белгородского госуниверситета предложил преподавать в общеобразовательных школах церковнославянский язык
17 марта 2017, 13:09  
В вузах Свердловской области ввели курс по "основам духовной безопасности", разработанный РПЦ МП
16 марта 2017, 12:03  
Глава одного из комитетов Госдумы Гаврилов - за госзаказ на "социальную работу" РПЦ МП и усиление курсов по изучению православия в школах
22 февраля 2017, 15:19  
В Московской патриархии озабочены отсутствием в РФ научных степеней по богословию
21 февраля 2017, 12:37  
В Духовном управлении мусульман РФ предложили ввести религиозные курсы в пятых классах школ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования