Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 октября 2016, 16:51 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Фильм «Ученик»: о религии по-взрослому. "Оскорбление религиозных чувств", "православие войны", ОПК и ПГМ в кинодраме Кирилла Серебренникова


На экраны кинотеатров вышла драма режиссёра Кирилла Серебренникова «Ученик», предлагающая зрителю по-взрослому поговорить о природе религии.

Несмотря на то, что действие фильма «Ученик» происходит в школе, он имеет возрастное ограничение 18+. Эта картина, конечно, не о проблемах системы образования. Школа здесь является метафорической моделью всего общества, в данном случае — современной России.

Мать (Юлия Ауг) не может добиться от сына Вениамина (Пётр Скворцов), почему тот прогуливает физкультуру. После продолжительного допроса он, наконец, заявляет, что не будет ходить на плавание, потому что это оскорбляет его религиозные чувства. Первой реакцией станет смех, но очень скоро она поймёт, что это вовсе не шутки.

Режиссёр Кирилл Серебренников, как известно, пришёл в мир кино из театра, в котором является одной из важнейших фигур. Сначала он поставил спектакль по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Мученик» и лишь потом перенёс историю на экран. Фильм в этом году уже успел получить один из специальных призов Каннского фестиваля и награду за лучшую режиссуру на «Кинотавре».

Несмотря на европейское происхождение оригинальной пьесы (Мариус фон Майенбург живет в Германии), «Ученик» смотрится как абсолютно русская история. Режиссёру настолько удалось адаптировать это произведение к современным российским реалиям, что просто диву даёшься, насколько это про нас. Неслучайно фильм начинается со слов про «оскорблённые религиозные чувства». Само возникновение этого понятия, уже перекочевавшего в юридическую практику, сегодня является пугающе страшным симптомом.

Мать-одиночка, вынужденная вкалывать на трёх работах, думает, что её сын наркоман. До тех пор, пока тот не начинает напропалую цитировать Библию.

Что сподвигло Вениамина взять в руки текст Священного Писания, история умалчивает, но с самого начала и до конца картины мы видим, что он всё время носит с собой потрёпанное карманное издание Библии и с каждым новым днём его религиозные чувства разгораются всё больше. Начав с дома, он начинает проповедовать и в школе, и просто на улице, твердо убеждённый в своей абсолютной правоте.

С точки зрения школьных учителей, Веня просто паясничает, как всякий трудный подросток. «Это всё пубертат», — легко ставит диагноз учительница биологии и по совместительству школьный психолог Елена Львовна (героиня Виктории Исаковой, которая очень сильна в этой роли). Поначалу она просто не воспринимает Веню всерьёз — мол, само пройдёт. Но ученик начинает навязывать свои правила и учительскому составу, и даже директору — и всё с помощью священного текста.

Под влиянием Вениамина меняются правила посещения бассейна — для девушек в качестве формы вводится только закрытый купальник. Критике подвергаются преподавательские методы Елены Львовны. Один из самых смешных и одновременно страшных моментов наступает тогда, когда Вениамин притаскивает в школу собственноручно сколоченный крест и прибивает его гвоздями к стене в спортзале. Никто, кроме героини Исаковой, не решается его снять. Лишь посетовав, что прибит криво, охранники вместе с завучем крестятся, кланяются символу православия и… уходят.

Наконец, когда психолог решает бороться с фанатиком его же методами, то есть доказывать свою правоту цитатами из того же самого Священного Писания, это вызывает в душе юного догматика ярость, граничащую с отчаянием. «Она всё врёт!» — истошно кричит он, и в этот момент мы понимаем, что в Библии действительно есть всё: текстами из Писания можно оправдать всё что угодно, начиная от крестовых походов и заканчивая сожжением ведьм и преследованием евреев.

Чтобы никто не сомневался, в тот момент, когда произносится та или иная выдержка, на экране появляется прямое указание, откуда она взята — из Евангелия от Матфея или из Послания к Коринфянам. Мол, если хотите, можете свериться с первоисточником. И от этого действительно становится страшно.

Можно было бы сказать, что в этой картине Кирилл Серебренников делает выпад против религии как таковой и христианства в частности, однако режиссёрская мысль лежит глубже. Он предлагает увидеть, как может меняться (и меняется прямо сейчас, на наших глазах) общество под воздействием догматических движений. Когда наступает эпоха нового средневековья, самое важное — не потерять рассудок. Что и делает героиня Виктории Исаковой, прибивая свои кроссовки к полу гвоздями.

Тимофей Сундуков,
ИА «ИРКУТСК ОНЛАЙН», 16 октября 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

17 марта 2017, 16:48  
Ректор Белгородского госуниверситета предложил преподавать в общеобразовательных школах церковнославянский язык
17 марта 2017, 13:09  
В вузах Свердловской области ввели курс по "основам духовной безопасности", разработанный РПЦ МП
16 марта 2017, 12:03  
Глава одного из комитетов Госдумы Гаврилов - за госзаказ на "социальную работу" РПЦ МП и усиление курсов по изучению православия в школах
22 февраля 2017, 15:19  
В Московской патриархии озабочены отсутствием в РФ научных степеней по богословию
21 февраля 2017, 12:37  
В Духовном управлении мусульман РФ предложили ввести религиозные курсы в пятых классах школ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования