Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
23 сентября 2016, 20:36 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: «На первообразное преходит…». В поисках прототипа "Послания лояльности" первоиерарха РПАЦ


Среди моих знакомых, принадлежащих к Истинно-Православной Церкви, есть такие, которые достаточно справедливо считают вредным для христианина предаваться чтению современных церковно-политических текстов. По их мнению, христианин должен сосредотачиваться на собственно церковных текстах (писаниях святых отцов о молитве и душеполезном делании, например).

Трудно с ними не согласиться… Однако в защиту мнения тех, кто считает первый род чтения не менее важным для духовной жизни, чем второй (тем более, что отделить одно от другого дотоле, пока Церковь имеет «статус» воинствующей, весьма затруднительно), приведу следующий свежий пример. Услужливый «Facebook” предложил мне на днях одно Послание от первоиерарха церковной юрисдикции истинно-православной традиции, до сих пор почитаемой мною за братски-дружественную.

Что и говорить… Многим известно, что терпела эта юрисдикция еще совсем недавно, да и терпит до сих пор от действий «богохранимой» власти российской. Я молча проявлял сочувствие и солидарность, а братья закалялись в вере. По крайней мере, так я полагал, увы, не сильно укоряя себя за очевидные для меня самого приверженность к комфорту и мiролюбие.

Но я ошибался. Потрясает уже первая фраза упомянутого Послания: «По итогам проведенного оперативно-розыскного мероприятия претензий к нашей Суздальской епархии РПАЦ нет». Может быть, и не стоило читать дальше, поскольку одной этой фразы, так сильно напоминающей пролог другого и гораздо более известного Послания (там говорилось о необходимости поставить «нашу Православную Русскую церковь в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования»), было достаточно, чтобы понять, кому на самом деле оно адресовано и какова его цель. Но все же я решил дочитать до конца и, конечно же, встретил в тексте множество подтверждений верности сразу же родившегося подозрения.  

Чуть далее продолжил владыка первоиерарх «благонамеренной» фразой о том, что «в странах, пострадавших от экстремистов, государство пытается защитить своих граждан, в нашей стране происходит то же самое, поэтому мы не считаем, что было совершено насилие над нашей совестью. Если нам будут указаны факты экстремизма и будут сделаны соответствующие замечания, они будут, несомненно, учтены и исправлены».

Ну как тут не вспомнить цитату из текста все той же – «параллельной» - Декларации?! «…Не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, создавая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей Церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги Ее интересы, кто желает вывести Ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством».

Представляется, что обозначенной аналогии между документами вполне достаточно, чтобы православный христианин сформировал свое отношение к содержанию ныне разбираемого Послания, хотя бы потому, что к тексту первого из них (по времени составления) свое отношение выразил целый сонм святых Новомучеников и Исповедников Российской Церкви.

Но в чем же все-таки состоят цель и причина появления нынешнего Послания, если оно лишь повторяет то, 90-летней давности? – Как следует из слов подписавшего Послание Митрополита Феодора, цель и причины заключены во вполне определенных «скорби и страдании». Но отчего же в действительности страдает Митрополит, что так печалит и тяготит его, а вкупе с ним - и «самых активных верующих» возглавляемой им юрисдикции?

Представляется, что ответ выражен в следующих словах Послания:

«Теперь мне требуется сделать акцент на том, что я выступаю с этим разъяснением по настоятельной просьбе нашего духовенства и наших самых активных верующих. Речь идет о заявлениях Председателя Архиерейского совещания Российской Православной Автономной Церкви (АС РПАЦ), находящегося в Санкт Петербурге. Священноначалие и духовенство РПАЦ не признает АС РПАЦ, которое не является Совещанием ни нашей Церкви, ни её Синода, ни Суздальской епархии. Это отдельная группа, не входящая в нашу юрисдикцию».

Итак, эти скорбь и болезнование выражаются в аббревиатуре «АС РПАЦ», в стоящих за нею людях и их заведомо и безоговорочно осуждаемых - «а то как бы чего не вышло» - владыкой Феодором «заявлениях». «Данная группа, - развивает свою мысль Митрополит Феодор, - использующая нашу аббревиатуру, не имеет никакого отношения к РПАЦ как религиозной организации. Поэтому их заявления, мнения, комментарии не распространяются на юрисдикцию РПАЦ, оставаясь мнением данной группы, её руководителя, и не более того». 

Опять вспоминается «первообраз»: «Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и пастырей за границей, сильно вредившие отношениям между правительством и Церковью, как известно, заставили почившего Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая - 22 апреля 1922 года). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь».

Продолжу цитировать разбираемый текст Митрополита Феодора: «Исходя из вышеизложенного, МЫ НЕ МОЖЕМ разделять их комментарии и рассуждения, поскольку они не исходят от нашего Архиерейского Синода РПАЦ». Казалось бы, в чем проблема: ну, положим, не вашей они юрисдикции; их заявления – не ваши заявления, да мало ли на свете таких «заявлений»! Так кому же Вы адресуете Послание? – АС РПАЦ? - Так ведь, по логике, они должны быть в курсе собственных действий и заявлений… Верующим своей юрисдикции? – Но ведь и они «не вчера родились» и, в общем-то, в курсе наличного состава той церковной юрисдикции, относящимися к которой они себя считают, следовательно, что-либо «внешнее», притом из области «политической жизни», повредить их «духовной жизни» никак не может, если только понятие о таковой у владыки Феодора соответствует общепринятому в Православии.

Но владыка крайне опечален: «Печально то, - пишет он, - что все это, ОХВАТЫВАЯ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ВСЕХ НАС, будоражит, ВЫРЫВАЕТ НАС ИЗ СФЕРЫ ДУХОВНОСТИ и бросает в бушующее житейское море», - что-то или кто-то сильно тяготит его христианскую совесть.

«Мы забываем о духовном нашем призвании, - продолжает он, - участвуем в суетных спорах (и это после множества вышесказанных слов об отделенности от «смутьянов» из АС РПАЦ и их «политических заявлений»! - В.З.). Апостол Павел ХОТЬ И ГОВОРИТ: «… надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор.11:8). Но эти разномыслия переходят в бурные течения, бедствия, расколы и разделения. Говорят, что в споре рождается истина, однако с этим нельзя согласиться, потому что в основном в спорах рождается вражда и разделения». (Конец цитаты).

Итак, владыка выступает против вражды и «разделений» - при активной и многократно повторяемой констатации наличия таковой у себя с верующими из АС РПАЦ и «духовной» необходимости в ее сохранении. Кажется, мы запутались?  

В чем же, все-таки «в сухом остатке», состоит тогда цель данного - столь «миролюбивого» - послания-декларации; кому владыка дает заверения в лояльности и неизменном мире?

Думаю – все уже догадались…

На мой взгляд, Послание являет нам как бы срез отношений из сферы оказания услуг между конкретными лицами, заключившими между собой соответствующий договор. В контексте этого вывода полагаю, что перед нами не столько Послание, сколько «отчет о проделанной работе на заданную тему» перед Заказчиком.

Политика тогда особенно громко объявляется церковными деятелями явлением, стоящим «вне Церкви», когда Церковь эта особенно активно использует политику и (или) сама ставит себя в «крепостную» зависимость от тех или иных политических сил и раскладов.

Владислав Захарьян,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

30 сентября 2016, 21:37  
ИНТЕРВЬЮ: Управляющий приходами РПАЦ в США и Западной Европе архиепископ АНДРЕЙ (Маклаков) об отношениях с ФСБ, послании Митрополита Феодора, статусе Александра Солдатова и Архиерейском совещании РПАЦ
26 сентября 2016, 20:48  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Cпорят о территории канонической вместо того, чтобы подумать о территории Христа, то есть о душе», - профессор Елена Волкова о церковной оппозиции в России, о РПАЦ и других "потерпевших"
24 сентября 2016, 13:25  
Секретарь Управления зарубежными приходами РПАЦ утверждает, что "послание лояльности" первоиерарха этой Церкви следует традициям Новомучеников и святителей РПЦЗ
23 сентября 2016, 20:36  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: «На первообразное преходит…». В поисках прототипа "Послания лояльности" первоиерарха РПАЦ
21 сентября 2016, 11:10  
ВИДЕО: "В такой стране, в таких условиях мы всегда будем виноваты во всем...". Митрополит Феодор формулирует позицию РПАЦ накануне Пасхи 2013 г.
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования