Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 сентября 2016, 19:13 Распечатать

МЫСЛИ: Вадим Ярмолинец. АМЕРИКАНСКИЙ ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ. Что потерял и что приобрел первоиерарх РПЦЗ(А) Митрополит Агафангел, вступив в войну с Северо-Американской епархией


3 сентября на православном кладбище Ново-Дивеево, что к северу от Нью-Йорка, отслужили панихиду по ушедшему год назад из жизни любимому своей американской паствой батюшке – митрофорному протоиерею Всеволоду Дутикову. Именно после его ухода в РПЦЗ(А) разразился давно назревавший катаклизм: Северо-Американская и Австралийская епархии РПЦЗ(А), находящиеся под омофором архиепископа Андроника, и Северо-Русская (под омофором архиепископа Софрония), перешли на самоуправление до предстоящего Всезарубежного Собора, перестав поминать первоиерарха РПЦЗ(А) Митрополита Агафангела.

Речь уже не об одной-двух отбившихся от стада овцах, отказавшихся подчиниться Высшей церковной власти. Речь о больших епархиях, готовящихся провести Шестой Всезарубежный Собор, где будет разбираться каноничность деяний Митрополита Агафангела. Cпрашивает ли он теперь себя: «А можно ли было избежать такого разрушительного для Церкви развития событий? Несу ли я хоть долю ответственности за случившееся?»

Судя по высказанному им на своем сайте «Интернет-Собор» пожеланию явиться на созываемый Собор, чтобы просто посмотреть «этим людям» в глаза, ему себя винить не в чем.

Но так ли это?

В сентябре 2015 года церковный совет Свято-Троицкого прихода в нью-йоркской Астории обратился к правящему архиерею – архиепископу Андронику – с просьбой рукоположить во священники и благословить на вакансию настоятеля своего диакона о. Димитрия Добронравова. Так бы оно и вышло, если бы в дело не вмешался Митрополит Агафангел. О. Димитрия во священники рукоположили, но настоятелем временно (на год) назначили о. Владимира Петренко из Бразилии. Чтобы не ссориться с начальством, церковный совет временное назначение принял.

Месяца не прошло как Синод принял два новых решения. Первое: Свято-Троицкий приход перевести из епархии архиепископа Андроника в митрополичью Нью-Йоркскую, которой тот управляет из Одессы. Второе: сделать назначение о. Владимира Петренко на пост настоятеля постоянным и одновременно поручить ему заботу о Нью-Йоркской епархии в качестве ее администратора. Все последующее – следствие этих решений.

Из Астории, где постоянное назначение вызвало большое недоумение, стали писать в Одессу просьбы пересмотреть решение, но в Одессе их игнорировали.

Де факто все это время о. Димитрий и был отцом-настоятелем. О. Владимир несколько раз приезжал из Бразилии и, кажется, сочувственно относился к позиции совета. «Я выполняю послушание, – оправдывался он. – Пишите в Синод».

Совет писал – все эти письма опубликованы на приходском вебсайте, – Синод молчал.  

В марте 2016 года Митрополит приехал в Асторию на ежегодное общеприходское собрание, чтобы добиться своего, мобилизовав поддержку, если не Совета, то рядовых прихожан. Те переизбрали Совет и поддержали о. Димитрия.

Казалось бы: видя, чего хочет подавляющее большинство асторийцев, почему не уступить? Сторонники Митрополита по этому поводу говорят, что, де, настоятеля назначает правящий иерарх, как об этом сказано в Нормальном Приходском Уставе РПЦЗ, а дело Совета - подчиниться. Но те же люди игнорирут то, что Митрополит стал правящим архиерем Астории, хотя и с согласия Синода, но вопреки требованиям Положения об РПЦЗ (пар. 51 – о недопустимости бросать свою епархию больше, чем на месяц) и Восьмого правила Третьего Вселенского Собора о незаконности присвоении себе чужой епархии под каким бы то ни было предлогом.

Поэтому требовать соблюдения Устава при игнорировании требований других документов, регулирующих церковную жизнь, просто некорректно. Тот самый 51-й параграф Положения об РПЦЗ предполагает, что правящий архиерей живет рядом со своей паствой, понимает ее заботы и, действуя по Уставу, не назначит ей священника вопреки ее воле. Такое важное решение будет принято соборно. И именно так – соборно – в 1994 году назначили на пост настоятеля о. Всеволода Дутикова. Точно так же назначили настоятелем о. Петра Мочарского, который в 50-х собрал средства и приобрел для прихода его нынешнее здание. До осени 2015 года правящие архиереи РПЦЗ назначали в Асторию настоятелей, предварительно одобренных приходским советом.

Но живущий в Одессе Митрополит, знающий свою нью-йоркскую паству по редким торжественным встречам и, по сути, никакой эмоциональной связи с ней не имеющий, все ее доводы по поводу назначения настоятеля отмел. Совету он объяснил, что ему нужен в Северной Америке опытный епархиальный администратор, каким мог бы стать о. Владимир Петренко. В этом чисто административном решении, надо признать, была своя логика. Если ты не можешь присутствовать в своей американской епархии сам, ты назначаешь верного заместителя. Залогом этой верности должен был стать завидный подарок – ухоженный и многолюдный Свято-Троицкий приход в Астории.

Намерение Митрополита целиком совпало с планами о. Владимира Петренко. Со слов вдовы о. Всеволода Дутикова известно, что он хочет вывезти семью из экзотической, но очень бедной и опасной Бразилии, в США.

Проблема возникла из-за того, что, начав воплощать в жизнь эти планы, их авторы отказались принять во внимание мнение асторийцев. Митрополит поступил в этой ситуации как партийный начальник советской эпохи, знающий, что если он скажет «надо», Астория ответит «есть!»

Мартовское общеприходское собрание было той последней точкой, на которой Митрополит Агафангел еще мог сохранить в приходе мир. И он мог сохранить сам приход. Он этого не сделал. По возвращении в Одессу, на основании сфабрикованных им обвинений в «смуте, чинении препятствий назначенному им отцу-настоятелю и размещении в интернете порочащих Синод писем», он отстранил от причастия и сделал попытку изгнать из прихода двух членов совета, которые, по его мнению, несли наибольшую ответственность за срыв его плана.

Однако и с изгнанием ничего не получилось. Совет своих позиций не уступил, более того - вызвал Митрополита в церковный суд, поскольку обвинения были явно надуманными. Одновременно совет обратился с просьбой к архиепископу Андронику вернуть приход под его омофор.

Видя, какая критическая ситуация сложилась в Астории, архиепископ Андроник вступился за обиженных. Митрополит отреагировал в свойственной ему манере: издал указ о почислении архиепископа Андроника на покой. Заодно он отправил на покой архиепископа Софрония, который в это же время боролся против неканоничных действий Митрополита в своей Северо-Русской епархии.

В июле Митрополит вновь прибыл в США, чтобы навести порядок на месте, но здесь его снова ждала неудача. Свято-Троицкий и Свято-Сергиевский, (что в Вэллей-Коттедж) приходы отказались даже встречаться с ним.

По сей день в асторийском совете есть два мнения по поводу целесообразности встречи с Митрополитом. Староста А. Горовой считает, что от встречи с Митрополитом отказываться не следовало. А надо было при всех прихожанах попросить его объясниться по поводу бессудных прещений или скандальных высказываний в адрес членов Совета, записанных на майском заседании Синода о. Олегом Мироновым. Но большинство членов совета сочло, что Митрополит просто устроит очередной митинг, типа мартовского, с единственной целью – еще больше расколоть паству на «своих» и врагов, взять ситуацию под свой контроль и довести до конца передачу прихода о. Владимиру Петренко.

В итоге Митрополит уехал в Одессу не солоно хлебавши, но от принципа «разделяй и властвуй» не отказался. Он объявил, что так называемый Синодальный дом в городке Вэллей-Коттедж теперь будет именоваться храмом Жен Мироносиц, и в нем будут постоянно проводиться службы. Иными словами, Митрополит открыл приход под боком у прихода Преп. Сергия Радонежского, что неизбежно приведет к уходу из него какой-то части паствы. Сюда же поедут из Астории и те, кто остался верен Митрополиту или же предпочитает бразильского о. Владимира местному о. Димитрию.

Хотя план Митрополита ясен, будущее нового прихода – не вполне. Дело в том, что по американским законам недвижимость бывает двух типов: жилая и коммерческая. Поскольку церковь жильем не является, приход, можно предположить, закроется после первого же визита в него инспектора местного пожарного управления. И это не все. Перед тем, как объявлять о создании прихода, наверное, надо было бы похлопотать о получении для него статуса некоммерческой организации, иначе даже безобидная торговля свечами может быть превратно истолкована налоговым ведомством. Иными словами, одесский учредитель американского прихода по сути пустился в очередную, чреватую новыми неприятностями, авантюру.

Агрессивность Митрополита Агафангела, отказ слышать тех, кто не согласен с ним, его склонность к репрессиям, в конечном итоге и стали причиной того, что две епархии перешли на самоуправление и начали готовиться к проведению Шестого Всезарубежного Собора, который рассмотрит каноничность деяний предстоятеля. Но уверенный в своей правоте Митрополит готов явиться на Собор, чтобы просто посмотреть в глаза своим обидчикам.

Шаг – странный. Довольно много народу тоже хочет посмотреть ему в глаза, поэтому шансов уехать с этого собора триумфатором у Митрополита немного. По логике, он должен был бы не готовиться к поездке, чреватой большой нервотрепкой, а спокойно запретить всех восставших на него клириков, отлучить от причастия всех последовавших за ними мирян, а затем предать анафеме вместе со всей их Америкой, за исключением того ее клочка, где стоит приобретенный для него Синодальный дом.

Этот погром побил бы своим размахом все предшествующие карательные акции одесского Синода, ни одно из заседаний которого, кажется, не обошлось без прещений очередной группы отступников. Сколько их было? Епископы, священники, простые прихожане...

Двуличие пропитывает высказывания Митрополита Агафангела. Он призывает паству не раскалывать Церковь, но за закрытыми дверьми говорит о несогласных: «Пусть уходят, только имущество оставят». И открывает новый приход под боком у другого, чтобы отбить у того паству. Он призывает верующих ко взаимной любви, но за закрытыми дверьми называет несогласных с ним «жидами», «агентами КГБ», «узурпаторами власти» и «силами зла». Он обвиняет несогласных с ним в том, что мотивы их действий «не от Бога», но Церковь под его омофором больше похожа на секту с неподконтрольным никому вождем и покорным коллективом, члены которого лишены собственных воли и разума. Отсюда такая частота и жесткость репрессий. Отсюда – «карманный» Синод. Отсюда небольшой, но шумный хор фанатов, с энтузиазмом поносящих оппонентов любимого руководителя. Отсюда, я думаю, глубоко укоренившееся в сознании Митрополита Агафангела разделение людей на полезных идиотов и зловредных и потому подлежащих устранению врагов.

Самое, может быть, отвратительное в этих деяниях это то, с какой ловкостью подгоняются в обоснование неправды «нужные» цитаты из Священного Писания, канонов, трудов отцов Церкви. Они придают творчеству Митрополита вид законности, но если так много церковного народа ропщет по поводу отсутствия этой законности, не пора ли остановиться и попытаться взглянуть на себя со стороны, глазами критиков?   

А поводы для этого ропота есть:

– этим летом два американских прихода РПЦЗ(А) – о. Джона Сомерса и о. Джона Хинтона - ушли в юрисдикцию Греческой ИПЦ;

– к этому же процессу растранжиривания американской паствы можно добавить более ранний конфликт в Спасо-Вознесенском приходе в Фейрфаксе (под Вашингтоном), где Митрополитом был отправлен на покой епископ Иосиф, а значительная часть прихожан – говорят, половина – ушла в МП;

– тут же уместно вспомнить Резолюцию епархиального собрания Сиракузской и Свято-Никольской, Оттавской и Канадской епархий от 24 июля 2015 года, в которой клирики и миряне выразили возмущение и несогласие по поводу бессудных прещений Митрополитом епископа Дионисия и епископа Иринея, несправедливого наказания ижевских священников и отлучения от Святых Христовых Таин мирянина М.В. Назарова. Последний, известный церковный историк и публицист, не остался прозябать за церковной оградой, а просто перешел в другую юрисдикцию, уведя за собой из РПЦЗ(А) поддержаваших его прихожан.

Две епархии – архиепископов Андроника и Софрония - решили этот разрушительный процесс остановить, чтобы РПЦЗ(А) не расстаяла на глазах.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

01 февраля 2017, 17:21  
ДОКУМЕНТ: "Вы поставили себя выше Архиерейских Соборов РПЦЗ...". Открытое письмо Николая Черткова первоиерарху РПЦЗ(А) Митрополиту Агафангелу (Пашковскому)
01 февраля 2017, 16:57  
ДОКУМЕНТ: "В Украине власть пытается окончательно поработить народ...". Заявление предстоятеля РПЦЗ(А) Митрополита Агафангела (Пашковского), Одесса, 1 февраля 2017 г.
29 января 2017, 18:18  
ДОКУМЕНТ: "Церковь не гибнет, когда внешнее ея единство разрушается. Она не дорожит внешней организацией, заботясь о сохранении своей истины". Доклад игумена Андрея (Эрастова) на VI Всезарубежном Соборе
24 января 2017, 15:16  
ДОКУМЕНТ: "Под обвинение в «схизмоэкуменизме» подпадает авторитетный богослов и многолетний преподаватель Джорданвильской семинарии прот. Михаил Помазанский". Выступление иеромонаха Игнатия (Круткова) на VI Всезарубежном Соборе
24 января 2017, 14:58  
ДОКУМЕНТ: "Соборность в Церкви и ее нарушение Митрополитом Агафангелом и Одесским Синодом". Доклад иеромонаха Игнатия (Круткова) на VI Всезарубежном Соборе
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
26 мая 2017, 22:18  
Ограничения на миссионерскую деятельность в России, введенные "законом Яровой", оспорены в Конституционном суде
Материал содержит иллюстрации26 мая 2017, 19:38  
"Православный активист" Милонов, ставший депутатом Госдумы РФ, получил замечание от комиссии по депутатской этике за недостойное поведение
Эксклюзивный материал26 мая 2017, 19:28  
Суд принял решение арестовать главу сельского района в Воронежской области, выбивавшего у предпринимателей пожертвования на храм РПЦ МП
26 мая 2017, 17:48  
МОНИТОРИНГ СМИ: Всеволод Чаплин: «Святитель Николай, взирая на нас с Неба, огорчается, все это видя». Вокруг мощей: «секта» либералов, коварные планы Ватикана и экуменические заявления Патриарха
26 мая 2017, 16:44  
Глава МИД Болгарии ответила на слова Путина о Кирилле и Мефодии и о том, что письменность пришла на Русь из Македонии
26 мая 2017, 16:36  
В Орловской области прошли обыски, арест и возбуждено уголовное дело по "экстремистской" статье против Свидетелей Иеговы
26 мая 2017, 15:57  
Суд не стал рассматривать дело о затягивании решения по референдуму о судьбе Исаакиевского собора в Петербурге
26 мая 2017, 15:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Мы показали, что у нас есть свои Pussy Riot». Кто такие верующие и что их оскорбляет, зачем РПЦ МП учит жить неверующих, чего ждут паломники от мощей св. Николая Чудотворца...
26 мая 2017, 15:25  
"Абсолютно нормальным процессом" назвали в Кремле начавшиеся в РФ проверки в отношении представителей искусства, чем-либо не угодивших государству или его "православным активистам"
26 мая 2017, 15:12  
Режиссер Алексей Учитель объяснил череду полицейских проверок, инициированных "православной активисткой" Натальей Поклонской
26 мая 2017, 14:57  
Спикер Госдумы РФ прокомментировал запрос своей коллеги, "православной активистки" Поклонской, о проверке кинокомпании Учителя на предмет "налоговых преступлений"
26 мая 2017, 14:47  
Петербургская блокадница не знала о наличии своей подписи за референдум об отзыве оппозиционных депутатов, противников передачи Исаакиевского собора РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации26 мая 2017, 14:37  
МОНИТОРИНГ СМИ: Храм ювелирного искусства. РПЦ МП хочет получить Исаакиевский собор: из музея выйдет неплохая безналоговая ювелирная лавка...
26 мая 2017, 14:19  
Петербургские оппозиционные депутаты, выступающие против передачи Исаакиевского собора РПЦ МП, поддерживают референдум по отзыву их мандатов
26 мая 2017, 14:09  
Суд рассмотрит иск к ЗакСу Петербурга из-за референдума по Исаакиевскому собору
26 мая 2017, 13:57  
К организации референдума в Петербурге за отставку оппозиционных депутатов, противников передачи Исаакиевского собора РПЦ МП, причастны сторонники «Единой России»
26 мая 2017, 13:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Патриарх в шоколаде. Новыми почетными гражданами Петербурга стали предстоятель РПЦ МП Кирилл (ГУндяев) и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко - и в этом решении не обошлось без вмешательства высших сил...
26 мая 2017, 13:41  
Горизбирком Петербурга рассмотрел заявку на референдум о лишении мандатов депутатов-оппозиционеров, выступающих против передачи Исаакиевского собора РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации26 мая 2017, 13:30  
Инициатором референдума за отставку депутатов заксобрания, выступивших против передачи Исаакиевского собора РПЦ МП, стала куратор массового досрочного голосования в Петербурге
Материал содержит иллюстрации26 мая 2017, 12:33  
АРХИВ: Мы по-прежнему гоняемся за нашими священными легендами вместо того, чтобы взять лопаты и начать работать. Правнук П.А. Столыпина - о разочаровании сторонников «воссоединения» РПЦЗ с РПЦ МП и о многом другом
26 мая 2017, 12:11  
Адвокат блогера-атеиста Соколовского сравнил своего подзащитного с бардом Новиковым
26 мая 2017, 11:58  
Руслан Соколовский удалил ролики, за которые его судили: тем, кто их выложит, грозит уголовное дело, предостерегает адвокат блогера
26 мая 2017, 11:14  
ДОКУМЕНТ: Сообщение Международного центра Рерихов по поводу выступления министра культуры РФ В.Р. Мединского в Государственной думе РФ 17 мая 2017 года
26 мая 2017, 08:53  
Полиция проверяет кинокомпанию Алексея Учителя, снявшего фильм "Матильда", с целью выявления налоговых преступлений


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования