Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 июня 2016, 21:55 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Заместитель гендиректора российского Государственного музея Востока ТИГРАН МКРТЫЧЕВ: «Возбуждать буддийскую общественность против государства – это абсолютный экстремизм» (о конфликте вокруг Центра Рерихов в Москве)


«Портал-Credo.Ru»: Тигран Константинович, развейте мои опасения! Недавно московская буддийская община пришла в Международный центр Рерихов (МЦР), где она проводит церемонии возле ступы. К членам общины подошла сотрудница Центра и сказала, что ступу будут сносить. Она отвела буддистов к вице-президенту МЦР Александру Стеценко, и он показал письмо из Министерства культуры РФ о том, что МЦР надо проверить на наличие незаконно установленных могил и памятника.

Тигран Мкртычев: Вы внимательно прочитали этот документ? О каких могилах шла речь?

- Там написано «могилы и памятник членам семьи Рерихов», но могилы Рерихов на территории МЦР не может быть, поэтому под могилой, как я понял, подразумевается буддийская ступа, поскольку в ней находятся останки Будды и буддийских учителей. К тому же, мне потом дали послушать аудиозапись, где Вы говорите, что ступа построена без разрешительной документации, что буддийским общинам требуется очень много времени, чтобы возвести ступу и что она здесь находится незаконно. Я хотел бы узнать напрямую от Вас, что Вы думаете об этой ступе?

- Я не являюсь буддистом, но я изучаю буддизм, и мне, например, понятно, что для того, чтобы памятник приобрел сакральный характер, нужны определенные ритуальные действия. Насколько Вы уверены, что эти ритуальные действия были проведены при возведении ступы во дворе Международного центра Рерихов?

- Я читал статью А.А. Барковой «Священные структуры бытия: мандала и ступа в Музее имени Н.К. Рериха» в журнале «Культура и время», № 3 за 2008 г. – о том, как эта ступа была освящена монахами, как в нее были заложены реликвии, в том числе шарира – останки Будды Шакьямуни. Вот что там написано: «Место будущей ступы было освящено одним из выдающихся лам традиции ньингмапа – Рангригом Дордже Ринпоче. Лама в третьем поколении, Рангриг Ринпоче принадлежит к линии тертонов – хранителей сокрытых текстов терма. Сам Будда предсказал, что ряд священных трактатов, недоступных в его время для понимания простых буддистов, будет скрыт в горах, и когда придет время, эти духовные клады будут найдены. Предки Рангрига Ринпоче бежали из Тибета во время «культурной революции», и новой родиной Ринпоче стал Непал. Ступа в Музее Рериха – уже вторая на территории нашей страны ступа, воздвигнутая благодаря Ринпоче. Первая была построена на острове Огой на Байкале и впервые освящена в 2005 году». И еще: «Ведь в числе реликвий, заложенных в нее, более двухсот разновидностей рильбу – глиняных шариков с частицами останков святых учителей всех буддийских школ и течений, рингселы из ступы Сваямбху, а также рингселы будд Кашьяпы и Шакьямуни – белоснежные жемчужины, которые образуются в теле высокого подвижника как плотные сгустки его духовной энергии. В отличие от мощей, то есть останков тела, рингселы – это овеществленный дух. И мы бесконечно благодарны Рангригу Дордже Ринпоче, который привез эти священные реликвии в Москву из непальских монастырей. Любой рингсел является высочайшей святыней, что уж говорить о рингселах самого Будды!»

- Вы должны знать, как в настоящее время буддийские монахи очень серьезно относятся вообще к проблеме шариры. Соответствующим образом, если мы достанем какую-то вещь из кармана и скажем, что это остатки Будды Шакьямуни, это не будет остатками Будды Шакьямуни.

- Ну знаете, это такой долгий казуистический спор, в который не хотелось бы вдаваться. Ступа уже стоит, вот в чем дело, и для буддистов это уже является серьезным знаком. Поэтому проясните: Вы хотите ее снести или нет? Вот в чем вопрос.

- А мы разве говорили о сносе ее?

- Если не Вы лично, то Министерство культуры…

- А Министерство культуры тоже не ставило вопрос о сносе ступе.

- А о чем тогда оно ставит вопрос, можно узнать? Настораживает цитата из письма Аристархова: «Прошу дать поручение провести проверку целевого использования МЦРом земельного участка, который находится в аренде у этой организации, по результатам которой принять решение об обращении в суд о сносе самовольной постройки…».

- Вопрос стоит о том, что Международный центр Рерихов взял на себя очень много всяких разных вещей, за которые он не может ответить. И, в частности, буддийская ступа, о которой Вы говорите, была возведена не как культовый объект.

- Ну да, как экспонат.

- Об этом и разговор. То есть для того, чтобы она приобрела характер культового объекта, должны были быть соблюдены все абсолютно тонкости проведения ритуалов при возведении подобных сакральных объектов.

- То есть Вы предлагаете провести эти ритуалы?

- Нет, я предлагаю разобраться с теми людьми, кто говорит о том, что этот светский объект воспринимается как культовый.

- А что это за люди?

- А кто Вам сказал, почему объект, который является частью музейной экспозиции, стал трактоваться как культовый?

- Так исторически сложилось, что туда стали приходить общины, там каждый год стал отмечаться День Рождения Будды, туда приходят просто люди почтить эту ступу.

- Все замечательно, все прекрасно. От этого она стала культовой?

- Да.

- Ну что ж, а как Вы относитесь к тому, что под ступой расположен некий подвал?

- Про это я не знаю, расскажите об этом.

- Если Вы там неоднократно бывали, почему Вы не смогли бы обойти и посмотреть, что, в нарушение всяких вообще мыслимых и немыслимых законов возведения ступы, под ней находится подвал?

- Но это не видно снаружи.

- Так, мы с Вами общаемся на уровне «видно снаружи» или «не видно снаружи»?

- Что за подвал там находится?

- А Вы знаете, вот этого я Вам сказать не могу, потому что меня в этот подвал не пускают. И я даже догадок никаких строить не буду, что там – избушка Бабы-яги или что-то еще. Важно другое – что земля под ступой нарушена, возмущена. То есть люди, которые приглашают буддистов, буддисты, которые приходят, они все находятся в том, что называется заблуждением. И это, кстати говоря, является, если Вы помните, одним из буддийских грехов.

- Предположим, Вы получили в полное распоряжение территорию усадьбы Лопухиных, на которой располагается МЦР. Что Вы сделаете со ступой?

- Как только появится возможность, я приглашу всех буддистов, и мы будем этот вопрос обсуждать. Не со светскими людьми. Вот, собственно, мой ответ.

- В письме заместителя министра культуры Аристархова сказано о «незаконно установленных» на территории МЦР «могилах и памятнике». Помимо ступы, что еще имеется в виду?

- Усадьба Лопухиных представляет собой памятник историко-культурного значения. Территория усадьбы тоже является таким же памятником. Если бы мы с Вами захотели построить памятник на бульваре в честь какого-нибудь достопочтенного человека, что мы должны были бы сделать?

- Наверное, согласовать с властями.

- Совершенно верно. Нравится нам этот человек, он нам дорог был, мы поклоняемся ему, однако согласование с властями должно быть проведено. Никаких бумаг о согласовании с властями памятников Юрию Николаевичу, Святославу Николаевичу, Николаю Константиновичу и Елене Ивановне Международный центр Рерихов нам не предоставил. То есть мы не знаем, может быть, у них эти все бумаги есть – нам эти бумаги предоставлены не были. Как мы воспринимаем эти памятники?

- Я не знаю.

- И я тоже не знаю. Вот мы с Вами захотели и построили на бульваре памятник Далай-ламе.

- Но это все-таки разные вещи – бульвар и территория, на которой находится Центр.

- А чем?

- Ну тем, что двор МЦР – это внутреннее пространство, а бульвар – пространство публичное.

- А что, этот двор – не государственная территория?

- Он отдан в аренду Международному центру Рерихов.

- Правильно. И существуют различные правила, которые не позволяют арендатору возводить то, что он захочет.

- Но уже много лет это почему-то не ставилось под вопрос.

- Вы знаете, раньше Международный центр Рерихов спонсировался «Мастер-банком». И я думаю, что это решало многие проблемы Международного центра Рерихов.

- А какие могилы имеются в виду, кроме ступы?

- Нет, ступа не является могилой.

- Но если в ней находятся останки умерших людей, то можно назвать ее могилой.

- Ступа точно могилой являться не будет. Это реликварий.

- С исторической точки зрения ступа – это курган...

- Пожалуйста, не подставляйтесь, когда Вы пытаетесь рассказывать об истории конструкции ступ и их генезисе.

- Хорошо, тогда все-таки что имеется в виду под могилами?

- Дело все в том, что под памятником, скорее всего… Я не знаю, что имел в виду Аристархов. Это письмо, на которое Вы ссылаетесь, я его не видел, поэтому совершенно искренне, что там названо могилами, я Вам сказать не могу. И соответствующим образом дальше мы переходим в разряд опять-таки тех неких реконструкций, которые, наверное, были бы неправильны.

- Получается, Министерство культуры РФ действует независимо от Государственного музея Востока, требуя проверки МЦР?

- Почему же? Нет. Министерство культуры действует отчасти по нашей просьбе, потому что оно нам передало в оперативное управление эти помещения, эту недвижимость, и мы просим помощи Министерства культуры с тем, чтобы Международный центр Рерихов освободил эти помещения.

- А в связи с чем проводится проверка МЦР на экстремизм?

- А как Вы считаете, вот у нас с Вами есть светский объект, этот светский объект объявляют культовым и начинают поднимать людей религиозных на защиту этого светского объекта – является это экстремизмом?

- Пока нет.

- А мне кажется, что это провокация. А вы считаете, что нет?

- Экстремизм в чем здесь? В том, что люди выступают с письмами?

- А Вы знаете, у нас в Российской Федерации буддизм является традиционной религией. И в данном случае получается так, что государство ущемляет права верующих. А Вы считаете, что это неправильно?

- Я считаю, что, по крайней мере, спорно называть это экстремизмом. Поэтому и ведется, видимо, проверка, чтобы установить, экстремизм это или не экстремизм.

- Я, например, выступаю за равные права не только православных, но и мусульман, и буддистов.

- И атеистов?

- В том числе и атеистов, безусловно. Но в данном случае, когда люди, не являющиеся буддистами, начинают возбуждать буддийскую общественность против государства, с моей точки зрения, это абсолютный экстремизм. Это моя точка зрения.

- МЦР говорит, что волей Святослава Николаевича Рериха было, чтобы наследием Рериха занималась общественная организация, и поэтому они защищают исключительно общественную форму устройства от государственной, которую представляете Вы. Что Вы об этом думаете?

- Этот вопрос неоднократно обсуждался, и он постоянно поднимается, и он сводится к тому, что, таким образом, я не являюсь частью общества. Международный центр Рерихов и Рериховское сообщество, как бы противопоставляя себя государству, не являются гражданами Российской Федерации. То есть у нас есть Международный центр Рерихов и есть государство. Вот они - общество, а мы – государство.

- Но сам факт воли Святослава Николаевича Вы не отрицаете?

- Его нет. Об этом существует огромная литература. Есть многочисленные судебные дела, которые показали, что Международный центр Рерихов не является правопреемником Советского фонда Рериха и не имеет документов, подтверждающих свои права на владение имуществом Советского фонда Рерихов. Но самое главное, что мы сейчас находимся в противопоставлении Международного центра Рерихов и их последователей государству и гражданам Российской Федерации, как мне кажется. Это самое основное. И смысл в том, что люди, которые говорят о том, что они общественность, противопоставляют себя большей части граждан Российской Федерации. И они говорят, что у них наследие Рерихов будет целее. Но при этом МЦР – это частная организация. В любом случае есть учредители: Иванов, Петров и Сидоров. И в любой момент Иванов, Петров и Сидоров могут закрыть эту общественную организацию, могут распорядиться ее имуществом по усмотрению основателей этой организации.

- Как Вы относитесь к тому, что наследие Рерихов разделено? Хотели бы Вы его объединить?

- Мы ровно с этого и начали – с того, что проводили переговоры с Александром Витальевичем Стеценко, в которых звучала такая мысль, что мы создаем государственный музей, в этом государственном музее та часть, которая была подарена Святославом Рерихом Советскому фонду Рерихов, становится государственной. Это спорный вопрос. Просто в настоящий момент уже установлено судебными решениями, что эта часть не является владением МЦР. Это не их имущество. У них нет никаких наследственных прав. С другой стороны, в Международном центре Рерихов есть достаточно большая часть коллекции, которая была куплена председателем правления «Мастер-банка» Борисом Ильичем Булочником и подарена МЦР. И, таким образом, на эту часть никто не покушается, если кроме того, что на Булочника заведено уголовное дело, банк – банкрот, там существуют большие долги. Мне кажется, что с этой частью коллекции должны разбираться компетентные органы. Хочу подчеркнуть, что мы не покушаемся на частную собственность, но мы выступаем за то, чтобы объединить на государственной основе большую часть коллекции Рерихов и сделать большой музей семьи Рерихов.

- Наследие Рерихов – сложная тема. Я сам когда-то имел отношение к этому, работая в Институте востоковедения РАН в качестве заведующего кабинетом Юрия Николаевича Рериха, когда директором института был Ростислав Рыбаков, и знаю, насколько наследие Рерихов возбуждает почему-то все время какие-то противостояния между людьми. Не хочется в это все влезать. В данном случае меня интересует главным образом вопрос о ступе. Вы подтверждаете, что со ступой ничего делать не будете и не станете ни от кого требовать с ней что-то сделать?

- Как только мы окажемся на этой территории в качестве основных оперативных управляющих, мы соберем не представителей Международного центра Рерихов, а буддийскую общественность города Москвы, и буддийская общественность города Москвы сама что-то решит, будет обращаться к властями, и дальше мы будем что-то думать. А сейчас возбуждать разговоры относительно того, что государство такое нехорошее, хочет снести один из выставочных экспонатов, построенных просто по своему хотению, по своему желанию Международным центром Рерихов, который сейчас просто возбуждает буддийскую общественность, мне кажется это неправильным.

- Но Международный центр Рерихов будет привлечен к этому обсуждению?

- А каким образом Международный центр Рерихов имеет отношение к буддизму?

- Ну он имеет отношение к ступе. Может быть, как одного из участников этой дискуссии его стоит привлечь?

- Вы знаете, мы пытались выйти с ними на диалог, и пока этот диалог у нас не складывается. Зачем изначально привлекать не имеющих отношение к буддизму людей для обсуждения того, что у них должно проходить по их документам как музейный экспонат? Если это их музейный экспонат и они захотят его забрать, они могут его сложить и увезти. А пока, с моей точки зрения, это дело государства и буддийской общественности. И вот эти разговоры относительно того, что государство хочет сделать что-то плохо буддистам, это неправда.

Беседовал Феликс Шведовский,

«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

10 июня 2017, 16:08  
Суд признал незаконным решение минкультуры РФ о запрете проката фильма Международного Центра Рерихов
09 июня 2017, 12:35  
Минкультуры РФ добивается запрета на показ фильма, автором которого является вице-президент Международного центра Рерихов Людмила Шапошникова
26 мая 2017, 11:14  
ДОКУМЕНТ: Сообщение Международного центра Рерихов по поводу выступления министра культуры РФ В.Р. Мединского в Государственной думе РФ 17 мая 2017 года
15 мая 2017, 15:24  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Ликвидация без права на защиту»: что происходит с музеем имени Рериха. Руководство центра Рериха считает, что минкульт пытается «прикрыть» пропажу картин художника-эзотерика из государственных запасников
12 мая 2017, 15:44  
В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная скандальным событиям вокруг московской усадьбы Лопухиных, отобранной у Международного центра Рерихов
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования