Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
25 декабря 2015, 18:01 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Сергей Бычков. "Облачите меня в зэкову робу...". Памяти священника Глеба Якунина. Часть четвертая. К годовщине кончины [воспоминания]


Предыдущая часть - ЗДЕСЬ...

ХРИСТИАНСКИЙ КОМИТЕТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ВЕРУЮЩИХ

Письмо священника Глеба Якунина и мирянина Льва Регельсона Генеральной ассамблее ВСЦ в Найроби имело широкий резонанс не только за рубежом. Оно серьезно встревожило Совет по делам религий при СМ СССР и 4 отдел КГБ, который ведал церковными делами. Решено было дать решительный отпор «клеветникам». Для того, чтобы провести очередную идеологическую кампанию, партийным функционерам понадобился месяц.

Первым 4 января 1976 года выступил в англоязычной газете «Нью Таймс», издаваемой в Москве, заместитель министра юстиции СССР А. Сухарев. Оригинальностью интервью не отличалось – Сухарев утверждал, что в СССР существует абсолютная свобода совести. На самом же деле травля отца Глеба началась еще летом 1975 года. Сначала его уволили из храма «Нечаянной Радости» в Марьиной рощи, а затем из храма села Троице-Каи?нарджи Балашихинского р-на Московскои? области.

Письмо в Найроби послужило поводом для новых гонений. Отец Глеб в начале 1976 года вынужден был обратиться с открытым письмом к председателю Совета по делам религий В.А. Куроедову: «С 1970 года я, будучи под запрещением, работал на различных должностях в церкви «Нечаяннои? Радости» в Марьинои? роще г. Москвы, в последнее время сторожем. Следствием ряда церковно-общественных выступлении?, которые я предпринял в апреле-мае месяце прошлого года, было то, что новая староста храма Н.Г. Елютина 12 июня по требованию Суходольскои? Е.Б. (представителя Кировского раи?исполкома, занимавшеи?ся вопросами церквеи? Кировского раи?она) объявила, что увольняет меня с работы «по сокращению штатов». 13 июня в письменном заявлении я предупредил, что поскольку увольнение меня необоснованно (никакого реального сокращения штата сторожеи? и не предвидится), я буду защищаться через суд (на сторожеи? распространяется Трудовое законодательство). Очевидно, этот аргумент оказался серьезным.

После этого, в начале июля было введено внезапное беспрецедентное «новаторство» для московских храмов — в церкви «Нечаяннои? Радости» установили охранную сигнализацию, а в алтаре, кроме того, акустические аппараты. И как следствие спешного введения техническои? новинки, Елютина Н.Г. объявила о сокращении всех сторожеи?, в том числе и меня, с 10 июля. Перевести же меня на любую другую работу Елютина Н.Г. отказалась (к примеру, в церкви острая нехватка певчих на левом клиросе). Вскоре после моего увольнения акустические аппараты были сняты, а затем и вся охранная сигнализация, и на работу снова наняты сторожа. В дальнеи?шем мне удалось устроиться работать в храме «Троице-Каи?нарджи» Балашихинского р-на Московскои? области чтецом, но проработал я там всего лишь полтора месяца. 25 декабря староста храма Соловьева А.А. заявила, что ее вызвал уполномоченныи? по Московскои? области А.А. Трушин и потребовал от нее моего немедленного увольнения. Примечательно, что А.А. Трушин даже не счел нужным предупредить старосту, чтобы она не ссылалась при увольнении на него и, тем более, не передавала подробности их беседы. Мое вторичное увольнение с работы, произведенное вскоре после подачи делегации Московскои? Патриархии отчета о поездке и событиях в Наи?роби, можно расценить лишь как расправу со мнои? за обращение на V Ассамблею ВСЦ, причем напрашивается вывод, что мое увольнение эпизод не случаи?ныи?, а выражает стремление подавить в церкви всякое свободное слово. В частности, это подтверждается тем, что одновременно со мнои? по распоряжению «из Москвы» и требованию Орехово-Зуевского раи?исполкома, старостои? храма был расторгнут договор и недопущен до службы известныи? проповедник священник Димитрии? Дудко. В соответствии с православнои? традициеи? и церковных канонов священнослужитель, находящии?ся под запрещением, должен трудиться при храме. Я категорически протестую против попытки лишить меня возможности какои?-либо работы в Церкви за мою церковно-общественную деятельность».

Чуть позже, спустя две недели, 31 января этого же года, в газете «Известия» появилось обширное интервью председателя Совета по делам религий Владимира Куроедова «Советский закон и свобода совести», в котором он утверждал: «Мы с полным правом можем утверждать, что наше законодательство о религиозных культах является самым гуманным и демократическим в мире. Оно в одинаковой степени обеспечивает интересы как верующих, так и неверующих». В этом интервью Куроедов не ограничился обычным советским набором штампов, а обрушился на конкретных священников, обвиняя их в различных нарушениях закона. В интервью прозвучали нелестные характеристики в адрес священников Дмитрия Дудко, Глеба Якунина, баптиста Георгия Винса, а также мирянина Льва Регельсона. Все они, по утверждению Куроедова, пострадали не за свои религиозные убеждения, а за «обычно карьеристские, корыстные цели, прикрываясь при этом религией». Досталось в этом интервью и председателю ВСЦ доктору Поттеру. Куроедов искренне недоумевал, как мог тот пойти на поводу диссидентов и популяризировать их клеветническое письмо на Генеральной ассамблее? Досталось и западной пропаганде, которая настраивает своих граждан против социализма в СССР.

20 февраля в газете «Правда», идеологическом рупоре ЦК КПСС, появилась передовая статья (обычно такие статьи не подписывались, но все знали, что это точка зрения ЦК КПСС), которая в основном повторяла все обвинения, выдвинутые Куроедовым. Причем и «Правда», и «Известия» цитировали слова Патриарха Пимена о том, что никто в СССР не был осужден за религиозную веру. Статья в «Правде» была перепечатана многими как столичными, так и провинциальными газетами. Отец Глеб решил также откликнуться и ответить на критику со стороны партийных органов. 6 марта в Самиздате, а затем в западной прессе появилось письмо, адресованное председателю ВСЦ доктору Филиппу Поттеру. Авторы письма благодарили председателя и членов Генеральной ассамблеи за то, что они проявили «деятельное и искренее участие в судьбе исповедников и мучеников, жертв антигуманизма». В этом письме они подвергли резкой критике церковных иерархов РПЦ МП, прямо не называя имен, за то, что они «проявляют инициативу в поисках духовного союза с непримиримыми врагами  Церкви, кто возлагает свои надежды не на Христа, а на сильных мира сего».

Авторы письма сформулировали четыре главных принципа советского законодательства о религии, которые были явно дискриминационными: «1. Внеправовая регистрация религиозных обществ как санкционирующий акт; 2. Лишение религиозных обществ прав собственности на молитвенные здания и основные предметы культа; 3. Запрещение миссионерской и культурно-социальной деятельности религиозных обществ; 4. Дискриминационный характер системы образования; запрещение организованных форм частного религиозного образования и воспитания». В этом же письме авторы предупреждали доктора Поттера, что Совет по делам религий дал указание местным уполномоченным по делам религий организовать сбор подписей среди духовенства и верующих под письмом в ВСЦ, в котором утверждалось, что в СССР нет и не было никаких ущемлений прав верующих.

(...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


    В сюжете:

04 января 2016, 19:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Год без отца Глеба. Священник Вячеслав Винников: РПЦ МП должна покаяться перед о. Глебом Якуниным
11 мая 2015, 18:21  
БИБЛИОТЕКА: Сергей Бычков. "Облачите меня в зэкову робу...". Памяти священника Глеба Якунина. Часть вторая [воспоминания]
01 апреля 2015, 22:05  
БИБЛИОТЕКА: Сергей Бычков. "Облачите меня в зэкову робу...". Памяти священника Глеба Якунина [воспоминания]
22 марта 2015, 15:35  
ВИДЕО: "Церковь создана Богом, а Вы - раскольник", говорит христианин Александр Невзоров священнику Глебу Якунину
06 февраля 2015, 16:23  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сороковины. Глеб всегда поддерживал своим оптимизмом
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования