Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 октября 2015, 16:53 Распечатать

МЫСЛИ: Наталия Шевчук. УКРАИНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ: ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ НЕМИНУЕМО. Неожиданным тормозом в историческом процессе стал новый первоиерарх УАПЦ


Автор - председатель Фонда памяти Блаженнейшего Митрополита Мефодия (УАПЦ).

Последние 15 лет в Украине на государственном уровне преобладала теория «трех ветвей» разделенного украинского православия: УПЦ Московского патриархата, УПЦ Киевского патриархата и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). Эти конфессии обычно перечисляли именно в такой последовательности. Вначале упоминалась самая многочисленная и влиятельная — УПЦ МП. Затем — в качестве церковно-политической альтернативы — Киевский патриархат. И, наконец, УАПЦ — наименьшая по численности и влиянию (из трех наибольших) православная юрисдикция, которой, тем не менее, до последнего времени, благодаря Митрополиту Мефодию (+ 2015), удавалось удерживать статус независимого игрока, не «продавая» свои «акции» ни УПЦ МП, ни УПЦ КП.

Доходило до казусов. Например, чтобы не обидеть ни одного из «главных» религиозных деятелей страны, президенту Украины и его окружению нужно было на Пасху или Рождество посетить как минимум четыре храма: один греко-католический и три православных...

Все изменила революция 2014-го. И почти единовременный — с разницей в семь с половиной месяцев — уход в лучший мир двух предстоятелей: главы УПЦ МП митрополита Владимира (+ 2014) и главы УАПЦ Митрополита Мефодия. После смерти Владимира от УПЦ МП будто «отвалилось» первое слово из аббревиатуры: «Украинская». А после кончины владыки Мефодия с УАПЦ случилась еще более печальная метаморфоза: она перестала восприниматься обществом как Церковь, по крайней мере как Церковь самодостаточная и всеукраинская.

Надежды на переговоры с УПЦ МП и Киевским патриархатом исчезли почти сразу. А, точнее, после того, как новоизбранный глава УПЦ МП митрополит Онуфрий сделал несколько ключевых заявлений: о невозможности диалога с Киевским патриархатом, о нецелесообразности отхода УПЦ МП от Москвы и о «гражданской войне», которая якобы идет сегодня на востоке Украины. Немного дольше продержалась надежда на объединение УАПЦ и УПЦ КП. Новый глава УАПЦ Митрополит Макарий как будто был за объединение. Более того, он фактически и начал этот процесс (или больше всех говорил о нем в средствах массовой информации). Однако когда «объединительный» туман спал, стало ясно, что новая конфессиональная ситуация в Украине снова неоднозначна. Хотя Киевский патриархат и стал первой по уровню общественного доверия церковью в стране, УПЦ МП удалось найти инструменты влияния на УАПЦ и заблокировать объединительный процесс между двумя автокефальными церковными структурами.

В информационное поле даже попало сообщение о возможном «подкупе» главы УАПЦ Митрополита Макария со стороны главного спонсора нынешней УПЦ МП — бизнесмена и оппозиционного депутата Вадима Новинского. Соответствует ли это действительности? Разумеется, достоверной информацией о характере отношений между УАПЦ и спонсорами УПЦ МП может обладать сегодня не общественность, а представители украинских спецслужб. Однако факт остается фактом. Бесплатно или на основе щедрого пожертвования новый руководитель УАПЦ осуществляет сегодня политику, выгодную лишь одной стороне — Московскому патриархату.

Для чего Москве «ручная» УАПЦ? Неужели в УПЦ МП не понимают, что даже 600 приходов, которые сегодня действительно находятся в составе УАПЦ, никогда не присоединятся к УПЦ МП, пока последняя будет оставаться «неотъемлемой частью» Московского патриархата? Как можно догадаться, здесь присутствует иная мотивация. Блокируя объединение УАПЦ и Киевского патриархата, Москва и УПЦ МП решают совсем другую проблему, а именно — блокируют возможное «переформатирование» украинского православия.

Это «переформатирование» исторически неизбежно. А в результате такой трансформации должна весьма сократиться в размерах самая крупная из современных украинских церквей — УПЦ МП, насчитывающая сейчас более 12 тысяч приходов. Не секрет, что многие священники этой церкви находятся в ее составе не из любви к Москве, а из-за отсутствия, как они говорят, «канонической альтернативы». С каждым днем авторитет УПЦ МП в украинском обществе катастрофически падает. Однако она до сих пор остается единственной Православной Церковью в Украине, которую как составляющую Московского патриархата признает мировое православие.

«Каноническая изоляция» — не новое явление в истории православия. Именно так — через «раскол» и дальнейшую изоляцию от мирового православия — боролись за свою автокефалию (или ее восстановление) и другие поместные православные церкви, в частности: Грузинская, Болгарская, Сербская, Элладская и Русская (находившаяся в расколе с Константинополем 141 год). Впрочем, современная ситуация в Украине во многих аспектах отличается от исторического опыта этих поместных церквей. Во-первых, в Украине сегодня нет церковного единства, зато присутствует жесткая конкуренции между двумя частями Церкви: автокефальным «меньшинством» (около 6 тысяч приходов УПЦ КП и УАПЦ) и промосковским «большинством» (а это более 12 тысяч приходов УПЦ МП). Во-вторых, разобщено и само движение за автокефалию: ведь наряду с Киевским патриархатом существует альтернативная юрисдикция УАПЦ.

УПЦ КП и УПЦ МП находятся во взаимоотношениях, чем-то напоминающих отношения корпораций «Coca-Cola» и «Pepsi», которые более века ведут между собой информационную войну за право считаться лучшим безалкогольным напитком в мире. Главным аргументом Киевского патриархата в этой войне является его церковно-общественная позиция как «независимой церкви украинского народа». А главным аргументом УПЦ МП остается «каноничность», то есть легальный статус ее иерархии с точки зрения мирового православия.

Радикально повлиять на ситуацию могла бы каноническая легализация автокефальной иерархии со стороны Вселенского Патриарха Варфоломея — «первого по чести» иерарха православного мира, возглавляющего древнюю Константинопольскую церковь. Но сделать это не так просто, как кажется некоторым украинским политикам. Во-первых, Вселенский Патриарх не может отдельно признать УПЦ КП и отдельно — УАПЦ, при условии сохранения их взаимной вражды. Во-вторых, чтобы легализовать иерархов этих церквей, Константинополю нужно сначала определиться со статусом Украинской церкви в структуре мирового православия.

Провозглашение автокефалии Украинской церкви не может произойти в формате «монолога» Вселенского Патриарха. Перед тем как объявить автокефалию Православной церкви в Украине, Константинополь должен был бы сначала «провести консультации» с другими 13 поместными православными церквями мира. (Во всяком случае, именно так видится сегодня процедура провозглашения автокефалии большинства Православных церквей.) Другой, более простой и, безусловно, более выгодный для Константинополя вариант решения проблемы статуса Украинской церкви — восстановление статуса, который имела Киевская митрополия до 1686 г., когда она была незаконно присоединена к Московскому патриархату. Находясь в составе Константинопольского патриархата, Украинская церковь до 1686 г. фактически пользовалась правами независимой церкви. Ее зависимость от Константинополя была сведена к минимуму. А именно - к благословению избранного собором Украинской церкви митрополита Киевского со стороны своего условного «патрона» — Вселенского (или Константинопольского) Патриарха.

Автокефалия или автономия? Конечно, с точки зрения интересов Украинской церкви, оптимальным является именно первый вариант признания, когда Вселенский Патриарх в своем Томосе объявил бы православному миру, что отныне Украинская церковь будет жить на основе полной независимости в своем управлении (или автокефалии). Впрочем, даже автономия в составе Константинополя означала бы «политическую смерть» для Московского патриархата в Украине. И, собственно, поэтому УПЦ МП всячески пытается сегодня противодействовать объединению УАПЦ и УПЦ КП. Поскольку известно, что именно этот шаг рассматривался Константинополем как первый на пути к канонической легализации независимого православия в Украине.

План Москвы (и УПЦ МП) был слишком простым: нет объединения — нет признания. А значит, УПЦ МП и в дальнейшем будет присутствовать в Украине, становясь неким «коллективным Ахметовым», то есть «религиозным олигархом № 1» в стране. Но ситуативная победа Москвы не позволит ей надолго удержать свои позиции в Украине. «Мы проиграли битву, но не войну», — сказал Шарль де Голль летом 1940 г. после поражения французов от армии вермахта. Так же и движение мирян в Украине должно сегодня адекватно отреагировать на новую церковно-дипломатическую агрессию России. «Независимая» (от мирового православия и украинского государства) позиция епископата УАПЦ временно заблокировала процессы консолидации украинского православия и его признание Константинополем. Но миряне УАПЦ могут и должны напомнить своим иерархам, что времена средневекового произвола епископата бесповоротно прошли.

Вы не желаете объединяться с Киевским патриархатом, владыка Макарий? Что же, я уважаю Вашу позицию и никоим образом не заставляю Вас делать это вопреки своим убеждениям и желанию. Однако уважайте и нас — мирян-патриотов из УАПЦ, стремящихся к объединению. Уйдите на покой и позвольте нашей УАПЦ избрать нового предстоятеля, который не будет сопротивляться истории и мешать процессам объединения. Ведь речь идет не о каких-то незначительных церковных проектах. Решается сама судьба украинского православия.

И напоследок: поверьте, владыка, «переформатирование» украинского православия в интересах Украины неминуемо. С Вами или без Вас — единая поместная православная церковь в Украине станет реальностью уже в ближайшее время.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

01 августа 2017, 17:00  
Влиятельный украинский политик, прихожанин и меценат УПЦ МП, поддержал стремление президента Украины "ускорить автокефалию"
28 июля 2017, 15:42  
ВИДЕО: Владимирская горка-2017. Празднование 1029-летия Крещения Руси начали в центре Киева 28 июля представители УПЦ КП
28 июля 2017, 15:37  
Глава ОВЦОиСМИ МП призвал россиян заменить по отношению к украинцам "слово ненависти в своем лексиконе на слово любви и сострадания"
28 июля 2017, 13:20  
В своем поздравлении с годовщиной Крещения Руси президент Украины призвал Константинопольский патриархат признать автокефалию Украинской Церкви
27 июля 2017, 19:07  
ВИДЕО: Владимирская горка-2017. Празднование 1029-летия Крещения Руси начали в центре Киева 27 июля представители УПЦ МП
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит видео информацию23 августа 2017, 00:10  
ВИДЕО: "Приедет ли Папа в Россию?" Патриарх Кирилл (Гундяев) встретился в Москве с госсекретарем Святого Престола кардиналом Паролином
22 августа 2017, 16:48  
Свидетелей Иеговы внесли в минюстовский список запрещенных в России организаций
22 августа 2017, 16:13  
Режиссер Алексей Учитель заявил о переносе премьеры "Матильды"
Материал содержит иллюстрации22 августа 2017, 15:20  
Кардинал Паролин признал наличие "позитивной динамики" в подготовке визита Папы Франциска в Россию
22 августа 2017, 13:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Зачем Ватикан отправил в Москву кардинала Паролина. «Он собирается содействовать добрым отношениям между Россией и Святым Престолом»
22 августа 2017, 13:15  
Госсекретарь Ватикана кардинал Паролин анонсировал встречу с Путиным в Сочи


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования