Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
02 октября 2015, 22:08 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Митрополит Агафангел: О нашей преемственности. Концептуальная статья первоиерарха РПЦЗ(А) об определении места своей Церкви в мире современного православия


Вопрос о преемственности Церкви является главнейшим ее вопросом. Господь свидетельствовал, что созданная Им Церковь пребудет до скончания времен и Страшного Суда. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф., 16:18). Из этих слов Господа видно, что Церковь будет пребывать на земле постоянно и неизменно. Это вопрос бытия Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Церковь, основанная Христом, со дня Пятидесятницы и по день сегодняшний пребывает на земле видимо и непрерывно. Не было, не могло быть и не будет, как мы верим, такого, что Церковь, исчезнув в одном месте, появилась бы в другом – нет, она всегда была живым Преданием, передававшимся «от уст к устам», открыто и явно, единым живым потоком, не прерываясь в своем бытии. Вера ее со времен Апостолов и по наши дни всегда была одной и той же. Благодать ее таинств всегда передавалась через ее архиереев, исповедующих подлинное вероучение и имеющих со времен Апостолов непрерывную преемственность хиротоний.

Русская Православная Церковь Заграницей имеет полноценную преемственность от дореволюционной Поместной Российской Церкви – мы сегодня продолжаем жить жизнью именно этой Церкви. Конечно, всякое время привносит свой отпечаток, который может какой-то период иметь значение в Церкви, а потом уходить в небытие (как и все, что связано со временем), или же может закрепиться в виде внешней традиции (например, некоторые церковные облачения, возникшие в императорские времена). Но это касается только внешних и непринципиальных деталей, и не касается главного содержания Церкви – ее вероучения и благодатной и спасительной преемственности. О благодатной святости Поместной Российской Церкви свидетельствуют, в наибольшей степени, ее благодатные Дары, отразившиеся в благочестии народа, и ее святые: от начала – святой равноапостольный князь Владимир и преподобные подвижники Киево-Печерские, до времен приближенных к нам – Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы, и совсем недавние святые – Царь-мученик Николай во главе сонмов новомучеников и исповедников, пострадавших от богоборческой власти во времена господства коммунистической идеологии.

***

Русская Православная Церковь Заграницей достойно переняла и сохранила лучшее, что было в Российской Поместной Церкви. Ее возглавил достойнейший ее иерарх – Митрополит Антоний (Храповицкий) со многими православными архиереями, священнослужителями и мирянами, среди которых было множество подлинных подвижников и истинных богословов. Она была признана всеми иными Поместными Церквями. Прославлены во святых ее архиереи – святители Иоанн (Максимович), Филарет (Вознесенский) и Иона Ханькоусский. Она известна своими великими подвижниками и исповедниками, архиереями, такими как наши святители-Первоиерархи – митрополиты Антоний, Анастасий и Виталий, архиепископы Аверкий, Виталий (Максименко), священнослужители Константин (Зайцев), Михаил (Помазанский), Михаил Польский, Серафим (Роуз), миряне Иван Андреевский, Николай Тальберг и многие, многие другие – непререкаемые и авторитетнейшие представители подлинного православия. Нет сомнений в том, что Русская Православная Церковь Заграницей явилась полноценным и полноводным потоком, продолжающим жизненное течение исторической Поместной Российской Церкви.

Церковь Мать, страдавшая в отечестве и, в итоге, вынужденная перейти на тайное, катакомбное бытие, просияла сонмами мучеников и исповедников, которые кровью своею и страданиями засвидетельствовали о ее истине.

Где ИПЦ?

Известно, что катакомбники в СССР, в общей своей массе, не называли себя Истинно Православной Церковью (ИПЦ), а называли, чаще, по-разному – «иосифляне», «непоминающие» «староцерковники» и просто «катакомбники». По свидетельству Архиепископа Лазаря (Журбенко), название Истинно Православная Церковь возникло и закрепилось в недрах советских карательных органов в связи с нашумевшим процессом начала 30-х годов «Контрреволюционная организация Истинно Православная Церковь». С тех пор это название вошло в обиход «органов», в советские атеистические справочники, а также, соответственно, в очень редкие упоминания в советской прессе. Сейчас это название на постсоветском пространстве широко применяется различными группами, претендующими на истину в православии. Эти группы часто именуют себя «Истинно Православной Церковью», при этом не имея между собой никакого общения, вернее, общение между ними крайне агрессивное и взаимно-отрицающее.

Кто входит в эту группу? Среди них встречаются как заслуживающие внимание представители, так и откровенные авантюристы, иногда это даже собрание крайне развращенных людей, только прикрывающееся вывеской «религии», но которые в совокупности своей почему-то именуются ИПЦ. Среди них встречаются и имеющие историческую связь с катакомбниками. Некоторые даже имеют своих епископов с неподтвержденными хиротониями, которые, не желая исправлять своих хиротоний, постепенно вымирают. Не так давно появились группы, также с епископами, будто бы ведущие свое преемство от Зарубежной Церкви – они также часто именуют себя ИПЦ.

Есть группы, которые не стремятся причислять себя к ИПЦ. Это выходцы, по разным причинам, из Московской патриархии, считающими себя «истинными». Есть группы в самой МП, целые «секты в секте», часто собирающиеся вокруг «старца» и замкнутые, как правило, на эсхатологических вопросах. Также сюда можно отнести разрозненных старообрядцев и появившихся не так давно представителей различных изолированных друг от друга греческих «старостильников». Они тоже ИПЦ?

Как уже сказано, среди этих людей встречаются достаточно вменяемые, а разделения между некоторыми из них, казалось бы, не столь принципиальные, чтобы им совершенно нельзя было бы объединиться. Но неизъяснимое стремление к самоизоляции, а также больные мечты и надежды, что все другие придут к ним с поклоном и покаянием, с тем, чтобы быть ими принятыми, удерживает этих людей от всякого общения с другими. Совершенно очевидно, что это путь вымирания.

***

Сейчас, к сожалению, сделалась модной пагубная традиция критиковать историческую Российскую Церковь, что, якобы, там было много недостатков и, даже, вероучение ее было, будто, не православное. Древнейший грех сынов Лотовых – недостойнейшая хула на своих Отцов, слушать и читать которую уже есть грех, не говоря о внимании к таковым писаниям. Так говорить могут только сектанты, отрицающие живое Священное Предание. У Церкви один основатель – Господь Иисус Христос. И, начиная с Него, по день сегодняшний прослеживается непрерывная и благодатная история созданной Им Церкви. В то же время, у каждого сектантского движения есть свой особый основатель, от которого это движение получило начало. Сектанты, оправдывая свою «экклесиологию», выводят свое «истинное» преемство не от Церкви и ее непрерывной жизни, а от отдельных ее представителей, у которых берут выгодные им и выдернутые из общего контекста высказывания и, вкрапляя их в собственную измышленную «экклесиологию», используют для обоснования своей раскольнической и сектантской деятельности, якобы беря, таким образом, в подтверждение своей неадекватности авторитет святых отцов. Среди т.н. ИПЦ есть и такие.

Что из общего должно стать главным?

Пребывая в этом разрозненном море «официальных» и «неофициальных» православных, хотелось бы очертить самые общие принципы, которые должны быть положены в основание возможного будущего сближения тех, кому в этом хаосе, все-таки, удастся сохранить трезвый разум и православную веру.

В свое время Митрополит Антоний (Храповицкий) писал, что в последние времена для объединения остатка христиан, должны быть выработаны самые простые пункты исповедания веры – а не все более изощренные, как принято сейчас. Он приводил в пример (может, и в качестве шутки) вопросы, задаваемые при приеме в войско запорожских казаков (в Запорожскую Сечь). Н.В. Гоголь в «Тарасе Бульбе» об этом писал так: «Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» — «Верую!»— отвечал приходивший. — «И в Троицу Святую веруешь?»— «Верую!» — «И в церковь ходишь?» — «Хожу!» — «А ну, перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же, в который сам знаешь, курень». (Было бы неплохо, чтобы и сейчас в армию и не только, принимали прошедших приведенные тесты). Конечно, Церковь это не Запорожское войско, но я полностью разделяю мысль Митрополита Антония о том, что в последние времена христиане должны сближаться в самом общем и главном, а не разделять себя дополнительно сложными вероисповеданиями.

Попробую сформулировать перечень обязательных пунктов, которые должны быть необходимым условием для сближения.

Для меня лично они звучат примерно так:

- Признание преемственности от Российской Поместной Церкви – через Патриарха Тихона до наших дней.

- Канонично совершенные хиротонии от законных православных епископов.

- Исповедание православной веры в соответствии с Архиерейским Чином исповедания*.

- Неприятие экуменизма и практики сергианства (зависимости Церкви от внешних сил).

- Единообразие совершения таинств, с признанием и уважением исторически сложившейся местной практики.

- Невмешательство во внутреннюю жизнь друг друга.

- Безупречная христианская жизнь, в первую очередь, церковных предстоятелей.

Это то, что хотелось бы видеть в основании возможного будущего диалога, предпринимаемого для единства христиан. Причем, каждый из этих пунктов обязателен и, в случае несоответствия, должен быть исправлен, поскольку это условия, прежде всего, сохранения благодатной преемственности Церкви Христовой. Все сказанное относится не только к религиозным группам, но и к каждому православному человеку в отдельности.

+ Митрополит Агафангел

Сентябрь 2015 года, Нью-Йорк

"INTERNET-СОБОР", 1 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

30 сентября 2015, 18:18  
Управляющий Дальневосточной епархией РПЦЗ(В-В) решил поехать на Архиерейский Собор в Украину, чтобы предотвратить дальнейшее дробление этой юрисдикции
09 сентября 2015, 17:47  
Епископ РПЦЗ(В-В) Мартин (Лапковский) прогнозирует превращение предстоящего Архиерейского Собора своей Церкви в "пир во время бандеровской чумы"
23 июня 2015, 19:59  
Три епископа РПЦЗ(В-В) выдвинули ультиматум председателю Синода этой Церкви, требуя проведения ее Собора в России, мотивируя это "преступлениями киевской хунты"
06 мая 2015, 16:43  
Епископ РПЦЗ(В-В) Мартин (Лапковский), прославившийся поддержкой "Крымнаша", обратился к Путину с просьбой о выходе из гражданства РФ
03 марта 2015, 16:25  
ВИДЕО: "Мы созданы Богом свободными людьми". Глава РПЦЗ(А) Митрополит Агафангел (Пашковский) о том, какое благо - свободно и самостоятельно мыслить
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования