Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 сентября 2015, 19:19 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Председатель Архиерейского совещания РПАЦ епископ Петроградский и Гдовский ГРИГОРИЙ (Лурье) о символизме уничтожения барельефа Мефистофиля в Петербурге, изменении общественного восприятия РПЦ МП, санкции на борьбу с "голубым лобби"


«Портал-Credo.Ru»: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с разрушением барельефа Мефистофеля в Петербурге.

Епископ Григорий: Прежде всего, мне, конечно, очень жалко, что во всех этих конфликтах страдают артефакты. Хотя — но это не утешение, а скорее усугубление моих сожалений — те артефакты, которые становятся предметом больших публичных дискуссий, как работы Сидура и теперь Мефистофель, значительно менее важные, чем те многочисленные памятники древнерусского искусства — фрески, храмы и так далее, — которые, начиная с начала 90-х годов, уничтожаются церковными собственниками или пользователями, которые почти бесконтрольно действуют в самых разных местах.

Например, во владимирском Успенском соборе, на Соловках, в Иосифо-Волоколамском монастыре, где уничтожили новонайденные фрески и об этом говорят очень немногие, какие-то специалисты-искусствоведы и те, кто там уже совсем рядом оказались. Так что резонансными делами оказываются, может быть, не самые ценные памятники, но, по крайней мере, какие-то.

К чему это дальше приводит? Это приводит к тому, что исполняются мои, так сказать, пророчества 2012 года. В апреле 2012 года, когда разгорался, но еще не достиг кульминации скандал с «Pussy Riot», я сказал, что мы видим завершение этапа, на выходе из которого Московская патриархия окажется изолированной от общества, то есть будет чем-то таким, что общество будет воспринимать как чужих и непонятных. Раньше это были какие-то свои такие милые люди для большинства, а вот теперь станут непонятными.

Я считаю, что этот этап нашей истории завершился в августе 2012 года — несколько месяцев после того, как я делал этот прогноз, после приговора «Pussy Riot», когда все поняли, что Московская патриархия представляет собой какой-то слой чужих, с которыми непонятно как выстраивать отношения.

Дальше началась неизбежная следующая фаза. При сосуществовании с чужими может быть либо какое-то знакомство, и тогда преодолевается этот барьер между своими и чужими, либо то, что, конечно, только и могло произойти в той ситуации — чужие постепенно превращаются во врагов. Вот сейчас для активной части общества, я думаю, Московская патриархия превращается во врагов. Мы вступили в 15-м году, не раньше, именно в эту фазу, когда в обществе появляются внутренние враги.

Конечно, для подавляющего большинства населения России это не так, но подавляющее большинство никогда ни в чем не участвует, поэтому это совершенно ни на что не повлияет. А вот для образованной и активной части общества начинает формироваться образ Московской патриархии как теперь уже не просто чужой — чужой она стала еще в 2012 году, — а враждебной и агрессивной. Я думаю, формирование этого облика завершится еще до конца 15-го года календарного.

- К каким последствиям приведет превращение Московской патриархии во «врага»?

- Московская патриархия не считает, что это опасно, ее это не останавливает, потому что она считает, что она зависит от власти, а власть, как она считает, в нашем недемократическом обществе не зависит от общества. Это не так. Власть, во-первых, сама ослабляется, ей становится просто некогда заниматься патриархией. Тут по принципу «свинье не до поросят, когда саму коптят». Поэтому если не будет сильной защиты, то постепенно прорвутся те шлюзы, которые сейчас уже потихоньку начали протекать. Я имею в виду всякие сливы компромата в СМИ и так далее. То есть неизбежен тот сценарий, который уже описал Александр Невзоров в своей недавней статье в «Снобе», которую перепечатали на «Портале-Credo.Ru» с мелкими купюрами.

Но тут, конечно, есть еще и другие факторы. Я думаю, что очень значим и недооценивается пока прецедент Торфянки, хотя он уже распространяется отчасти на наш парк Малиновка в Петербурге. Началось с того, что действия чиновников, совместно с патриархией, вызвали какой-то общественный гнев и какую-то социальную напряженность. Это привлекло внимание общественности к действиям самих чиновников. В них стали искать коррупционную составляющую. И, как это ни удивительно (скажем с легкой иронией), ее там нашли.

И теперь в Торфянке уже всерьез компетентные органы проверяют все эти дела. И того же самого требуют у нас в Малиновке. Получается, что если раньше для чиновников работа с патриархией была особо выгодной, потому что это обеспечивало прикрытие от всякого рода проверок, и  патриархия действовала в этих коррупционных схемах как гарант повышенной защиты от правоохранительных органов, то теперь все поменялось ровно наоборот, потому что теперь мы знаем, что любой проект чиновников с патриархией привлечет внимание общественности.

Деньги, бизнес, а особенно нелегальный бизнес, коррупция любят тишину. А связь с патриархией уже обеспечивает скандальность. И не просто скандальность, а привлечение общественного внимания. А там и возникают всякие новые непредусмотренные проверки со стороны правоохранительных органов.

В такой ситуации мы подходим к вырабатыванию у чиновников светских нового рефлекса — бежать от патриархии, «чур меня, чур». То есть пилить бюджет вместе с патриархией становится гораздо опаснее, чем с другими какими-то структурами. И, я думаю, что через это у нас, на самом деле, и пройдет деклерикализация. С одной стороны, центральным властям России станет просто — и уже стало — не до патриархии. И чем больше она на чем-то настаивает и еще просит, чтобы ее защищали, тем большее раздражение она вызывает. Причем не то чтобы у какой-то одной башни Кремля, а равномерно примерно у всех.

С другой стороны, на уровне среднем и низовом государственные чиновники просто будут бояться быть близко с патриархией. И сейчас уже складывается такая ситуация, что просто частое появление вместе с представителями патриархии на людях будет вызывать подозрение в коррупции, даже если там никакой коррупции нет. Зачем это чиновнику нужно? Поэтому такое отделение от власти.

С другой стороны, активная часть общества воспринимает их как опасного врага, который во многом теперь расчеловечивается. Тут кстати пришлось и уничтожение таких простых вещей как этот Мефистофель, так называемый, который явно театральный, шаляпинский, на фоне театральной рампы он изображен. То есть означает, что это просто какие-то враги нашей культуры, в которой мы тут все живем привычно, и в которой прекрасно жило дореволюционное русское духовенство, включая наших святых новомученников, которые здесь никаких конфликтов не имели.

И получается, что на Московскую патриархию будет давление. И, самое главное, что там маячит теперь то, о чем пишет Александр Невзоров, который несколько еще даже не договаривает, что там маячит. Я думаю, что прогнозы чуть более ранние, чем невзоровские, Владимира Голышева, что РПЦ МП будут бить, имеют под собой основания, потому что когда появляются чужие, которые тем более маркированы как враждебные, то появляется заинтересованность уже самых разных сил делать их мишенью народного гнева.

Что такое «духовные скрепы»? Скрепы — это то, что скрепляет. Лучше всего скрепляет ненависть к общему врагу. То есть надо кого-то назначить, кого мы все вместе будем ненавидеть — это самая лучшая скрепа.

- Против кого дружим.

- Да, и Московская патриархия сейчас главный кандидат на то, чтобы стать в нашем обществе аналогом евреев в нацистской Германии. Причем выгодным аналогом евреев, потому что евреям многие сочувствовали, и, в общем-то было непонятно, почему евреи, что они такого плохого сделали, то есть надо было еще создать какую-то мифологию про евреев. А тут уже ничего не надо — они все сами создают. И классические такие вещи, связанные с насилием над детьми. Недаром было «дело Бейлиса» в свое время, которое в развитии антисемитизма дореволюционного русского сыграло определенную роль, и вообще все эти истории о ритуальных жертвоприношениях детей.

Но «дело Бейлиса» было настолько сфальсифицировано, что присяжные, среди которых был член «Союза русского народа» — они там были во многом антисемиты — его оправдали. То есть общее такое неблагоприятное представление о евреях, которое было у кого-то из присяжных, тем не менее, не повлияло на их совесть христианскую, и они признали доказательства вины Бейлиса несостоятельными. И поэтому они его оправдали.

Но здесь-то другая будет ситуация. Аналогом средневековых жертвоприношений детей сейчас выступает поповская педофилия. Она, безусловно, выступает аналогом, потому что там есть чисто религиозный компонент этого сексуального принуждения. Поэтому это есть ничто иное как современный вариант жертвоприношения детей какому-то самому отвратительному богу — сатане. И возникает, причем на уровне бессознательном, то есть это не контролируется людьми, мощная ненависть и отвращение к Московской патриархии.

Причем остановить это тоже нельзя. Кто эти люди, которые становятся массово жрецами для нерелигиозного населения, будучи сами нерелигиозными? И особенно которые принимают монашество, безбрачие? Это, конечно, во многом  люди, которые по неаскетическим соображениям не хотят вступать в брак с противоположным полом. Там, конечно, этого очень много. И для общественного сознания 13-летние и 16-летние — это не такая большая разница как для нашего законодательства уголовного.

Как в Твери сейчас идет процесс, возможно, уголовной перспективы там особенной и не будет, потому что 16 лет уже было на момент потерпевшему.

- Сейчас уже 18.

- Да, но важно не сколько сейчас, а сколько было на момент совершения преступления. Было 16, поэтому там уже нет таких особых оснований для уголовного процесса. Но для общественного отношения это существенной разницы не играет. И если еще выясняется, что у нас такие законы, которые не могут адекватно, с точки зрения общественности, покарать такого человека, то это, конечно, будет возбуждать определенные чувства у населения.

То есть, я думаю, что, как ни странно, с Мефистофеля начинается процесс не просто стигматизации Московской патриархии как чего-то враждебного образованной и активной части общества, но и какая-то чрезмерная мифологизация их как какого-то инфернального начала.

- Скорей даже демонизация.

- Демонизация, да. Вот я думаю, что уже сейчас начинается демонизация патриархии, причем можно быть абсолютно уверенным, что сама патриархия сделает все от нее зависящее, чтобы это усилить.

- Она создает себе противников даже внутри себя самой, которые раньше ее поддерживали. Я имею в виду Кураева.

- Еще как, конечно. Причем это самые эффективные как всегда в таких случаях противники, потому что Кураев знает Московскую патриархию как никто, у него есть всякие источники информации, которых нет ни у кого. Конечно, он может сделать гораздо больше, чем какой-то внешний по отношению к Московской патриархии человек.

Получается, что Московская патриархия сама будет делать все для того, чтобы закопать себя как можно глубже. Государственная власть будет время от времени знаки пренебрежения ей выказывать. Она в целом займет позицию неблагожелательного нейтралитета. То есть по большому счету ни во что вмешиваться не будет, а по маленькому счету будет как-то выказывать свое отвращение или, по крайней мере, нежелание иметь что-то общее. И все останется на откуп тем силам, которые будут действовать в обществе. Кстати, очень трудно предсказать, что именно здесь будет.

- Не стоит ли опасаться, в связи со всем этим, какого-то насилия на религиозной почве против РПЦ МП?

- Конечно, если бы была только эта тенденция, о которой я только что сказал, то это путь к погромам — к тому, чтобы попов сбрасывали с колоколен и так далее. Но в реальной жизни существуют другие тенденции. И здесь, я думаю, у Московской патриархии есть возможность избежать этого, даже притом, что все ее начальство будет идти только по этому пути и не по какому другому. Это путь децентрализации, то есть спасаться надо будет врассыпную.

Как это конкретно сделать? Конечно, я очень далек от мысли, что мы придем к тому, что ни в каком смысле никакой Московской патриархии в нашем обществе не останется. Я считаю, что она останется, должна оставаться и нужна нашему обществу в каком-то виде, в другом, в переформатированном.

Потому что у нас есть некоторая массовая, на самом деле, потребность в религиозных обрядах, не в религиозной жизни, а в некоторых обрядах. Так же как у нас есть, например, потребность в загсах, в крематориях, чтобы там какие-то ритуалы были. И здесь она тоже есть. И должна быть какая-то коммунальная служба, которая с этого получает деньги, но за этим следит, это обеспечивает. Но какой у нее вес общественно-политический должен быть? Такой же как у других коммунальщиков. Это законное место Московской патриархии в обществе, куда она и должна уйти. Она его сейчас, кстати, тоже занимает в какой-то степени. Но надо, чтобы она спокойно занималась своей работой. А для этого ее нужно как-то переформатировать и несколько разукрупнить.

Я вообще хоть и понимаю, как могут сейчас получиться все эти поповские погромы, но я стою на той точке зрения, что этого быть, во-первых, не должно, во-вторых, я очень надеюсь, что этого не будет.

Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


    В сюжете:

11 июля 2017, 11:27  
Экс-директор православной гимназии в Якутии, иеромонах РПЦ МП, арестован по обвинению в педофилии
04 июля 2017, 11:47  
ДОКУМЕНТ: "Тряски нагих тел и изображения совокуплений". Обращение Совета православной общественности к президенту РФ
30 июня 2017, 18:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: В России прихожане избили священника-гея. "То, чем сами священники занимаются давно ... другим они делать запрещают: официально РПЦ [МП] считает гомосексуальные отношения смертным грехом"
27 июня 2017, 19:13  
СМИ сообщают о расправе жителей красноярского села над священником РПЦ МП, заподозренным в гомосексуальности
15 июня 2017, 17:06  
МОНИТОРИНГ СМИ: Люди просто работают монахами и священниками. Интервью бывшего алтарника помогает задуматься, почему молодежь массово покидает РПЦ МП и разочаровывается в религии вообще
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования