Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
01 августа 2015, 14:42 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Автор книги «Отец Павел и его Вера» психолог АНАТОЛИЙ ОСНИЦКИЙ о судьбе книги, спекуляциях на памяти священника и о том, чем можно помочь ему. 1 августа – 77 лет со дня рождения о. Павла Адельгейма


«Портал-Credo.Ru»: В твоей книге жизнь отца Павла Адельгейма (убит 5 августа 2013 г.) представлена как целостное объемное повествование, включенное в историю рода, Церкви и страны. Это эпическое трагическое полотно с широким контекстом, написанное удивительно быстро, с большой самоотдачей и честностью. Ты доволен тем, как книга была принята? Реакцией аудитории и профессионалов, историков Церкви, религиоведов, литературных критиков?

Анатолий Осницкий: Конечно, недоволен. Книга толстая, тяжелая, а люди заняты, торопятся, живут в суете. Им не до толстых книжек. Но те, кто прочитали и дали отзывы, меня порадовали. Люди по-хорошему удивились жизни отца Павла. Оказывается, можно жить и так! Еще радует то, что прочитав, многие захотели дать эту книгу другим или купить для друзей. Мне говорили: «Я рассказала подругам, они тоже хотят купить».

К сожалению, книга очень мало распространяется. Так было с моей соседкой Ниной Ивановной – замечательной пожилой женщиной. Я подарил ей книгу. Почитайте, может Вам понравится. Через две недели она пришла ко мне и сказала: «Огромное спасибо, книга замечательная. Я хочу передать деньги для Веры Михайловны. Много не могу, но возьмите полторы тысячи, передайте. Я дала почитать книгу подругам. Они хотят приобрести и помочь чем могут матушке». Вот так книга и распространяется. По официальным каналам  возникают непредвиденные барьеры: люди обещают помочь с распространением, а потом исчезают. Мы разместили текст в Интернете, но почему-то в США «сгорел» наш хостинг и все данные пропали без возможности восстановления.

Как у отца Павла всегда были препятствия в жизни, так и у книги о нем. В социальной психологии это называется «стеклянным потолком»: человек видит небо, прыгает ввысь и бьется головой о преграду.

- Есть какие-то маркеры, особенности книги, которые поднимают барьеры на ее пути. Я готовила к печати книги о. Вячеслава Винникова, и помню рассказ продавца о том, как священник берет книгу в руки, собирается купить, но, открыв на странице с фотографией о. Глеба Якунина, кладет на место и уходит. Что в твоей книге может вызвать препятствия?

- Много таких маркеров. В Церкви есть противники отца Павла, которых отталкивает уже обложка с его фотографией. Ах, это про Адельгейма, еретика, диссидента!

Но и среди клириков, поддерживавших отца Павла, можно встретить неприятие книги. «Вредная книжечка», - сказал один священник, но все-таки купил один экземпляр, уточнив, правда, что не для себя.

Другая, внецерковная, часть аудитории, взглянув на обложку и название, думает, что это книга про попа, церковников, «гундяевскую свору». Они об этом вообще знать не хотят. Отторжение от РПЦ МП приводит к отторжению от книги.

Кроме того, повторю, что книга толстая, историческая, а люди поглощены настоящим, потребительски поглощены, даже не настоящим, а сиюминутным: где что сейчас можно приобрести.

А ведь отец Павел - это тот праведник, ради которого Бог может пощадить город. Если брать трансцендентный мистический компонент, то мир держится такими людьми, как он. Поэтому знания о нем нужно широко распространять вне церкви. Внутри церкви все заглохнет.

- Как можно популяризировать наследие отца Павла за пределами церковной ограды? Какие аспекты могут быть интересны широкой аудитории?

- Прежде всего, сама личность отца Павла.

- А что именно в личности? У многих сегодня любой священник вызывает негодование. Я сталкивалась с мнением, что хороший поп вреднее плохого, потому что ему легче  заманить человека в РПЦ МП, одурманить и превратить в зомбированное озлобленное существо.

- Так вот важно, чтобы люди смогли увидеть за рясой личность, человека, а не функцию священнослужителя. А отец Павел как человек крайне притягателен. Не он паразитировал на церкви, используя свою рясу и статус, а церковь паразитировала на нем.

- Что ты имеешь в виду?

- «Кочетковское» движение поднимает его как знамя: отец Павел - это мы, это наш, это  он с нами!

- Но это все-таки не вся церковь, а анклав внутри нее. И хорошо, что они приобретают репутацию за счет отца Павла, а не о. Димитрия Смирнова, например. Они же предоставили отцу Павлу кафедру.

- Да, предоставляли, но это закрытое сообщество, уверенное в том, что они имеют право учить других, как нужно жить, и что они обладают истиной в последней инстанции. А это вредно для развития личности. Ущербная личность, дорвавшаяся до власти и возможности поучать других, как надо правильно жить, наносит огромный социальный вред.  Об этом мы неоднократно беседовали с отцом Павлом.                                                                                                         

Другие люди в РПЦ МП используют отца Павла для того, например, чтобы показать, что в ведомстве Московской патриархии есть разные мнения, независимые суждения. Посмотрите, у нас были отец Александр Мень, отец Павел Адельгейм. Паразитируют на обоих.

- Оба убиты. Мартиролог независимых.

- А тебе скажут: а сколько у нас еще не убитых! И таких же святых, но о них еще не знают, потому что они не убиты. А наша церковь - здоровая. Это же завеса, прикрытие, паразитирование. Используют яркие личности, чтобы создать видимость свободы мысли в РПЦ МП.

- Но я не знаю никого сегодня, подобных Меню и Адельгейму. Была у меня надежда на игумена Петра (Мещеринова), но он замолчал. Вернемся к проблеме популяризации наследия отца Павла. Ты говоришь, что главное - его личность. Но его обаяние, мощь, цельность, то тепло, которое окружало, когда с ним разговариваешь, его энергию мысли и сердца, - все это можно было ощутить только при личном общении.

- Мне нравится Алеша Карамазов, но я его лично не видел.

- Алеша Карамазов - художественный персонаж, у которого особая сила воздействия. Отец Павел - не образ. Нужно собирать воспоминания о нем, широко их публиковать. Он оставил много текстов, которые известны лишь узкому кругу людей. Как привлечь к ним аудиторию? Какую форму выбрать, если толстые книги не читают? Социальные сети? Брошюры?

- Да мы еще эту книгу о нем должным образом не представили. Презентации были только в Петербурге и Москве. А Россия большая. Я готов поехать в другие города.

И хорошо бы перевести книгу на английский и немецкий. Отца Павла хорошо знают в Европе. Его судьба и труды имеют международное значение.

- Да, в прошлом году в Голландии на конференции, посвященной ему, было много священников, богословов и религиоведов из разных стран. Проблемы соборности, авторитарной власти епископа, прав клира и мирян, поднятые отцом Павлом, волнуют многих и актуальны для мирового православия в целом. Кстати, почему тебя не было на конференции? Книга твоя была там без автора.

- Меня туда не позвали, но это не важно. Необходимо рассматривать не только церковные проблемы. Отец Павел - такой гигант, что какой острый вопрос жизни ни возьми - он о нем писал: о семье, сиротах, социальном служении, человеческом достоинстве и внутренней свободе, о власти, судах и справедливости, репрессиях, о художественном творчестве, исторической памяти, о многом другом. Люди просто об этом не знают. Важно, чтобы его голос был услышан в обществе, чтобы его идеи развивали.

Есть два ложных типа памяти, искажающих и даже уничтожающих личность человека, - клевета и сотворение кумира. Не нужно делать из отца Павла икону, нужно продвигать его идеи. Если мы ограничимся только перечислением его достоинств и добрых дел, но оставим в стороне круг его идей, мы тем самым предадим его.

- Многие из его идей представлены в твоей книге. Недавно мы как раз по этому, проблемному, принципу провели II Адельгеймовские чтения «Церковь и суд». Мне хочется вывести эту конференцию в широкое поле вопросов, волновавших отца Павла. Провести, например, следующую о проблеме сакрального пространства. Отец Павел, наряду с отцами Глебом Якуниным и Вячеславом Винниковым, выступали в защиту преследуемых «Pussy Riot» и проводили параллель с гонимым Христом.

- Да, все правильно. Тем много. Но проблема не в содержании, а в том, как привлечь людей к чтению и обсуждению.

- А что если создать сайт, на котором обсуждать проблемы, волновавшие о. Павла?

- Сайт - это замечательно, но он должен быть живым, дискуссионным. Если просто выкладывать проповеди отца Павла, то люди могут просто поаплодировать, и все. Это должна быть светская площадка. Церковь не должна поглощать мир, она должна входить в него.

- Она входит в школу, медицину, армию, науку, власть…

- Нет, это она не входит, а всасывает в себя.

- Общество разделено, и многие озлоблены. До озлобленных не достучишься.

- Упаси Боже. И не надо. Важно достучаться до равнодушных, неопределившихся. Наш круг Адельгеймовских чтений очень узкий.

- Общины Преображенского братства выходят на довольно широкую аудиторию.

- О методах Преображенского братства, организованного господином Кочетковым, нужно сказать отдельно. Я предполагаю, что они преступили закон, защищающий права на интеллектуальную собственность, который предусматривает получение разрешения на публикацию трудов покойного автора у его наследников. Преображенское братство, насколько мне известно, не получало такого разрешения у матушки Веры. Текст переиздания книги отца Павла «Своими глазами» должен быть согласован с наследниками, чего тоже, по моим  сведениям, не было сделано. «Кочетковцы» в переиздании книги написали, что о. Павел был членом их братства. Мне неизвестны документальные свидетельства о его вступлении в это братство. Более того, в личных беседах о. Павел неоднократно высказывал мне свои претензии к деятельности братства, говоря, что они путают причинно-следственные связи взаимоотношений церкви и человека. По мнению о. Павла, церковь призвана помогать человеку жить в этом мире, а в Преображенском братстве часто жизнь человека, его семью и профессиональную деятельность ставят в зависимость от потребностей церкви. Он неоднократно говорил мне, что правильное устройство отношений заключается в том, что церковь должна быть для человека, а не человек для церкви. Также ставил вопрос и Христос: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Кроме того, от их деятельности нет никакой помощи семье отца Павла. О Вере Михайловне и Маше они не рассказывают: ни о том, что им помощь нужна, что защита нужна. Страна об этом не знает. Деньги от продажи моей книги «Отец Павел и его Вера» идут на помощь  семье. Любая популяризация трудов отца Павла должна сочетаться с помощью его семье. И эта помощь сегодня - главное.                                               

- Да, именно этого ждет от нас отец Павел, глядя с небес. Спасибо большое: за чудесную честную книгу и заботу о матушке и Маше.

Спасибо.

Беседовала Елена Волкова,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

    В сюжете:

06 августа 2015, 16:18  
ИНТЕРВЬЮ: Два года беды: беседы Елены Волковой с ВЕРОЙ МИХАЙЛОВНОЙ АДЕЛЬГЕЙМ, вдовой убитого 5 августа 2013 г. в Пскове священника Павла Адельгейма. Часть вторая
05 августа 2015, 20:48  
ИНТЕРВЬЮ: Два года беды: беседы Елены Волковой с ВЕРОЙ МИХАЙЛОВНОЙ АДЕЛЬГЕЙМ, вдовой убитого 5 августа 2013 г. в Пскове священника Павла Адельгейма. Часть первая
01 августа 2015, 14:42  
ИНТЕРВЬЮ: Автор книги «Отец Павел и его Вера» психолог АНАТОЛИЙ ОСНИЦКИЙ о судьбе книги, спекуляциях на памяти священника и о том, чем можно помочь ему. 1 августа – 77 лет со дня рождения о. Павла Адельгейма
20 марта 2015, 12:39  
МОНИТОРИНГ СМИ: В Воронеже открывается выставка «Свидетель эпохи: священник Павел Адельгейм». Родные дяди священника – Роберт и Рафаил Адельгеймы – были известными артистами и служили в местном театре
17 февраля 2015, 00:25  
МЫСЛИ: Тамерлан Демидов. ВО ИМЯ БРАТСТВА И ЛЮБВИ. У о. Павла Адельгейма появился преемник: студента Киевских духовных школ отчислили за правду
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования