Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 марта 2015, 10:32 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: В защиту чести и достоинства патриаршего сана. Историческая справка Андрея Кураева о традиции гонений на еретиков и иноверцев со стороны православных


"Православие никогда не подстрекало свой народ, не подталкивало его к тому, что бы он лишал свободы вероисповедания другие народы. И этот опыт веротерпимости был положен в основу формирования многонационального государства. Православная Церковь никогда не притесняла иноверцев".

Не понимаю, зачем патриарх Кирилл ставит читателя перед тяжким выбором:
- или патриарх не знает истории своей церкви и страны
- или он способен к прямолинейному рекламному лжесвидетельству.

Тем более, что в других случаях критерии "притеснения православных" предлагаются крайне растяжимые. И сегодня же православный интернет кипит от цитат, призывающих "освятить свою руку" известным способом.

Ну, а что было в истории...

Начало 5 века:
«Мое мнение, — замечает по этому случаю Августин, сам присутствовавший на соборе, — было таково, что никого не должно принуждать к единению со Христом, что должно действовать словом, опровергать рассуждением, поражать силою убеждения, чтобы, в противном случае, открытых еретиков не обратить в православных только по наружности». Но на соборе мнение Августина встретило сильное противоречие. «Старейшие и опытнейшие епископы убедили меня смотреть на дело иначе. Мое мнение было опровергнуто не словами, но примерами. Прежде всего мне указали на мой отечественный город (Тагаст), которого жители прежде все принадлежали к расколу, но потом обратились к церковному единству именно по страху императорских законов и теперь так гнушаются прежнего заблуждения, что как будто никогда не были причастны ему». (Павлов. Курс церковного права с. 364).

Начало 6 века:
«С конца 537 года по решительному внушению (святого) патриарха Антиохийского Ефрема и при усердном содействии светской власти возобновилось преследование монофизитов на Востоке. Снова в Сирии, Месопотамии и Армении монахи, как во времена Юстина, изгонялись из монастырей, подвергались облаве, среди зимы вынуждены были спасаться бегством в пустыню, причем под угрозой смерти был запрещено принимать беглецов. Остававшихся верными снова подвергали арестам, сечению розгами и пыткам; на площадях запылали костры, «откуда запах сожженных тел мучеников печально достигал обоняния верных» («дело, - говорит один современник, - которое сами язычники гнушались бы делать»)» (Шарль Диль. Император Юстиниан и византийская цивилизация в 6 веке. Минск, 2010, с. 341).

Конец 6 века:
"В это время приказал имп. Маврикий Стефану, епископу Харрана, поднять гонение на тамошних язычников. Когда получил этот приказ тот епископ, он поднял против них гонения, и многие стали христианами; те же, которые сопротивлялись, были изрублены мечом, а части их развесили на площадях Харрана. Правителем Харрана в то время был муж по имени Акиндин, он был христианином по имени, а тайно был язычником. И донес на него епископу его писец, человек молодой по имени Гонорий. Его распяли на холме, который есть в Харране. А Гонорий стал править вместо него городом" (Из анонимной сирийской хроники 1234 г. Публ.: Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже 6 и 7 вв. - М.- Лд, 1946,с. 254).

805 год: 
"Подвигаемый великою ревностью к Богу благочестивейший царь Михаил, по внушению святейшего патриарха Никифора и прочих благочестивых мужей, объявил смертную казнь манихеям, павликианам, афинганам во Фригии и Ликаонии, но был удержан от этого другими советниками под предлогом покаяния, но погрязшие в этом заблуждении никогда не могут раскаяться. Они положили правилом, что иереям не позволительно произносить смертный приговор против нечестивых, и в этом они поступили совершенно противно священному писанию. Если Петр, глава апостолов за одну ложь умертвил Анания и Сапфиру, если Павел великий громко вопиет, что делающие сие достойны смерти, и это за один плотский грех, то не противятся ли им те, которые освобождают от меча людей и исполненных всякой нечистоты душевной и телесной, и служителей диавола? Но благочестивый царь Михаил не мало из них предал мечу" (Феофан Исповедник. Хронография).

Константинопольский собор 1111 г. постановил сжигать богомилов. Причем если католическая инквизиция формально сама не выносила приговор, то Константинопольский собор сам приговаривал к сожжению (см. Анна Комнина. Алексиана. Спб., 1996, с.423).

Русская Кормчая Книга (1284 г.): "иже кто иметь еретическое писание у себя держати, и волхованию его веровати, со всеми еретики да будет проклят, а книги те на темени их сожещи".

Константинопольский патриарх св. Геннадий Схоларий (патриархом он стал после падения Константинополя в 1453) говорил, что сама церковь не может “открыто поручать светским властям карать еретиков смертью, так же как она, например, не может поручить убить фальшивомонетчика. Если какой-то архонт, изловив такого человека, пожелает узнать у церкви, что ему надлежит сделать с ним, то церковь не скажет, что человека нужно убить. Если же архонт посадит пойманного на кол и обрубит ему конечности в соответствии с установленными и действующими законами, то церковь не разгневается на этого архонта, а скорее похвалит его, а ушедшего из жизни осудит. Насколько же хуже разрушающий веру, через которую души людей получают спасение, чем подделыватель монеты, которой мы пользуемся только во временной жизни! Так что совершенно так же, как имеющие от Бога меч власти обязаны карать смертию других преступников, точно также и даже в гораздо большей степени они должны поступать с отступниками от веры". Схоларий ссылается на закон византийских императоров, гласящий: "Удостоенные святого крещения, но снова ставшие язычниками подлежат смертной казни". Цитируемый Схоларием текст дословно совпадает с текстом закона императоров Василия, Константина и Льва, включенного в Прохирион, а позднее (в 14 веке) - в Алфавитную Синтагму Матфея Властаря. Таким образом, явно желая создать свою систему политического преследования по образцу католической инквизиции, Схоларий в то же время опирается на традицию канонического права православной церкви" (И.П. Медведев. Византийский гуманизм. Лд., 1976. С. 36-37. Подробнее: ГЕННАДИЙ СХОЛАРИЙ КАК ИДЕОЛОГ «ВИЗАНТИЙСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ», http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/XV/1440-1460/Georg_Scholarij/text1.htm).

(Кстати, та же логика и риторика у св. Филарета Московского в слове на панихиде по крестьянам, убитым в ходе бунта в селе Бездна: «Существо вопроса об отмене или удержании телесных наказаний до духовного ведомства не касается... Если государство найдет неизбежным в некоторых случаях употребить телесное наказание, христианство не осудит сей строгости» (Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета. Т.V. Сс. 128 и 131). Сказано в связи с расстрелом крестьян в селе Бездна - шестью залпами убит 51 человек.)

1553 год:
Старец Сильвестр, духовник Ивана Грозного – первому казанскому наместник А. В. Горбатому : "Ничто же бо тако пользует православных царей, якоже се, еже неверных веру обращати, аще и не восхотят,.. дабы вся вселенная наполнилася православием" (цит. по: Кобрин В.Г. Иван Грозный. М., 1989. С. 108).

"Будет кто иноверцы, какия ни буди веры или русский человек, возложат хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа или на Богородицу или на честный крест, или на святых Его угодников, того богохулника обличив казнити, зжечь" (Соборное уложение 1649 г. Текст и комментарий. Лд., 1987, с. 19).

1656 год: рязанский архиепископ св. Мисаил решил отправиться в Шацкий уезд для проповеди мордве. В поездках для распространения православия его сопровождали отряды солдат, а местное население встречало вооруженных огнестрельным оружием русских с копьями и стрелами. Мордва обратилась с челобитьем к царю с просьбой не принуждать их ко крещению, но просьба осталась без удовлетворения, царь предписал епископу приводить ко крещению силой. Во время очередного похода с солдатами в деревне Ямбирно пятьсот человек мордвы с оружием в руках встретили русских. Стрелы обратили царских воинов в бегство, а одна поразила епископа в сердце. Сотни людей были брошену в тюрьму, и именно в тюрьме 684 человека были окрещены в 1657 г.

Св. митр. Арсений Мациевич: «истребление раскольников должно совершаться с большим прилежанием и настойчивостью, чем жидов и других еретиков, живущих в пределах России». (Цит. по: Мельников Ф. Е. Блуждающее богословие. Обзор вероучения господствующей Церкви. вып. 1. М., 1911, с. 138).

(Тут стоить заметить, что святитель Арсений был крут и по отношению к своим священникам:
1746 год. Священник при крещении малыша допустил быть восприемниками инославным (в этой роли выступили жена и сын опального барона Бирона). За это по указу св. митрополита Арсения Мациевича был бит палками ("цепками") с чтением 50-го псалма при собрании прочих священно- и церковнослужителей. (Заозерский Н. А. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894, стр. 423).
Когда Арсений Мациевич был ещё инквизитором в Москве, он однажды пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно [ЧОИДР.1862.Кн. II. Смесь. С.3]. (Знаменский П. В. Приходское духовенство в России. СПб, 2003, С.595).
В 1753 г. Арсений (Мациевич) Ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомости, за несмотрение его наказать в консистории цепками - так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для упругости намачивались в горячей смоле".(Знаменский. С.594)).

В 1720-х годах казанский митрополит Тихон Воинов предложил Синоду разрушить все мусульманские кладбища в Казани и вообще запретить татарам хоронить по мусульманскому обряду (Смолич И.К. История русской Церкви. 1700-1917. ч.2. М., 1997, с. 213).

Императрица Елизавете по настоянию еп. Луки Конашевича 19 ноября 1742 года подписала Указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых. В течение двух лет разрушил в Казанском уезде было разрушено 418 мечетей из 536 имевшихся (История Татарии в документах и материалах. М., 1937).

"Любите врагов ваших поляков, финляндцев, грузин, армян, евреев, кавказские племена, они крепко ненавидят и болеют диавольскою ненавистью, они жалки, несчастны, подвержены страстям и сто раз нуждаются в нашем сожалении, сочувствии, ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедовавшего всем любовь". (Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи. Москва, 1999 г. с.37, 67, 79). Сказать "поляки, финляндцы, грузины, армяне, евреи, кавказские племена наши враги вообще сволочи, но мы должны их любить" означает именно это: занесение множества этносов во всецелые враги. А с врагами отечества сами понимаете, как оно надо поступать...
Понятно, что от таких слов в памяти читателя останется не дежурный призыв к любви, а разрешение на именование врагами целых этносов, между прочим - твоих сограждан по Империи.

***

Число таких законов, науськиваний и казней можно умножать очень долго.

И потому вновь приходится возвращаться к той дилемме, что обозначена в начале поста. И вот это действительно оскорбляет мои религиозные чувства.

***

Эти цитаты вовсе не результат моего получасового поиска по гуглу. Многие годы они копились в моей памяти и в моем компьютере...

И они просто иллюстрация ранее высказанного мною тезиса о том, что История церкви это не только история святых, но и история болезни. В этой истории было немало переломов и кривых сращений. Приобретено много стигматов (в психологическом смысле этого слова) и дурных привычек. Создано много двусмысленных образов и образцов для подражания. Нравственно не осуждено (а, значит, и принято и даже оправдано) много отнюдь не святых поступков.

БЛОГ ПРОТОДИАКОНА АНДРЕЯ КУРАЕВА, 15 марта 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

02 марта 2016, 12:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мораль "сергианства". Андрей Кураев: это когда имидж Церкви важнее детских слез
27 февраля 2016, 14:57  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кураеведение. Монах РПЦ МП Диодор (Ларионов): "Всё-таки Кураев шулер. Шулерство — вообще болезнь миссионеров"
16 февраля 2016, 21:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Андрей Кураев: между "статусным церковным диссидентом" и "врагом Церкви". Покинувший РПЦ МП ее некогда штатный миссионер поздравляет опального протодиакона и делится своей версией настоящей причины его опалы
16 февраля 2016, 20:38  
МОНИТОРИНГ СМИ: Поздравление протодиакону Андрею Кураеву с днем рождения! Иеромонах Димитрий (Першин): "Сколько раз убеждали притихнуть, угомониться, прислушаться к полезным советам вышестоящих вертикалей – ан нет"
03 февраля 2016, 13:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сегодня для правослактов изготовят святого покровителя. Андрей Кураев о канонизации архиепископа Серафима (Соболева), призывавшего ввести смертную казнь для атеистов
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 22:09  
ФОТО ДНЯ: Вердикт!
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 18:30  
Митрополит Меркурий просит убрать бомжей с Соборной площади Ростова-на-Дону
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 17:56  
Египет: разъяренная толпа сорвала одежду с пожилой христианки и заставила ее обнаженной пробежать по улице
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 17:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Единоверный враг и причиненный Грузинской Церкви ущерб. Назначенный Русской Церковью управляющий экзарх заявил, что его целью являлось потопить в крови идею независимости Грузии и автокефалии Церкви
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 16:49  
В новой Москве создадут Парк героев за 1 млрд рублей, в котором предусмотрена работа детского православного лагеря
26 мая 2016, 16:28  
Школьников в Брянской области перед ЕГЭ окропили святой водой
26 мая 2016, 16:12  
Буддийский монастырь на горе Качканар в Свердловской области должны снести к 1 августа
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 15:37  
МОНИТОРИНГ СМИ: Концерт в Уфе, который пытались отменить: Британские «развратники» оказались трезвенниками и вегетарианцами. "Православные актвисты" обвинили в сатанизме любителей мюсли и йогуртов
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 15:11  
Папа Римский просит молиться об обращении террористов
26 мая 2016, 14:59  
У Исаакиевского собора нет войны с РПЦ МП, музей не хочет конфронтации, заявил его директор
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 14:38  
Использование иностранных слов в современном русском языке является плохим признаком, заявил Патриарх Кирилл (Гундяев), обнаружив в тексте своей речи слово "тренд"
26 мая 2016, 14:14  
В Мосгордуме не поддерживают предложение РПЦ МП ввести уроки религиозной культуры в детских садах
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 13:42  
Церковь Шотландии объединится с Церковью Англии
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 13:12  
МОНИТОРИНГ СМИ: Исаакиевскому собору оставили Бурова. Таким образом власти Петербурга подтвердили свой выбор в пользу музея, а не храма
26 мая 2016, 12:47  
Восемнадцатилетний студент приговорен в Омске к исправительным работам за то, что обругал православных из-за отмены концерта Мэрилина Мэнсона
26 мая 2016, 12:24  
Досуговый центр для мусульман «Татарская слобода» может появиться в Москве
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 11:59  
Казахстан: прихожане павлодарской мечети простили укравшего у них телефоны подростка
26 мая 2016, 10:43  
ДОКУМЕНТ: "Лучше бы ты этого не делал". Восемь заповедей Летающего Макаронного Монстра
Материал содержит иллюстрации26 мая 2016, 10:18  
Магистерская диссертация православного депутата Евгения Марченко почти полностью оказалась плагиатом
26 мая 2016, 10:13  
БИБЛИОТЕКА: Николай Заболотский. К шестидесятилетию социалистической Отчизны. Юбилейная статья профессора ЛДА в "Журнале Московской патриархии" (№ 11, 1977 г.). [сергианство]
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации26 мая 2016, 09:50  
Священник РПЦ МП Николай Савченко, сосланный в монастырь за выступления против агрессии РФ в отношении Украины, по-прежнему убежден в собственной правоте
Материал содержит видео информацию26 мая 2016, 08:52  
ВИДЕО: "Это обкатка понятий, чтобы впоследствии выйти далеко за рамки религиозной деятельности". Кирилл Товбин о том, как Дворкин создал пугало для устранения неугодных и о ФЭКРИС
26 мая 2016, 08:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Московская Патриархия - за создание Мирового Правительства. Андрей Кураев об обличающем властные элиты Проекте "Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд"


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования