Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 марта 2015, 20:11 Распечатать

БИБЛИОТЕКА: Проф. М.А. Бабкин. Устав Русской православной церкви: допустимо ли отождествление РПЦ и ПРЦ? [каноническое право]


В настоящее время как церковными, так и светскими специалистами в области истории, государственного и церковного права обходится стороной важный вопрос: является ли современная Русская православная церковь (РПЦ) [здесь и далее автором имеется в виду РПЦ МП] легитимной наследницей дореволюционной Православной Российской Церкви (ПРЦ) [1]? По умолчанию считается (фактически постулируется), что РПЦ и ПРЦ как в историческом, так и правовом плане – суть одно, что они тождественны. Однако это совсем не очевидно хотя бы потому, что главный юридический документ РПЦ – «Устав Русской Православной Церкви» [2] - даёт на этот вопрос едва ли не противоположный ответ.

До 1917 г. Россия [3], как ранее Византия, составляла с Православной Церковью единое церковно-политическое тело, единый организм. Одним из показателей этого единства являлась невозможность проведения чёткой границы между светским (в привычном ныне понимании) и церковным законодательством. При этом российскому законодательству не было известно такое юридическое лицо, как Православная Российская Церковь [4]. Тем не менее, структурные установления ПРЦ (храмы, монастыри, духовные учебные заведения, Святейший Правительствующий Синод и др.) являлись определёнными юридическими единицами со своими правами. Причём у всех структурных установлений ПРЦ юридические права были весьма ограничены: например, на каждую куплю-продажу объектов недвижимости им необходимо было через Святейший Синод испрашивать разрешение императора. Процесс «отдаления» Церкви от государства начался лишь после свержения монархии в марте 1917 г., при Временном правительстве [5].

Большевики, захватив власть, 21 января 1918 г. издали декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», более известный под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Он начинался словами: «Церковь отделяется от государства» [6]. Отделив ПРЦ от государства, большевики приравняли её к частным обществам и союзам. При этом они не только не предоставили ей прав юридического лица (которых она до того, повторимся, и не имела), но и все её структурные установления тем же декретом лишили прав юридического лица [7]. После чего в условиях известных советских гонений на духовенство ПРЦ, не имея вообще никакой государственной регистрации, как централизованная организация юридически переставала существовать. Фактически она атомизировалась на отдельные de jure «неизвестные» государству единицы – епархии, монастыри, храмы.

И хотя с 16(29) июля 1927 г., после публикации известной «Декларации» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского и Арзамасского Сергия (Страгородского) [8] часть иерархов пошла вслед за её автором на сотрудничество с Объединённым государственным политическим управлением (ОГПУ) и соглашательство с советской властью, этот факт не позволяет однозначно утверждать, что Сергий возглавил ПРЦ. Ведь единой ПРЦ как таковой не было: ни de jure, ни, по большому счёту, de facto.

Сергий Страгородский был поставлен советской властью de jure и de facto лишь во главе одного из «осколков», оставшихся от исторической ПРЦ. Причём «осколка» едва ли самого крупного: ведь необходимо учитывать, что все многочисленные «непоминающие» митрополита Сергия не относились к его юрисдикции [9].

В начале сентября 1943 г. на базе «сергианского осколка» ПРЦ И.В. Сталиным была создана большая и мощная структура с новым названием «Русская православная церковь» (РПЦ). В частности, была изменена титулатура патриарха Московского: вместо «…и всея России» стало «…и всея Руси». С того же времени епископат РПЦ фактически вошёл в состав советской «знати» [10]. И его представители вплоть до позднесоветских времён тесно сотрудничали с властями страны, участвуя, например, в пропаганде социализма (и в СССР, и за его границами), а также в организации гонений на другие «осколки» ПРЦ.

Касательно преемства РПЦ от ПРЦ «учредительные документы» РПЦ дают весьма противоречивые ответы.

(...)

ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ...

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

20 июля 2017, 13:26  
МОНИТОРИНГ: Они сражались за веру. Как язычники в РФ оказались на страже интересов РПЦ МП
19 июля 2017, 16:14  
Барнаульская язычница объяснила картинку, из-за которой против нее было возбуждено дело об "оскорблении чувств верующих"
11 июля 2017, 16:03  
Житель Ангарска стал фигурантом дела об оскорблении чувств верующих из-за видео "покраски стены иконой"
04 июля 2017, 14:40  
Рабочий в Кировской области оштрафован на 25 тыс. рублей за "оскорбление чувств верующих"
26 июня 2017, 15:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: Побег из церкви Дзержинского. «"Новый чекист" – акция, посвященная рождению в России новой религии, советского православия, гибрида КГБ и РПЦ. Эта религия не терпит иноверцев, безжалостно их преследует»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования