Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 марта 2015, 21:12 Распечатать

МНЕНИЕ: «Жителям России трудно понять межконфессиональные отношения в Украине» - архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ(о) ИГОРЬ (Исиченко)


«Портал-Credo.Ru»: Насколько серьезно изменилась ситуация в Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) после кончины Митрополита Мефодия (Кудрякова)? Можно ли теперь надеяться на организационное воссоединение УАПЦ и фактически возглавляемой Вами УАПЦ(о)?

Архиепископ Игорь: «УАПЦ (о)» - это миф, распространявшийся с целью дискредитации нашей Харьковской епархии и противопоставления ее западноукраинской части УАПЦ. На самом деле ни формально, ни фактически такой структуры как «УАПЦ (о)» не существует. Просто в 2005 году, после рейдерского захвата Киевской патриархии УАПЦ сторонниками Митрополита Мефодия, Харьковско-Полтавская епархия вынуждена была прибегнуть к юридическим уловкам, позволявшим защититься от попыток ее уничтожения, от новых рейдерских атак, которые уже готовились. Для этого мы решили зарегистрировать устав епархии и епархиального центра независимо от устава УАПЦ. По украинскому законодательству это давало возможность самостоятельного существования епархии как религиозного объединения.

Пришлось также регистрировать новый устав консистории – епархиального управления. Митрополит Мефодий в это время попытался создать двойника нашей епархии – параллельную структуру почти без приходов, но с тем же названием. Из-за этого власти отказались регистрировать нас как «Харьковско-Полтавскую епархию УАПЦ» и настояли на внесении в устав дополнительного определения – «обновленная» (имеется в виду епархия). Но в канонических документах мы никогда не употребляли этого определения. Епархия, созданная в 1942-м и возрожденная в 1992 году, продолжала существовать как часть УАПЦ. А под «УАПЦ» мы всегда понимали единую Церковь, сохранившуюся от большевицкого террора в изгнании: в Западной Европе, Австралии, Южной Америке – и возвратившуюся после 1989 г. в Украину. Ее возглавлял в 2005 г. митрополит Константин, а после его упокоения местоблюстителем кафедры стал митрополит Антоний. Их имена мы с 2000 года поминаем на богослужениях.

Кончина Митрополита Мефодия создает предпосылки к воссоединению обеих частей УАПЦ – и нашей, восточноукраинской, и западноукраинской (галицкой) на основе признания себя неотъемлемыми частями этой единой УАПЦ и отказа от нарушения устава УАПЦ и решений Поместного Собора нашей Церкви 2000 г.

- Вас связывают многолетние братские отношения с нынешним местоблюстителем предстоятеля УАПЦ митрополитом Макарием. Каких изменений Вы ждете в жизни Церкви под его руководством? Что бы Вы могли рассказать о митрополите Макарии российской аудитории, которая его совсем не знает?

- Я был одним из святителей (архиереев, участвовавших в хиротонии) владыки Макария (Малетича). Бывший священник Московского патриархата, Николай Малетич, овдовев, решился в 1996 году принять монашеский постриг и был избран собором Львовской епархии на архиерейскую кафедру. Произошло это тогда, когда митрополит Петр (Петрусь) взбунтовался против канонической власти Патриарха Димитрия (Яремы). Владыка Макарий всегда был предан памяти Патриарха Димитрия. Правда, сложная ситуация во Львовской епархии не давала ему возможности разорвать с митрополитом Мефодием. Но, оставаясь под его омофором, владыка стремился не допустить дискредитации УАПЦ на Львовщине и занимал независимую социальную позицию. Он активно поддерживал Майдан, в то время как митрополит Мефодий запретил своему клиру выходить к протестующему народу и требовал не допускать критики режима Януковича. Во Львовской епархии осуществляются масштабные программы поддержки освободительной войны на Донбассе; владыка Макарий сам неоднократно выезжал на фронт с гуманитарной помощью нашим воинам.

Все это дает надежду на принципиальные изменения в состоянии той части Церкви, которая после упокоения Патриарха Димитрия в 2000 году фактически жила по кремлевскому сценарию.

- Социальные позиции УАПЦ в последние годы были достаточно слабыми, ее приходы представляли собой сколько-нибудь значительную величину лишь в 2-3 регионах Украины. Не подтолкнет ли это новое руководство УАПЦ к объединению с Киевским патриархатом?

- Было бы глубоко ошибочным оценивать социальные позиции Церкви количеством ее приходов. Я бы отдал предпочтение совсем другим критериям: самостоятельности социальной доктрины, мужеству духовенства, консолидации клира и мирян перед внешними угрозами, пришедшими в Украину с востока.
Киевский патриархат возник в 1992 г. как своеобразный компромисс между чуждой советскому прошлому УАПЦ и посткоммунистической номенклатурой, сохранившей власть благодаря Леониду Кравчуку. Постсоветская бюрократия стремилась создать церковные институты, которыми могла бы оперировать в своих интересах. К счастью, УПЦ КП вышла за пределы отведенной ей роли государственнического инструмента. Но она и сейчас нуждается в более самостоятельных партнерах, не связанных с местными олигархами и опирающихся на более надежную национальную (поместную) церковную традицию. Безусловно, в будущем придет время для консолидации разделенных Церквей в одну экклезиологическую структуру. Но не думаю, что это произойдет сейчас, немедленно.

- Расскажите о главных итогах визита в Украину предстоятелей Украинских Церквей Константинопольского патриархата в США и Канаде. Каким было главное послание, которое они привезли в Украину? Насколько адекватно и полно они выражали позицию Константинопольского Патриарха?

- Последний вопрос стоило бы задать самому Патриарху Варфоломею. Но, зная о глубочайшим уважении, с которым относятся к Его Всесвятейшеству наши владыки в Канаде и США, не сомневаюсь, что позиция Константинополя была выражена абсолютно корректно. Да ведь и сам Патриарх Варфоломей на протяжении последних десятилетий неоднократно упоминал о том, что считает долгом Церкви-Матери оказать возможную помощь временно разделенным частям исторической Киевской Церкви в разрешении их проблем на надежной канонической основе. Кстати, в Украине ведь были не только предстоятели, но и почти все владыки, входящие в состав Постоянной конференции украинских православных епископов за пределами Украины, а также священники и миряне – члены консисторий УПЦ в Канаде и УПЦ в США.

- В российских СМИ распространено убеждение, что Вы чрезвычайно близки с греко-католической Церковью и считаете Папу Римского главой Вселенской Церкви. Справедливо ли это убеждение, правда ли, что Вы считаете православие и католицизм единой Церковью?

- Если бы я исповедовал примат Папы Римского, очевидно, я не оставался бы в Православной Церкви. Для нас в УАПЦ примером братских межконфессиональных отношений является Патриарх Варфоломей. Его встречи с Папой Франциском в Риме и Константинополе, его заявления напоминают о единстве христианства, не разрушенном политическими интригами «третьего Рима».

Наверное, жителям России трудно понять наши межконфессиональные отношения в Украине. Ведь, что греха таить, многие Ваши земляки руководствуются в отношении к инакомыслящим знакомыми лозунгами: «кто не с нами, тот против нас» и «если враг не сдается, его уничтожают». Украина – многоконфессиональная страна. И мы стремимся формировать здоровые партнерские отношения прежде всего между христианскими конфессиями. Разве обязательно надо поступаться принципами своей веры, чтобы совместно распространять Библию, заниматься благотворительностью, исследовать богословские памятники? А как быть с армией, где служат люди разных вероисповеданий, а капелланы должны сотрудничать в их духовной опеке?

Я очень высоко ценю свою дружбу со многими греко-католическими епископами и священниками, с такими активными мирянами как Мирослав Маринович. И эта дружба возможна именно потому, что мы умеем уважать позиции друг друга, находить общее в системе ценностей. Очень жаль, что для части граждан современной России, воспитанной в духе авторитаризма, такие взаимоотношения остаются непонятными.

Беседовал Владимир Ойвин,
для "Портала-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

25 января 2018, 20:54  
МЫСЛИ: Феодорит (Амин). «ПАЛЕСТИНСКОЕ БЛАГОУХАНИЕ», или История одной церковно-политической авантюры, подставившей УПЦ МП
25 января 2018, 12:21  
Священный Синод УПЦ КП назначил новых управляющих Одесской и Херсонской епархиями
24 января 2018, 18:39  
ВИДЕО: "Филарет пoшел прямой дорогой, а мы - околицами...". Большое интервью главы УПЦ КП Евгению Киселеву - об автокефалии, анафеме, УПЦ МП, сергианстве и канонизации Сергия (Страгородского)
24 января 2018, 17:34  
Президент Украины Петр Порошенко поздравил Патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) с 89-летием и напомнил о 100-летии начала украинской автокефалии
22 января 2018, 14:50  
Верховный суд Украины не поддержал верующих Киевского патриархата в Донецкой области, оспаривающих храм у общины УПЦ МП
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования