Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
31 декабря 2014, 16:33 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Член Архиерейского Совещания РПАЦ епископ Калужский и Обнинский ИГНАТИЙ (Душеин) об итогах 2014 года и двухлетия отделения своей общины от РПЦ МП, о невозможности полемики с ней и о различиях епископов


«Портал-Credo.Ru»: Два года назад Вы с общиной покинули РПЦ МП и присоединились к Архиерейскому Совещанию РПАЦ. Как Вы оцените прошедшее время?

Епископ Игнатий: Мне очень сложно осознать, что прошло всего два года. В качестве патриархийного священника я пробыл почти 19 лет – и как будто их не было. А здесь – всего два года, но кажется, что прошло много лет. А оценить прошедшее время я могу только одной фразой: «Слава Богу!» Уверен, что не только я, но вся наша община переживает лучший период своего бытия.

- А что изменилось в жизни Ваших прихожан за два года? Они видят отличия?

- И видят, и слышат, и разумеют. Им приходится идти путем свидетельства о своей вере. Мы живем в таких местах, где все знают друг друга, и им приходится и на вопросы отвечать, и всякие нападки выслушивать. Потеря чувства того, что ты там, где большинство, – для многих людей непосильная ноша. Многие, в том числе и священники, именно по этой причине не могут покинуть РПЦ МП, зная обо всех ее ересях и безобразиях. Оказаться не в тренде, оказаться другим, пойти против течения - это в некоторой степени – исповедничество. Я рад за наших прихожан, они молодцы!

Ну, конечно, и в нашей богослужебной жизни многое изменилось. У нас нет «захожан» - прохожих со свечками в руках. Утреня - утром, вечерня - вечером, даже если к этой вечерне присоединяется Литургия. Община причащается за каждой Евхаристией. Понятно, что это не делает нас лучше других автоматически, но я думаю, что все это дает некий стимул, основу правильной жизни. А уж саму эту жизнь должен вести каждый сам.

- А количество прихожан изменилось?

- Да. Увеличилось. Правда, в основном не за счет местных жителей – они в большинстве уже определились в своих религиозных интересах, или в их отсутствии. Прирост общины идет за счет «дальних», которые иногда становятся ближними по духу, а иногда и по жительству. Все же мы живем во времена интернета.

- Все российское общество в прошедшем году было, по сути, разделено из-за событий, связанных с Украиной. Эти разделения коснулись и некоторых ИПЦ России. А у Вас в епархии как?

- У нас среди всех политических мнений еретическим, т.е. отлучающим от Церкви, является только одно: это мнение о том, что какие-то политические взгляды могут быть причиной отлучения человека от Церкви. Другими словами, каждый сам волен иметь свое мнение – главное не считать чем-то плохим то, что у кого-то может быть другое мнение.

В наших общинах есть люди с разными мнениями на счет происходящих событий, иногда почти противоположными. Слава Богу, это никак не нарушает нашего единства в вере и не грозит нам никакими разделениями.

- А Ваше личное мнение на этот счет?

- Оно именно мое личное. Я не согласен с политикой властей РФ. Но самое опасное из того, что я вижу – вполне сознательное разделение общества через государственные СМИ на «своих» и «чужих». Сознательное насаждение ненависти, нетерпимости, навешивание ярлыков, расчеловечивание несогласных. Однако каждый имеет от Бога свободу пресечь эти плевелы в самом себе.

- Нужно устраниться от жизни этого мира?

- Да, но для каждого своя мера. Вообще, если мы хотим быть в Церкви, то нужно максимально устраниться. Церковь не живет в мире, а странствует в нем. Мир – не место для жизни, а гостиница. Увлекаться разборками хозяев номеров, да еще и душу свою полагать за их амбиции – для православного человека совсем непростительная роскошь. Иметь свое мнение – этого вполне достаточно.

- Ваш выход был связан с острой полемикой с РПЦ МП. С годами Ваше отношение к этой организации изменилось?

- Конечно. Я успел убедиться в том, что полемика за редчайшими исключениями не нужна вообще. Слишком у нас с ними разные интересы и ценности. Отвечать нужно тем, кому это интересно, а спорить – это лишнее. Мне приходится про РПЦ МП что-то писать и говорить, но это только из-за постоянных навязчивых усилий этой организации проникнуть во все поры общественной жизни, т.е. не столько по религиозным соображениям, сколько по общественным.

- Вы не преувеличиваете, когда говорите, что Московская патриархия проникает прямо-таки во все поры общества?

- Увы, нет. Вот свежий пример из прямо нашей, районной жизни: конференция местной епархии РПЦ МП принимает итоговый документ, в котором указывает местным властям и педагогам, как им жить и работать. По сути – это вмешательство в действия избранных народом властей, попытка одной из многих конфессий оказывать не просто влияние, но давление на власть и школу. Это вопиющее нарушение принципа светскости государства, нарушение Конституции. Если бы любая другая религиозная организация, а у нас их много и все равны по закону, попыталась бы нечто подобное делать, ею бы немедленно заинтересовались соответствующие органы, возникло бы еще одно дело об «экстремизме» и «разжигании». Всякие «православные эксперты» заголосили бы. Но РПЦ МП позволено все. Именно поэтому совсем молчать о ней не получается: нельзя игнорировать соседа, который считает что твой дом – его собственность.

Я в этой кухне покрутился изрядно. Знаю, какие типовые отчеты составляет каждый год каждый благочинный МП. Как он прописывает в отдельной графе отношения с местными властями и предпринимателями (!), а в другом пунктике ему необходимо перечислить все «неправильные» организации и группы на его территории (а это значит – все, которые не РПЦ МП), а также указать численность, организационные структуры, мероприятия и прочие дела «сект». Вы думаете, этот тотальный сбор информации осуществляется для укрепления дружеского диалога?

Я так же знаю некоторые особенности работы «миссионерских отделов» РПЦ МП. Неофициально эти отделы могут сотрудничать со спецслужбами по внедрению в «секты» агентов-информаторов. А официально сейчас уже объявлено о составлении Всероссийской «карты сект».

Все это надо знать и помнить. Я по себе знаю, как можно повредить собственное мировосприятие в недрах этой организации, как можно дойти до того, что черное назовешь белым, а белое – черным, – и будет казаться, что это у тебя вполне искренне.

Вот пример уже внутренней жизни. Очередного священника РПЦ МП, создавшего общину, без объяснения причин просто росчерком пера переводят. Община полностью оказывается бесправной перед лицом иерархии, по-советски запуганные прихожане-пенсионеры униженно обивают пороги епархиального управления, так и не сподобившись увидеть лично своего епископа (какие такие люди – он же серьезными делами занят!).

Я понимаю, что для РПЦ МП это просто обиход, норма жизни, которая ни у кого не вызывает там недоумения. Но для нас теперь, с нашим сознанием, это просто дикость, варварство.

- В ИПЦ такое невозможно?

- За все ИПЦ не скажу, но в Архиерейском Совещании РПАЦ такое просто немыслимо. У нас есть четкое понимание того, что священник – неотъемлемая часть общины. Часть – в смысле как часть тела. Никаких операций по пересадке частей тела у нас не проводится. И если у общины нет священника, она вполне может и даже должна жить без него, пока он в ее недрах не созреет. Не надо его искать специально и делать пересадку головы или печени.

- Беспоповские общины?

- Да, по типу катакомбных. Эта практика была широко распространена в России в эпоху большевицких гонений. Молились сами мирским чином, причащались запасными Дарами, конспиративно передаваемыми епископами или священниками через курьеров, исповедовались через письма.

Что мешает так жить общинам, где нет священников, даже если в такой общине два или три человека? Молиться самим, причащаться запасными Дарами, исповедоваться через современные средства коммуникации.

- Вы стали епископом. Наверное, многие Ваши бывшие собратья сказали, что ради этого Вы все и затеяли.

- Может, и сказали. И, наверное, это многих успокоило. Всегда приятно объяснить непонятный поступок ближнего понятной тебе мотивацией. А объяснив себе это – можно вполне жить дальше со спокойной совестью. Так что не буду никого разочаровывать – все равно каждый будет верить в то, что ему милее.

- Но все же факт Вашего епископства налицо.

- Налицо только слово «епископ», которое звучит одинаково в совершенно разных случаях, и поэтому у тех, кто знает только жизнь епископов РПЦ МП, это слово вызывает определенные ассоциации. На самом деле епископ в МП и епископ в ИПЦ - вещи не просто разные, но во многом противоположные. В РПЦ МП епископы «соборно» приняли для себя такие стандарты потребления, которые делают их особо привилегированной кастой. Причем пожизненно. В ИПЦ епископ - это служение и ответственность.

- Как Ваше епископство изменило жизнь общины?

- Изменило в некоторой степени только богослужебную жизнь. Службы отличаются, облачения. А по сути – все как раньше: служим, работаем, проводим занятия.

- Сколько общин теперь в Вашей Калужской епархии?

- Три. Самая старшая – Калужская община в честь свт. Игнатия Брянчанинова. Если бы существовало понятие «первенства чести» среди общин, я бы назвал ее первенствующей. Еще есть община в Обнинске в честь свт. Иоанна Шанхайского. Это еще молодая и небольшая община, но надеюсь, Божией милостью, у нее будет большое будущее.

- У Вас продолжается издательская деятельность?

- Да, Слава Богу! Стараниями наших прихожан, имеющих такую возможность, у нас вышли в прошедшем году две книги. «Две церкви» - книга о Православии, экуменизме и сергианстве - результат творчества нашего содружества «Узкий путь». И «Экклесиология», авторства греческого богослова-старостильника Александра Коломироса, – замечательная работа, будет полезна всем, кто интересуется истинным православием. Также выпущены два настенных календаря – общины и епархии.

- Что Вас больше всего удивило в ИПЦ, конкретно - в АС РПАЦ?

- Концентрация умных и искренних людей «на душу населения». Впечатление, что из начальной школы попал в институт. Уж поверьте, мне есть с чем сравнивать. Это, конечно, не главное для церковной структуры, но радует как положительный бонус.

- Испытываете ли Вы какие-то гонения или притеснения со стороны властей?

- Нет. Милостью Божией мы живем и служим вполне свободно, несмотря на известные мне доносы «коллег» из РПЦ МП в соответствующие органы. Думаю, у этих органов есть вполне реальные дела и им недосуг заниматься ерундой.

- Каким Вы видите будущее Истинно-Православной Церкви в России?

- Думаю, при общем падении интереса к религии вообще, в силу разных причин, интерес к Истинному Православию будет расти. Есть часть населения, у которой всегда будет духовный голод. Уже вполне очевидно, что РПЦ МП этот голод утолить не может, но может только обслуживать идеологические «запросы» сильных мира сего и оказывать населению различные «ритуальные услуги» (но и это-то, по-моему, делается далеко не на самом высшем уровне). Поэтому будет идти процесс расслоения: кому нужны услуги – в МП, кому нужно Православие – в ИПЦ. Каждый получит свое, и все будут довольны.

Беседовал Валерий Степанов,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


    В сюжете:

13 января 2015, 15:25  
Правозащитная христианская организация "Open Doors" составила рейтинг стран, где христиане больше всего подвергались гонениям в 2014 году
06 января 2015, 12:24  
МОНИТОРИНГ СМИ: "2015 год Россия в этом виде не переживет". Российское общество необходимо вернуть в сообщество европейских, христианских или постхристианских народов, полагает проф. Зубов
31 декабря 2014, 20:03  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Год России в Украине. На Храмовую гору вместо первосвященника взошел царь…
31 декабря 2014, 16:38  
МОНИТОРИНГ СМИ: Статистические данные о епархиях РПЦ [МП], 2014 год
31 декабря 2014, 16:33  
ИНТЕРВЬЮ: Член Архиерейского Совещания РПАЦ епископ Калужский и Обнинский ИГНАТИЙ (Душеин) об итогах 2014 года и двухлетия отделения своей общины от РПЦ МП, о невозможности полемики с ней и о различиях епископов
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования